"Крошка". Кружок в подготовительной группе.
материал (логопедия, подготовительная группа) на тему

Иванова Лилия Наилевна

Цель кружка:          развитие умения свободно применять и совершенствовать приобретенные знания, навыки; формирование социально адаптированной активной личности.

 

Задачи кружка:      1.    формирование лексико-грамматических категорий, развитие навыка словообразования и развитие связной речи.

                     2.    развитие общей и мелкой моторики, глазомера, ловкости, быстроты реакции;

                     3.    воспитание доброжелательных отношений между детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_3.doc184.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 126»

Кружок

«Крошка»

в подготовительной группе

                                                                                                     Проводит

                                                                                         учитель-логопед

                                                                                                 Иванова Л.Н.

Цель: развитие умения свободно применять и совершенствовать приобретенные знания, навыки; формирование социально адаптированной активной личности.

Задачи:

  1. формирование лексико-грамматических категорий, развитие навыка словообразования и развитие связной речи.
  2. развитие общей и мелкой моторики, глазомера, ловкости, быстроты реакции;
  3. воспитание доброжелательных отношений между детьми.

Перспективное планирование

Сентябрь

3 неделя

Фрукты. Игры с мячом.

4 неделя

Овощи. Пальчиковые игры.

Октябрь

1 неделя

Хлеб. Игры с мячом.

2 неделя

Наше тело. Пальчиковые игры.

3 неделя

Деревья. Игры с мячом.

4 неделя

Осень. Пальчиковые игры.

Ноябрь

1 неделя

Перелетные птицы. Игры с мячом.

2 неделя

Одежда. Пальчиковые игры.

3 неделя

Дом и его части. Игры с мячом.

4 неделя

Мебель. Пальчиковые игры.

Декабрь

1 неделя

Посуда. Игры с мячом.

2 неделя

Игрушки. Пальчиковые игры.

3 неделя

Новый год. Игры с мячом.

4 неделя

Зима. Пальчиковые игры.

Январь

1 неделя

Зима. Игры с мячом.

2 неделя

Зимующие птицы. Пальчиковые игры.

3 неделя

Животные жарких стран. Игры с мячом.  

4 неделя

Животные севера. Пальчиковые игры.

Февраль

1 неделя

Дикие животные и их детеныши. Игры с мячом.

2 неделя

Домашние животные и их детеныши. Пальчиковые игры.

3 неделя

Защитники Отечества. Игры с мячом.

4 неделя

Домашние птицы. Пальчиковые игры.

Март

1 неделя

8 Марта. Игры с мячом.

2 неделя

Семья. Пальчиковые игры.

3 неделя

Продукты питания. Игры с мячом.

4 неделя

Весна. Пальчиковые игры.

Апрель

1 неделя

Профессии. Игры с мячом.

2 неделя

Транспорт. Пальчиковые игры.

3 неделя

День космонавтики. Игры с мячом.

4 неделя

Рыбы. Пальчиковые игры.

май

1 неделя

Комнатные растения

2 неделя

Насекомые. Игры с мячом.

3 неделя

Лето. Пальчиковые игры.

4 неделя

Лето. Игры с мячом.

дата проведения

Цели занятия

Литература















Сентябрь

Фрукты

  • Закреплять умение показать и называть фрукты: апельсин, лимон, мандарин, слива, яблоко, груша, персик, абрикос, вишня, виноград, ...
  • Закреплять умение образовывать мн.ч. имен существительных (игра «Один – много»): апельсин — апельсины, банан — бананы; учить согласовать притяжательные местоимения с существительными, отвечая на вопросы (игра «Чей? Чья?»): Мой апельсин — твое яблоко. Мои бананы — твои лимоны; образовать антонимы (игра «Скажи наоборот»). Лимон кислый, а банан ... (сладкий). Яблоко твердое, а персик ... (мягкий).
  • Развивать речь детей. По предложенным иллюстрациям ответить на вопросы: Кто это? Что делает? Девочка срывает яблоки. Мальчики кладет яблоки в корзину. Мама покупает яблоки. Девочка дает яблоко брату.

     Выучить стихотворение по теме.

  • Развивать мелкую моторику и общую. Игры с мячом.

Овощи

  • Закреплять умение показать и называть овощи: капуста, свекла, лук, кабачок, картофель, репа, горох, морковь, чеснок, огурец, помидор, редиска, тыква, баклажан.
  • Закрепить умение образовывать уменьшительную форму имен существительных (игра «Большой – маленький»): помидор — помидорчик, огурец — огурчик, морковь — морковка, свекла — свеколка, лук — лучок, чеснок чесночок и т.д.; преобразовывать глаголы повелительного наклонения ед.ч. в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица ед.ч. настоящего времени. Коля, чисти морковку — Коля чистит морковку. Таня, мой свеклу — Таня моет свеклу.
  • Развивать речь детей. Учить задавать друг другу вопросы по демонстрации действий и отвечать на них: «Что ты делаешь? Что делает Таня?»; отгадывать загадки про овощи (по выбору наизусть).
  • Развивать мелкую моторику. Пальчиковые игры.

