Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста.
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Проскурякова Елена Анатольевна

В работе показаны определение памяти, виды памяти, особенности развития памяти у детей дошкольного возраста. Как развить память у детей 5-7 лет.. Представлены особенности работы по развитию памяти детей с использованием элементов мнемотехники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение

Память – это процесс запечатления, сохранения и воспроизводства того, что мы видим, слышим, думаем, делаем и т.д. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как  усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – все это связано с работой памяти. Без памяти невозможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим миром.

  У дошкольников память носит непроизвольный характер, т.е. лучше

запоминаются предметы, события, явления, близкие к жизненному опыту ребенка, с которыми он вступает в активное взаимодействие. С возрастом память становится произвольной – ребенок использует свой жизненный опыт, приобретенные навыки, знания, умения.

  Для улучшения памяти необходимо воспитывать у детей приемы запоминания и припоминания. В этом – то и помогает мнемотехника.

  Мнемоника, или мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания»), - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Примером мнемонического приема может служить запоминание последовательности цветов в спектре с помощью фразы, в которой первые буквы слов соответствуют первым буквам названий цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Подобные приемы чрезвычайно эффективны при работе с детьми.

   Однако для повышения эффективности работы памяти использование искусственных  приемов мнемотехники имеет лишь второстепенное и вспомогательное значение, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается ( между его отдельными частями), так и между запоминаемым материалом и чем – либо уже хорошо известным.

Известно, что человеческая память устроена таким образом, что в ней четко фиксируются зрительные образы. Поэтому для развития памяти очень важна наблюдательность, а также тренировка ассоциативного мышления. Мы не можем запоминать то, что ускользнуло от нашего наблюдения. А после наблюдения (зрительного или слухового, может, даже осязательного) запоминание возможно, только если объект ассоциируется в нашем сознании с чем – либо, что мы уже знаем и помним.

  Большинство ассоциативных привязок с чем – то известным происходит бессознательно. Многие не ощущают развития процессов, которые протекают в подсознании. И тем не менее то, что прочно ассоциируется, - запоминается, а то что не образует прочных ассоциативных связей, - забывается. Наблюдательность и память идут рука об руку. Человек не может запомнить то, что не наблюдал, а запомнить и наблюдать можно только то, что его очень заинтересовало. Деятельность ребенка также построена на интересе.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится все более актуальным. Цель обучения с ее использованием – развитие памяти (разные виды: слуховая, зрительная, двигательная, тактильная), мышления,  внимания , воображения. Основа обучения – развитие творческого познания.

  Известно, что основное содержание памяти дошкольника составляют представления: конкретные образы людей, явления природы, событий, предметов, их свойств, качеств, признаков, действий. Представления составляют основу для рассказывания, рисования, игр. Без них ребенок не может усвоить обобщающие понятия, поэтому за каждым из них должна стоять конкретная ситуация. Чтобы избежать отрывочности представлений, формирующихся у малыша, следует организовать его активную деятельность, включая материал для запоминания. Ведь лучше запоминается то, с чем действует ребенок – строит, рисует, играет.

НА протяжении всего дошкольного детства у ребенка происходят изменения в образах памяти. Представления становятся не отрывочными и фрагментарными, а связными и систематичными. Они объединяются в группы, категории, что придает образам памяти «картинность». На этой основе ребенок постепенно учится управлять своими представления, воспроизводить то или иное событие; благодаря памяти изменяется процесс восприятия. Образная память как бы соединяет в единое целое отдельные ощущения, а отдельные признаки, свойства,  качества, детали складываются в целостный образ.

Развитие памяти непрерывно связано с развитием мышления, которое опирается на образы: чем больше образов хранится в памяти, тем разнообразнее и точнее мыслительное оперирование ими. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. В его сознании образы связывают настоящие и прошлое, образуя единое целое. Память обеспечивает единство психики, начинает обслуживать не только практическую, но и умственную деятельность, и в результате этого сама интеллектуализируется. Развивать память – значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.

Виды памяти:

По содержанию психической активности:

1.Двигательная.

2.Образная:

-зрительная;

-обонятельная;

-слуховая;

-вкусовая;

-осязательная;

3.Эмоциональная

4.Словесно-логическая.

По продолжительности сохранения материала:

1.Кратковременная.

2.Долговременная.

