Методическая разработка "Развитие просодических компонентов речи в коррекции заикания"
методическая разработка по логопедии по теме

В методической разработке описывается об оказание логопедической помощи ребенку при заикание. атакже освещается вопрос помощи родителей такому ребенку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx38.78 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Развитие просодических компонентов речи в коррекции заикания»

Природа этого расстройства еще во многом остается загадочной. Десятки и даже сотни ученых и практиков пытаются понять причины заикания и найти надежное средство лечения, проводят разнообразные исследования, проверяют приемы помощи. Что же мы знаем сегодня о заикании?

Прежде всего, что это расстройство, которое проявляется в виде различных запинок (остановок речи, повторов элементов и некоторых других). Если внимательно прислушаться к речи друг друга, то можно обнаружить отдельные запинки у каждого человека. В общем их называют также нарушениями плавности речи. Для большинства людей они исключение, для заикающихся – правило. Количество запинок может быть разным у заикающихся и в некоторых случаях у одного и того же человека в зависимости от обстановки. Самостоятельные попытки преодолеть этот недуг обычно не приносят ощутимых плодов.

Есть веские основания считать, что заикание возникает на почве предрасположения, которое проявляется под действием определенных условий: например, тяжелого заболевания, сильного испуга и так далее.

Наличие предрасположения подтверждают случаи семейного заикания. Которое наблюдается примерно у каждого четвертого заикающегося ребенка. Помимо заикания у ближайших родственников, прежде всего родителей, часто можно обнаружить ускоренный темп речи или сочетание ускоренного темпа с нечетким произношением, «проглатыванием» окончаний слов. Другим хорошо известным фактором является то, что мальчики заикаются примерно в три раза чаще девочек. Замечено также, что девочка начинает заикаться тогда, когда у нее больше предрасполагающих факторов, чем у мальчиков.

В качестве непосредственной причины возникновения заикания называют нарушение слаженной работы полушарий головного мозга. Это может проявляться в предпочтении правой или левой руки при различных действиях ребенка. Поэтому некоторые специалисты считают, что возникновению заикания способствует переучивание левшей, которых заставляют пользоваться правой рукой (например, держать ложку или писать). Действительно, слаженная работа полушарий мозга важна для различных видов деятельности человека, в частности, при осуществлении тонких движений, к разряду которых относится и речь. Но прямого отношения к качеству речи то, какой рукой мы пишем или делаем что-либо, не имеет. Вопрос о переучивании надо решать в зависимости от того, какого напряжения это требует от ребенка. Если навык вырабатывается трудно, вызывает выраженную негативную реакцию – не следует настаивать на письме правой рукой, однако в дальнейшем недостаточное владение правой рукой может помешать овладению желаемой профессией, так как многие инструменты, станки имеют органы управления, рассчитанные на «правшей».

Заикание относят к болезням развития, так как оно возникает в период развития или освоения речи. Некоторые более редкие формы заикания связаны с заболеваниями мозга, чаще всего первых месяцев жизни. Еще более редки случаи заикания на нервной почве, которые требуют лечения у психотерапевта. В девяти десятых случаев заикание возникает в возрасте до десяти лет. Это самый важный период жизни, когда с наибольшей легкостью человек усваивает любой язык. Большинству людей усвоение второго языка после десяти лет дается с трудом. Можно сравнить речь в этот период с нежным росточком, от условий  жизни которого зависит вся его дальнейшая судьба.

В этот период закладывают основы характера и личности, от которых также в значительной мере зависит качество речи. Еще правильнее будет сказать, что речь и характер взаимно зависят друг от друга, влияют друг на друга. Особенно эта связь проявляется во время общения, ведь главным способом общения для нас является именно речь, разговор. И если у ребенка трудный характер, то это значит прежде всего, что он не умеет общаться, как говорят, у него не складываются отношения с ребятами, учителями или родителями. В этом случае трудный характер может стать серьезным препятствием на пути исправления речи.

