«ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИЯМ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»
методическая разработка по логопедии по теме

Тарасенко Елена Михайловна

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

·        ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ

·        ТЕХНОЛОГИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА

·        ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

·        ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

·        ТЕХНОЛОГИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ

·        ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon_dlya_rod_sayt.docx997.89 КБ

Предварительный просмотр:

государственное казенное дошкольное образовательное учреждение

компенсирующего вида детский сад №7 «Дюймовочка»

Консультация для родителей

«ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИЯМ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

                                                                                         УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

ГКДОУ Д/С№7 «ДЮЙМОВОЧКА»

ТАРАСЕНКО

ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

  • ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ
  • ТЕХНОЛОГИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА
  • ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  • ТЕХНОЛОГИЯ СКАЗКОТЕРАПИИ
  • ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ.

 

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

     Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова.
Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок
не может составить простейшую фразу, владеет лишь не
большим количеством обиходных слов. Такие родители
считают, что со временем их ребенок догонит сверстников,
заговорит сам.
 И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально-психическое состояние. Однако если вовремя помочь ребенку постоянно использовать все способы развития активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

      Работа с родителями – важная составная часть коррекционно-воспитательной деятельности логопеда. Именно родители должны стать активными участниками педагогического процесса. Однако в процессе общения с семьей выясняется, как мало они уделяют внимания преодолению речевого нарушения у своих детей, не замечают в их речи недостатков, не помогают им усваивать правильную речь. А ведь как важно следить за речью ребенка.

 Задача логопеда – показать им, как можно учиться играя.

      Успешную подготовку детей к школьному обучению могут обеспечить

игровые технологии. Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных игр.

      В игровую технологию входят различные виды игр: дидактические (с предметами, настольно-печатные, словесные), игры с движениями, сюжетные, ролевые, игры-драматизации.

      Игровые технологии – одна из уникальных форм обучения, средство развития аналитико-синтетической  деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей, формирования личности детей, развития психических процессов.

 Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с общим недоразвитием речи.

   Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает ее организацию не только логопедом и воспитателем, но и родителем. Причем чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых.

Что касается детей с общим недоразвитием речи, то наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя языка и т, д.

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценирование какого-либо сюжета,— так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.

В дошкольном возрасте проводятся сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. К последним относятся дидактические и подвижные.

                             СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ  ИГРА

Чему учить в сюжетно-ролевой игре

Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Дети с общим недоразвитием речи в силу своих особенностей требуют значительно большего участия взрослых в их игровой деятельности, чем нормально развивающиеся сверстники. Они неуступчивы, поэтому не могут играть коллективно. Интерес к игре у них неустойчив.

Обучение детей с общим недоразвитием речи сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия; «Уложим куклу спать»; «Напоим куклу чаем». Усвоив их, ребенок в состоянии играть самостоятельно.

Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения.

Наряду с сюжетно-ролевыми играми в дошкольном возрасте активно развиваются игры с правилами. К ним относятся дидактические, подвижные игры, игры-драматизации и т. д.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ  ИГРЫ

Чему учить в дидактических играх Особое место в педагогическом процессе в группах для детей с общим недоразвитием речи занимают дидактические игры. Они  имеют большое познавательное значение, так как расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в   них сходства и различия и т. д.

Любая дидактическая игра развивает внимание, в том числе к речи, наблюдательность, память, сообразительность.

В начале первого года обучения целесообразно проводить дидактические игры на различение (а затем и называние) цвета (красный, синий, желтый, зеленый), формы и величины предметов; на формирование числовых представлений (много, мало; больше, меньше); на различение неречевых звуков.

В таких дидактических играх, как «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Покормим куклу обедом». В ходе этих игр дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят навыки, приобретенные в дидактической игре, в сюжетно-ролевую игру с куклой.

Дидактические игры «Узнай, кто говорит», «Угадай, что в мешочке», «Угадай, что я делаю», «Назови предметы синего (красного, желтого) цвета», «Скажи, что звучит», «Как кукушка кричит», «Как звенит колокольчик», «Угадай и скажи, кто как кричит» направлены на развитие фонематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражаниях и т. д.