ОКТЯБРЬ

Хлеб

  • Расширять представления детей о хлебе. Рассказать детям о том, какое значение имеет хлеб, что хлеб надо беречь; как много людей разных профессий трудятся, чтобы у нас на столе появился хлеб; объяснить значение слов: выращивать, пахать, сеять, молотить, косить, убирать, жать, молоть, печь; рассмотреть хлебобулочные изделия, обратить внимание на вкус, запах, рассказать, из чего пекут хлеб; объяснить детям выражение «Хлеб — всему голова». Ответить на вопросы (игра «Откуда хлеб пришел»).

Откуда хлеб пришел? — Из магазина.

А в магазин как попал? — Из пекарни.

Что делают в пекарне? — Пекут хлеб.

Из чего? — Из муки.

Из чего мука? — Из зерна.

Откуда зерно? — Из колоса.

Откуда колос? — Вырос в поле.

         Подобрать родственные слова к слову хлеб. Хлебница, хлебный, хлебушек, хлебороб.

         Подобрать признаки (игра «Какой? Какая?»): хлеб (какой?) — ..., булка (какая?) — ....

              Составить предложение из слов: хлеб, печь, мука, из; купить, в, мама,   магазин, хлеб; папа, ржаной, любить, хлеб.

    Упражнять в падежном и предложном согласовании. Изменить слово хлеб в контексте предложения: Я знаю пословицу о ... . Мама купила пшеничный ... Дети едят суп с ... . Ваня пошел в магазин за ... . Я не люблю есть суп без ... . У меня дома нет ... .

     Выучить 2-3 пословицы о хлебе.

  • Развивать мелкую и общую моторику. Игры с мячом.
  • Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей.

Наше тело

  • Учить показать, назвать части лица и тела: брови, ресницы, нос, рот, глаза, уши, щеки, лоб, подбородок; голова, шея, руки, ноги, живот, спина, локти, колени — на себе, на кукле, на картинке; образовать существительные с уменьшительными суффиксами. У Тани лоб, а у куклы лобик. У Миши рука, а у куклы — ручка; подбирать приставочные глаголы: слушать, прислушиваться, услышать; бежать, перебежать, убежать, забежать, подбежать, выбежать, отбежать; употреблять притяжательные местоимения при составлении предложений. Мои руки чистые, твой пальчик грязный.
  • Развивать речь детей. Составить предложения по вопросам: Что это? Что мы делаем глазами? ушами? носом? ртом? Это глаза. Глазами мы смотрим. Отгадать загадки о частях лица и тела, выучить по выбору.
  • Развивать мелкую моторику. Пальчиковые игры.
  • Воспитывать бережное отношение к своему телу.

Деревья

  • Расширять представления детей о деревьях. Показать детям иллюстрации с лиственными деревьями: береза, клен, липа, осина, рябина, дуб и т.д. и внимательно рассмотреть, какие у этих деревьев стволы, ветки, листья; показать гербарии с плодами и листьями этих деревьев, обратить внимание на изменение окраски листьев осенью.
  • Учить образовывать относительные прилагательные (игра «Назови лист»): лист березы — березовый, лист клена — ..., лист осины — ..., лист липы — лист рябины — ....; подбирать родственные слова: лист — листок, листочек, лиственный, лиственница, листопад; гриб — грибок, грибной, грибник, грибница; подбирать действия к предмету: листья — вянут, осыпаются, шуршат, шелестят, падают; вставлять в предложения пропущенный предлог в, на, под. Березовый лист упал ... землю. Лена увидела ... корзине желтый березовый лист.  корзиной лежал красивый маленький лист клена; согласовывать существительные с числительными (игра «Пересчет деревьев»): один дуб, два дуба, три дуба, четыре дуба, пять дубов; одна липа, две липы, три липы, четыре липы, пять лип; одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев.
  • Развивать речь детей. Отгадать загадки о деревьях и выучить по выбору.
  • Развивать мелкую моторику. Игры с мячом.

Осень

  • Вспомнить и назвать основные признаки осени: становится холоднее, изменяется цвет травы и листьев на деревьях, листья опадают, на небе собираются тучи, идут дожди, птицы улетают в теплые края, люди собирают урожай овощей и фруктов.

      Подобрать слова обозначающие действия к названию предмета: Что он, она (они) делает (делают)? Листья распускаются, растут, зеленею, летят, кружатся, желтеют,   краснеют, опадают, засыхают.