Заикание достаточно часто зависит от волнения ребенка, которое приводит к  увеличению количества  запинок, что в свою очередь усиливает волнение. Так возникает замкнутый круг, из которого самому ребенку выбраться почти невозможно. Он нуждается во внешней помощи. Дети обладают различной склонностью к волнению (есть дети очень чувствительные и не очень чувствительные). В связи с этим ситуация может быть оценена как неприятная или опасная (общение со строгим учителем или агрессивным товарищем).  В оценке ситуации ребенок может ошибаться и тогда его волнение будет опасным и даже вредным.

Также хорошо известно, что заикание не одинаково проявляется в различных формах речи, например, при пении заикание не встречается никогда, снимает или ослабляет заикание скандированная речь или  речь шепотом.

Таким образом, спокойная обстановка, определенная форма речи могут приводить к быстрому устранению приступа заикания. К сожалению, это обстоятельство позволяет создавать впечатление «чуда», легкого излечения заикания. В результате родители обращаются за помощью к малоквалифицированным или вовсе не имеющим специальной подготовки людям, усвоившим только несколько простых приемов помощи.

На самом деле такие приемы, о которых было рассказано, и некоторые другие полезны, но только в комплексном курсе лечения, как часть кропотливой и длительной работы. Они позволяют сделать очень важное дело – показать ребенку, иногда уже разуверившемуся в излечении, возможность говорить без запинок. Но, чтобы возможность стала действительностью, необходим полноценный курс лечения.

Такой курс должен состоять из двух основных частей: тренировки навыков правильной речи и обучения навыкам самоуправления. Проведение курса в полном объеме требует участие врачей (психотерапевта, психиатра, невропатолога, физиотерапевта, иногда рефлексотерапевта и некоторых других) и педагогов (логопеда, ритмиста). В процессе лечения предусмотрены индивидуальные и групповые формы работы. Занятия в группе необходимы для тренировки разговоров между детьми, выступлений перед слушателями, роль которых выполняют логопед и другие дети. Кроме того, важную роль играет групповая психотерапия, во время которой дети учатся правильно общаться.

Если желание ребенка является важным условием исправления речи, то одного желания родителей совершенно недостаточно. Родители должны принимать самое активное участие в исправлении речи своего ребенка. В этом процессе у них особая, чрезвычайно ответственная и незаменимая роль. Наше пособие и призвано помочь родителям выполнить эту роль так, чтобы принести своему ребенку наибольшую пользу.

Логопедическая помощь ребенку

Родители не только могут помочь специалистам в исправлении заикания, но иногда в легких случаях справиться с этой задачей самостоятельно.

Если заикание только что появилось у вашего ребенка, необходимо обратиться к логопеду или невропатологу по месту жительства. Одновременно желательно создать ребенку наиболее щадящий режим жизни: ограничить до минимума речевое общение вплоть до перехода на некоторое время на объяснение с ним с помощью жестов и рисунков, превратив такое общение, по - возможности, в увлекательную игру. Желательно исключить чрезмерные эмоциональные нагрузки, например, занятия спортом, просмотр телепередач и тому подобное. В этот период необходимо максимальное душевное тепло и ласка в отношении с вашим ребенком. После 2-3 дней молчания можно осторожно перейти к использованию шепотной речи, стараясь представить это как своеобразную игру. Пусть это будет разговор с заболевшей куклой или маленьким гномиком, которая громкая речь может напугать. На 6-7 день после появления заикания следует начать петь с ребенком. Пение помогает организовать правильное речевое дыхание без специальных упражнений и сознательного участия ребенка. Стоит использовать различные формы пения, например, вместе с ребенком или как бы разговаривая с ним с помощью пения («птичья семья»). Период пения и шепотной речи завершается переходом к негромкой озвученной речи в несколько замедленном, как бы растянутом темпе. Переход к привычной речевой активности должен осуществляться постепенно. В это время родители должны особенно тщательно следить за своей речью, не допуская торопливости и небрежно построенных фраз. Желательно, чтобы обращения к ребенку были достаточно короткими, а произношение четким. Лучше говорить о чем-то конкретном и непосредственном. Полезно использовать облегченные формы речи, когда ребенок говорит вместе с вами («Мы будем вместе кушать!», «Мы не устали сегодня!») или повторяет за вами («Хорошая киска»). Щадящий речевой режим необходимо сохранить и поддерживать не менее одного месяца.

