Развитие фонематического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по логопедии на тему

Шаройко Тамара Алексеевна

 

Доктор наук, профессор Левина Р.Е. стоявшая у истоков логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов».

Скачать:


Предварительный просмотр:

„„.„,.• д.,

Игры – упражнения по формированию фонетической стороны речи

  1. Узнавание неречевых звуков

УПРАЖНЕНИЕ № 1

На столе перед ребенком несколько звучащих игрушек: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п. Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем малышу нужно только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.

 

УПРАЖНЕНИЕ № 2

Перед ребенком выставляется 4—5 предметов (например: металлическая коробка, стеклянная банка, пластмассовый стаканчик, деревянная шкатулка и т. п.), при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша взрослый вызывает звучание каждого предмета, воспроизводит его многократно, пока ребенок не уловит характер звука. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре: о металл и дерево, позже добавляются 3-й и 4-й варианты звучания. Затем только на слух (ребенок поворачивается спиной) предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до достижения стойкой дифференциации звучаний.

УПРАЖНЕНИЕ № 3

В одинаковые металлические баночки (из-под леденцов, крема и т. п.) помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др. Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом, по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробочке. Так как звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается вначале тремя, после чего медленно увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.

                                   

  1.  Различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

 

УПРАЖНЕНИЕ  № 4

Упражнение направлено на различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса. Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто из родных (если играют дома) позвал его.

Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.

УПРАЖНЕНИЕ № 5

Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку «Три медведя». Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в трех вариантах:

  1. Кто сидел на моем стуле?
  2. Кто ел из моей чашки?
  3. Кто спал в моей постели?
  4. Кто же был в нашем доме?

И т. п.

При трудностях называния персонажей взрослый может предложить ребенку показывать на одну из картинок — изображения трех разных медведей.

Когда малыш научится различать реплики по высоте звучания, следует попросить его самого произнести одну из фраз за медведя, медведицу и медвежонка голосом, меняющимся по высоте.

УПРАЖНЕНИЕ №  6

Взрослый предлагает ребенку определить, далеко или близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо).

Кричат дети: АУ (громко), АУ (тихо). Лает собака: АВ (громко), АВ-АВ (тихо). Мяучит кошка, мычит корова, поет петух, кудахчет курица, квакают лягушки, каркает ворона, блеет овечка и т. п.

УПРАЖНЕНИЕ № 7

Взрослый показывает, а затем просит ребенка воспроизвести изменения характера, тембра и эмоциональной окраски одного и того же звука.

А — плачет, кричит девочка

А — показывают горло врачу

А — поет певица

А — качаем малыша

А — девочка укололась иголкой

О — удивилась мама

О — стонет бабушка

О — поет певица

О — потягивается папа

О — кричит охотник в лесу

У — гудит пароход

У — звучит дудочка

У — плачет мальчик

УПРАЖНЕНИЕ № 8

Изменение одного звукокомплекса по высоте и силе. Взрослый предлагает ребенку сказать, например, МЯУ: громко (кот радом и просит есть); тихо (кот за дверью); высоким голосом (маленький котенок); низким голосом (старый кот). Аналогично нужно изменить звуковые параметры при воспроизведении следующих звукоподражаний: ИГОГО, МУ, ГАВ, KBА, БЕ, КУ-КУ и т. п.

  1. Различение слов близких по звуковому составу

УПРАЖНЕНИЕ № 9

Взрослый дает ребенку два кружка — красный и зеленый — и предлагает игру: если ребенок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное — красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко произносит звукосочетания:

                                                   

БАМАН

ВАВАН

АЛЬБОМ

АЛЬПОМ

ПАМАН

ДАВАН

АЙБОМ

АЛЬМОМ

БАНАН

БАВАН

АНЬБОМ

АЛЬНОМ

БАНАМ

ВАНАН

АВЬБОМ

АБЛЁМ

ВИТАМИН

ВИТАНИИ

КЛЕТКА

КЪЕКТА

МИТАНИН

МИТАВИН

КЪЕТКА

КВЕКТА

ФИТАМ И Н

ФИТАВИН

К Л ETTA

ТЛЕКТА

ВИТАЛИМ

ВИТАНИМ

ТЛЕТКА

КВЕТКА

Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кружок.