       Закрепить употребление сочетаний притяжательных местоимений с существительными (игра «Мой, моя, мое»). Мой — лист, зонт, стул. Моя сумка, чашка, шапка. Мое — блюдце, яблоко, ведерко.

       Подобрать иллюстрацию к теме «Осень», ответить на вопросы по сюжету картинки. Почему опадают листья? Какой день называют ветреным, дождливым? Почему птицы улетают в теплые края? Чем различаются ранняя и поздняя осень?

  • Развивать речь детей. Выучить стихотворение по теме.
  • Развивать мелкую моторику. Пальчиковые игры.

НОЯБРЬ

 Перелетные птицы

  • Учить узнавать и назвать перелетных птиц: журавль, скворец, гусь, лебедь, утка ласточка, соловей, стриж, жаворонок, грач.; рассмотреть на иллюстрациях их внешний вид, указав отличительные признаки; объяснить, почему они называются перелетными, рассказать, куда и когда они улетают; угадывать по описанию внешних признаков перелетных птиц (игра «Узнай птицу по описанию»).
  • Учит правильно подбирать приставочные глаголы. Птицы — улетают, вылетают, прилетают, подлетают, облетают, залетают, перелетают; составлять предложения с числительными, согласуя их с существительными. У лебедя один птенец.  В гнезде журавля три яйца.
  • Развивать память, логическое мышление, мелкую и общую моторику. Игра «Четвертый лишний»). Жаворонок, воробей, грач, скворец. Выучить считалку:  

                                       Начинается считалка: на дубу — скворец и галка.

Улетел домой скворец, и считалочке конец.

      Игры с мячом.

Одежда

  • Расширять представления детей об одежде. Показать, назвать одежду, обувь, головные уборы которую носят летом, осенью, зимой, весной.
  • Учить подбирать приставочные глаголы. Закончить предложения. У Вовы от пальто оторвалась пуговица, ее надо... Таня хочет дырку в кармане... Юбка очень широкая, ее надо... ; образовывать относительные прилагательные, используя настольно-печатные игры типа «Лото». Отвечать на вопросы: «Что это? Из чего сделана? Какая?» Это куртка. Она сшита из кожи. Это кожаная куртка.
  • Развивать речь детей. Составить предложения с предлогами в, из, на, под. Выполнить 2 —3-ступенчатые инструкции (Таня, вымой сапоги в тазу и поставь их под табурет) оречевляя выполняемые действий с игрушками.

         Подобрать слова — синонимы и антонимы по теме. Ванина куртка новая, старая куртка ему уже мала. В этой куртке зимой будет тепло, потому что она толстая, пуховая. В этой куртке зимой будет холодно, потому что она тонкая, плащевая.

          Выучить стихотворение по теме.

  • Развивать мелкую и общую моторику. Пальчиковые игры.

Дом и его части    

  • Учить показывать и называть части дома: балкон, окно, лифт, лестница. Объяснять их назначение.
  • Закрепить умение подобирать антонимы (игра «Скажи наоборот»): высокий — ..., длинный — ..., многоэтажный —  ..., новый —  ...; образовывать слова путем сложения основ: десятиэтажный, новостройка,  темно-коричневый, светло-желтый, железобетонный;               Составлять предложения с союзами чтобы, потому что, который.                                                                             На стройке нужен кран, чтобы построить высокий дом. Кран нужен потому, что он поднимает тяжелые грузы.
  • Развивать речь детей. Назвать строительные профессии: каменщик, маляр, крановщик, архитектор, ... . Составить распространенные предложения: Маляр красит стены голубой краской. 

      Выучить стихотворение о строителях.

      Развивать мелкую и общую моторику. Игры с мячом.

Мебель

  • Учить показывать и называть предметы мебели: стол, стул, табурет, шкаф, кровать, диван, кресло, скамейка и их части: ножки, крышка, ящик, тумба, сиденье, спинка.
  •  Расширять представления детей о профессиях: столяр, плотник, краснодеревщик и какие инструменты используют в работе (молоток, рубанок, отвертка и т.д.)
  • Продолжать учить согласовывать относительные прилагательные с существительными: деревянный стол, пластмассовый стул, кожаный диван, …; составлять предложения с предлогами в, на, под, из, за, из-за, из-под  по демонстрированным действиям, сюжетным картинкам. Лена повесила платье в шкаф. Мяч закатился под диван. Танины ботинки видны из-за тумбочки. Кошка выглядывает из-под стола.; подбирать синонимы и антонимы по теме: кресло — мягкое, удобное, комфортное; круглый стол высокий, а квадратный — низкий; деревянный стул с мягким сиденьем, а пластмассовый — с твердым
  • Развивать речь детей. Совершенствовать навык ведения диалога (игра «В мебельном магазине»). Отгадать загадки по теме и выучить по выбору.
  • Развивать мелкую моторику. Пальчиковые игры.

