речевая карта
методическая разработка по логопедии по теме

 

Речевая карта для  детей  с  ФФНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rechevaya_karta_28_.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

Кто  строит  дом? _______________________________

Кто управляет  самолетом? _______________________

В) подбор  приставочных  глаголов. Игровое  упражнение «Скажи наоборот»:

пришел __________  сел _________  улетел ___________

оделся _________ развязал ________ прибил _________

г) подбор качественных  прилагательных. «Скажи  наоборот».

 широкий _______  высокий _________  длинный  _____

чистый ________   тяжелый _________  твердый  ______

холодный ________  добрый _________  новый  _______

11. Речевое  заключение:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. План работы:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________

13. Динамика  развития  ребенка:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Детский  сад  № 28

Речевая  карта

Фамилия,  имя ___________________________________

Дата рождения __________________________________

Домашний адрес, телефон _________________________

Сведения  о родителях (Ф. И. О.,  где  работают, рабочий телефон)

Мать :__________________________________________

Отец:___________________________________________

Дата поступления на логопункт (логогруппу):___________

Логопед: (Ф.И.О.)  - Чупрова  Екатерина  Сергеевна                 

1. Данные  о ходе речевого развития:

- первые  слова __________________________________

- фраза __________________________________________

- как накапливался  словарь? _______________________

- жалобы  родителей ______________________________

2. Умственное  развитие: осведомленность:

как зовут маму _______ папу _______ воспитателей ___

дом. адрес _____ времена  года _____ дни недели _____

определение  последовательности действий ___________

кубики ___________ обобщение ____________________

цвет _____________ размер ________________________

форма ____________ счет _________________________

классификация  предметов ________________________

внимание: ______________________________________

память: ________________________________________

3. Общее звучание  речи:

Голос _______ внятность дыхание ________темп ______

4. Состояние  артикуляционного аппарата:

губы ______ внятность _____ нёбо ______ прикус ______

язык _________ подвижность губ,  языка _____________

5. Произношение  звуков:

свистящие ______________________________________

шипящие _______________________________________

сонорные  «Л-ЛЬ»________________________________

                   «Р-РЬ» ________________________________

6. Произношение слов сложного слогового состава:

велосипед ______ градусник ______ строительство____

Милиционер стоит на  перекрестке

_______________________________________________

Саше  понравился  пластмассовый  кораблик

_______________________________________________

Бабушка  Женя  сушила мокрое  белье  на  веревке

_______________________________________________

7. Состояние фонематического слуха.

са-за            цу-су            ши-сы           чу-шу           ло-ро

зо-со            те-че            жа-са             ля-я              ре-ле

8. Анализ  и  синтез звукового состава  звука:

Начало слова: Оля,  утка  ________ мак, кот __________

Конец  слова: лук,  нос __________ лапа,  шары _______

Середина  слова: дом,  рак _______ осы, Аня __________

Собери  слово: с, о, к ___________ м, у, х, а __________

9. Грамматический строй  и  связная  речь:

а) чтение  стихотворения _________________________

б) построение предложений по сюжетным  картинкам и  их распространение:

В каком  платье  девочка  поливает  цветы? __________

Зачем  нужен стол? ______________________________

Почему  мальчик  в  шубе  и   в  валенках? ___________

Зачем мама  моет посуду? ________________________

в) сопоставление  рассказа  по серии сюжетных  картин:

____________________________________________________________________________________________________

г) образование И. П. мн. числа  имен существительных:

дерево ________ замок ________  окно ______________

колесо____________  коса ________  яйцо ___________

д) образование Р. П. мн. числа  имен существительных:

ветка-много… ________  дом-много… _______________

окно-много… __________ конфета-много… _________

билет-много…_________ конь-много … ____________

е) употребление  предлогов:

на __________ в__________под__________за_____________

со(с) __________ из _______ из-за________ из-под_____

ж) образование  уменьшительных форм существительных:

стул ________  шапка________  кольцо _____________

платье __________ бумага _______ голова __________

з) образование относительных прилагательных:

дерево _______ железо _______ стекло _____________

бумага ________  кожа ________ пластмасса ________

10. Словарный  запас:

