Роль сказки в развитии личности ребёнка.
консультация по логопедии по теме

Страхова Галина Павловна

Консультация воспитателям 

учителя-логопеда Страховой Г. П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon knigi_dlya_detskogo_chteniya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Роль сказки в развитии            

       личности ребёнка


         Консультация воспитателям  

   учителя-логопеда Страховой Г. П.

 

      ГБОУ д/с №1934 ЗАО г. Москва

Отбор книг для детского чтения – одна из сложных проблем педагогики. Что предпочтительно читать детям, как определять круг детского чтения, какие литературные произведения должны в него войти – все эти вопросы издавна считались дискуссионными. Ответственность отбора произведений для детского чтения определяется тем, что речь идёт о первом опыте встречи ребёнка с художественной литературой на важном этапе развития его личности – этапе дошкольного детства. В это время формируется отношение ребёнка к книге: интерес и любовь к ней или равнодушие. Хорошая книга вводит малыша в мир художественных образов, даёт первые и потому наиболее сильные впечатления о прекрасном. Интерес к книге, возникший в дошкольные годы, поможет ребёнку в дальнейшем, когда он будет осваивать технику самостоятельного чтения, поможет преодолеть все трудности, чтобы вновь и вновь испытывать радость открытий, чувство сопереживания с героями.

Самым благоприятным, доступным, интересным и, конечно, «вечном» жанром для ребёнка является сказка. Это повествовательный жанр. Сказка сюжетна, она бывает народной и литературной. Основоположник литературной сказки  Х. К. Андерсен утверждал, что сказки – «блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст». Сказка – произведение преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционно сказочных героев, ориентированное на детей.  Детям нужны сказки, ибо они являются необходимой пищей для развития личности. Сказки вызывают у ребёнка напряжённое внимание к описаниям чудес, необычных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Ребёнок спрашивает себя: кто я? Откуда произошёл? Как возник мир? Как появились люди и животные? В чём смысл жизни? Эти жизненно важные вопросы осмысливаются малышом не абстрактно. Сказки дают ответы на эти животрепещущие вопросы. Многие психологи и педагоги отмечают, с каким упорством дети требуют повторения сказки с теми же деталями и подробностями, без изменения малейших мелочей, даже интонации при рассказывании. Дети в отношении сказок долгое время остаются консервативными. Ребёнку хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз. Ему приятно эти слова узнавать, усваивать в первоначальной последовательности, испытывать, как и при первой встрече с ними, те же чувства и в том же порядке. Это стереотипное поведение дает ребёнку уверенность, что и на этот раз всё кончится хорошо.

Рассмотрим, почему сказка Х.К. Андерсена «Дюймовочка» является детской сказкой, доступной для понимания ребёнка. В этой сказке, как в любой другой сказке для детей, простые, привычные для ребёнка предметы, например, обычные растения и цветы, животные и птицы, домашние вещи, выступают в необычной для себя, даже фантастической роли. Это отвечает свойственному детям конкретно-предметному восприятию мира: «скорлупка грецкого ореха была её (Дюймовочки) колыбелькой, голубые фиалки – периной, а лепестки розы – одеялом». Ребёнок легко входит в непривычную сказочную обстановку, ведь  он и в обычных играх часто фантазирует: «кубики-вагончики», «палка-конь» и т.д. Слушая сказку «Дюймовочка», малыш чувствует, что в ней много нереального, но в то же время допускает, что это может происходить и в действительности: полевая мышь действительно живёт в тёплой норке, крот «живёт также под землёй, у него много комнат, но солнце никогда не заглядывает туда».

Детское сознание наделяет игрушки, животных, различные предметы определёнными человеческими характерами, основываясь на их «внешности» или «поведении», проводя аналогию с реальными людьми и деля персонажи на «хорошие» и «плохие». Это использует Андерсен. Он так описывает отрицательные персонажи сказки - жабу и её сыночка: «большущая жаба мокрая и безобразная, сын тоже мокрый и безобразный», «гадкий сынок», «противный сын», «скучный толстый слеповатый крот». С другой стороны, положительные герои описываются так: «добрая женщина», «милая и бедная ласточка, такая нежная».

