Игры с мячом для развития речи
картотека по логопедии (младшая группа) по теме

Русина Валерия Валерьевна

В данном материале представлена подборка игр с мячом, направленных на обогащение словаря, формирование грамматического строя  ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_myachom.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Игры с мячом в развитии речи детей.

Подготовила учитель – логопед ГБДОУ № 20

Русина В. В.

Любой ребенок имеет возможность играть с мячом. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи различного цвета, размера, качества – на любой вкус. Как правило, ребенка более всего привлекают мячи яркие, прыгучие, легкие.

Однако за последнее время отмечено, что играм с мячом уделяется мало внимания (особенно родителями). Не у всех дома имеются мячи, и даже летом, на отдыхе, мяч остается незаслуженно забытым. Не знают родители и игр с мячом, соответственно не могут научить им и своих детей. Из множества существующих игр большинство родителей называют футбол.

Педагогами, уделяющими большое значение играм с мячом, сделаны следующие выводы о значении игр с мячом в развитии детей:

  1. Игры с мячом освобождают детей от утомительной, неестественной для их возраста неподвижности на занятиях.
  2. Помогают разнообразить виды деятельности детей по всем разделам программы.
  3. Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
  4. При помощи рекомендуемых игр с мячом:

                         - развивается грамматический строй речи;

                         - активизируется пассивный и активный словарь;

  1. Регулируют силу и точность движения.
  2. Само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому из детей, формирует произвольное внимание.
  3. Игры с мячом развивают и нормализуют эмоционально – волевую сферу, что особенно важно для гипервозбудимых детей.
  4. Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции.
  5. Развивая мышечную силу, усиливают работу важнейших органов – лёгких, сердца, улучшают обмен веществ.

Все это является необходимыми предпосылками для лучшего функционирования речевых

органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

        При обследовании детей отмечается недостаточное количество обобщающих слов (овощи, одежда, мебель и т. д.). Дети называют небольшое  количество слов в каждой группе предметов: некоторые дети называют два – три наименования овощей, а назвать насекомых, рыб вообще затрудняются.

        Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала.

        В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитии ребенку простейших навыков образования слов большое значение могут иметь игры с мячом, проводимые регулярно. Так же проводятся игры на различные способы словообразования: добавление суффиксов (стол – столик, шкаф – шкафчик и т.д.). Существительные для проведения этой игры лучше группировать по сходству окончаний.

        Особое место уделяется глагольному словарю, прилагательным: подбору к предмету слов – действий, определений.

        Часто детям с большим трудом дается подбор слов с противоположным значением (антонимов). Закрепление в речи ребенка противоположных признаков предметов важно и для ориентировки ребенка в пространстве.

Игры с мячом.


«Мяч передавай – слово называй».


Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Ход игры:  играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25 – 30 см).

Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча).

Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.


«Звуковая цепочка».


Цель: развитие фонематических представлений. Активизация словаря.

Ход игры:

Свяжем мы из слов цепочку.

Мяч не даст поставить точку.

Взрослый называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук следующего слова.

Например: весна  автобус – слон – нос - …


«Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова».


Вариант 1.


Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры: взрослый поочередно бросает мяч и произносит первую часть слова. Дети ловят мяч и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.




«Слог да слог – и будет слово, мы в игру сыграем снова».


Вариант 2.


Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры: взрослый бросает мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово.

Например: шары, санки, шорох, сорока, шуба, сумка и т. д.


«Звучащие игрушки».


Цель: анализ и синтез обратных слогов, и закрепление слогослияния.

Оборудование: красные и синие мячи, обозначающие гласные и согласные звуки.

Ход игры: взрослый вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и говорить». Называет на ухо детям звуки, которые они должны спеть или произнести. «Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят» (поочередно прикасается к детям).

«Дети – игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно «прочитывают» получившийся слог.

Дети определяют, какой звук они услышали первым, какой – вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими игрушками» слог. Затем обратный слог можно выложить из букв и прочитать.




«Мяч поймаем – раз!

И два – мы распутаем слова!»


Ход игры: бросая мяч детям. Взрослый произносит слова, а дети, возвращая мяч, повторяют их.

Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец и т. д.

Затем взрослый запутывает слова, переставляя слоги. А дети должны их распутать.

