Конспект семинара-практикума для родителей на тему: "Осень в гости к нам пришла"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Шириязданова Эльвира Вильевна

Данный конспект был составлен и использован для проведения семинара-практикума с родителями  в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_1.docx29.38 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект семинара-практикума для родителей

в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

на тему: «Осень в гости к нам пришла»

Цель: познакомить родителей с методами  и приемами работы по коррекции у детей речевого недоразвития: развитие общей, артикуляционной и мелкой моторики, развитие дыхательного аппарата; активизация словаря по теме «Осень», «Огород.Овощи», «Сад.Фрукты»; закрепление навыков словообразования – образования существительных с уменьшительно-ласкательным значением, относительных прилагательных; развитие умения определять первый звук в словах, угадывать звук по зрительному символу; закрепление знания букв А, У, И; развитие фонематического слуха, внимания. Вовлечь родителей в жизнь детского сада и группы, сделать их союзниками в своей работе по устранению речевых нарушений у детей. Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.

Оборудование: экран с мультимедиа; компьютерная презентация; макет дерева с осенними листьями; осенние листья; муляжи овощей и фруктов, сухой бассейн; звуковые символы; скомканные комочки из бумаги с написанными на них буквами А, У, И; индивидуальные зеркала; памятки для родителей «Артикуляционная гимнастика», «Развитие речевого дыхания у дошкольников»,  «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?»

Ход занятия:

1. Дети с мамами входят в зал под звучание пьесы «Октябрь» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского и встают в круг вокруг макета дерева.

Логопед: Сегодня, ребята, у нас необычный день. К нам пришли ваши мамы. Мы покажем им, как мы учимся правильно говорить. А они нам помогут.

                Ходит осень по дорожке,

Промочила где-то ножки.

Льют дожди, и нет просвета,

Затерялось где-то лето.

- О каком времени года это стихотворение? (Об осени.) Правильно. А когда наступает осень, после какого времени года? (После лета.) Назовите, что происходит осенью? Картинка на экране вам поможет (слайд 2 «Осень»).

Дети перечисляют приметы осени: на улице стало холодно; часто идут дожди, дуют сильные ветры; дни стали короче, а ночи длиннее; люди надевают теплую одежду; листья на деревьях стали желтыми и красными, они опадают; птицы собираются в стаи и улетают на юг; в садах и огородах убирают урожай, овощи, фрукты.

2. Логопед: Вы правильно сказали, что осенью листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают.  Как вы думаете, с какого дерева упал этот листик? (С березы.) Значит, он – какой? (Березовый.)

Этот лист упал с дуба, значит он (какой?) - …дубовый.

Лист с клена - … кленовый.

Лист с рябины - …рябиновый.

Лист с тополя - … тополиный.

А как называется время, когда листья падают? (Листопад.) Посмотрите на экран (слайд 3 «Листопад»). Сейчас мы с вами изобразим листопад. Возьмите в каждую руку по листочку.

Подвижная игра «Листья»

Листья осенние тихо кружатся,

Листья осенние тихо ложатся.

И под ногами шуршат, шелестят,

Будто опять закружиться хотят.

Кружатся, расставив руки в стороны.

Приседают.

Движения руками влево-вправо.

Кружатся на носочках.

- А теперь положите листья на ладошки, сделаем вдох через нос, вытянем губы вперед трубочкой и подуем на листики, чтобы они закружились в воздухе.   Не забывайте, вдох делаем бесшумно, не поднимая плеч и не раздувая щек. А выдох должен получиться плавный, длинный (слайд 4 «Осенний ветер»).

Упражнение на развитие дыхательного аппарата «Осенние листочки» (повторяется 2-3 раза).

3. Логопед: Пока мы любовались листопадом, начался дождик. Давайте споем про дождик песню (слайд 5).

Песня «Дождик».

4. Логопед:  Какая красивая песня, но дождик все не останавливается. Нам стало холодно, и мы решили погреться.  

Коммуникативная игра «Дождик» (массаж спины).

Дождик бегает по крыше –

Бом, бом, бом!

По веселой звонкой крыше – Бом, бом, бом!

Дома, дома посидите –

Бом, бом, бом!

Никуда не выходите –

Бом, бом, бом!

Почитайте, поиграйте –

Бом, бом, бом!

Я уйду – тогда гуляйте…

Бом, бом, бом!

Дети встают друг за другом «паровозиком» и похлопывают ладонями по спинкам друг друга.

Постукивают пальчиками.

Поколачивают кулачками.

Растирают ребрами ладоней.

Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями.

Поглаживают ладонями.

После этого дети и родители садятся за столы.

5. Артикуляционная гимнастика.

Логопед: Вышли мы с вами из дома и увидели, что в саду-огороде готов урожай. Давайте покажем, как мы его убираем. Приготовьте зеркала. На экране появляются картинки с изображением артикуляционных упражнений (слайды 6-10).

  1. «Пришли дети в огород» -  и от удивления открыли рот, увидев большой урожай - широко открыть рот, держать под счет 1-5.
  2. «Толстячки-худышки» - капуста, тыква, репа – «толстячки» (надуваем щеки), лук, горох – «худышки» (втягиваем щеки), менять положение 4-5 раз.
  3. «Лопаточка»  поможет нам убрать урожай - положить широкий, спокойный язык на нижнюю губу, держать под счет 1-5, упражнение выполняется 3-4 раза.
  4. «Чашечка» - сварили из яблок вкусное варенье, сели пить чай из чашки. Рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении под счет 1-5, упражнение выполняется 3-4 раза.
  5. «Лошадка» поможет нам отвезти урожай домой. Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.