УПРАЖНЕНИЕ № 10

Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

мак—бак—так                моток—каток—поток

ток—тук—так                батон—бутон—бетон

бык—бак—бок                будка—дудка—утка

дам—дом—дым                нитка—ватка—ветка

ком—дом—гном                клетка—плётка—плёнка

тыква—буква—будка

Примечание. При воспроизведении слов необязательно знание понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труднопроизносимых звуков.

УПРАЖНЕНИЕ № 11

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от остальных:

канава—канава—какао—канава

ком—ком—кот—ком

утёнок—утёнок—утёнок—котёнок

будка—буква—будка—будка

винт—винт—бинт—винт

м и нута—монета—м и нута— м и нута

буфет—букет—буфет—буфет

билет—балет—балет—балет

дудка—будка—будка—будка

УПРАЖНЕНИЕ № 12

Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:

мак—бак—так—банан

сом—ком—индюк—дом

лимон—вагон—кот—бутон

мак—бак—веник—рак

совок—гном—венок—каток

пятка—ватка—лимон—кадка

ветка—диван—клетка—сетка

каток—дом—моток—поток

И т.п.

УПРАЖНЕНИЕ № 13

Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук, Такой большой на ветке... (жук)

Шёл по лесу шустрый мишка, На него свалилась... (шишка)

Здесь в лесу есть злые звери, Запирайте на ночь... (двери)

Тише, Танечка, не плачь, Не утонет в речке… (мяч)

Как-то вечером две мышки Унесли у Пети... (книжки)

Не полезет Влад на ель, У него в руках... (портфель)

«Я трудиться не привык!» — Отвечает... (грузовик)

Мы собирали васильки, На головах у нас... (венки)

Пёс козе принёс букет, Сытный будет ей... (обед)

Ветер, ветер, ты могуч, Ты гоняешь стаи... (туч)

То назад, то вперёд Может плыть... (пароход)

Не дрожи, Серёжка, Это ж наша... (кошка)

IV.  Дифференциация слогов

УПРАЖНЕНИЕ № 14

Воспроизведение слогового ряда со        сменой ударного слога.

та—та—тá                па—па—пá                        ка—ка—кá

та—тá—та                 па—пá—па                        ка—кá—ка

тá—та—та                 пá—па—па                        кá—ка—ка

фа—фа—фа                 на—на—на

ва—ва—ва                 ба—ба—ба

ма—ма—ма                 га—га—га

УПРАЖНЕНИЕ № 15

Воспроизведение слоговых сочетаний с одним согласным и разными гласными звуками.

та—то—ту                ну—ны—на                бо—ба—бы

ты—та—то                 но—на—ну                        бу—бо—ба

му—мы—ма                  да—ды—до                    па—пу—по

мо—ма—мы                  ду—ды—да                    ку—ко—ка

ва—ву—во                                                                                    И т.п.

УПРАЖНЕНИЕ № 16

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.

та—ка—па        па—ка—та

ка—на—па        га—ба—да

фа—ха—ка        ка—фа—ха

ба—да—га        ва—ма—на

ма— на—ва

             И т.п.

То же с гласными О, У, Ы.