ДЕКАБРЬ

Посуда

  • Расширять представления детей о посуде.
  • Продолжать учить согласовывать относительные прилагательные с существительными: стеклянный кувшин, фарфоровая чашка, деревянная ложка, пластмассовый стакан и т.п.; согласовывать прилагательные с существительными  употребляя предлоги  в, на, с(со),из. На столе пластмассовые тарелки. Таня достала из рюкзака металлическую кружку. Дима взял фарфоровый чайник с подноса; образовывать приставочные глаголы по демонстрации действия или сюжетным картинкам: чашку — принес, отнес, поднес, вынес, перенес; вымыл, отмыл и т.д.; образовывать притяжательные прилагательные: Вовина чашка, мамина тарелка, папин стакан и т.п.; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже в составе разных типов предложений. Таня взяла мою чашку со стола и поставила ее на полку. Мамина тарелка большая, а Ванечкина маленькая. 
  • Развивать речь детей. Выучить стихотворение по теме.
  • Развивать мелкую моторику. Игры с мячом.

Игрушки

  • Расширять представления детей об игрушках. Показать и назвать игрушки (матрешка, пирамидка, ведерко, кукла, машинка, мяч) и их части (ведерко — дно, стенки, ручка, ушки; пирамидка — подставка, стержень, колечки, макушка; машинка — кузов, кабина, колеса, руль). Назвать форму, цвет, размер игрушки, определить материал, из которого каждая из них сделана: деревянная, резиновая, пластмассовая, плюшевая, меховая.
  • Продолжать учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных в ед.ч. (игра «Назови ласково»): кукла - куколка, кольцо - колечко, ведро — ведерко. Выполнять 2-ступенчатую инструкцию и сообщить об этом. Я взял матрешку у Тани и отдал ее Наташе. Согласовывать числительные с существительными при составлении предложения: У Миши две куклы. Коля взял пять кубиков. 
  • Развивать речь детей. Отгадать загадки по теме и выучить по выбору.
  • Развивать мелкую моторику. Пальчиковые игры.

Новый год

  • Развивать речь детей.

         Рассмотреть иллюстрации по теме «Новый год»; побеседовать о том, какой праздник скоро будет, что он обозначает; рассказать, какими игрушками украшают новогоднюю елку, кто «приходит» на новогодний праздник и т.п.

          Пересказать рассказ: «Папа принес из леса елку. Елку поставили на пол. Ребята украсили елку. Повесили игрушки, шары, конфеты. Елка была нарядная, красивая, пушистая. Дети играли вокруг елки. И Дед Мороз играл. Весело было ребятам!»

           Составить предложения с предлогами в, на, под, из, за по демонстрированным действиям, сюжетным картинкам. Лена повесила игрушки на елку. Под елкой лежат подарки. Дед Мороз достает игрушки из мешка.

        Выучить стихотворение по теме.

  • Продолжать учить образовывать относительные прилагательные: стеклянная сосулька, пластмассовый шарик, деревянная лошадка, металлическая звездочка и т.д.; подбирать антонимы (игра «Скажи наоборот»): Снегурочка добрая, а баба Яга злая, Дед Мороз большой, а гном - … , зайчик доверчивый, а лиса - … , и т.д.
  • Развивать мелкую и общую моторику. Игры с мячом.

ЯНВАРЬ

Зима

  • Развивать речь детей.

            Актуализировать знания детей о признаках зимы: солнце греет мало; дни короткие, ночи длинные; холодно; земля, деревья, крыши домов покрыты снегом; деревья стоят голые; перелетные птицы улетели в теплые края; люди одеты в теплую одежду.

            Подобрать синонимы и антонимы. Зимой ветер (снег, мороз, погода, солнце, небо, деревья) какой?(какая? какое? какие?) Холодный — теплый, солнечный —… , пасмурная — ...

            Составить предложения разного типа по сюжетным картинкам. Согласовать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Наташа надела вязаную шапку, теплую шубу. Нина катается с горки на новых санках.

           Отгадать загадки про зиму и выучить по выбору.

  • Продолжать учить согласовывать существительные с прилагательными (игра «Подбери признак»): снег (какой?) — ..., мороз (какой?) — ..., сосулька (какая?) — ..., зима (какая?) — ... ; подбирать существительные к глаголам и составить с ними предложения: наступает (что?) — ..., валит ..., свищет ..., бушует ..., кружится ..., замерзает ..., блестит ..., лепят ... . За окном свищет вьюга. В воздухе  кружатся снежинки.
  • Развивать мелкую моторику. Игры с мячом.

Зимующие птицы

  • Расширять представления детей о зимующих птицах.

       Назвать перелетных птиц: снегирь, синица, голубь, воробей, ворона, сорока, дятел и т.д.; рассмотреть на иллюстрациях их внешний вид, указав отличительные признаки; объяснить, почему они называются зимующими; рассказать о том, как люди помогают птицам зимовать.

