Формирование лексико - грамматических средств языка (подг. гр.) Конспект занятия "Откуда хлеб пришёл?"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Акулинина Людмила Владимировна

Формирование лексико - грамматических средств языка (подг. гр.) Конспект занятия "Откуда хлеб пришёл?" - 2 занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khleb.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование лексико – грамматических средств языка

 (подг. группа)

«Откуда хлеб пришёл?».

Цель: Обогащать словарь и знания детей для развития грамотной речи.

Задачи: 1. Учить детей согласовывать сущ. +прилагательные и подбирать относительные прилагательные.

2. Продолжать учить дошкольников грамотно строить предложения, согласовывать все части речи между собой.

3. Учить детей правильно изменять сущ. в ед. и мн. числе, в роде и падеже.

4. Развивать общую моторику, память, мышление, внимание.

5. Воспитывать уважение и бережное отношение к хлебу.

6. Воспитывать дружелюбие, умение выслушивать взрослого и товарищей.

Материалы: колосья пшеницы, картинка булки хлеба, мешочек с нарезанным пшеничным и ржаным хлебом.

Ход занятия:

  1. Орг. момент: ребята, посмотрите, что сегодня на занятие я вам принесла (показ колосьев пшеницы). Что это? – это колосья. Колосья чего? – пшеницы. Какие ещё растения вы знаете, кот. дают людям зерно? (рожь, гречка, овёс, кукуруза, ячмень..). Растения, кот. дают людям зерно, называются – зерновыми.
  2. Загадка: «Весь из золота отлит, на соломинке стоит» - колосок.
  3. Д.И. «Назови ласково».

колос – колосок,  булка – булочка, зерно – зёрнышко,  хлеб – хлебушек, пряник – пряничек.

  1. Словообразование: Поле, на кот. выращивают рожь, какое это поле, как его назвать? – ржаное поле.

Поле, на кот. выращивают пшеницу – пшеничное поле, колосок пшеницы, какой колосок? – пшеничный, Колосок ржи – ржаной, мука из пшеницы – пшеничная, из ржи – ржаная, хлеб из пшеницы – пшеничный ( а цветом каким пшеничный хлеб? – белый), Хлеб из ржи – ржаной, серый, тесто из пшеничной муки – пшеничное тесто, из ржи – ржаное тесто.

  1. Как же люди из колосьев получают хлеб? -  молят муку, а из муки выпекают хлеб. Выпекать хлеб – как можно сказать по-другому? – стряпать, готовить, печь.
  2. Показ картинки с хлебом «Доскажи словечко».

- Я знаю пословицу о…. хлебе.

- Мама купила пшеничный… хлеб.

- Дети едят суп с …. хлебом.

- Ваня пошёл в магазин за….. хлебом.

- У меня дома нет… хлеба.

7. Физ. минутка «Покупаем продукты»

«Сумку в руки мы берём (шагаем на месте, размахи руками)

В магазин с тобой идём,

В магазине же на полках, не шарфы и не футболки (качаем головой),

Вкусно пахнет здесь всегда (повороты головой)

В доме вкусная еда! («дом» над головой).

8. Д.И. «Скажи иначе» - подбор синонимов.

Хлеб по запаху (какой?) – пахучий. ароматный, душистый.

…на вкус – аппетитный, вкусный, сладкий.

…на ощупь – свежий, мягкий, чёрствый, пышный.

9. Д.И. «Отгадай на вкус» - детям не глядя предлагается достать маленький кусочек хлеба и отгадать на вкус, кукой он – пшеничный или ржаной.

10. Оценка и итог занятия.

ЗАДАНИЯ НА ЛОГОЧАС:

1. Логическая последовательность – как хлеб «домой приходит».

2 Пословицы, поговорки о хлебе (объяснить смысл).

- «Хлеб – всему голова».

«Хлеб – наше богатство».

«Много снега – много хлеба».

3. Д.И. « Один – много» - батон, колос, зерно, булка, комбайн, крошка…

4. «Назови хлебо-булочное изделие»…….. На какую из геометрических форм похожи хлебобулочные изделия?

5. Д. И. «Есть – нет» - родительный падеж единственного числа.

- батон – нет батона, колос – нет колоса, зерно ….булка…комбайн….крошка…..