УПРАЖНЕНИЕ № 17

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости, сначала по 2 слога:

па—ба                         та—да

по—бо                         ка—га

пу—бу                         фа— ва

пы—бы                        са—за

                                        ша—жа

(То же с гласными О, У, Ы),

затем по 3 слога:

па—ба—па                        та—да—та                        ва—фа—ва

по—бо—по                        да—та—да                        фа—ва—фа

пу—бу—пу                        ка—га—кА                        са—за—са

пы—бы—пы                        га—ка—га                        

УПРАЖНЕНИЕ №18

Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками,  различающимися по мягкости/твердости,

па—пя                по—пё                пу—пю                пы—пи

ма—мя                мо—мё                му—мю                мы—ми

ва—вя                во—вё                ву—ею                вы—ви

та—тя                то—тё                ту—тю                ты—ти

ба—бя                до—дё                ду—дю                ды—ди

фа—фя                фо—фё                фу—фю                фы—фи

УПРАЖНЕНИЕ № 19

Воспроизведение слоговых пар с наращиванием стечения согласных звуков:

па—тпа                на—пна

та—пта                ка—фка

фа—тфа                ка—тка

та—фта                ка—пка

ма—км а                та—кта

на—фна                на—кна

То же с гласными О, У, Ы.

УПРАЖНЕНИЕ № 20

Воспроизведение слоговых сочетаний с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными:

пта—пто—пту—пты                        тма—тмо—тму—тмы

кта—кто—кту—кты                        кна—кно—кну—кны

фта—фто—фту—фты                        фка—фко—фку—фкы

тка—тпо—тпу—тпы                        пна—пно—пну—пны

                                                          И т.п.

УПРАЖНЕНИЕ № 21

Воспроизведение слоговых пар со сменой позиции согласных звуков в их стечении.

пта—тпа                кта—тка                фта—тфа

пка—кпа                фка—кфа                хта—тха

фпа—пфа                гда—дга                вба—бва
 V. Дифференциация фонем

УПРАЖНЕНИЕ № 22

Выделение в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э). Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит, присесть, сделать оговоренный жест, поднять зрительный символ[1] и т. п.). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например:

А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы-А и т.д.

Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый гласный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно.

Примечание для родителей. Я, Ё, Е,Ю — гласные БУКВЫ,

каждая из них обозначает 2 звука: Я = Й+А; Ё = Й+О и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ № 23

Выделение одного из согласных звуков в звуковом потоке. Взрослый называет и, многократно повторяя, добивается запоминания ребенком одного из согласных звуков. Затем произносит звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить один заданный согласный звук — хлопком, другим оговоренным движением либо жестовым символом.

Примечание. Предлагаемые жестовые символы разработаны автором пособия. При помощи подключения зрительного и двигательного анализаторов, а также при наличии эмоционального фактора, они облегчают детям дифференциацию согласных пуков. Символы приводятся в порядке очередности освоения на занятиях соответствующих звуков.

М — корова мычит (указательным пальцем изображаем рога)

Н — телевизор гудит, когда кончились передачи (палец к носу)

В — вьюга воет, деревья качает (машем руками над головой)

Ф — из маленького шарика выходит воздух (округленные ладони распрямляем и прижимаем друг к другу)

К — игрушечный пистолетик стреляет (указательный палец вверх, большой палец под прямым углом к указательному)

Т — работает пишущая машинка (изображаем указательными пальцами)

П — лопнула хлопушка (пальцы правой руки сжать и разжать)

X — греем руки (подышать на тыльную сторону ладони)

С — качаем насос (сжатые ладони движутся вниз-вверх)

3 — комарик летает (большой и указательный пальцы сжаты, круговые движения рукой)

Ц — тише, тише, тишина (палец к губам)

Звуковой ряд:  А-К-Т-Р-С-П-И-О-У-Ы-А-Ж-Ш-С-Ц-В-О-Э   и  т.д.

Примечание. Согласные звуки в ряду должны произноситься коротко, примерно так, как слышится каждый согласный звук в конце слова: коТ, банаН, укроП и т. п. Не путайте звуки с буквами: ПЭ, ТЭ, ЭР — это названия букв, произносить же надо звуки.

Назвать первый звук в словах.