а) знание детенышей  животных и  птиц:

коза _______ корова______ лошадь_____ свинья________

собака _____ курица _____ утка_______ волк _________

лиса _______ медведь ______ белка _____ заяц _______

б) знание  профессий  людей:

Кто  учит  детей   в  школе? _______________________

Кто  продает  хлеб  в  магазине? ___________________

Кто  лечит  людей   в  больнице? ___________________

Кто работает  на  почте? _________________________

Речевые  карты

Подготовительная логопедическая  группа  "Пчёлки"

Учитель-логопед:

Чупрова Е.С. 

2013-2014  учебный  год

Речевые  карты

Логопункт

Учитель-логопед:

Чупрова Е.С. 

2013-2014  учебный  год

Список  детей,  зачисленных в  логогруппу,  

ΙΙΙ подготовительная группа "Пчёлка"

Фамилия  имя  ребенка

Дата  рождения

Речевое  заключение

1

Алексеев  Андрей

17.05.07

ФНР мономорфная  дислалия (межзубный  сигматизм  свистящих)

2

Антонов  Даниил

04.11.06

ОНР III ст. полиморфная  дислалия (парасигматизм  шипящих, ламбдацизм, параротацизм)

3

Апатова  Маша

12.11.07

норма

4

Бычкова  Даша

08.07.08

ОНР III ст. полиморфная  дислалия (сигматизм  шипящих, параротацизм)

5

Ваулина  Ева

02.06.08

ОНР III ст. мономорфная  дислалия (амбдацизм,)

6

Вахитова  Ангелина

27.04.07

ФФНР полиморфная  дислалия (парасигматизм  шипящих,  параротацизм)

7

Глебов  Слава

17.07.07

норма

8

Дашидоржиев  Пурбо

24.08.07

Билингвизм (парасигматизм  шипящих, параламбдацизм,  параротацизм )

9

Доржиева  Арина

20.02.07

ФНР мономорфная  дислалия (ламбдацизм,  ротацизм).

10

Дорош Владиислав

27.04.08

ОНР III ст. полиморфная  дислалия (парасигматизм  свистящих и шипящих, ламбдацизм, параротацизм)

11

Дымских Артем

17.09.07

ОНР III ст. полиморфная  дислалия (сигматизм  шипящих, параротацизм)

12

Жамбалдоржиева  Мэдэгма

18.07.07

Билингвизм (парасигматизм  шипящих, параламбдацизм,  параротацизм )

13

Жилин Никита

04.12.07

ФФНР полиморфная  дислалия (парасигматизм  шипящих,  параротацизм)

14

Забелин Слава  

04.12.06

ФНР мономорфная  дислалия (ламбдацизм).

15

Зверев Денис

27.04.07

ФНР мономорфная  дислалия (параротацизм).

16

Иванова  Кристина  

11.11.06

ФФНР полиморфная  дислалия (парасигматизм  шипящих,  параротацизм)

17

Кривецкая  Кристина

30.08.07

ФНР мономорфная  дислалия (ламбдацизм, ротацизм).

18

Майорова  Кристина

16.08.08

ОНР III ст. полиморфная  дислалия (м/з сигматизм свистящих и   шипящих, ламбдацизм, ротацизм)

19

Непомнящая  Диана  

04.03.07

ОНР III ст. мономорфная  дислалия (ламбдацизм, ротацизм)

20

Петросян Мхитар

14.12.06

Билингвизм (сигматизм  свистящих)

21

Покорский  Данил

ОНР III ст. полиморфная  дислалия (парасигматизм   свистящих и шипящих, ламбдацизм, параротацизм)

22

Самохвалов  Семен

03.10.06

не  посещает

23

Свистунова  Настя

29.08.08

не  посещает

24

Степанцова  Алёна

07.04.08

ФФНР полиморфная  дислалия (м/з сигматизм,  сигматизм  шипящих,  ламбдацизм

25

Сувернёв  Никита

18.08.07

не  посещает

26

Сулимов  Андрей

29.11.08

ФФНР полиморфная  дислалия (перасигматизм шипящих,  параротацизм)