                 Взрослый:                    Дети:

                 Релтака                    тарелка

                 Щепера                      пещера

                 Накомта                  комната

                 Супода                       посуда

                 Тривина                     витрина

                 Локодец                     колодец

«Мяч бросай и

 скорее называй».


В зависимости от лексической темы, можно использовать разнообразные варианты игры (фрукты, транспорт, мебель, игрушки и т.д.).

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти.


Вариант 1.

Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

            Взрослый:                      Дети:

              Овощи                 картофель, капуста,  

                                          помидор, огурец и т.д.

 Домашние животные   корова, кошка, собака,

                                          овца, лошадь и т.д.


Вариант 2.

Взрослый называет предметы, а дети – обобщающие слова:

       Огурец, помидор, картошка:        Овощи


«Я знаю три (пять) …»


Раз и два, и три, четыре –

Всё мы знаем в этом мире.


Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

Ход игры: ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю 3 (5) имени мальчиков: …»

Можно использовать следующие виды движений:

- бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками;

- бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками;

 - отбивание мяча правой и левой рукой на месте.

«Животные и детеныши».

Человеческие дети

Знают всех зверят на свете.


Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет какое – либо животное. А ребенок, возвращая мяч взрослому, называет детеныша этого животного. Основные движения:

 - перебрасывание мяча с ударом об пол;

- прокатывание мяча, сидя на ковре.

Слова скомпонованы в 3 группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.

      Группа 1.                            

   У тигра – тигренок

   У льва – львенок

   У слона – слоненок

      Группа 2.

   У медведя – медвежонок

   У верблюда – верблюжонок

   У волка – волчонок

      Группа 3.

   У коровы – телёнок

   У лошади – жеребёнок

   У овцы – ягнёнок


«Кто как разговаривает?»


Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход игры: 


Вариант 1.

Взрослый или ведущий поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос.

Корова     мычит

Тигр       рычит

Змея      шипит

Комар     пищит

Собака     лает


Вариант 2.

Взрослый, бросая мяч ребёнку, спрашивает:

«Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т. д.

Можно предложить игры:

                                             «Подскажи словечко»:          

                                     Сова летает, а кролик?

                                     Сорока стрекочет, а ворона?

                                     Лягушка квакает, а лошадь? И т.д.

                                             «Чей домик?» или «Кто где живет?».

         Вариант 1.         Кто живет в дупле (скворечнике, будке, норе, берлоге)?

         Вариант 2.         Где живет медведь (волк, лиса, белка и т.д.)?

                                              «Скажи ласково».

                                              «Что происходит в природе?»

                   Эту игру желательно проводить по лексическим темам.

                                    Солнце – что делает?             Светит, греет

                                    Птицы – что делают?             Прилетают, вьют гнезда, поют песни.

                                              «Кто как передвигается?»

                  Летают           птицы, бабочки. Комары, стрекозы и т.д.

                  Плавают         ….

                  Ползают         ….

                  Прыгают        ….

                                             «Кто чем занимается?»

                           Закрепление знаний детей о профессиях.

                                             «Третий лишний».

                                             «Лови да бросай – цвета называй».

                                             «Чья голова?»  

                                             «Какой? Какая? Какое?»

                                             «Кто что делает? Может делать? Делал?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры с мячом для развития речи

Игры с мячом на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова. Цели игры с мячом на развитие детской ре...

Игры с мячом для развития речи

Материал для развмещения в родительском уголке, содержит примеры игр с мячом, напрвленных на развитие лексико-грамматического строя речи старших дошкольников....

ИГРЫ С МЯЧОМ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ.

Развитие Коммуникативных навыков...

Тренинг с родителями воспитанников подготовительной к школе группы «Игры с мячом для развития речи детей»

Для многих людей мяч - одна из первых любимых игрушек. И не удивительно. Мяч незаменим для развития общей и мелкой моторики, координации движений, скорости реакции, ловкости, внимания, смекалки. С его...

«Игры с мячом для развития речи, мелкой и общей моторики»

Описание значения игр для развития мелкой моторики. Приведены методики работы (проект Яртовой - пальчиковая гимнастика под музыку, игры с мячом)...

Игры с мячом для развития речи детей

Картотека игр с мячом для развития речи у детей дошкольного возраста...

Учимся играя. Игры с мячом для развития речи.

Учимся играя.Игры с мячом для развития речи....