Утка, ухо, учебник, умный, улица, уши, ум, усы, утюг, уголок, удочка, уж, узкий, укроп, урна, утро, учитель, утренник, учебник, учёный, уважать, уходить, убежать, улететь, увезти, ускакать, удав, укус, уксус, уплыл, урожай, улитка, умывальник, удобный, указка, урок, узор, упасть.

Объяснить выделенные слова.

Вспомнить 5 предметов, названия которых начинаются со звука У.

Вспомнить 4—5 действий, названия которых начинаются со звука У.

VI. Развитие навыков элементарного звукового анализа

УПРАЖНЕНИЕ № 24

Назвать первый звук в словах (А, О, И, У).

Аист, утка, иголка, очередь, овощи, улитка, утро, аптека, армия, альбом, искать, уходить, играть, охать, ахать, Африка, Индия, урожай, искры, индюк, утренник, адрес, Айболит, аквариум, антилопа, умывальник, остров.

УПРАЖНЕНИЕ № 25

Назвать последний звук в словах (А, О, И, У, Ы).

Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, букеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, какаду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.

УПРАЖНЕНИЕ № 26

Назвать первый и последний звуки в словах.

Избушка, иголка, изюминка, улица, улитка, ученица, афиша, ангина, указка, ищейка, овощи, обручи, окуни, окрики, опера, окна, осы, ослики.

УПРАЖНЕНИЕ № 27

Назвать звуки в сочетаниях.

АУ        УАИ

УА        АИУ

АИ        АУИ

ИА        ИУА

ИУ        УИА

УИ        ИАУ

Пример. АУИ: 1-й - А, 2-й - У,        3-й - И.

УПРАЖНЕНИЕ № 28

Назвать первый звук в словах (выделить его голосом, «нажать» на него).

Малина, мама, мыть, мох, маленький, монета, магнит, магазин, макать, муха, моток, мотыга, маска, маки, море, музыка, мыло.

Объяснить выделенные слова.

Определить, есть в слове звук М или нет.

Маска, рука, море, музыка, мука, пар, ракета, паста, зима, лимон, замок, вата, вагон, яма, мухи, цыплёнок, коза.

Определить, где слышится звук М — в начале, в середине или в конце слова.

Монета, маска, дом, шлем, гном, лимон, комната, зима, гамак, сом, комок, маяк, мыло, крем, лом, лямка, сумка, мука, море.

Определить, в каком из двух слов слышится звук М.

Калина — малина, море — горе, мох — пух, мухи — сухо, раки — маки, монета — ракета, мука — рука, магазин — бензин, зайка — майка, мыло — шило.

УПРАЖНЕНИЕ № 29

Определить первый звук в словах.

Ванна, вата, вафли, волны, воск, волк, вулкан, волосы, водоросли, ваза, вышка, вазелин, вагон, вода, порот, ворона, воробей, валенки.

Объяснить выделенные слова.

Определить, в каком из двух слов есть звук В.

Волосы — полосы, ворона — корона, вышка — пышка, вагон — загон, вата — хата, волк — полк, корова — корона, волны — полный, сова — сама.

Выделить голосом, «нажать» на звук В.

Грива, сова, голова, корова, диван, давать, кивать, правый, левый, новая, новый, слива, ванна, вата, вафли, слева, справа, забава.

Объяснить выделенные слова.

УПРАЖНЕНИЕ № 30

Определить первый звук в словах. Выделить звук голосом, «нажать» на него.

Надя, Наташа, ноги, найдём, новый, ноль, нота, норка номер, ныть, наши, нож, ножницы, Настя, налить, налететь, надеяться.

Объяснить выделенные слова. Назвать 5 слов со звуком Н.

Определить, есть в слове звук Н или нет.

Нота, лето, корова, дрова, голова, ванна, страна, одна, стол, краны, лампа, шалуны, диваны, розы, канава, фонтаны, конфета, шапка.

Определить, в каком из двух слов есть звук Н.

Наша — Саша, корона — корова, струна — трава, конфеты — приветы, норка — корка, найдём — пойдём, наши — уши, шалуны — шумы, слова — слоны, зелёный золотой, канава — забава, заноза — угроза.

