Проектирование совместной образовательной деятельности педагога и ребенка с ОВЗ в ДОУ
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Буднева Марина Анатольевна

В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. Проблема состоит в необходимости преодоления тревожной тенденции детей с ОВЗ. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах ФГТ, лечение и оздоровление, воспитание для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проектирование совместной образовательной деятельности педагога и ребенка с ОВЗ в ДОУ »

Буднева М.А. Учитель-логопед МДОУ детский сад №146 г.о. Самара

В настоящее время большой процент детей дошкольного возраста, проживающих в Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям.

Актуальность данной проблемы состоит в необходимости преодоления тревожной тенденции детей с ОВЗ.

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах ФГТ, лечение и оздоровление, воспитание для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование. Этап дошкольного детства – время вхождения ребёнка с ОВЗ в первую общественную образовательную систему – систему дошкольного воспитания и обучения.

Определение индивидуальной образовательной программы

Индивидуальная образовательная программа – это документ, являющийся материальным выражением индивидуального образовательного маршрута ребенка, и содержит в себе совокупность учебных курсов, разделов программы, форм и способов их освоения, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.

Коррекционная работа с ребенком с ОВЗ осуществлялась при дошкольном логопункте, учитывались дети с нарушениями речи.

Цель реализации составленных индивидуальных программ и планов обучения - осуществление комплексной реабилитации детей с проблемами в развитии. Это стало возможно в условиях работы «команды» специалистов нашего ДОУ: воспитателей, психолога, логопеда. Каждый специалист после комплексных диагностических мероприятий в процессе осуществления своей деятельности регистрирует количественные и качественные показатели, отслеживая динамику развития ребенка, определяя зону его актуального и ближайшего развития. В дальнейшем программы выстраиваются с учетом полученных положительных или отрицательных результатов, выявленной динамики, компенсаторных и резервных возможностей ребенка.

Индивидуальные программы сопровождения детей с ограниченными возможностями, разработанные специалистами, обязательно учитывают: а) потребности обучающегося и его родителей (их интересы и планы); б) возможности ребенка (уровень готовности к освоению программы, состояние здоровья).

При составлении индивидуальных программ за основу берется типовая программа воспитания и обучения дошкольников и разнообразные коррекционные программы. Процедура определения выбора той или иной индивидуальной программы следующая:

  • анализ состояния здоровья ребенка, комплексное обследование его психического, интеллектуального, речевого развития со стороны педагогов-специалистов ДОУ;
  • разработка программы командой специалистов;
  • ознакомление родителей ребенка с предполагаемой программой;
  • индивидуальные консультации родителей социально-психологической службой ДОУ;
  • прием заявления родителей с согласием на использование индивидуальной программы для ребенка;
  • коррекционная работа воспитателей и специалистов ДОУ с родителями и детьми;
  • мониторинг качества освоения программы.

Каждый специалист вносит свой вклад в организацию обучения детей с ОВЗ. Так учитель-логопед определяет формы и содержание коррекционной работы, проводит индивидуальные занятия с ребенком по коррекции речевой функциональной системы и развитию неречевых психических функций.

В содержание любой индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы, составленной учителем-логопедом ДОУ, входят следующие разделы:

  • сведения о ребенке и семье, в которой он воспитывается;
  • результаты первичного логопедического и педагогического обследования, включающие собранный специалистами и врачами, обслуживающими ребенка, анамнез;
  • учебный план обучения ребенка с ОВЗ;
  • перспективное планирование коррекционно-развивающей и логопедической работы;
  • поурочное планирование;
  • примерный план-конспект комплексного логопедического занятия;
  • планирование работы учителя-логопеда с семьей;
  • консультации и материалы для практических занятий с родителями и педагогами;
  • мониторинг результатов совместной деятельности в триаде «логопед - ребенок с ОВЗ – родители» (в конце учебного года).
  • Работа логопеда направлена на максимальную коррекцию речевых отклонений. С этой целью логопед производит:
  • - определение сложности и выраженности речевых недостатков;
    - постановка и автоматизация звуков;
    - профилактика нарушений письменной речи;
    - оказание консультативной помощи родителям;
    - оказание консультативной и научно-методической помощи работникам МДОУ;
    - проведение совместных собраний для родителей речевых и обычных групп;
    - проведение интегрированных занятий-конкурсов.

    Развитие вербального общения происходит на фоне постоянно расширяющейся когнитивной компетенции и в условиях постепенно формирующегося коммуникативного намерения.
    Деятельность психолога реализуется в следующих направлениях:
  • - коррекция основных психических процессов;
  • - снятие состояний тревожности и негативной настроенности на занятиях;
  • - еженедельные занятия по снижению тревожности, агрессии;
  • - оказание консультативной помощи родителям;
  • - оказание консультативной и научно-методической помощи работникам МДОУ;
    - проведение совместных собраний для родителей речевых и обычных групп.
    Включение детей с речевыми нарушениями в малые группы способствует развитию потенциальных возможностей ребенка и интеграции его в общество.

Этапы реализации программы

  • Формирующий этап.

- Формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз.

  • Информационно-аналитический этап.

- Сбор анамнестических данных ребенка для учёта особенностей его развития, определения специфики и их особых образовательных потребностей;

- Анализ состояния здоровья ребенка, комплексное обследование его психического, интеллектуального, речевого развития со стороны педагогов-специалистов ДОУ;

  • Основной этап.

- Формирование и апробация механизмов взаимодействия педагогов, специалистов, медицинских работников ДОУ.

- Апробация базового пакета документов по коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательном пространстве ДОУ.

- Формирование и деятельность рабочей группы в ДОУ по вопросам коррекционно – педагогической работы с детьми с ОВЗ и их социализации в образовательном пространстве ДОУ.

- Формирование информационных, диагностико-аналитических, мониторинговых банков по результатам реализации проекта в ДОУ.

  • Аналитико-обобщающий этап.

- Включает итоговую диагностику, совместный анализ результатов коррекционной работы, рефлексию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ʺОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА и РЕБЕНКА в РЕЖИМЕ ДНЯʺ

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА(для старшего воспитателя и воспитателя дошкольной организации)ʺОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА и РЕБЕНКА в РЕЖИМЕ ДНЯʺшпаргалка для планирования и ...

«Организация совместной образовательной деятельности педагога и ребенка в режиме дня»

laquo;Организация совместной образовательной деятельности педагога и ребенка в режиме дня»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему: "Совместная образовательная деятельность педагога и ребенка ( формы экологического образования)"

Совместная образовательная деятельность педагога и ребенка (формы экологического образования)...

Методическая разработка «Организация совместной образовательной деятельности педагога и ребенка в режиме дня»

Материал расположен по пяти образовательным областям, что поможет старшему воспитателю и воспитателю не упустить ни одно направление в развитии ребенка. По каждой образовательной области предлагается ...

«Организация совместной образовательной деятельности педагога и ребенка в режиме дня»

Методическая разработка направлена на  повышение уровня освоения воспитанниками программного материала по всем направлениям развития.Методическая разработка предназначена для старшего воспитателя...

«Организация совместной образовательной деятельности педагога и ребенка в режиме дня»

Методическая разработка направлена на повышение уровня освоения воспитанниками программного материала по всем направлениям развития.Методическая разработка предназначена для старшего воспитателя дошко...