Более трудными являются случаи, когда родители не предпринимают попыток помочь своему ребенку и запускают речевое расстройство. Иногда можно услышать мнение, что оно пройдет само собой. Несмотря на то, что такие случаи известны, все же следует обратить за помощью к специалистам, которые подскажут правильное поведение с ребенком в данной конкретной ситуации. Если заикание не лечить, то оно может приобрести хроническую форму и тогда потребуются более значительные усилия по его преодолению. В этом случае родителям придется освоить определенные приемы специальной работы над речью, включая элементы психологической помощи.

Особое значение в случае затянувшегося заикания приобретает речь родителей. Хотя для этого придется прилагать определенные, порой значительные усилия, родителям необходимо освоить и постоянно использовать при общении с ребенком (или в его присутствии) спокойную, четкую речь. Ни в коем случае нельзя торопить ребенка во время разговора или проявлять любые формы недоброжелательности.

Полноценному восприятию и усвоению нового способствует состояние спокойной уверенности, отсутствие тревоги и мышечной скованности. Поддержанию подобного состояния очень помогает представление в воображении каких-то приятных картин, для чего пригодна формула: «Вспомните, представьте, ощутите». Хорошо, если это будет какой-то известный вам эпизод из жизни вашего ребенка – прогулка в саду, летний отдых у моря и тому подобное. Помогите ему представить букет ароматных цветов, пение птиц в лесу, журчание ручья. Лучше всего делать это, расположившись удобно в мягком кресле, прикрыв глаза под звуки спокойной и тихой музыки. После такой подготовки длительностью 5-10 минут можно приступать к следующим упражнениям.

Упражнения для рук

  1. «Кулачки» -сжать пальцы рук в кулаки, а затем встряхнуть кистями рук, чтобы пальчики расправились.
  2. «Олени» - скрестить руки над головой с сильным напряжением (твердые как рога), а затем быстро расслабить и опустить вдоль туловища. Повторить 8 раз подряд.
  3. «Подъемный кран» - вытянуть руки вперед и напрячь, как будто приходится удерживать на них тяжелый груз. Затем быстро расслабить, как после резкого снятия груза; уронить руки на «пуховые подушки».
  4. Сжимание воображаемого резинового мяча и разжимание.

Упражнение для ног

  1. «Загораем» - сидя, выпрямить ноги с напряжением (потягивание как на пляже под солнцем) и затем расслабить. Повторить 8 раз.
  2. «Ножницы» - сидя, выпрямить напряженные ноги, развести в стороны, затем уронить расслабленные. Повторить 8 раз.
  3. «Пружинки» - пальцами стопы надавливать на воображаемые упругие пружины, опирающиеся на пол, чередуя напряжение с расслаблением, отдыхом. Повторить 8 раз.
  4. «Журавль на болоте» - ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием вниз ступней ног при напряженных мышцах с последующим расслаблением мышц при опускании ноги. Повторить 8 раз.

Упражнения для органов артикуляции

  1. «Лягушата» - растянуть губы в улыбку с напряжением, затем расслабить губы и вернуть в прежнее положение. Повторить 8 раз.
  2. «Упрямый язык» - с силой упереть язык в верхние зубы, затем расслабить, спокойно уложив на дно рта. С силой упереть язык в нижние зубы – расслабить, «дать отдохнуть». Повторить 8 раз.
  3. Попеременное сжимание и разжимание зубов. Повторить 8 раз.

Упражнение для туловища

  1. «Стирка» - наклониться и делать движения, напоминающие полоскание белья, затем после распрямления выполнить движения, имитирующие развешивание белья на высокую веревку. Повторить 8 раз.
  2. «Кукла»:

а) «Деревянный Буратино» - замирание в позе навытяжку и расслабление. Повторить 8 раз.