27

Тагонов  Кирилл

03.11.08

Билингвизм (парасигматизм  шипящих, ламбдацизм, параротацизм)

28

Тартышная  Ксюша

17.05.08

ОНР III ст. полиморфная  дислалия (сигматизм свистящих и  шипящих, параламбдацизм, ротацизм)

29

Трушкина  Вика

02.09.07

ОНР III ст. полиморфная  дислалия (парасигматизм свистящих и  шипящих, ламбдацизм, ротацизм)

30

Умурзаков  Аскар

06.06.07

не  посещает

31

Усков  Макар

03.01.07

ФФНР полиморфная  дислалия (парасигматизм  шипящих,  ламбдацизм, ротацизм)

32

Чернышов  Данил

24.02.08

ОНР III ст. полиморфная  дислалия (парасигматизм свистящих и  шипящих, ламбдацизм, ротацизм)

ФИО____________________________________________

Дата рождения___________________________________

Домашний  адрес_________________________________

Посещает:  МБДОУ ЦРР - детский  сад №28, ΙΙΙ подготовительная логопедическая  группа "Пчёлка"

Логопед: Чупрова  Екатерина  Сергеевна

Воспитатели:   Голыгина  Галина  Петровна,

                           Судакова  Эльвира  Юрьевна

План работы  на 20__ - 20__ год

1. Формировать фонематическое  восприятие: умение вслушиваться,  воспринимать,  удерживать в  памяти обращённую речь;

Различать гласные  звуки: а,у,о,и,э,ы;

Согласные: твёрдые-мягкие,  звонкие-глухие;

Анализировать слоги,  слова,  предложения.

2. Работать над просодической  стороной  речи (сила,  высота, интонация)

3. Поставить и  автоматизировать  звуки: _______________

___________,  отдифференцировать от звуков-заменителей.

4. Продолжать расширять  и  активизировать  словарь.

5. Формировать грамматически правильный  строй  речи.

6. Развивать связную речь -  учить составлять разные  виды  рассказов: ______________________________________

_______________________________________________ ,

учить пересказывать тексты,  заучивать наизусть.

7. Развивать психические  процессы (внимание,  мышление,  память).

8. Развивать  общую моторику и  мелкую моторику пальцев  рук и  артикуляционного аппарата.

9. Учить правильному  диафрагмальному  дыханию.

10. Отрабатывать правильную слоговую структуру 1,2,3-х сложных слов. 

ФИО____________________________________________

Дата рождения___________________________________

Домашний  адрес_________________________________

Посещает:  МБДОУ ЦРР - детский  сад №28, ΙΙΙ подготовительная логопедическая  группа "Пчёлка"

Логопед: Чупрова  Екатерина  Сергеевна

Воспитатели:   Голыгина  Галина  Петровна,

                           Судакова  Эльвира  Юрьевна

План работы  на 20__ - 20__ год

1. Формировать фонематическое  восприятие: умение вслушиваться,  воспринимать,  удерживать в  памяти обращённую речь;

Различать гласные  звуки: а,у,о,и,э,ы;

Согласные: твёрдые-мягкие,  звонкие-глухие;

Анализировать слоги,  слова,  предложения.

2. Работать над просодической  стороной  речи (сила,  высота, интонация)

3. Поставить и  автоматизировать  звуки: _______________

___________,  отдифференцировать от звуков-заменителей.

4. Продолжать расширять  и  активизировать  словарь.

5. Формировать грамматически правильный  строй  речи.

6. Развивать связную речь -  учить составлять разные  виды  рассказов: ______________________________________

_______________________________________________ ,

учить пересказывать тексты,  заучивать наизусть.

7. Развивать психические  процессы (внимание,  мышление,  память).

8. Развивать  общую моторику и  мелкую моторику пальцев  рук и  артикуляционного аппарата.

9. Учить правильному  диафрагмальному  дыханию.

10. Отрабатывать правильную слоговую структуру 1,2,3-х сложных слов. 

