Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности у старших дошкольников на занятиях логопеда
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа) по теме

Описание работы учителя-логопеда с использованием нейропсихологических упражнений (дети с тяжелыми нарушениями речи и синдромом дефицита внимания и гиперактивности)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dolgova.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности у старших дошкольников на занятиях логопеда

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у детей является одной из наиболее частых причин обращения за помощью к разным специалистам: педагогам, неврологам, психиатрам.

Наиболее типичными проявлениями СДВГ являются расстройства внимания (отвлекаемость, трудности сосредоточения), гиперактивность (чрезмерная активность или двигательная расторможенность в сочетании со слабым контролем побуждений), импульсивность поведения.

На начало 2012-2013 года в нашем дошкольном учреждении из 20 детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) старшего дошкольного возраста  10 детей имели в анамнезе диагноз СДВГ.

На занятиях логопеда дети данной категории невнимательны, неугомонны, импульсивны, непослушны, что, несомненно, затрудняет  коррекционно-образовательный процесс.

Поэтому в центре внимания учителей-логопедов нашего детского сада оказались вопросы организации непосредственно образовательной деятельности с детьми с ТНР и СДВГ, поиск практических приемов и методов по предупреждению не только речевых нарушений, но и отклонений в эмоциональной сфере.

Согласно мнению многих специалистов (Ю. С. Шевченко, Н. Н. Заваденко и др.), оптимальным сроком коррекции СДВГ является старший дошкольный возраст.

Нейропсихолог Сиротюк А.Л. разработала коррекционно-развивающую программу для педагогов, психологов, дефектологов, которые занимаются с гиперактивными детьми.

Программа Сиротюк А.Л. представляет цикл из 16 занятий, проводимых 2 раза в неделю продолжительностью до 50-60 минут, как в индивидуальной, так и подгрупповой формах.

Занятия состоят из комплексов упражнений Б. А. Архипова, Е. А. Воробьевой, Т.Г. Горячевой, В.И. Зуева, Ю.В. Касаткиной, Н.В. Клюевой, Л.В. Константиновой, Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной, Е. В. Пеллингер, А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк, А. С. Султановой, Л. П. Успенской. В них  включены:

растяжки;

дыхательные упражнения;

глазодвигательные упражнения;

упражнения для развития мелкой моторики рук;

функциональные упражнения;

упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы;

упражнения для релаксации [3, c.61].

После изучения программы данного автора учителями-логопедами были отобраны

упражнения, игры каждого из перечисленных направлений психокоррекционной работы для включения их в разные этапы занятий.

В процессе практической деятельности в связи с психолого-педагогическими особенностями детей и высокой плотностью логопедических занятий часть упражнений была перенесена на индивидуальные занятия. Так в подгруппах проводились растяжки, дыхательные, телесные упражнения, динамические упражнения (кинестетические, пространственные), игры на развитие внимания, памяти и других психических функций, релаксация, а в индивидуальные занятия были включены глазодвигательные, кинезеологические упражнения, различные виды массажей.

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных выше комплексов.

Растяжки направлены на нормализацию гипертонуса (неконтролируемое чрезмерное напряжение мышц) и гипотонуса (неконтролируемая мышечная вялость).

Любое отклонение от оптимального тонуса является как причиной, так и следствием возникших изменений в психической и двигательной активности ребенка.

Наличие гипотонуса обычно связано со снижением психической и двигательной активности ребенка, сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий.

Наличие гипертонуса проявляется в двигательном беспокойстве, эмоциональной лабильности, нарушении сна, в отставании формирования произвольного внимания, дифференцированных двигательных и психических реакций.

Все дошкольники с СДВГ имеют нарушения мышечного тонуса. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах.

Регуляция силы мышечного тонуса проходила в соответствии с законами развития движений: от головы и шеи к нижним конечностям, от шеи и плеч к кистям и отдельным пальцам и, соответственно, от колен к пальцам ног.

Были использованы следующие упражнения: «Струночка», «Кобра», «Лучики», «Травинка на ветру», «Дерево», «Кошка» [3, с.62], а  также упражнения «Зернышко», «Деревянные куклы»[4, с.38], «Кактус и ива», «Пальма», «Мокрые котята», «Штанга», «Насос и надувная кукла», и др. [5, с.41].

 Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением, который часто отсутствует у детей с СДВГ.

 Отработку дыхательных упражнений педагоги начинали со стадии выдоха, после чего, выждав естественную паузу и дождавшись момента, когда появится желание вдохнуть, учили детей делать глубокий вдох ртом или носом так, чтобы было приятное, легкое, без напряжения ощущение вдоха. Внимательно следили, чтобы двигалась диафрагма и оставались спокойными плечи. Эффективным приемом являлось подключение к дыхательным упражнениям визуальной и сенсорной систем («надувание» цветных шаров в животе, «вдыхание» солнечного света и т.д.).

Детям предлагались следующие упражнения: «Кулачки», «Шарик», «Ветер», «Свечка» и др. [3, с.62].

Глазодвигательные упражнения улучшают восприятие и позволяют расширить поле зрения. 

Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз развивают межполушарное взаимодействие, повышают энергетизацию организма, активизируют процесс обучения.

Отработка движений глаз начиналась по четырем основным направлениям (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным (по диагоналям); сведением глаз к центру. Голова фиксирована. Движения совершались в медленном темпе (от 3 до 7 секунд) с фиксацией в крайних положениях. Каждое из движений производилось сначала на расстоянии вытянутой руки, затем на расстоянии локтя, около переносицы.