б) «Тряпичная кукла» - полное расслабление всего тела, «провисание». Повторить 8 раз.

  1. «Спортсмен» - имитация поднимания штанги с напряжением и расслаблением всего тела после ее опускания.

В такой же последовательности поднятие гири одной, а затем другой рукой и перетягивание каната. Каждое движение повторить 8  раз.

Упражнения для шеи

  1. Попеременное напряжение и расслабление мышц шеи («головка на ниточке упала на грудь, на левое плечо, на правое плечо»). Повторить 8 раз.
  2. «Любопытная Варвара» - смотрит влево (вытягивая шею с напряжением), смотрит вправо, а потом опять вперед. Здесь немного отдохнет. Шея не напряжена и расслаблена (голова прямо). Повторить 8 раз.

Важно, чтобы при выполнении описанных упражнений ребенок почувствовал расслабление, заполнил ощущение комфорта при этом и научился осознанно расслаблять мышцы.

Работа над дыханием

Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Если вне речи мы дышим через нос, то во время речи – через рот; если вне речи вдох и выдох по протяженности примерно одинаковы, то во время речи выдох значительно превышает вдох по длительности.

Надо помнить:

  1. говорить только на выдохе;
  2. вдох делать через рот короткий и бесшумный, а выдох – длительный и плавный;
  3. плечи при этом должны быть совершенно неподвижны, шея расслаблена;
  4. после вдоха сразу следует начинать говорить, не задерживая дыхания;
  5. после выдоха перед новым вдохом обязательно сделать остановку примерно на 2-3 секунды;
  6. во время речевого дыхания не должно быть никакого напряжения.

Работа над артикуляцией

Одно из главных условий правильной, красивой речи – ясность и четкость произношения. Наиболее распространенный дефект – речь сквозь зубы, почти не раскрывая рта. Устранению этого недостатка способствует гимнастика органов речи. Прежде всего это работа над гласными звуками, которые являются основой нашей речи. От правильного произношения всех гласных звуков зависит полнозвучность голоса, плавность и темп речи. Гласные звуки должны наиболее отчетливо произноситься на протяжении всего слова, согласные – коротко, легко прерывая звучание гласных. Каждый гласный звук должен произноситься длительно, на плавном, спокойном выдохе. Артикуляторные упражнения желательно выполнять перед зеркалом, чтобы лучше контролировать их выполнение. Упражнение на каждый звук вначале выполняется беззвучно, а затем с присоединением голоса:

А (Я) – рот широко раскрыт, язык у нижних зубов;

О (Ё) – губы в форме овала;

У (Ю) –губы вытянуты в трубочку;

И – губы в форме улыбки, между зубами расстояние около 2 миллиметров;

Ы – челюсть слегка выдвинута вперед;

Э (Е) – рот полуоткрыт.

Работа над голосом

Произвести вместе с ребенком (сопряжено) мягко, негромко, четко артикулируя гласный звук «А», затем ребенок произносит его самостоятельно вслед за вами (отраженно). Это упражнение последовательно выполняется со всеми гласными звуками, перечисленными выше.

В следующем упражнении отрабатывается произнесение сочетаний гласных звуков с соблюдением слитности, неразрывности произношения:

а  ͜  о                         о  ͜  а                         у  ͜  а

а  ͜  у                         о  ͜  у                         у  ͜  о

а  ͜  э                         о  ͜  э                         у  ͜  э

а  ͜  ы                         о  ͜  ы                         у  ͜  ы

а  ͜  и                         о  ͜  и                         у  ͜  и

Сочетание трех гласных звуков, а затем четырех создают условия для оптимальной тренировки голоса: а  ͜  о  ͜  у, о  ͜  э  ͜  и, а  ͜  о  ͜  у  ͜  э, а  ͜  и  ͜  у  ͜  ы и так далее.