ФИО____________________________________________

Дата рождения___________________________________

Домашний  адрес_________________________________

Посещает:  МБДОУ ЦРР - детский  сад №28,

                    ΙΙ подготовительная группа "Ягодка"

Логопед: Чупрова  Екатерина  Сергеевна

Воспитатель:   Тюхменёва Любовь  Витальевна

План работы  на 20__ - 20__ год

1. Формировать фонематическое  восприятие: умение вслушиваться,  воспринимать,  удерживать в  памяти обращённую речь;

Различать гласные  звуки: а,у,о,и,э,ы;

Согласные: твёрдые-мягкие,  звонкие-глухие;

Анализировать слоги,  слова,  предложения.

2. Работать над просодической  стороной  речи (сила,  высота, интонация)

3. Поставить и  автоматизировать  звуки: _______________

___________,  отдифференцировать от звуков-заменителей.

4. Продолжать расширять  и  активизировать  словарь.

5. Формировать грамматически правильный  строй  речи.

6. Развивать связную речь -  учить составлять разные  виды  рассказов: ______________________________________

_______________________________________________ ,

учить пересказывать тексты,  заучивать наизусть.

7. Развивать психические  процессы (внимание,  мышление,  память).

8. Развивать  общую моторику и  мелкую моторику пальцев  рук и  артикуляционного аппарата.

9. Учить правильному  диафрагмальному  дыханию.

10. Отрабатывать правильную слоговую структуру 1,2,3-х сложных слов. 

ФИО____________________________________________

Дата рождения___________________________________

Домашний  адрес_________________________________

Посещает:  МБДОУ ЦРР - детский  сад №28,

                    ΙΙ старшая группа "Лучики"

Логопед: Чупрова  Екатерина  Сергеевна

Воспитатель:   Сердягина  Светлана  Юрьевна

План работы  на 20__ - 20__ год

1. Формировать фонематическое  восприятие: умение вслушиваться,  воспринимать,  удерживать в  памяти обращённую речь;

Различать гласные  звуки: а,у,о,и,э,ы;

Согласные: твёрдые-мягкие,  звонкие-глухие;

Анализировать слоги,  слова,  предложения.

2. Работать над просодической  стороной  речи (сила,  высота, интонация)

3. Поставить и  автоматизировать  звуки: _______________

___________,  отдифференцировать от звуков-заменителей.

4. Продолжать расширять  и  активизировать  словарь.

5. Формировать грамматически правильный  строй  речи.

6. Развивать связную речь -  учить составлять разные  виды  рассказов: ______________________________________

_______________________________________________ ,

учить пересказывать тексты,  заучивать наизусть.

7. Развивать психические  процессы (внимание,  мышление,  память).

8. Развивать  общую моторику и  мелкую моторику пальцев  рук и  артикуляционного аппарата.

9. Учить правильному  диафрагмальному  дыханию.

10. Отрабатывать правильную слоговую структуру 1,2,3-х сложных слов. 

ФИО____________________________________________

Дата рождения___________________________________

Домашний  адрес_________________________________

Посещает:  МБДОУ ЦРР - детский  сад №28,

                    ΙΙ старшая группа "Лучики"

Логопед: Чупрова  Екатерина  Сергеевна

Воспитатель:   Сердягина  Светлана  Юрьевна

План работы  на 20__ - 20__ год

1. Формировать фонематическое  восприятие: умение вслушиваться,  воспринимать,  удерживать в  памяти обращённую речь;

Различать гласные  звуки: а,у,о,и,э,ы;

Согласные: твёрдые-мягкие,  звонкие-глухие;

Анализировать слоги,  слова,  предложения.

2. Работать над просодической  стороной  речи (сила,  высота, интонация)

3. Поставить и  автоматизировать  звуки: _______________

___________,  отдифференцировать от звуков-заменителей.

4. Продолжать расширять  и  активизировать  словарь.

5. Формировать грамматически правильный  строй  речи.

6. Развивать связную речь -  учить составлять разные  виды  рассказов: ______________________________________

_______________________________________________ ,

учить пересказывать тексты,  заучивать наизусть.

7. Развивать психические  процессы (внимание,  мышление,  память).