Сочетание сказочного, волшебного и реального интересно детям, оно рождает фантастические образы в воображении ребёнка и понятно ему: «Но что за чудо! В чашечке цветка сидел маленький человечек, беленький и прозрачный, как будто он был из стекла. За плечами у него дрожали лёгкие крылышки, а на голове блестела маленькая золотая корона. Ростом он был не больше нашей Дюймовочки. Это был король эльфов».

Известно, что ребёнку необходимо, чтобы его страхи преодолевались. Этому способствует то, что в сказке разрешались проблемы, конфликты, трудные ситуации. Образность сказки подсказывает ребёнку возможность победы над собственной боязливостью: «Дюймовочка дрожала от страха – ведь птица была просто великаном по сравнению с такой крошкой. Но всё-таки Дюймовочка собралась с духом, поплотнее закутала ласточку ковриком, а потом сбегала, принесла листок мяты, которым сама укрывалась, и покрыла им голову птицы».

Кроме ожидания необычного, чудесного, волшебного, ребёнок хочет подражать окружающим его сильным, смелым, ловким, умным. В сказке всегда есть такие персонажи. В «Дюймовочке» это рыбки: «им стало ужасно жалко, что такой прелестной девочке придётся жить с жабами. Не бывать же этому! Рыбки со всей речки подплыли к кусту кувшинки, на котором сидела Дюймовочка, и перекусили стебелёк листа». Это и ласточка, которая уносит Дюймовочку на своих крыльях «над тёмными лесами, над синими морями, высокими горами, покрытыми снегом», в тёплые края: «Мы улетим с тобой от гадкого крота, улетим далеко за синее море, где солнышко светит ярче, где всегда лето и цветут чудесные цветы». Сопереживая, малыш как бы реализует свои неосознанные желания, осуществляет в мире сказки свои мечты. Именно это происходит с ним, когда он слушает о том, как « из каждого цветка вылетели эльфы и принесли Дюймовочке подарки», самым лучшим из которых были «прозрачные крылышки, совсем как у стрекозы. Их привязали Дюймовочке на спину, и она тоже могла теперь летать с цветка на цветок. То-то было радости и веселья!»

Форма общения со сказкой у современных детей изменилась. Общение со средствами массовой информации (фильмы-сказки, пластинки, магнитофонные и видеокассеты и т.д.) стало для детей повседневностью, а рассказчика – маму или бабушку - заменила техника. Однако в последнее время у детей появляется тяга к живому рассказчику. Детям нужны сказки, ведь они в лучших своих образцах, по словам В.А. Жуковского, нравственно чисты и не оставляют после себя «дурного, ненравственного впечатления». Благодаря сказкам, у ребёнка вырабатывается способность сопереживать, сострадать и радоваться, без которого человек не человек. Ибо цель сказочников – «воспитывать в ребёнке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радости другого, переживать чужую судьбу, как свою».  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая и образовательная роль сказки в развитие ребёнка старшего дошкольного возраста

Организация детской деятельности детей старшего дошкольного возраста так или иначе связанная с восприятием художественной литературы и устного народного творчества, способствует развитию у детей...

Консультация для родителей "Роль сказки в жизни ребёнка"

В консультации рассказывается о роли сказки в жизни ребёнка, о том что такое сказка, о истории возникновения сказки, о роли сказки в развитии речи детей....

Консультация для родителей "Роль сказки в жизни ребёнка"

Материал поможет родителям дошкольников в полной мере осознать роль сказки в жизни ребёнка, научит правильно преподносить информацию до малышей....

Роль сказки в жизни ребёнка

Роль сказки в жизни и развитии ребёнка....

Роль сказки в развитии ребёнка

  Сказка... У кого из нас, взрослых, при этом волшебном слове не возникают приятные воспоминания о том, как читала нам в детстве мама сказку. Конечно, тогда нам было просто интересно слуша...

Роль сказки в жизни ребёнка.

показать детям красоту сказок....

Консультации для родителей "Роль сказки в развитии ребёнка"

Сказка представляет собой одно из наиболее доступных средств, позволяющих развивать ребенка. Правильно подобранные сказки с учетом возрастных и психоэмоциональных особенностей детей способны не только...