В дальнейшем следует использовать произнесение слов, начинающихся с гласных звуков. Сперва их нужно повторить сопряженно и отраженно трижды, стараясь произносить слово как можно более слитно, опираясь на опыт произнесения сочетаний гласных. Между словами делаются паузы в 2-3 секунды. Правила произнесения остаются прежними: мягко, слитно, в умеренном темпе. На выдохе, четко артикулируя каждый звук.

Образцы слов для тренировок:

Аист  ͜  аист  ͜  аист!

Альпы  ͜  Альпы  ͜  Альпы!

Август  ͜  август  ͜  август!

Олово  ͜  олово  ͜  олово!

Озеро  ͜  озеро  ͜  озеро!

Обувь  ͜  обувь  ͜  обувь!

Утро  ͜  утро  ͜  утро!

Улица  ͜  улица  ͜  улица!

Ужин  ͜  ужин  ͜  ужин!

Эхо  ͜  эхо  ͜  эхо!

Если ребенок хорошо произносит эти и любые другие слова, содержащие начальный ударный гласный звук, отраженно и самостоятельно, можно перейти к произнесению сочетаний слов. При этом правило произнесения остается в силе и они произносятся слитно как одно сложносоставное слово с паузами между парами слов в 2-3 секунды.

Образцы пар слов:

Айсберг  ͜  огромен  /

Арктика  ͜  изучается  /

Атлас  ͜  утерян  /

Оля  ͜  умница  /

Окна  ͜  открыты  /

Отпуск  ͜  окончен  /

Игорь  ͜  отличник  /

Изгородь  ͜  упала  /

Ужин  ͜  окончен  /

Уж  ͜  уполз  /

Эхо  ͜  отзвучало  /

Эмма  ͜  играет  /

Если ребенок без затруднений говорит слова и словосочетания, можно приступить к следующему этапу тренировок – произнесению предложений, начинающихся со слов с начальными гласными звуками.

Образцы предложений:

Аист  ͜  с  ͜  нами  ͜  прожил  ͜  лето,  /

А  ͜  зимой  ͜  гостил  ͜  он  ͜  где-то  //

У  ͜  елки  ͜  иголки  ͜  колки  //

Около  ͜  омута  ͜  охала  ͜  Ольга  //

Иван,  ͜  Иван  /  вырывай  ͜  бурьян  //

Уля  ͜  маленькой  ͜  была  /

И  ͜  вертелась  ͜  как  ͜  юла  //

Ель  ͜  на  ͜  ёжика  ͜  похожа,  /

ель  ͜  в  ͜  иголках,  /

ёжик  ͜  тоже.  //

При освоении описанных выше упражнений можно перейти к использованию более сложного речевого материала – стихам и ответам на вопросы.

При произнесении слов с начальным гласным звуком и фраз следите, чтобы ребенок говорил, поддерживая расслабленное состояние мышц (смотрите соответствующие упражнения), соблюдая правила речевого дыхания, указанные выше, хорошо артикулируя гласные звуки, используя «мягкий» голос (как бы «бархатное» звучание, чуть приглушенное с «теплым» выдохом).

Для овладения «мягким» голосом можно употребить следующий прием: произнося слова с начальным гласным; добавлять перед ними звук «Х», например, вместо Аня – Ханя, вместо Август – Хавгуст и так далее, а затем постараться эти же слова произнести уже без добавления «Х», но сохраняя «мягкость», придаваемую им гласному звуку.

Работа над темпом

Одной из важнейших характеристик речи является темп. Регулирование темпа – необходимая составная часть большинства методов восстановления речи заикающихся. Спокойный и даже замедленный темп способствует уменьшению числа запинок, позволяет лучше контролировать свою речь. Кроме того, спокойный темп речи благоприятствует более четкому произнесению слов и лучшему их восприятию.

Поэтому необходимо создавать ребенку условия, в которых он мог бы использовать спокойный темп речи в школе и дома, для чего:

  1. родители должны тщательно контролировать темп собственной речи;
  2. добиваться необходимого темпа от ребенка прямыми требованиями (доброжелательно, но настойчиво);
  3. использовать для этого различные косвенные приемы

а) просьбу повторить из-за того, что ВЫ «не расслышали»;

б) предложить сперва подумать, а потом сказать;

в) хвалить речь ребенка, когда он говорит в спокойном темпе.