8. Развивать  общую моторику и  мелкую моторику пальцев  рук и  артикуляционного аппарата.

9. Учить правильному  диафрагмальному  дыханию.

10. Отрабатывать правильную слоговую структуру 1,2,3-х сложных слов. 

Правила  работы в  тетради домашних заданий

1) Тетрадь домашних заданий  выдается  в  пятницу  и возвращается в  понедельник.

2) Домашнее  задание ребёнок  выполняет с  родителями в  течение 10-15 минут 2-3  раза  в  день.

3) Выполнение  всех заданий  обязательно. Это  дисциплинирует  ребёнка,  организует  его и  подготавливает  к  восприятию школьной  программы.  

4) Если вы  заметили,  что  у  ребёнка  пропал  интерес к  занятию-прекратите  его,  возобновив  снова,  спустя  некоторое  время.

5) Артикуляционная  гимнастика выполняется  перед  зеркалом. Консультацию о правильном её  выполнении вы  можете  получить у  логопеда.

6) Ваша  речь  должна  быть  образцом  для  ребёнка.

7) Не  заостряйте  внимание  ребёнка на  недостатках  его  речи,  однако,  когда  изучаемый  звук находится  на  этапе  автоматизации (т. е. поставлен) родителям НУЖНО в  ненавязчивой  форме  напоминать его о  правильном  произношении.

8) Пусть выполнение домашних заданий станет  игрою для  ребенка.

9) Помните: совместная работа логопеда,  воспитателей  и  родителей определит общий  успех коррекционного  обучения.

10) Приучайте  ребёнка   бережно  относится  к  тетради и прилагаемым  карточкам (карточки  сдаются вместе  с  тетрадью).

Правила  работы в  тетради домашних заданий

1) Тетрадь домашних заданий  выдается  в  пятницу  и возвращается в  понедельник.

2) Домашнее  задание ребёнок  выполняет с  родителями в  течение 10-15 минут 2-3  раза  в  день.

3) Выполнение  всех заданий  обязательно. Это  дисциплинирует  ребёнка,  организует  его и  подготавливает  к  восприятию школьной  программы.  

4) Если вы  заметили,  что  у  ребёнка  пропал  интерес к  занятию-прекратите  его,  возобновив  снова,  спустя  некоторое  время.

5) Артикуляционная  гимнастика выполняется  перед  зеркалом. Консультацию о правильном её  выполнении вы  можете  получить у  логопеда.

6) Ваша  речь  должна  быть  образцом  для  ребёнка.

7) Не  заостряйте  внимание  ребёнка на  недостатках  его  речи,  однако,  когда  изучаемый  звук находится  на  этапе  автоматизации (т. е. поставлен) родителям НУЖНО в  ненавязчивой  форме  напоминать его о  правильном  произношении.

8) Пусть выполнение домашних заданий станет  игрою для  ребенка.

9) Помните: совместная работа логопеда,  воспитателей  и  родителей определит общий  успех коррекционного  обучения.

10) Приучайте  ребёнка   бережно  относится  к  тетради и прилагаемым  карточкам (карточки  сдаются вместе  с  тетрадью).

Правила  работы в  тетради домашних заданий

1) Тетрадь домашних заданий  выдается  в  пятницу  и возвращается в  понедельник.

2) Домашнее  задание ребёнок  выполняет с  родителями в  течение 10-15 минут 2-3  раза  в  день.

3) Выполнение  всех заданий  обязательно. Это  дисциплинирует  ребёнка,  организует  его и  подготавливает  к  восприятию школьной  программы.  

4) Если вы  заметили,  что  у  ребёнка  пропал  интерес к  занятию-прекратите  его,  возобновив  снова,  спустя  некоторое  время.

5) Артикуляционная  гимнастика выполняется  перед  зеркалом. Консультацию о правильном её  выполнении вы  можете  получить у  логопеда.

6) Ваша  речь  должна  быть  образцом  для  ребёнка.

