Автоматизация звука «Р» в слогах и словах.
план-конспект занятия по логопедии по теме

Гебра Марьяна Ивановна

Занятие направленно на:

- автоматизация звука "Р" в  слогах и словах.

- закреплени навыка правильного произношения звука "Р" в словах с прямыми, обратными слогами.

 -  развитие у детей фонематическое восприятие (определение места звука в слове)
- развитие умения  подбирать слова-родственники.
  - развитие  у детей оптико-пространственных представлениий
  -  развитие  внимания, мышления, мелкой моторики.
- создание  положительного эмоционального настроя.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiy_poiski_sokrovishch.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия.

Тема: Звук «Р».

Цель: Автоматизация звука «Р» в  слогах и словах.

Мотивация: «Поиски сокровищ».

Задачи:

Коррекционные 

     1.Закрепить навык правильного произношения звука «Р» в словах с прямыми, обратными слогами.

     2. Развивать у детей фонематическое восприятие (определение места звука в слове)

Обучающие:

      3. Учить подбирать слова-родственники.

      4. Продолжать развивать у детей оптико-пространственные представления

      6. Развивать  внимание, мышление, мелкую моторику.

 Воспитывающие:

  1. Создать ребенку положительный эмоциональный настрой.
  2. Вызвать у ребёнка желание заниматься с логопедом.
  3. Прививать любовь к родному языку.

Оборудование:

Зеркало, салфетки, карта «Острова в океане», предметные картинки,  сундучок с бусами,  карточки с характеристикой звука, компьютерная игра «Рыболов», игра «Четвёртый лишний».

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Сегодня мы отправимся на поиски сокровищ. А помогать в поисках будит звук, который слышится в словах рыба, матрос, морской, шторм, корабль.

- Ты догадался, что это за звук? Правильно, это звук «Р».

2. Артикуляционная гимнастика.

Прежде чем отправиться в путь, нам нужно построить корабль.

Сначала попьём чай с вареньем (Упражнение «Вкусное варенье»).

Теперь берем длинные, гибкие доски для постройки корабля (Упражнение «Качели»).

Проверяем доски на прочность (Упражнение «Индюк»).

Сколачиваем их прочными гвоздями (Упражнение «Барабанщик»).

Замечательный корабль у нас получился.

Теперь поднимем якорь. Цепь тяжелая, гремит громко: р-р-р. Как гремит цепь?

Спускаем корабль на воду.  Камни переворачиваются, стучат по дну : р-р-р. Как стучат камни по дну корабля?

3. Произношение изолированного звука «Р».

Какой звук мы произнесли? (звук «Р»)

4. Разбор артикуляции по плану.

- В каком положении находятся губы, зубы, язык, когда мы произносим звук «Р»?  (Зубы приоткрыты, губы в улыбке, язык поднят вверх и дрожит) 

5. Характеристика звука

- Выбери карточку с характеристикой звука (звук «Р»-согласный, твёрдый, звонкий).

6. Автоматизация звука «Р» в слогах. Игра «Эхо в горах».

Вот мы уже плывем. Но где же нам искать сокровища? У меня есть карта. Мы можем побывать на каждом из этих островов и поискать там сокровища. Вот тебе маркер  проведи путь к первому острову (три клетки вправо и две клетки вверх), что-то не видно людей, давай позовём. Игра «Эхо».

     Ра-ро-ру                     Рэ-ры-ру

     Ар–ор-ур                    Ир-ур-ор-ар

 Это необитаемый остров, здесь никто не живет. Отправляемся дальше за поиском сокровищ.

7. Автоматизация звука «Р» в словах. Игра «Морской бой».

Плывем дальше. Проведи путь ко второму острову.

От необитаемого острова проложи путь (три клетки вправо, четыре клетки вниз, две клетки вниз). Вот и остров «Потерянных кораблей»

- Перед нами лежат картинки. Это твоё поле, а это моё. Назови картинки, которые лежат на моём поле.

Рак, ракета, ромашка, корона, барабан, корова, светофор, катер, забор.

- Я назову картинки, которые лежат на твоём поле: роза, робот, радуга, ворона, кукуруза, Буратино, тигр, помидор, самовар.

По очереди, каждый из нас спрячет три корабля под разными картинками на своём поле. Затем мы будем по очереди поднимать картинки и искать корабли. Выиграет тот, кто первым соберёт все корабли.

Сначала логопед закрывает глаза, а ребёнок прячет свои картинки-кораблики. Затем наоборот.

- Убери помидор (ребёнок поднимает картинку, на которой нарисован помидор).

Если под картинкой нет  «корабля», игра продолжается. Если под картинкой спрятан «кораблик», то игрок, который его нашел, забирает себе. Так игра продолжается до тех пор, пока кто-то из игроков не соберёт все три корабля противника.

 

8. Развитие фонематического восприятия (определение место звука в словах)  

     - Плывём дальше, проведи путь к следующему острову (одна клетка вниз, шесть клеток вправо, три клетки вверх), остров «Весёлый рыболов»

- Пойдём на рыбалку? А давай подберём к слову «рыба» - слова родственники.

- Как называется огромная рыба? Рыбина.

- Мелкая рыбка?- Рыбёшка.

- Назови ласково? Рыбка

- Суп из рыбы?- Рыбный.

И.К.Т.

Много разной рыбы плавает в пруду.

Мы поймаем маленькую рыбку,

А на ней картинку.

Ты картинку назови,

В слове быстро «Р» найди.

В разные ведерки рыбки положи.

(Ребёнок  определяет,  где находится звук «Р» - в начале, в середине или в конце слова,  и раскладывает  по ведеркам).

Слова: роза, робот, радуга, ворона, кукуруза, Буратино, тигр, помидор, самовар.

Чтобы плыть дальше, нужно выполнить ещё  задание.

Отправляемся к  следующему острову (две клетки вправо, пять клеток вверх)

  Посмотри, приклеен конверт на карте. Это  карта пирата, где он закопал сокровища.

 Сначала нужно найти место, где закрыт сундук. Сделай шаг вправо, два шага вперед. Теперь сундук нужно «откопать». А для этого найти лишние слова. Слушай внимательно.

Корабль, парусник, катер, вертолет.

Кружка, карандаш, тетрадь, ручка,

Крыжовник, брусника, помидор, смородина.

А вот и сундук.  Что же там за сокровище? (бусы)

9. Итог занятия.

Пора возвращаться домой, ведь путь был долгим и трудным. В группе расскажешь ребятам  о своем приключении. А какой звук помогал тебе сегодня в поисках сокровищ?

В следующий раз мы отправимся в путешествие на воздушном шаре.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков с использованием знаков-символов. Автоматизация звука [р] в начале слова с открытым слогом. (индивидуальное занятие для детей с нарушением интеллекта 4 год обучения)

Коррекционно-образовательные цели:-автоматизация правильного произношения звука [р] в прямых слогах, в начале слова;-обучение навыку звукового анализа слова (определение места звука в слове);-развитие...

Конспект индивидуального занятия "В посиках сокровищ. Автоматизация звука Р вслогах, словах, во фразововй речи"

Данное занятие будет интересно деткам, у которых в речи появился звук Р и находится в стадии автоматизации. Детей ждут невероятные приключения!!! Удачи!...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [с] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ш] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [з] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [з] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [з] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [ж] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [ж] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [ж] в слогах, словах, предложениях...

Авторская серия презентаций по автоматизации звуков «Король лев» в работе с детьми с ОВЗ. Автоматизация звука [р] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях

Цель: правильно и четко произносить звук [р] в слогах, словах, предложениях. Задачи:  Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук [р] в слогах, словах, предложениях...