УПРАЖНЕНИЕ №31

Подобрать в рифму названия овощей со звуком К.

Поздним летом в огород собирается народ.

Зрел всё лето урожай. Что собрали — отгадай!

Где весною было пусто,

летом выросла... (капуста)

Солнышко светило, чтоб

ярче зеленел... (укроп)

Собираем мы в лукошко

очень крупную... (картошку)

От дождя земля намокла,

вылезай, толстушка... (свёкла)

Из земли за чуб плутовку

тянем, сочную... (морковку)

Надо поклониться низко,

чтобы вытащить... (редиску)

Помогает деду внук —

собирает с грядок... (лук)

Просит дедушка Федюшку:

— Собери ещё... (петрушку)

Вот зелёный толстячок,

крупный, гладкий... (кабачок)

И красавец-великан

тёмно-синий... (баклажан)

Обратить внимание детей на рифму. Проговорить парами слова: намокла — свёкла, пусто — капуста, лукошко — картошка и т.д.

УПРАЖНЕНИЕ № 32

Взрослый объясняет: «Я назову большой предмет, а ты — маленький, чтобы в слове обязательно появился звук К».

Рама — рамка, яма —... репа —... вата —... лапа — ... пена —... панама —... лопата —... картина —... корзина —... монета —... солома —... чаша —... репа —... липа —... нора —...

Четко, громко, не торопясь проговорить стихи со звуком К.

АК—АК—АК, вот такой гамак.

OK—OK—ОК, вот такой каток

УК—УК—УК, вот такой индюк.

КА—КА—КА, у Кати мука.

КО—КО—КО, в школе нелегко.

КУ—КУ—КУ, я куплю муку.

Назвать слова со звуком К.

УПРАЖНЕНИЕ № 33

Определить, в каком из двух слов есть звук Т.

Тыква — буква, батон — диван, ворота — ворона, плита -слова, томат — гамак, халат — халва, билеты — бананы, бритва — брови, ноты — ночи, шутка — шапка, ракета — рубашка, забота — заноза, густой — кривой, злой — твой, нитка — миска.

Четко, внятно, громко, не торопясь проговорить стихи со звуком Т.

AT—AT—AT, у Толи самокат.

УТ—УТ—УТ, дети побегут.

ТО—ТО—ТО, новое пальто.

ТЫ—ТЫ—ТЫ, в комнате коты.

ОТ—ОТ—ОТ, это бегемот.

ТА—ТА—ТА, новая плита.

ТУ—ТУ—ТУ, конфету дам коту.

Назвать слова со звуком Т.

УПРАЖНЕНИЕ № 34

Определить последний звук в слове (К, Т, П, Р).

Утёнок, валенок, котёнок, веник, каток, урок, бык, совок, зонтик, кубик, балет, билет, букет, мост, пилот, самолёт, бегемот, брат, куст, канат, укроп, сироп, телескоп, суп, подкоп, храп, грипп, трап, сноп, комар, помидор, актёр, повар, шар, танк, торт, брат, свист, грохот, шрам.

УПРАЖНЕНИЕ № 35

Определить первый звук, второй звук в звукосочетаниях.

АК, ОК, УК, ИК, AT, ОТ, УТ, ИТ, AM, ИМ, УМ, ОМ, ОН, ОК, ОТ, ОП, АН, ИН, АП, ИП, АР, ОР, ИР, УР, АФ, ИФ, УФ, АХ, ОХ, ИХ, УХ, АШ, ОШ, ИШ, УШ, АЛ, ОЛ.

УПРАЖНЕНИЕ № 36

«Нажать» в слове на звук X, выделить его.

Халат, хобот, хлеб, хата, холод, худеть, горох, страх, хвост, холодильник, хозяйка, пастух, петух, запах, шорох, смех, хулиган, ходьба, хвоя, хоровод, художник, хохолок, охота, махать, поход, орех, уха, ухо, тахта

Объяснить выделенные слова.