3.Оперативная.

По степени волевой регуляции

1.Непроизвольная

2.Произвольная

Особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.

Преобладает непроизвольная образная память.

Память все больше объединяется с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер.

Словесно – смысловая память обеспечивает опосредованное познание, расширяет познавательную деятельность ребенка.

Складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции процесса запоминания сначала со стороны взрослого, а затем и самого ребенка.

Формируются предпосылки для овладения логическими приемами запоминания.

Развитие памяти включается в развитие личности

Как развить память у детей 5 -7 лет.

В дошкольном возрасте у детей особую роль в развитии непроизвольной памяти играют наблюдения. Направляя внимание ребенка на разные стороны объектов, организуя деятельность детей по их обследованию, взрослый обеспечивает формирование полного и точного образа памяти.

Память зависит не только и не столько от признаков предметов, сколько от полноты восприятия. Для формирования представлений нужно не просто пассивно созерцать, необходимы активный анализ, установление связей между частями, компонентами ситуации, название объектов и их свойств в слове.

Развитию памяти ребенка способствует обучение детей приемам создания образа.

Важнейшим средством, обеспечивающим непроизвольное запоминание и воспроизведение, накопление опыта жизнедеятельности, общения, познания, выступает также режим дня. Организуя жизнь ребенка, взрослый помогает ему выполнять одни и те же действия в повторяющихся ситуациях в одно и то же время.

Развитие произвольной памяти дошкольника происходит тогда, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, в продуктивной  и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении сказок. Важно, чтобы цель, поставленная перед ребенком, соответствовала потребностям той деятельности, в которую включен дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нужно запоминать.

Развитию произвольной памяти способствует дидактическая игра.

Особенности  работы по развитию памяти детей с использованием элементов мнемотехники.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки ( прежде всего это наглядные модели, схемы, таблицы и т. п.). Использование обобщений позволяет ребенку обобщить свой непосредственный опыт. Как установлено исследованиями психологов Л.Венгера, А.Запорожца, Ж.Пиаже и других, главное направление развития образного мышления, воображения, памяти состоит в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию. Способность к замещению является фундаментальной особенностью человеческого ума. И если мы хотим развить у ребенка богатое воображение, способность к замещению, различным преобразованиям, умение находить взаимосвязи, надо учить его «читать» графическую аналогию. Графическая аналогия – умение обозначать каким – либо одним символом реальный образ (или несколько образов), отразив им общие признаки объекта и замещать предметы, т.е. пользоваться «заместителями».

Работа с мнемотаблицами.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на :

-развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

-перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;

-развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Этапы работы с мнемотаблицами

Этап 1. Детям показывается таблица и разбирается то, что в ней изображено: буквы, цифры, символы, геометрические фигуры.

Этап 2. Информацию перекодируем, преобразуем из абстрактных символов в образы. Для  детей младшей группы таблица состоит из четырех клеток, расположенных в один ряд. Для детей средней, старшей, подготовительной групп используются таблицы из девяти клеток в «три этажа». Таблица составляется так , чтобы было как можно больше логических связок.

Этап 3. Разбирается таблица 1-2 минуты. Затем детям дается время для ее запоминания – 10-15 секунд. Мнемотаблица убирается и дети воспроизводят ее графически на специально подготовленных листах.

                                          Работа с коллажами.

Коллаж – это лист картона (бумаги или ковролин), на котором наклеиваются или накладываются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Кажущийся беспорядок картинок и составляет суть коллажа.

Коллаж – это учебное пособие, выполняющие следующие задачи:

  1. Развитие зрительной памяти.
  2. Умение говорить, рассказывать, расширение словарного запаса.
  3. Обучающая задача, так как они содержат различную информацию.

Виды коллажей:

-развивающий – способствует развитию фантазии, умения соединять в один сюжет не связанные, на первый взгляд, между собой картинки;

-обучающий – способствует получению и закреплению определенных знаний о предмете коллажа (математический, исторический, грамматический, валеологический и др.).

Этапы работы:

  1. Детям предлагается рассмотреть коллаж и разобрать, какие картинки они на нем видят.
  2. Составляется сюжет с использованием всех картинок ( младший возраст – воспитатель, старшие дети – самостоятельно).
  3. Отрабатываются приемы запоминания предложенной информации. Воспитатель предлагает детям запомнить порядок расположения картинок на коллаже в течении 15 – 30 секунд, затем коллаж переворачивается и детям предлагается устно воспроизвести по памяти все картинки с обозначением их  месторасположения.