При отработке глазодвигательных движений использовались маленькие игрушки, мячик, бабочка, закрепленная на длинной проволоке. В начале освоения упражнений ребенок следил за предметом, перемещаемым взрослым, затем передвигал его самостоятельно, держа в правой руке, потом в левой, затем обеими руками вместе.

Кинезеологические упражнения обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий (дополнительных непроизвольных движений) и мышечных зажимов.

Были использованы упражнения: «Кулак-ребро-ладонь», «Лезгинка», «Колечко», «Ухо-нос», «Лягушка», « Замок» и др. [3, с.63].

Функциональные упражнения направлены на формирование внимания (развитие объема, устойчивости, концентрации, распределения, переключения внимания) и произвольной регуляции собственной деятельности (снижение импульсивности, агрессии, гиперактивности).

Данные игровые упражнения проводились как физминутки и были наиболее интересны детям.

 В играх, развивающих умение концентрировать внимание, умение его распределять («Ритмические хлопки», «Три круга внимания», ««Послушай тишину», «Зеваки», «Условные сигналы», «Запретное движение», «Сделай, как скажу, а не покажу», «Да и нет», «Колпак мой треугольный», «Скалолаз», «Звонкое слово» и др.), необходимой была  четкая подача словесных инструкций, постоянная поддержка у детей эмоционального настроя и мотивации к выполнению задания.

В упражнениях, направленных на развитие у детей возможности произвольно планировать, контролировать и регулировать свои действия («Стоп – сигнал», «Мама-робот», «Речка-берег», «Угадай-ка», «Прыгаем-стоим-бежим» и др.), важным являлось оречевление действий, позволявшее ребятам справиться с импульсивностью.

Еще одним условием развития произвольности являлось соблюдение детьми правил, ритуалов и временного регламента. Кроме того, поочередная смена ведущего игры повышала уровень произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой, происходящим вокруг – у всех детей, а у ведущего особенно.

Упражнения для развития коммуникативной сферы делятся на индивидуальные, парные, групповые. Они направлены, в первую очередь, на восстановление гармонии с собственным телом, умения не вербально выражать свое состояние, а также на развитие способности чувствовать, понимать, принимать другого человека. Совместная деятельность развивает навыки взаимодействия в группе.

В вышеуказанной программе данные упражнения были включены в конце занятий перед растяжками. На подгрупповых занятиях логопеда данные упражнения включались как в начале занятия (как организационный  момент), так и в конце. Это упражнения «Чаша доброты», «Визуализация цвета», «Маска», «Сиамские близнецы», «Фотографии» и др. [3, c.67].

Упражнения для развития когнитивной сферы направлены на развитие слуховой, зрительной, двигательной, тактильной памяти, недостаточно сформированной у детей с СДВГ.

Таких упражнений достаточно много. Следует лишь учесть, что необходимо развивать у детей не только зрительную память (на что направлено большинство игр для развития памяти), а также слуховую и моторно-двигательную.

Нами были использованы упражнения «Движение», «Ритм», «Визуализация трехмерного объекта», «Визуализация знакомого человека», «Перекрестное марширование», «Ритм по кругу», «Мельница» и др. [3, с.76], «Найди два одинаковых предмета», « Что слышно?», «Найди пять отличий», «Исключи лишнее», «Совушка-сова» и др. [2, с.72].

Упражнения для релаксации проводились в конце занятий с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Они способствовали расслаблению, снятию двигательного (мышечного) и эмоционального напряжения. Использовались речевые формулы, которые произносились педагогом медленно, тихим голосом, с длительными паузами. Это упражнения: «Поза покоя», «Кулачки», «Загораем», «Кораблик», «Штанга», «Качалка» и др.

Коррекционная работа включала также различные виды массажей (усиливающих поток нервных импульсов, поступающих в центральную нервную систему от органов чувств): самомассаж пальцев рук, ушных раковин, вибрационный массаж, самомассаж «волшебных точек» (что хорошо знакомо логопедам) и самомассаж различных частей тела.

Благодаря сочетанию традиционных логопедических приемов с нейропсихологическими методами, на занятиях логопеда создавался особый эмоциональный фон, положительное отношение и живой интерес детей к заданиям. Наши ребята стали более внимательными, способными удерживать задачу, меньше утомляются, лучше справляются с импульсивностью, легче замечают и контролируют свои ошибки.

Комплекс коррекционных занятий, предложенные игры и упражнения способствуют оптимизации процесса обучения и состояния здоровья детей с СДВГ.

Список литературы:

1. Заломахина И.Ю. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. - М.: Логопед № 3, 2007

2. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания: Программа для детей 5-9 лет.-М.: ТЦ Сфера, 2001

3. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям

и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2002

4. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе.-М.: «Школьная пресса», 2000

5. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. - М.: «Владос», 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ

            Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов (психологов, педагогов, дефектологов, а также родителей), работающих ...

Проект комплексной коррекции и развития различных сторон психики у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности "Лесенка-чудесенка"

В проекте представлен опыт работы по формированию произвольной регуляции деятельности и функции программирования и контроля у детей с СДВГ посредством системного подхода  к коррекции психич...

"Картотека игр и упражнений по коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивного поведения детей старшего дошкольного возраста"

Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) являются основным контингентом логопедических групп.  Смена видов коррекционной работы позволяет избежать переутомления детей.. В комп...

«Методы коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

прослушал(а) темы: Понятие «синдром дефицита внимания с гиперактивностью», парциальная несформированность регуляторного компонента деятельности: формы и виды. Причины СДВГ. Выявление детей с СДВГ, пси...

Адаптированная программа коррекционно - развивающих занятий для нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

    В работе с ребёнком, имеющим серьёзные нарушения внимания, обязательно нужно наличие у него положительной мотивации. Такая мотивация может возникнуть, если в классе хороший и пони...