Выбрать из рассказа слова со звуком X.

Школьники ходили в поход. В походе они видели хаты, охотников с ружьями, маленького хомяка. Вечером ребята развели костёр и сварили уху.

Выбрать из рассказа слова со звуком X.

Наступили холода. С полей убрали хлеба. Небо хмурое. Трава в лесу высохла, только мох зеленеет. На ветках нет листьев. Одна хвоя на ёлках и соснах осталась. Поздняя осень, скоро зима!

Выбрать слова со звуком X.

Канат — халат — парад, голод — холод — молод, год — ход — пот, сор — хор — вор, муха — мука — рука, хата — вата — мята.

        УПРАЖНЕНИЕ № 37

Определить первый звук в словах.

Оля, острый, отдых, орден, обувь, отпуск, осы, окунь,

овцы, окна, озеро, обруч, ослик, окрик, озимь, очень, около, овощи.

Объяснить выделенные слова.

Выбрать из рассказа слова со звуком О.

Оля и Осип пошли на озеро ловить рыбу. Они поймали окуня и леща. Видели облако, похожее на ослика.

Выбрать из рассказа слова, начинающиеся со звука О., Наступила осень. Созревают овощи и фрукты. В полях сеют озимь. По озеру плывут жёлтые листья. В окнах рано зажигают свет.

УПРАЖНЕНИЕ №38

Определить, какой звук мы тянем в середине слома (А, У, О).

Бак, рак, сок, суп, пар, вар, газ, нос, муж, шар, зуб, гол, жар, дом, вол, душ, зал, ком, кот, лом, лось, лук, мак, мох, рот, руль, соль, сон, сук.

УПРАЖНЕНИЕ № 39

Определить, какой звук или И) в середине слова.

Был, бил, мыл, мил, лист, лыс, выл, вил, пыль, пить, дым, рис, вниз, ввысь.

Я в походе БЫЛ, в барабан я БИЛ.

Я веревки ВИЛ, волк в долине ВЫЛ.

Малыш БЫЛ очень МИЛ, он руки с мылом МЫЛ.

Вить, бить, лить, рыть, быть, плыть, брить, ныть, лить, крыть, свить, гнить.

УПРАЖНЕНИЕ № 40

Определить, какой звук мы тянем в середине слова (А, О, У, И, Ы).

Бак, мак, зал, пар, дар, гам, так, шар, дом, нос, сон, бор, хор, ток, лось, мост, зов, гол, сок, соль, суп, жук, шум, лук, дуб, гул, мир, лист, низ, бил, пил, пир, гриб, кит, дым, сын, бык, пыль, выть, ныть, пух, ком.

УПРАЖНЕНИЕ № 41

Назвать все звуки по порядку.

Бак, зал, вар, ваш, выл, гам, гол, гул, дар, дым, дом, душ, жук, жар, ком, кот, кит, лом, лак, лук, мак, мыл, мал, мох, нос, наш, пар, пыль, пол, рак, рот, рыл, ром, сам, сок, сук, сын, сон, суп, сор, ток, так, тук, хор, шут, шар.

II




Предварительный просмотр:

 Развитие фонематического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.

Доктор наук, профессор Левина Р.Е. стоявшая у истоков логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов».

Речь – одна из центральных, важнейших психических функций  - чрезвычайно сложный процесс. В её формировании участвуют: речеслуховой и  речедвигательный  анализаторы.

 Деятельность речедвигательного анализатора в определяющей степени зависит от слухового анализатора, который имеет исключительное значение для развития произносительной стороны речи. Фонематическое воспитание отвечает за умение различать одни речевые звуки (фонемы) от других. Недостаточная сформированность фонематического восприятия может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз. Если к концу дополнительного возраста проблемы с формированием фонематического  восприятия не решаются, то они переносятся в школу. Наличие даже слабовыраженных дефектов в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова.  Эти обобщения создаются у ребенка задолго до обучения в школе. Из вышесказанного следует чрезвычайная важность и актуальность проведения коррекционных занятий по развитию фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, так как чем раньше будет проведена коррекционная работа, тем меньше будет вторичных отклонений в развитии детей.

