ВКЛЮЧЕНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ РАБОТУ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК
статья по логопедии по теме

Максимова Елена Владиславовна

ВКЛЮЧЕНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ РАБОТУ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВКЛЮЧЕНИЕ В ЛОГОПЕДИЧЕСКУЮ РАБОТУ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДИК

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Поэтому в логопедической работе необходимы различные подходы, в том числе применение классической методики, которую можно усовершенствовать за счет включения элементов артпедагогики (артпедагогика или художественная педагогика, по отношению к специальному образованию – это синтез двух областей научного знания (искусства и педагогики), обеспечивающих разработку теории и практики педагогического коррекционно-направленного процесса художественного развития детей с недостатками развития и вопросы формирования основ художественной культуры через искусство и художественно-творческую деятельность включающая в себя все общепринятые педагогические принципы и методы). О положительном влиянии искусства на развитие ребенка с ОВЗ говорил еще Л.С. Выготский, отмечая особую роль художественной деятельности в компенсации психических функций.

Положительные результаты приносит включение в коррекционно-развивающий процесс арттерапии (арттерапия применительно к специальному образованию как синтез нескольких областей научного знания (искусства, медицины и психологии), а в лечебной и психокоррекционной практике как совокупность методик, построенных на применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и позволяющих с помощью стимулирования художественно-творческих (креативных) проявлений ребенка с проблемами осуществить коррекцию нарушений психосоматических, психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии.), основными функциями которой являются катарсистическая (очищающая, освобождающая от отрицательных состояний) и регулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов).

Начнём разбирать виды артпедагогики и артерапии и говорить о том как мы можем использовать их в логопедической работе с детьми с ОВЗ.

Игры с глиной и тестом.

Работа с глиной и тестом оставляет приятные ощущения, позволяет расслабиться. Гибкость и податливость данного материала даёт возможность получать как тактильные, так и кинестетические (прикосновение, ощущение движения) ощущения. Значимым моментом является то, что ошибки в работе обратимы и легко исправляются.

Игры с глиной и тестом позволяют снять стресс, помогают выражению чувств. В дальнейшем подобные игры помогают восстанавливать эмоциональное равновесие.

У нас в детском   саду есть занятия, где дети лепят из глины. Это облегчает нашу работу. Мы берём уже готовые фигуры и с их помощью сочиняем с детьми сказки, пересказываем их. Мир любого ребёнка должен быть похож на сказку, а задача педагогов (взрослых) привнести эту сказку в жизнь каждого малыша, независимо от особенностей его развития

Конечно же, мы не забываем и о коррекционных задачах. Трудно представить себе более продуктивную ситуацию для развития связной речи, чем те моменты, когда ребёнок захвачен сказочным сюжетом.

Данный вид арттерапии можно использовать при коррекции дисграфии и при обучении грамоте: мы предлагаем детям лепить буквы, составлять из них слоги, в подготовительной группе составлять слова. Для детей со сложной структурой дефекта задания делятся по уровням сложности. Индивидуальный подход осуществляется в рамках одного задания. Если нормально развивающемуся ребенку мы предлагаем составить целое слово (слог), то с ребёнком со сложной структурой дефекта – радуемся правильно вылепленной букве «О». В рамках одного и того же задания, используя принцип индивидуального подхода, исходя из возможностей каждого конкретного ребенка, можно поработать и над дифференциацией гласных и согласных (твёрдых – мягких,                 звонких – глухих).

Изотерапия используется при создании положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха. Имеет огромное коррекционное значение при развитии мелкой моторики пальцев рук.

В логопедической работе мы используем такие упражнении как:

- рисование букв пальчиковыми красками: данное упражнение полезно при изучении букв, при автоматизации коррегируемого звука.

-рисование какого-либо сюжета: данное упражнение полезно для развития связной речи, пополнение лексики развитие грамматической стороны речи.

- для развития фиксированной воздушной струи можем предложить детям подуть на краску через трубочку.

Ещё одно занимательное упражнение, которое нравится детям это моделирование образа букв с использованием подручного материала, что помогает  лучше запомнить образы букв, коррегировать дисграфию.