       Угадать по описанию внешних признаков перелетных птиц (игра «Узнай птицу по описанию»). Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)

       Отгадать загадки про зимующих птиц и выучить по выбору.

  • Продолжать учить образовывать существительные во множественном числе (игра «Один — много»): ворона — вороны, снегирь — ..., галка — ..., воробей — ....;

           согласовать числительные с существительными (игра «Счет птиц»): один воробей, два воробья, три воробья, четыре воробья, пять воробьев; первая ворона, вторая ворона, ... пятая ворона.

          Упражняться в словообразовании (игра «Назови ласково»): воробей — воробушек, воробьишко; галка — ..., снегирь — ..., синица — ... . Составить предложения. На кормушку прилетела синичка. Воробушки клюют хлебные крошки.

  • Развивать мелкую моторику. Пальчиковые игры.

Животные жарких стран и север

  • Расширять представления детей о животных жарких стран и севера.

       Назвать и рассмотреть животных жарких стран, севера и их детенышей: жираф, тигр, крокодил, слон, зебра, …; белый медведь, морж, тюлень, песец, олень.

       Вспомнить профессии людей, работающих в зоопарке и цирке с животными: ветеринар, смотритель, дрессировщик,… Подобрать глагольный словарь к ним.

       Выучить стихотворение по теме.


  • Продолжать учить образовывать относительные и притяжательные прилагательные: пустынный, морской; тюлений, медвежьи, львиная; подобирать антонимы (игра «Скажи наоборот»): сильный - слабый, тяжелый — легкий, быстрый — медленный и т.д.; составлять предложения с прилагательными и наречиями в сравнительной степени. Тюлень тяжелый, а морж еще тяжелее. Тигр бегает быстро, а леопард бегает быстрее. Крокодил плавает медленно, а черепаха плавает еще медленнее.
  • Развивать мелкую моторику. Пальчиковые игры.

ФЕВРАЛЬ

Дикие животные, их детеныши

  • Расширять представления детей о диких животных и их детенышах.

             Показать и назвать диких животных наших лесов и их детенышей: волк, волчица, волчонок; еж, ежиха, ежонок; лиса, лис, лисенок; заяц, зайчиха, зайчонок.

        Назвать жилища диких животных: у медведя — берлога, у волка — логово и т.д.

        Рассказать сказку В. Бирюкова «Волчий хвост» по ролям.

        Выучить стихотворение по теме.

  • Продолжать учить согласовывать  притяжательные прилагательные с существительными в роде и падеже (игры «Отгадай, чей хвост», «Что перепутал художник?», «Что забыл нарисовать художник?»); составлять предложения с числительными, согласуя их с существительными в роде и числе. У волчицы один волчонок, а в норе пять волчат. У белки в гнезде один бельчонок, а два бельчонка прыгают по веткам.
  • Развивать мелкую и общую моторику. Игры с мячом.

Домашние животные, их детеныши

  • Расширять представления детей о домашних животных и их детенышах.

       Показать и назвать домашних животных и их детенышей, части тела животных: корова, бык, теленок; коза, козел, козленок; овца, баран, ягненок; кошка, кот, котенок; лошадь, конь, жеребенок.

      Составить предложения с предлогами. У коровы теленок. Около лошади жеребенок.

      Ответить на вопрос: «Чем питаются домашние животные, их детеныши?»

     Отгадать загадки по теме и выучить по выбору.

  • Продолжать учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных (игра «Назови ласково»): лошадь — лошадка, теленок — теленочек,; употреблять приставочные глаголы: привел, вывел, подвел, отвел; приходит, уходит, выходит, подходит; крадется, подкрадывается, ползет, подползает в  предложениях; образовывать мн.ч. им. существительных (игра «Один-много»): корова – коровы, собака – собаки, жеребенок – жеребята, … .
  • Развивать мелкую моторику. Пальчиковые игры.

Защитники Отечества

  • Спросить у детей о том, кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день; рассмотреть вместе с ним иллюстрации и фотографии, имеющие отношение к Российской армии, в газетах, журналах, книгах. 
  • Провести воспитательную беседу, которая способствовала бы возникновению у детей уважительного отношения к Армии и защитникам Отечества.
  • Выучить стихотворение о защитниках Отечества.
  • Продолжать учить согласовывать числительные с существительными (игра «Один – десять»): Один самолет, два самолета, … десять самолетов и т.п.; составлять предложения с предлогами в, на, под по сюжетным картинкам. Солдат стоит на посту. Летчик садится в самолет. Танк проехал под мостом.  
  • Развивать мелкую и общую моторику. Игры с мячом.

Домашние птицы

  • Расширять представления детей о домашних птицах.