7) Не  заостряйте  внимание  ребёнка на  недостатках  его  речи,  однако,  когда  изучаемый  звук находится  на  этапе  автоматизации (т. е. поставлен) родителям НУЖНО в  ненавязчивой  форме  напоминать его о  правильном  произношении.

8) Пусть выполнение домашних заданий станет  игрою для  ребенка.

9) Помните: совместная работа логопеда,  воспитателей  и  родителей определит общий  успех коррекционного  обучения.

10) Приучайте  ребёнка   бережно  относится  к  тетради и прилагаемым  карточкам (карточки  сдаются вместе  с  тетрадью).

Комплекс для звуков [р], [р']

(выполняется каждый день по несколько раз, особое внимание обращается на упражнения, которые плохо получаются и упр. «дятел», «балалайка»)

«Чистка зубов»

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

«Вкусное варенье»

Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ш].

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

«Чашечка»

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму чашечки.

Описание. Приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу, края языка загнуть вверх и удержать под счет 1-5

«Маляр»

Цель. Отрабатывать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

«Цоканье»

Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка

«Грибок»

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

«Индюк»

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится [бл-бл]

«Дятел»

Цель. Укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и умение делать кончик языка напряженным.

Описание. Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук [д]: д-д-д. Сначала звук [д] произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. При быстром темпе и сильной воздушной струе возможно получение треска («дддррр»)

«Машина»

Цель: научить язык вибрировать вместе с губами

Описание: кончик языка просовывается между губами, губы в это время вибрируют (это похоже на то, как маленькие дети имитируют звук машины)

«Балалайка»

Цель: научить язык вибрировать

Описание: под корень языка вводится зонд (палочка, палец). Язык взбивается из одной точки (движения зонда вправо-влево). При этом дается сильная воздушная струя. В результате систематичной работы во время «взбивания» должен получатся треск («тррр»), от которого и ставится звук.