Так же мы можем совмещать элементы мнемотехники, т.е. техники облегчающей запоминание и увеличивающей объем памяти путем образования искусственных ассоциаций с изобразительной деятельностью. Например, ребенку гораздо легче запомнить названия домашних животных, если перед ним располагается красочный домик, в каждом окошке которого живет определенный персонаж, который мычит, лает или мяукает. Ребенку с нарушением когнитивной сферы в дальнейшем будет проще вспоминать животных, ассоциируя их с этим домиком. А сколько положительных эмоций и детских улыбок мы видим в процессе выполнения этих упражнений!

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, заместители, графические аналогии, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти, что и составляет суть мнемотехники. Ведь именно символы и знаки составляют основу звукобуквенного анализа слов. Опора на визуальный образ важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребенок не понимает этого текста. Таким образом, прием символизации - наиболее короткий путь к формированию процесса запоминания и точной передачи информации, требующей дословного повторения, например в чистоговорках, стихах. Не связанные, на первый взгляд, между собой картинки соединяются в один сюжет, с помощью которого сигнальные схематические изображения помогают активизировать мыслительные и мнестические процессы.

Данный приём используется для решения множества коррекционных задач, например для автоматизации поставленного звука в чистоговорках и скорговорках.

Театрально-игровая деятельность способствует интенсивному развитию эмоционально-личностной сферы ребенка. Она помогает умению выразительно говорить, вести диалог, разыгрывать стихи, сказки, рассказы, мини-сценки; владеть куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра. Ребенок с удовольствием берет в руки персонаж кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. Любимые герои становятся образцами для подражания. Игра может изменить отношение ребенка к себе, его настроение, способы общения со сверстниками.

Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения. Подражая героям кукол, говорят правильно, эмоционально, выразительно. Важнейшим, на наш взгляд, моментом, является то, что при работе с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы (расстройства аутистического спектра), кукла является посредником, сглаживает травматизм ситуации коммуникации, что снижает уровень и частоту аффективных реакций.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное состояние детей, является прекрасным стимулом для развития.

В песочных картинах заложен важнейший психотерапевтический ресурс – возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе в песочнице. Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, буквами, представляет себя Волшебником, Художником, Сказочником, способным изменять сюжет в том направлении, которое для него наиболее интересно. Именно в песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка.

Поэтому перенос обычных обучающих и развивающих занятий в песочницу дает дополнительный эффект: повышается мотивационный интерес к занятиям, развитие познавательных и образовательных процессов происходит более интенсивно и гармонично.

Ребенок, выступая в роли Волшебника и Творца, имеет уникальную возможность подходить к решению задачи без страха сделать какую-то ошибку – ведь на песке ее легко исправить и добиться нужного результата, что создает для него комфортное психоэмоциональное состояние в процессе обучения.

Большинство приемов, игр, упражнений на занятиях по обучению грамоте с использованием песочницы направлено на развитие зрительного внимания и памяти, мышления, творческой фантазии, фонематического слуха и восприятия, анализа и синтеза, графических навыков, связной речи.

Один из принципов этих игр – непосредственное, полное проживание процесса. Поэтому в песочнице разворачивается настоящая сказка. Сначала ребенок строит дом, где живут герои (фигурки), играет с ними и знакомыми буквами, развивая произвольное внимание, память, мышление. Знакомясь со звуками и символами в процессе песочных игр, он постепенно усваивает понятия звук, слог, слово и может не только лепить, но и писать печатными буквами на песке, создавая слова и разрушая их, если они неправильно написаны. Исправлять на песке проще, чем на бумаге, что для ребенка очень важно, так как он не фиксирует свое внимание на ошибках и неудачах, а ощущает психологический комфорт от быстрого исправления.

Чередование основных занятий по звукопроизношению и обучению грамоте с играми на песке на подсознательном уровне, через слуховое, зрительное, тактильно-кинестетическое восприятие позволяет ребенку быстрее и эффективнее усваивать элементы грамоты.

Игры с крупой.

