Характеристика речи детей пятого года жизни
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Лизунова Алла Павловна

Для успешного обучения в современной школе ребенок должен к семи годам иметь полностью сформированную связную речь, память, внимание. Характеристика речи детей пятого года жизни,  позволит выявить те разделы, в которых в той или иной степени, ребенок испытывает затруднения. Каждый родитель сможет оценить возможности своего ребенка и принять меры по коррекции .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakteristika_rechi_detey_pyatogo_goda_zhizni.docx16.5 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика речи детей пятого года жизни.

      Главное направление развития  речи на пятом году жизни – это освоение связной монологической речи.

  Происходят заметные изменения и в освоении способов словообразования, начинается взрыв словотворчества.

     Активный словарь ребенка обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ним действия, дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки ( мяч – это игрушка; в него играют). Дети начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления употребляют обобщающие слова ( существительные с собирательным значением).

     В этом возрасте увеличивается речевая активность ребенка, на пятом году начинается  возраст «почемучек». Запас слов довольно внушителен, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях, выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями и вводят в речь  вводные конструкции. Средние дошкольники осваивают умение  строить разные типы  высказывания – описание и повествование.

     Речь детей становится более  связной  и последовательной; совершенствуется понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т.е. все те умения, которые необходимы ребенку  для развития связной речи.

     Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят  шипящие и сонорные звуки (Р,Рь, Л,ЛЬ), у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность.

     Речь детей средней группы отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут  ориентироваться на смысловую сторону слова, однако объяснение значения слова вызывает  у многих детей затруднение..

    Дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по величине, подбирают не только  действия к предмету (лейка…, утюг…, молоток…, нужны для того, чтобы…), но и предметов к тому или иному действию.

     У детей появляется желание  уточнить значения слов,  составлять из слов словосочетания и предложения. Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу(синонимы и антонимы).

     В среднем возрасте расширяется, круг грамматических явлений.

    Упражняются  дети и в понимании и употреблении предлогов пространственного значения ( в, под, между, около).

     Дети учатся соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, в родительном падеже множественного числа (утенок – утята – не стало утят; зайчонок – зайчата – нет зайчат). Дети замечают несовпадение  звучания названий слов и производных слов (сахарница,  салфетница, но масленка и солонка).

      Следя за действиями игрушек,  дети обучаются правильному образованию глаголов (залезла – вылезла; прыгнула – подпрыгнула; принесла – унесла).

      В среднем возрасте ребенок уже способен пересказать небольшую сказку или маленький рассказик, составить небольшой описательный рассказик.

     Продолжают  формироваться  навыки повествовательной речи.

     Параллельно с этим развивается и интонационный синтаксис – умение строить и произносить разные типы предложений (повествовательные, вопросительные, восклицательные).

     У детей с тяжелым нарушением речи общим недоразвитием речевого развития можно отметить то, что большинство  детей, не владеет в  достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, не владеет умением связывать между собой предложения и части высказывания.

     Имеются недостатки и в освоении грамматических правил речи (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление родительного падежа множественного числа). Часто в предложении ребенка отсутствуют слова, содержащие основной смысл, имена существительные заменяются местоимениями. Нарушения относятся и к порядку слов в предложении, и к грамматическим формам изменения слов ( не вполне усвоены типы склонений и спряжений).

Таким образом, игры и упражнения, предлагаемые для детей, решают в комплексе все задачи речевого развития (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарную работу, развитие связной речи).

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Характеристика речи детей пятого года жизни."

Речь не передается по наследству, малыш перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей), т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка...

Характеристика речи детей пятого года жизни

Полезные материалы для родителей...

консультации для родителей на тему "Характеристика речи детей пятого года жизниа"

От правильности речи ребёнка, богатстваего словарного запаса, зависит качество обучения и воспитания, и именно родители должны развивать речь ребёнка. и какой она должна быть именно в этом возрасте, п...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ "Развитие речи детей пятого года жизни"

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в осв...

"Развитие речи детей пятого года жизни.Роль семьи в развитии речи ребенка".

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка».ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии л...

«Характеристика речи детей пятого года жизни»

консультация для педагогов "Характеристика речи детей пятого года жизни"...