     Усвоив на занятиях определенную последовательность действий, они должны затем самостоятельно в свободное от занятий время складывать пирамидку, собирать матрешку, подбирать грибочки по цвету.

Для детей с общим недоразвитием речи большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, забивание колышков, игры с мозаикой, игры с пальчиками («Ладушки», «Сорока-ворона», «Гули-гуленьки», «Пальчик-мальчик»). Полезно обучать детей играть в лото и разрезные картинки.

Пальчиковые игры для малышей – для чего?

 "Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

 "Пальчиковые игры" являются  очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

   Пальчиковые игры дают возможность родителям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

  Игры с мячом.

   Игры с мячом известны с древних времен, хотя история не знает ни места, ни времени рождения этих игр.

   Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с мячом весьма популярны, они встречаются почти у всех народов мира и отнюдь не случайно считаются самыми распространенными из игр.

    Виды игр с мячом:

  • Игры на развития ориентировки в пространстве. Для детей с речевой патологией характерно нарушение пространственного восприятия, что создает значительные сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. «Брось мяч влево, вправо»; «Кидай мяч соседу слева, справа»; «Бросай мяч вперед, назад»; «Прокати мяч вокруг себя» Предполагаемые упражнения с мячом направлены на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле. Для этого используются резиновые, теннисные и сшитые из ткани мячи.
  • Игры с мячом, направленные на развития звукопроизношения и развития фонематических процессов: «Стукни ладошкой по мячу, когда услышишь звук А»; «Сколько звуков я назову, столько раз брось мячом об пол»; «Мяч поймай – слово называй» и т.д..
  • Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса и развитие грамматического строя речи. Используются такие игры как: «скажи наоборот», «один-много», «назови ласково», «запомни, повтори», «закончи слово» «Я знаю три названия животных»; «Кто чем занимается»; «Из чего сделано»; «Третий лишний»

Как организовать логопедические занятия дома?

Рекомендации для родителей

Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком.

Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться.

  • Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать
    правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики.
  • «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «По
    суда», «Мебель» и т. п.).
  • Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы не
    больших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транс
    портных средств, кукольную посуду и т. д.
  • Разрезные картинки из двух и более частей.
  • Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи
    у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок,
    которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.)
    Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою
    «коллекцию».
  • Для развития мелкой моторики приобретите: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки,
    счетные палочки или спички и т. д.
  • Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования
    занятий.
  1. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей - игровая.
  2. Все занятия должны строиться по правилам игры!
  3. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15-20 минут!
  4. Отложите занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует!
  5. Знакомьте ребенка с детской литературой!
  6. Пользуйтесь наглядным материалом!
  7. Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развивающие игры и игровые упражнения в домашних условиях для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья"

Рекомендации родителям какие игры и игровые упражнения можно использовать дома для развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья....

Куклы - столбушки как средство адаптации и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить: кукла – знак человека, его игровой образ, символ, к...

Куклы - столбушки как средство адаптации и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Куклы - столбушки как средство адаптации и развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья...

Мастер-класс для педагогов «Технологии, направленные на развитие речи дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

Настоящая Программа  Мастер-класса направлена на формирование единой партнерской системы в вопросах речевого развития ребенка и его социализации в последующем, при взаимодействии ДОУ и семьи в во...

«Использование современной ИКТ технологии QR-кода в развитии речи детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребёнка – детский сад № 142» города Магнитогорска Выступающие:воспитатель Хадиева Л. А.ст. воспитатель Файзулл...

«Изобразительная деятельность, как средство развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Изобразительная деятельность, как средство развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья»   Нарушения речи - достаточно распространенное явление у детей.Значение ри...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

В результате воздействия многих неблагоприятных факторов резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития. В последние годы в рамках общемирового процесс...