В стихотворениях почти всегда пауза делается в конце строки, а вся строка произносится слитно, на одном выдохе:

Эту  ͜  сказку  ͜  ты  ͜  прочтешь  /

Тихо,  ͜  тихо,  ͜  тихо  //

Осинку  ͜  окрасила  ͜  осень.  /

Осинка  ͜  мне  ͜  нравится  ͜  очень.  /

Она  ͜  позолотой  ͜  блистает.  /

Одно  ͜  только  ͜  жаль  ͜- облетает.  //

У  ͜  лукоморья  ͜  дуб  ͜  зеленый,  /

Златая  ͜  цепь  ͜  на  ͜  дубе  ͜  том:  /

И  ͜  днем  ͜  и  ͜  ночью  ͜  кот  ͜  ученый  /

Всё  ͜  ходит  ͜  по  ͜  цепи  ͜  кругом.  //

Ещё  ͜  в  ͜  полях  ͜  белеет  ͜  снег,  /

А  ͜  воды  ͜  уж  ͜  весной  ͜  шумят - /

Бегут  ͜  и  ͜  будят  ͜  сонный  ͜  брег, /

Бегут  ͜  и  ͜  блещут  ͜  и  ͜  гласят…  //

В начале работы лучше использовать знакомые стихи с короткой строкой, ровным ритмом, без «трудных» стечений согласных (пр, бр, др, ст, кт, …) в начале строки.

После закрепления навыков организованной речи на более простом стихотворном материале можно перейти к прозе.

Работа над прозой

Вначале необходимо научить ребенка выделять смысловые (логические) отрезки речи и разделять их паузами. Паузы, как правило, совпадают со знаками препинания. Например:

Москва -  /  столица  ͜  нашей  ͜  России.  //

В  ͜  полях  ͜  тает  ͜  снег,  /  и  ͜  бежит  ͜  вода  ͜  ручьями  ͜  в  ͜  овраги,  /  под  ͜  крепкий  ͜  лёд  ͜  реки.  //

Трудно  ͜  птицам  ͜  зимой  ͜  еду  ͜  добывать:  /  попрятались  ͜  букашки  ͜  и  ͜  червячки.  //

Если предложение длинное, а знаков препинания в нем нет, нужно разделить его на смысловые отрезки. Произносится 3-5 слов на выдохе, затем необходимо сделать паузу, новый вдох и произнести следующий смысловой отрезок. При этом пауза возникает естественно во время вдоха. Например: Однажды  ͜  залетел  ͜  воробей  ͜  на  ͜  крестьянский  ͜  двор  /  и  ͜  стал  ͜  клевать  ͜  зерна.  //

Чтение – достаточно распространенная форма речи, удобная тем, что позволяет подбирать материал любого необходимого характера – трудный и легкий, стихи разного размера, прозу и так далее. При работе над чтением следует руководствоваться следующими правилами:

  1. читать уверенным голосом средней силы;
  2. выдерживать спокойное дыхание без напряжения;
  3. следить за соблюдением необходимых пауз;
  4. слова, произносимые на одном выдохе, должны звучать непрерывно;
  5. в каждом слове необходимо отчетливо выделять ударный слог;
  6. темп должен быть неторопливым и не убыстряться к концу.

Пересказ прочитанного текста приближает речь к естественной , свободной. Правила пересказа следующие:

  1. прочитать текст «про себя», молча;
  2. поняв содержание, разметить места пауз, ударений и слитно произносимые участки;
  3. прочитать текст согласно принятым разметкам 3-4 раза;
  4. прочитать текст перед зеркалом около пяти раз.