6. Игра «Овощи-фрукты».

Логопед: Помогла нам лошадка привезти овощи и фрукты домой, а они решили от нас спрятаться. Предлагаю вам отыскать их в нашем сухом бассейне и назвать ласково. Дети отыскивают муляжи овощей и фруктов, называют их и образуют уменьшительно-ласкательную форму существительных:

помидор – помидорчик        яблоко – яблочко

огурец – огурчик                  апельсин – апельсинчик

лук – лучок                           лимон – лимончик

морковь – морковка             банан – бананчик

капуста – капустка                груша – грушка

баклажан – баклажанчик      ананас – ананасик

В конце игры логопед предлагает детям и родителям задания:

 - Раз, два, три, овощи покажи. (Показывают только муляжи овощей.) Где растут овощи? (В огороде, на земле, на грядке.)

- Раз, два, три, фрукты покажи. (Показывают только муляжи фруктов.) Где растут фрукты? (В саду, на дереве.)

7. Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла» (слайд11).

Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла?

Ох!

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, морковку, горох,

Петрушку и свеклу.

Ох!

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

Картошка, капуста, морковка, горох,

Петрушка и свекла.

Ох!

И суп овощной оказался неплох!

«Шагают» пальчиками по столу.

Загибают по одному пальчику на строчку на обеих руках.

Хлопок.

Попеременные удары кулачками и ладонями.

Загибают по одному пальчику на строчку на обеих руках.

Хлопок.

Стучат ребром каждой ладони по столу.

Загибают по одному пальчику на строчку на обеих руках.

Хлопок.

Ладони складывают крест-накрест на столе.

Загибают по одному пальчику на строчку на обеих руках.

Хлопок.

Показывают, как едят суп.

8. Игра «Угадай звук» (работа со звуковыми символами, выделение первого звука в словах).

Логопед: Осень приготовила нам загадки. Посмотрите на наш экран. Какой звук вы видите? (Слайды 12-14.)

На экране появляются звуковые символы: маленький красный круг – У, большой красный круг – А, красная полоска – И. Дети называют звуки, вспоминают артикуляционные уклады на звуки:

У – губы вытягиваются вперед трубочкой, их форма напоминает маленький круг;

А – рот широко открыт, его форма напоминает большой круг;

И – губы растянуты в улыбке, их форма напоминает полоску.

Затем на экране появляются картинки: аист, удочка, иголка, утка, автомат, антенна, индюк, улитка, избушка и т.д. (Слайды15-23.) Дети определяют первый звук и поднимают соответствующий звуковой символ.

9. Игра «Поможем Незнайке».

В зал входит Незнайка: «Здравствуйте, ребята! Я узнал, что у вас сегодня необычное занятие. Вам здесь интересно и весело. Только я один грустный.

Логопед: Почему же ты такой невеселый? Ты опять не выучил уроки?

Незнайка: Я шел в школу. Налетел сильный осенний ветер, и все листочки из моей тетрадки разлетелись. Наверное, завтра мне поставят двойку.

Логопед: Не переживай, Незнайка! Мы тебе поможем! Сегодня на прогулке мы нашли какие-то смятые бумажные комочки. Они лежат у каждого на столах. Давай попросим наших ребят и их мам разгладить  комочки и   посмотреть, может они из твоей тетради.

Дети и родители разглаживают смятые комочки из бумаги.

Логопед: Что вы видите на разглаженной бумаге? (Буквы.)

Незнайка: А сейчас я посмотрю, знаете ли вы их. Назовите, какая буква спряталась у вас?

Дети называют буквы А, У, И, вспоминают стихи про эти буквы, рассматривают их на экране (слайды 24-26 с буквами).

Знает Вова, Знает Света,     У - улитка на дорожке,     Буква И наискосок

А похожа на ракету.            Протянула она рожки.     Примеряла поясок.

    Снизу вверх его тянула,

    К правой ножке пристегнула.

Незнайка: Спасибо, дети и мамы, что помогли мне. Я угощаю вас сладким призом (яблоками). А мамам мы приготовили памятки. Ну, что ж, мне пора уходить. До свидания.

10. Итог: Логопед: Вот и подошло к концу наше занятие. Мы показали  нашим мамам, как мы занимаемся и играем. Спасибо всем за участие! Молодцы. До свидания!

Дети с родителями уходят из зала под музыку (слайд 27 «До свидания!»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия педагога-психолога с детьми в старшей группе на тему: «Осень золотая в гости к нам пришла».

развитие слуховой памяти, развитие зрительной памяти, релаксация, развитие чувства эмпатии...

Конспект занятия на тему: «Осень золотая в гости к нам пришла и подарки осень детям принесла»

Задачи:- закрепить и обобщить знания детей об осени и овощах;- развить умение замечать красоту осени, память, внимание и образное мышление;- воспитать любовь к природе и уважение друг к другу;Интеграц...

Проект с детьми 4-5 лет на тему : ."Осень золотая в гости к нам пришла"

Проект«Осень золотая в гости к нам пришла».Участники проекта: дети средней группы №7, родители, воспитатель.Тип проекта: познавательно – речевой.Образовательные области:  Познавательное развитие...

Методическая разработка на тему: «Осень золотая в гости к нам пришла» в форме перспективно-календарного планирования в младшей группе по курсу «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС»

Методическая разработка напралена на создание условий для формирования у ребёнка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к объектам фауны....

Конспект непосредственно образовательной деятельности Тема: «Осень золотая в гости к нам пришла!»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно – речевому направлению развития ...

Консультация для родителей: Тема "Осень золотая в гости к нам пришла".

Консультация для родителей: Тема "Осень золотая в гости к нам пришла"....