Работа с тактильными дощечками

Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Основная работа с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти.

Цель работы – развитие восприятия окружающего мира; развитие воображения; фантазии; развитие речи, умения выразить словами свои ощущения от прикосновений.

Этапы работы:

  1. Дать сигнал ребенку, чтобы он закрыл глаза.
  2. Вложить в его руки дощечку с установкой ее потрогать.
  3. Спросить ребенка, что ему это напоминает, когда он трогает(гладит) дощечку.
  4. Взять у ребенка дощечку и дать установку, чтобы он открыл глаза.

Главная задача педагога – это физическое и психическое здоровье ребенка.

Каждый должен следовать заповеди : «НЕ НАВРЕДИ».

Мнемотехникой можно заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить мнемотехнику с 4-х, 5-ти лет, когда накоплен основной словарный запас и развиты элементарные графические навыки.

Содержание работы по развитию памяти.

Ребенок испытывает радость от занятий только в тех случаях,

- если ему интересно,

- если у него что – то получается,

- если его понимают,

- если его принимают таким, каков он есть.

Прежде чем начать заниматься, необходимо создать ИНТЕРЕС. А самый непосредственный интерес у детей вызывает, конечно, игра – как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. По этому вся работа по развитию памяти детей проходит в игровой форме.

Прежде чем начать работу, необходимо провести первоначальное тестирование зрительной и слуховой памяти, а также внимания детей. На основании тестирования составляется перспективный план.

Так как внести в основной план работы в организованную форму обучения занятия по мнемотехники не представляется возможным, то в нашей группе работа по развитию памяти носит форму совместной деятельности с детьми.

Игры и упражнения на развитие памяти и внимания используются на занятиях по всем разделам программы.

Это такие игры:

-«Что изменилось»,

-«Волшебные квадраты»,

-«Квадратные часы»,

-«Волшебный круг»,

-«Прятки»,

-«Запомни картинки»,

-«Нарисуй по памяти»,

-«Найди такую же фигуру» ит.д.

Для развития двигательной памяти и двигательного внимания  создана подборка подвижных игр.

Работа с использованием элементов мнемотехники включает в себя работу с мнемотаблицами и коллажами по темам:

«Знакомство с буквами русского алфавита»;

«Валеологические знания»;

«Экология».

 

Примерная структура совместной деятельности:

1.Игра на развитие памяти и (или) внимания.

2.Игра, активизирующая двигательную память.

3.Упражнения на развитие мелкой моторики.

4.Работа с коллажем или мнемотаблицей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бодрова И.В. Мнемотехника для детей. – СПб.: Гармония. – 1998.
  2. Стародубцева И.В. Игровые занятия по развитию памяти. – М.: АРКТИ. – 2008.
  3. Гурьева Н.А. Развиваем память. – СПб.: ООО «Светлячок», 2000.
  4. Симонова Л.Ф. Память. Дети 5 – 7. – Ярославль: Академия Холдинг, 2001.
  5. Матюгин И.Ю. Как развить хорошую память. – М.: РИПОЛ КЛАССИК.Ю 2004.
  6. Сизова Н.О. Валеология. – СПб.: Паритет, 2008.
  7. Большева Т.В. Развитие мышления дошкольников. – СПб: «Детство-пресс», 2005.
  8. Материалы курса Карцевой Е.Г. по программе курса «Когнитивное развитие и обучение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста. Краткосрочный проект....

Консультация для родителей "Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста"

Материал содержит характеристики видов памяти, описание особенностей памяти детей 5-7 лет, различные игры и упражнения для развития запоминания....

Условия развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивани...

Мастер – класс «Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с помощью мнемотаблиц»

В мастер - классе описан опыт работы по использованию мнемотаблиц в развитии памяти у дтей дошкольного возраста....

Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста

Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста...

Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста

Материал предназначен для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста. В нем представлены игры, полезные для развития детской памяти....

Игры на развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста

Главным помощником и ориентиром ребенка в окружающем мире является основа его психической жизни, основа сознания человека — память. Ребенок запоминает все, что его окружает, привлекает; дошкольное дет...