На примере работы над пересказом можно еще раз суммировать основные правила речи:

  1. Прежде чем начать говорить, обдумай то, что ты хочешь сказать.
  2. Перед началом фразы сделай вдох и сразу начинай говорить на плавном выдохе.
  3. Координируй вдох, подачу голоса и артикуляцию. Эти три компонента речи должны быть строго согласованы.
  4. Пользуйся длительным выдохом.
  5. Гласные звуки произноси четко, выделяя ударный звук в слове.
  6. Согласные звуки произноси без напряжения, легко и свободно.
  7. Не говори очень громко.
  8. Говори мягко, на «теплом» выдохе.
  9. Первое слово во фразе говори тихо, низким голосом, немного медленнее обычного.
  10. Длинные предложения дели на смысловые отрезки, строго соблюдая паузы между ними.
  11. Все слова в отрезке фразы произноси слитно, плавно.
  12. Говори неторопливо, ритмично.
  13. Не допускай «уловок» (замен слов, лишних слов).
  14. Держи себя уверенно, спокойно, свободно.

Чтобы перечисленные упражнения привели к успеху, необходимо придерживаться также некоторых общих педагогических правил, без которых они могут оказаться мало эффективными. Наряду с доброжелательным отношением к ребенку необходимо единство требований к нему всех окружающих взрослых. Важно помочь ребенку вести правильный образ жизни, регулярно чередуя занятия и отдых. Особое внимание следует уделять полноценному питанию, своевременному сну и свежему воздуху. Следите, чтобы ребенок больше читал вслух, тщательно готовил уроки с соблюдением речевых правил. Важное значение имеет подбор текстов для работы над техникой речи. Они должны быть понятны и интересны именно вашему ребенку. Стихи полезно для речевой «зарядки», тренировки ритма, правильного речевого дыхания, расстановки пауз и выразительного чтения. Наиболее легко произносить стихи с первым ударным слогом («Ветер  ͜  по  ͜  морю  ͜  гуляет…»; «Буря  ͜  мглою  ͜  небо  ͜  кроет…»). Наиболее трудны для произнесения стихи со стечением согласных («Трошка  ͜  трет  ͜  кастрюлю  ͜  тряпкой…»; «Три  ͜  дровосека,   ͜  три  ͜  дроворуба  /  во  ͜  дворе  ͜  дрова  ͜  топорами  ͜  рубят.»). мы рекомендуем использовать стихи и сказки А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, С.А. Есенина.

Проза по сравнению со стихами обычно более трудна для произнесения, но зато ближе к естественной речи. Дети лучше воспринимают тексты, содержащие описание действий и событий. Такие тексты легче запомнить и пересказать.

Родители должны быть готовы к возможному временному ухудшению речи ребенка. Их вера в успех, доброжелательность и заинтересованность помогут ребенку преодолеть временные трудности. Спокойная уверенность взрослого будет надежной опорой усердия ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией"

  Проблема преодоления нарушений просодической стороны речи является актуальной в системе работы с детьми дошкольного возраста с дизартрией.     ...

Картотека игр направленных на развитие просодических компонентов речи

Эта картотека игр для занятий с детьми дошкольного возраста по развитию силы, высоты голоса, темпа и интонационной выразительности речи....

Развитие просодических компонентов речи у детей дошкольного возраста.

Материал направлен на формирование ритмической и темповой организации высказывания и формированию интонационной выразительности речи....

Перспективное планирование работы по формированию просодических компонентов речи в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

Материал содержит разнообразные дидактические игры и упражнения, направленные на формирование просодических компонентов речи у детей групп коспенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениям...

Развитие просодических компонентов речи. Развитие общих речевых навыков у детей дошкольного возраста.

Речь – важное условие и средство коммуникации. Наряду с формированием лексического словаря, грамматического строя речи, фонематического восприятия и слуха, правильного звукопроизношения у ребёнка необ...

Упражнения и игры на развитие просодических компонентов речи у детей с нарушениями устной речи

Упражнения и игры на развитие просодических компонентов речи у детей с нарушениями устной речи...

Методическая разработка «Игры и упражнения для коррекции заикания на этапе отраженной речи на материале лексической темы «Зима».

Методическая разработка «Игры и упражнения для коррекции заикания на этапе отраженной речи на материале лексической темы «Зима»....