        Рассмотреть иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей,: курица — петух — цыплята, утка — селезень — утята, гусыня — гусь — гусята, индюшка — индюк — индюшата; уточнить, где они живут, чем питаются и какую пользу приносят (яйцо, перо, мясо), как за ними ухаживает человек.

        Составить описательный рассказ о домашней птице по следующему плану: Кто это? Каков внешний вид? Какие повадки? Кто у этой птицы детеныши? Чем питается? Какую пользу приносит?

            Отгадать загадки о домашних птицах и выучить по выбору.

  • Упражнять в словообразовании (игра «Кто как разговаривает»): утка (кря-кря) — крякает; гусь (га-га) — гогочет, петух (...) — ..., курица (...) — ...; (игра «У кого кто»): у утки — утенок, у гусыни — ..., у индюшки — ....
  • Закрепить образование мн.ч. им. существительных (игра «Один — много»): цыпленок — цыплята, курица — курицы, индюк — ..., гусь — ..., утка — ... .
  • Развивать мелкую моторику. Пальчиковые игры.

МАРТ

8-е Марта

  • Побеседовать с детьми о празднике 8-е Марта, спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день; припомнить словам поздравлений, которые они должны будут сказать в этот день маме, бабушке, педагогам и другим женщинам.
  • Подобрать признаки: мама (какая?) — добрая, ласковая, заботливая, ..., бабушка - … , сестренка - … , и т.д.
  • Изменить глаголы по временам (игра «Помощник»). Я мою пол. Я буду мыть пол. Я вымыл пол.  Я стираю белье. Я буду ... . Я выстирал ... . Я поливаю цветы.  Я буду … .  Я полил … .
  •  Подобрать родственные слова: мама — мамочка, мамуля.
  • Закончить предложения, подбирая существительные в разных падежах. Папа подарил цветы (кому?) — маме, сестре, ... (дательный падеж имен существительных). Мы сделали маме в подарок (что?) — салфетку, открытку, ... (винительный падеж имен существительных). Дети гордятся (кем?) – бабушкой, мамой,… (творительный падеж имен существительных).
  • Выучить стихотворение о маме.
  • Развивать мелкую и общую моторику. Игры с мячом.

Семья

  • Расширять представления детей о родственных отношениях.

     Называть членов семьи, знать, кто кому и кем приходится, употребляя притяжательные прилагательные. Дима мамин сын и бабушкин внук. Дядя Ваня -  Танин папа. Предложить детям назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи.

         Выучить  стихотворение  о семье.

  • Продолжать учить согласовывать существительное с прилагательным (игра «Подбери признак»): мама (какая?) — ..., бабушка (какая?) — ..., дедушка (какой?) — ..., папа (какой?) — ... ; образовывать притяжательные прилагательные (игра «Чей, чья, чье, чьи?») Шарф (чей?) — мамин, папин, ... . Шапка (чья?) — тетина, дядина ... . Пальто (чье?) — бабушкино, дедушкино ... . Перчатки (чьи?) — мамины, бабушкины ...; составлять сложносочиненное предложение с союзом а. Сравнивать, кто старше/младше: Папа — сын (папа старше, а сын младше), папа — дедушка, дядя — племянник, внук — дедушка; отвечать на вопросы (употребление родительного падежа имен существительных). У кого глаза добрые? (У бабушки). У кого руки сильные? У кого ласковые руки? ...
  • Развивать мелкую моторику. Пальчиковые игры.

Продукты питания

  • Расширять представления детей о продуктах питания.

        Показать, назвать мясные, молочные, рыбные продукты; мучные, кондитерские изделия.

             Изменить существительные по падежам (игры «Чего не стало?», «Что я вижу?», «Чем  угостим медвежонка?», «Кто, чем любит лакомиться?», «О чем мечтает Винни Пух?», «Чему обрадовались дети?»).

       Составить предложения по вопросам: Какую пищу можно есть в сыром виде? Что нужно варить? Что можно жарить? Что готовит мама? Что делает бабушка, когда готовит борщ, рыбу, компот? 

      Выучить стихотворение по теме.

  • Прослушать рассказ: «Наступает теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На деревьях набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнезда». Ответить полным предложением на вопросы: Какое время года наступает? Как светит солнышко? Что набухает на деревьях? Кто скоро прилетит из теплых стран? Что будут делать птицы? Зачем птицы вьют гнезда? Где вьют птицы гнезда? Пересказать.
  • Отгадать загадки о весенних явлениях природы и выучить по выбору.
  • согласовывать относительные прилагательные (рисовая, овсяная, пшенная, манная, овощной, свекольный) с существительными в роде и числе (игры «Приготовим обед», «У Мальвины день рождения», «Магазин»); согласовывать числительные с существительными в предложении: У Миши пять конфет. Мама купила две булочки и четыре рогалика.
  • Развивать мелкую и общую моторику. Игры с мячом.