Формирование лексико – грамматических средств языка

 (подг. группа)

«Откуда хлеб пришёл?».

Цель: Продолжать расширять и обогащать словарный запас знаний по лексической теме, учить в подборе родственных слов.

Задачи: 1. Закрепить умение детей в словообразовании и употреблении относительных прилагательных.

2. Упражнять в подборе действий и употреблении предлогов.

3. Развивать связную речь, грамотно выстраивать предложения, согласовывая все части речи между собой.

4. Развивать все психические процессы.

5. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых, активность и интерес на занятии.

Материалы: Картинки хлебо – булочных изделий, картина И. И. Шишкин «Рожь».

Ход занятия:

  1. Орг. момент: Ребята, сейчас сядет на место тот, кто назовёт мне хлебо – булочное изделие (булка, батон, пшеничный хлеб, ржаной хлеб, сухари, сайка, сушка, крендель, ватрушка, рогалик, печенье, …….).
  2. Рассматривание картины И.И. Шишкина «Рожь». Посмотрите на картину, написал её знаменитый художник Шишкин, у него много есть картин, но эта картина называется «Рожь». Что нарисовал художник? (поле). Почему эта картина называется «Рожь»? Какое это поле? Что растёт на нём? Какое время года мы видим на картине? Докажите, что это конец лета или ранняя осень? Почему пожелтело ржаное поле?
  3. Чтобы хлеб появился у нас дома, нужно очень много потрудиться. Назовите специальную машину, кот. убирает зерно – комбайн. Как назвать человека, кот. работает на этом транспорте? – комбайнёр; работает на тракторе – тракторист, пашет землю – пахарь, выращивает хлеб – хлебороб.
  4. Собрали зерно, где же оно будет храниться? – элеватор, далее зерно нужно измельчить, ч.б. получить муку, где это делают? – на мельнице, где выпекают хлеб? – на хлебозаводе, какой выпекают хлеб? – пшеничный. ржаной, куда везут продавать хлеб? – в магазин.
  5. Физ. минутка: «Покупаем продукты».

- Сумку мы с тобой берём,

В магазин с тобой идём.

В магазине же на полках, не шарфы и не футболки.

Вкусно пахнет здесь всегда, в доме вкусная еда.

  1. Д.И. «Назови действие»

Что делает тракторист? Комбайнёр, хлебороб, садовод, овощевод, свекловод?

  1. Без чего не может прожить человек? Какой главный продукт питания? Как нужно относиться к хлебу? Вспомните пословицы, поговорки о хлебе.
  2. Оценка и итог занятия.

ЗАДАНИЯ НА ЛОГОЧАС:

  1. Повторить пословицы, поговорки, загадки о хлебе.
  2. Чтение рассказов о хлебе («Вкусный хлеб»……)
  3. Д.И. «Телефон» - называние хлебо – булочных изделий.
  4. Д.И. «Посчитай» - 1, 3, 5 – колос, мельница, комбайн….
  5. Д.И. «Подбор признаков» - не менее 3 признаков

- булка (какая?), пирог, сухари…….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и автоматизации звука Ш.

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических  средств языка и автоматизации звука Ш. (подготовительная к школе группа)...

конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развития речи по теме:"Растения луга "(с использованием мнемотехники)

конспект непосредсвенно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи по теме: "Растения луга"...

Формирование лексико - грамматических средств языка (подг. группа). Конспект занятия по теме "Ранняя осень в природе. Сезонная одежда".

Формирование лексико - грамматических средств языка (подг. группа). Конспект занятия по теме "Ранняя осень в природе. Сезонная одежда"....

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.) «Домашние животные, птицы и их детёныши».

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.) «Домашние животные, птицы и их детёныши». - 2 занятия....

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. группа) «Овощи, фрукты, ягоды».

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. группа) «Овощи, фрукты, ягоды» - 2 занятия....

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.) «Отлёт птиц».

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.) «Отлёт птиц» - 2 занятия + домашнее задание для детей....

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.). Конспект занятия по теме:«Дикие животные и их детёныши».

Формирование лексико – грамматических средств языка (подг. гр.). Конспект занятия по теме:«Дикие животные и их детёныши». ...