Подобные игры имеют положительное значение для развития психики ребёнка, установления психологического комфорта. При взаимодействии с крупой стабилизируется эмоциональное состояние. Развитие мелкой моторики и тактильной мнемической чувствительности положительно влияет на развитие центра речи в головном мозге ребёнка, формирование произвольного внимания и памяти. С развитием            тактильно-мнемической чувствительности и мелкой моторики ребёнок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их.

Логопеды могут использовать элементы данного вида арттерапии на этапах автоматизации звуков.

Крупу эффективно применять при развитии неречевого фонематического слуха. Так, например, поместив разные виды круп в коробочки или в непрозрачные баночки, мы учим детей различать звуки на слух, дифференцировать их.

Игры с крупами также можно использовать при обучении грамоте, анализе звука, а также при коррекции дисграфии. Ведь из крупы можно выкладывать фактурные, тактильно выразительные буквы, трогать их, вести по ним пальчиком с открытыми и закрытыми глазами. На манке, также, как и на песке, мы можем писать целые слова и исправлять ошибки, развивать воздушную струю, устраивая «бури», делая «воронки» и «барханы».

Игры с музыкой.

Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение. Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий усиливает внимание, тонизирует центральную нервную систему.

Музыка снижает эмоциональное напряжение у детей и устраняет страхи. Благодаря своим специфическим особенностям (темпу, ритму, интонации) музыка влияет на физиологические процессы организма (пульс, дыхание, мышечный тонус).

Музыку на логопедических занятиях мы используем при выполнении физкультминуток, при проведении пальчиковых и артикуляционных гимнастик.

Эффективный коррекционный результат музыка даёт при автоматизации звуков. Это помогает ребёнку расслабиться и не заострять внимание на артикуляционном укладе, что безусловно способствует ускорению автоматизации коррегируемого звука, скорейшему переходу на бессознательных уровень, то есть к автоматизму.

Ещё одной важнейшей составляющей стороной речи является слоговая структура слова. Может быть не нарушен ни один звук, но если нарушена слоговая структура слова, то речь будет невнятна и непонятна для окружающих. Следовательно, речь перестаёт полноценно нести свою коммуникативную функцию. Поэтому логоритмические музыкальные занятия являются неотъемлемой и обязательной частью нашей работы. Это: пропевание, простукивание, протопывание, прохлопывание слова под определенный ритм с музыкальным сопровождением.

При включении элементов артпедагогики арттерапии в логопедическую работу обеспечивается максимальное включение всех анализаторов. Опыт показывает, что применение данных технологий целесообразно на всех этапах логопедической работы. Так, например, элементы песочной терапии включаются и для развития мелкой моторики и для создания положительного эмоционального фона на занятии. Использование сказкотерапии продуктивно и на этапах развития фонематических процессов и при постановке звука, его автоматизации закреплении в связной речи.

Возможности при использовании в играх с детьми арттерапевтической техники неограничен. Самое главное – это не останавливаться на чем-то уже понятном, опробованном и успешном, а постоянно пытаться привнести что-то новое и интересное в, казалось бы, такую монотонную и структурированную работу логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы. Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста.

В презентации представлен опыт работы по теме "Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста". Материал был разработан и обобщен в представленных слайдах....

Опыт работы по теме ""Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми дошкольного возраста"

Данный  опыт работы включает в себя краткое содержание о камешках марблс, что они развивают у детей дошкольного возраста и виды работ с этим необычным  материалом....

Программа Дополнительного образования (кружковая работа) Тема: «Су-Джок терапия как нетрадиционная форма повышения эффективности логопедической работы с детьми дошкольного возраста»

В настоящее время появилась возможность использования в коррекционно-педагогической работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционного Су-Джок метода. Су–Джок терапия является одним из эффекти...

Применение технологии «Ежедневный рефлексивный круг» в работе с детьми дошкольного возраста (по методике Гришаевой Н.П.)

Делюсь с коллегами вариантами бесед по технологии "Ежедневный рефлексивный круг"...

"Использование инновационной педагогической технологии синквейн в логопедической работе с детьми дошкольного возраста»

Инновационная педагогическая технология синквейн: актуальность, цели, задачи технологии синквейн. Правила составления и варианты использования инновационной технологии синквейн в логопедической ...