Весна

  • Актуализировать знания детей о весне.

      Называть признаки весны: солнце греет жарче; дни становятся длиннее, а ночи короче; снег темнеет и тает; на деревьях набухают почки; из теплых стран возвращаются перелетные птицы.

      Прослушать рассказ: «Наступает теплая весна. Ярче светит солнышко. Начали таять снег и сосульки. На деревьях набухают почки. Скоро из теплых стран прилетят птицы. Они будут вить гнезда». Ответить полным предложением на вопросы: Какое время года наступает? Как светит солнышко? Что набухает на деревьях? Кто скоро прилетит из теплых стран? Что будут делать птицы? Зачем птицы вьют гнезда? Где вьют птицы гнезда? Пересказать.

           Отгадать загадки о весенних явлениях природы и выучить по выбору.

  • Продолжать учить образовывать мн.ч. им. существительных (игра «Один-много»): дерево — деревья, сук — сучья, пень пни, корень корни; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Закончить предложения. На высоком дереве гнездо. На высоких деревьях ... (гнезда). В маленьком гнезде птенец. В маленьких гнездах ... (птенцы).
  • Развивать мелкую моторику. Пальчиковые игры.

АПРЕЛЬ

Профессии

  • Расширять представления детей о профессиях.

        Побеседовать с детьми о том, что на свете есть очень много профессий, спросить, какие профессии они знают, кем бы они хотели стать, когда вырастут (игра «Кем ты будешь?» (употребление глаголов будущего времени). Я буду строителем, построю дома. Я буду ... .

       Составить предложения употребляя существительные в дательном и винительном падежах (игра «Кому, что нужно для работы?»): Повару на работе  нужна поварешка. Продавцу нужны весы. Ножницы нужны портнихе. 

       Изменить название профессии (игра на словообразование «Назови женскую профессию» ): повар — повариха, портной — ..., учитель — ..., воспитатель — ..., художник — ..., певец — ..., пианист — ..., летчик — ... .

       Образовать существительные с помощью суффикса -щик (игра «Назови профессию»). Кто носит багаж? — Носильщик. Кто сваривает трубы? — Сварщик. Кто вставляет стекла? — Стекольщик. Кто работает на кране? — Крановщик. Кто кладет камни? — Каменщик. Кто чинит часы? — Часовщик. Кто точит ножи? — Точильщик. Кто кроит платье? — Закройщик.

        Отгадать загадки по теме и выучить по выбору.

  • Развивать мелкую и общую моторику. Игры с мячом.

Транспорт

  • Расширять представления детей о транспорте.

       Назвать наземный, подземный, водный, воздушный виды транспорта. Перечислить основные части машины, самолета, корабля: мотор, колеса, кабина, кузов. Побеседовать о правилах дорожного движения.

       Назвать профессии людей связанные с транспортом: водитель, механик, летчик, стюардесса, капитан, диспетчер,  контролер и т.д.

      Называть транспорт, различный по назначению: пассажирский, грузовой, специальный.

      Выучить стихотворение о любом виде транспорта.

  • Продолжать учить подбирать антонимы (игра «Скажи наоборот»): тяжелый — легкий, медленно – быстро, нагружать — выгружать, … ; употреблять разные виды предложно-падежных конструкций в предложениях. Грузовик въехал на мост. Машина съехала с моста. Самосвал проехал под мостом. Самолет пролетел над мостом. Трамвай едет по большому железобетонному мосту.
  • Развивать мелкую моторику. Пальчиковые игры.

День космонавтики

  • Рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники; рассказать о первом космонавте — Ю.Гагарине; объяснить значение слов: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем.
  • Подобрать родственные слова к слову космос (космический, космонавт).
  • Согласовать числительные с существительными в предложении: На старте стоят две ракеты. К полету готовятся пять космонавтов.  Я выучил семь планет.
  • Составить предложение из слов: ракета, космос, лететь, в; первый, Гагарин, космонавт и т.п.
  • Подобрать признаки: космонавт (какой?) — ..., ракета (какая?) -…
  • Выучить стихотворение по теме.
  • Развивать мелкую и общую моторику. Игры с мячом.

Рыбы

  • Расширять представления детей о рыбах.

     Рассмотреть иллюстрации рыб (морских, пресноводных, аквариумных) и обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб; ответить на вопросы: Что у рыб вместо ног? (Плавники) Как называется суп из рыбы? (Уха) Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, неводом) Кто такие мальки? (Рыбкины детки)

     Подобрать родственные слова: рыба — рыбка, рыбак, рыболов, рыбный.

     Отгадать загадки по теме и выучить по выбору.