Основными задачами занятий является:

  1. Формирование правильного произношения звуков.
  2. Развитие фонематического слуха и восприятия.
  3. Закрепление навыков произношения слов различной звуко-слоговой структуры.
  4. Контроль за внятностью и выразительностью речи.
  5. Подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

На занятиях воспитатель имеет возможность установить эмоциональный контакт, активизировать контроль  за качеством звуковой речи, скорректировать некоторые личностные особенности дошкольников: речевой негативизм, фиксацию на дефекте, сгладить невротические реакции. На индивидуальных занятиях ребенок овладевает правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизирует его в облегчённых фонетических условиях, т. е. изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. В течение одного занятия воспитатель организует несколько игр – упражнений с игрушками, предметами и картинками. На индивидуальных занятиях я провожу упражнения по развитию фонематического восприятия:  детей учу слышать звук в ряду звуков, слышать слог с заданным звуком в ряду слогов, определять наличие звуков в слове.

Т.Б. Филичёва и Н.А. Чевелёва отмечают, что всю работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы можно условно разделить на шесть этапов:

I   Этап – узнавание неречевых звуков.

         II Этап – различие высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз.

       III   Этап – различие слов близких по звуковому составу.

       IV   Этап – дифференциация слогов.

        V   Этап – дифференциация  фонем.

      VI    Этап – развития навыков элементарного звукового анализа.

I   Этап: На этом этапе в процессе  специальных игра и упражнений у детей развивают способность узнавать неречевые звуки. Эти игры способствуют также развитию слухового восприятия и слуховой памяти.

(Упражнения 1, 2, 3)

II Этап: на протяжении данного этапа учу дошкольников различать высоту, силу тембра голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

(Упражнения 4, 5, 6, 7, 8)

III   Этап:  На этом этапе дети учатся различать слова, близкие по звуковому составу. Необходимо начинать со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

(Упражнения 9, 10, 11, 12, 13)

IV   Этап: На данном этапе детей учим различать слоги. Начинать эту работу целесообразно с самой простой игры. Затем слоговые ряды усложняются. Проводя эту работу необходимо помнить о произносительной возможности детей.

(Упражнения 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21)

V   Этап:  На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательное дифференциации гласных звуков. Аналогичным образом проводится работа по дифференциации согласных фонем.

(Упражнения 22, 23)

VI    Этап: Задачей последнего этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что учу детей определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Далее проводится анализ гласных звуков. Затем приступаем к анализу согласных звуков. При этом соблюдаю последовательность: сначала учу выделять в слове  последний согласный звук.

(Упражнения с 24 по 41)

Т.М. Филичёва отмечает, что очень важным методическим требованием является особая ориентация речевого материала для занятий:

  1. Он должен быть максимально насыщен  изучаемым звуком;
  2. Нарушенные в произношении звуки не включаются.

             Произношение изучаемого звука отрабатывается во всех доступных сочетаниях.

Однако прочного механического повторения и закрепления навыка произнесения речевых структур недостаточно для усвоения звуковой стороны речи.

Необходимо взаимосвязанное формирование различных сторон речи как целостного образования.

При формировании фонематического слуха и звукопроизношения важно опираться на специфические принципы  системности и правильного подбора лексического материала.

Таким образом, в процессе системной работы происходит формирование  фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"

Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка,  вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

методические рекомендации по применени. дидактических игр по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи

Предлагемые игры и игровые упражнения  построены с постепенным усложнением игровых и учебных заданий в соответствии с этапами развития фонематического слуха.Данным материалом могут воспольз...

«Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи»

В данной статье рассматриваются направления коррекционной работы, а также описана система игр и игровых приёмов по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....