  • Продолжать учить образовывать притяжательные прилагательные (игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?»): у щуки голова — щучья, хвост —... , плавник  ... , туловище — ...; согласовывать имена существительные с числительными (игра «Сосчитай рыбок»): одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок. ; подобрать действия (игра «Выбери нужное действие» на понимание значений глаголов с приставками). Рыбка к камню... (отплыла, подплыла). Рыбка от берега... (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку... (вплыла, переплыла).
  • Развивать мелкую моторику. Пальчиковые игры.

МАЙ

Комнатные растения

  • Расширять представления детей о комнатных растениях.

      Рассмотреть комнатные растения в натуре, обратить внимание на их внешний вид, особенности строения, характерные признаки; вспомнить, как нужно ухаживать за растениями, для чего нужно их поливать, поворачивать к солнцу или содержать в тени, смахивать с листьев пыль; объяснить, для чего люди дома держат комнатные растения.

    Назвать лишнюю картинку (игра «Четвертый лишний»). Кактус, герань, незабудка, фикус.         Составить небольшой рассказ о внешних особенностях кактуса (по возможности показать несколько видов кактусов). «Это комнатное растение -  кактус. Оно имеет мясистый сочный стебель, вместо листьев у него колючки, иногда на нем могут расцветать цветы».

    Выучить стихотворение о комнатном растении.

  • Продолжать учить упражнять в изменении глаголов по времени, числам и родам (игра «Кто что делал, делает, будет делать?»). Катя цветы поливает. Паша цветы поливает. Катя и Паша цветы поливают; Катя цветы поливала. Паша цветы поливал. Катя и Паша цветы поливали; Катя будет поливать цветы. Паша будет поливать цветы. Катя и Паша будут поливать цветы.
  • Развивать мелкую моторику. Пальчиковые игры.

Насекомые

  • Расширять представления детей о насекомых.

     Рассмотреть насекомых: бабочку, муху, осу, паука, муравья, комара, жука, кузнечика и т.д. и обсудить их внешний вид; рассказать детям о том, какую пользу приносят эти насекомые, учить их бережному отношению к природе.

         Отгадать загадки по теме и выучить по выбору.

  • Продолжать учить образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных (игра «Большой – маленький»). Пчела – пчелка, муравей – муравьишка, жук - жучок, муха - мушка, комар - комарик, паук – паучок; составлять предложения с предлогами в, из, на, под. Бабочка села на цветок. Жук спрятался под листочек. Из яблока вылез червяк. Муха попала в паутину; образовывать существительные во мн. ч. (игра «Один — много»): муха - мухи, оса - осы, паук -пауки, муравей - муравьи, комар - комары, жук -жуки, кузнечик – кузнечики и т.и.
  • Развивать мелкую и общую моторику. Игры с мячом.

Лето

  • Учить называть основные признаки лета: жарко греет солнце; дни длинные, а ночи короткие; на деревьях зеленые листья; растут цветы, поспевают ягоды, появляются грибы и т.д.; составлять предложения с существительными в ед. и мн. ч.: Таня нашла большой гриб. На поляне растут грибы, образовывать уменьшительно-ласкательные формы имен существительных (игра «Назови ласково»): солнце – солнышко, река – реченька, цветы – цветочки, …; образовывать существительные с помощью приставок: под березой — подберезовик, под осиной — ...; путем сложения основ существительных, глаголов, прилагательных: вода падает — водопад, светлый, зеленый светло-зеленый, пчел разводит — пчеловод; употреблять разные типы предложений с предлогами и союзами. Дети пошли купаться, потому что, было жарко. Дети плавали, ныряли, доставали со дна ракушки.
  • Развивать речь детей. Выучить стихотворение о забавах детей летом.
  • Развивать мелкую и общую моторику. Игры с мячом.

Литература

  1. Т.А. Воробьева. Логопедические игры с мячом.
  2. О.И. Крупенчук. Пальчиковые игры.
  3. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебряков. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников.
  4. Н. Нищева. Занимаемся вместе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок «Читалочка» (подготовительная группа)

Цели: 1.   Учить детей чтению.2.   Тренировать в дифференциации звуков по разным характеристикам.3.   Расширять словарный запас детей.4.   Развивать связну...

Логопедический кружок в подготовительной группе

laquo;Надо уметь правильно произносить звуки, слова, фразы.    Научившись этому так, чтобы всё это вошло в привычку – можно творить»К.С. СтаниславскийЦель кружка: развитие ...

Кружок в подготовительной группе

Кружок в подготовительной группе...

Кружок в подготовительной группе "Подготовка к школе"

Развитие познавательных способностей детей, интеллекта, творчества в решении поставленных задач, развитие речевой деятельности....

Кружок в подготовительной группе "Волонтерство в детском саду"

Мой кружок "Волонтерство в детском саду" в подготовительной группе. Кружок посещают 10 человек. Есть планирование. К работе кружка привлечены родители...

кружок для подготовительной группы

Планирование факультатива «Волшебные нити»...