1 способ постановки звука [Р]: Постановка  [Р] — быстро и эффективно. Этот способ помогает быстро вызвать вибрацию. Ребенок кладет голову на колени логопеду, присасывает язык к нёбу («Грибок»), в это время логопед большим и указательным пальцами  (чистыми) прижимает боковые края языка к нёбу (не кончик!), ребенок с силой дует на язык и …частенько сразу же появляется вибрация! 2 способ постановки звука [Р]: Ребенка просят поднять широкий язык за верхние зубы и длительно произносить звук похожий на «зж»  (слышится что-то cреднее между этими звуками: [з] с призвуком [ж] или наоборот) или многократно проговаривать звук [д] (но язык не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук [д] не четкий). 3 способ постановки звука [Р]:   Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. В это время прямым (чисто вымытым, с коротко остриженным ногтем, чтобы не поцарапать язык) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать пустышку, плотно набитую ватой или сделать пластмассовый шпатель из зубной щетки, удалив щетину, получится удобная пластмассовая палочка, углы должны быть обязательно закругленными.) Когда рука у ребенка привыкнет, и язык не будет соскальзывать с пальца (шпателя), малыш сможет самостоятельно вызывать колебания языка. Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к «дл». Обратите особое внимание ребенка на то, что язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста. Можно сравнить язык со струной. Если струна натянута, то, тронув ее, мы вызываем ее дрожание, струна начинает звучать, но если струна ослаблена, звука не будет. Это упражнение очень нравится детям, и они с удовольствием его выполняют. Ребенку можно сказать, что Вы сейчас попробуете завести мотор. Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не вырабатывается очень долго, начинают автоматизацию звука [р] в слогах и в словах, добиваясь раската с механической помощью. 4 способ постановки звука [Р]:   Можно вызвать вибрацию кончика языка следующим образом: предложите малышу при открытом рте присасывать язык к небу, затем, не отпуская языка, подуть на него. В момент отрыва языка от нёба сильным толчком выдыхаемой струи воздуха вызывается короткая вибрация кончика языка. Это упражнение закрепляет у ребенка ощущение вибрации кончика языка, и далее он может вызвать этот звук самостоятельно, без механической помощи. Второй вариант этого же способа (с механической помощью). Поднять язык к небу, до предела растянув «уздечку». Затем большим указательным пальцами плотно прижать к небу боковые края языка. Срединная часть языка и «уздечка» должны оставаться нестиснутыми. Глубоко вдохнув, с силой выдувать воздух с включением голоса. Язык «набухает», и слышится звукосочетание «тж» (у некоторых детей сразу получается сочетание «тр» (др)). Зубы в упражнении открыты на расстоянии полутора — двух пальцев. Упражнение повторять много раз, постепенно увеличивая напор воздуха. Звукосочетание «тж» постепенно перейдет в «тр» (др), Обязательно следите за тем, чтобы кончик языка вибрировал и удерживался у неба, а края языка прилегали к боковым краям верхних зубов. Под напором сильной струи воздуха самопроизвольно получается короткое «тр-тр» (др — др). Могут быть следующие неточности: пальцы схватывают «уздечку», и вибрации при выдувании воздуха не получается; воздух проходит не вдоль языка, а в нос, поэтому язык не «набухает» и не «трыкает»; недостаточно сильная струя выдыхаемого воздуха; вместо звукосочетания «тр» (др) слышится «тл», это означает, что произвольно работает сам язык (работать, т. е. вибрировать, язык должен под напором сильной струи воздуха), язык же должен плотно прилегать к небу и быть неподвижным; следует воздержаться от постановки звука [р] по подражанию. При правильном произношении звука вибрирует кончик языка, а при неправильном подражании очень часто начинает вибрировать либо «язычок», либо корень языка, соприкасающийся с мягким небом. После закрепления произнесения короткого «тр» (др) необходимо тренировать раскатистое длительное «тр» (др) — вначале с помощью пальцев, а затем без пальцев. На любом из данных этапов не следует торопиться. У ребенка может получится раскатистый р с первого раза, и может понадобиться на это несколько месяцев. Основная задача, которая стоит перед Вами, выполнять данные упражнения регулярно, желательно, каждый день. Начав постановку [р] одним способом, не спешите в нем разочаровываться и переходить к другому. Проявите терпение в данной работе. 5 способ постановки звука [Р]: Постановка от звука [З]. Обычно Р от звука З не ставят, т.к. считается, что они очень различны по артикуяции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [З] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык.  Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ очень легкий и быстрый, особенно при горловом [Р]. Желаю успехов в его применении! 6 способ постановки звука [Р]:  При прогении: прижать кончик языка к нижним резцам и протяжно произносить гласный «ААААА», попеременно открывая и закрывая рот. При закрытом положении рта ребенок будет ставить верхние резцы на прижатый к нижним резцам кончик языка, т.е. ребенок будет постукивать по языку верх.   Когда классических приемов постановки [Р] недостаточно. 7 способ постановки звука [Р]:    В особо стойких случаях, когда классических приемов постановки [Р] недостаточно, использую следующие упражнения — слоги, которые надо произносить быстро и ритмично: дыдыдыдыдыды….адыдыадыды….тыдытыдытыды. дыдадыдадыда…адыдаадыда…тыдытыдытыды…. дыдодыдодыдо…адыдоадыдо… 8 способ постановки звука [Р]: Игры-упражнения для вызывания звука [р]. Упражнения очень просты и хорошо подходят для тренировки подъема языка к альвеолам, а заодно тренируется и мелкая моторика. а) Упражнение «Веселый дождик» Произнеси твердо звуки [т-д].Слышишь, как будто капельки падают и ударяются обо что-то твердое? Подставь левую ладошку, а пальцами показывай ,как капли дождя падают на твою руку, сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее. Дождик капнул на ладошку -т-д,т-д… (правой рукой изобрази падающие капельки дождя) На цветок —т-д,т-д…(левой рукой изобрази цветок) И на дорожку т-д,т-д….( из левой руки сделай дорожку) Застучал по крыше он- -т-д,т-д…. И раздался частый звон— т-д,т-д,т-д…(дождик пошел сильнее). Играя, попробуй поменять руки и выучить стишок наизусть. Т-Д произносим утрированно (подчеркнуто). Исключаем работу челюсти. б) Упражнение «Песня Крокодила Гены» Мелодия песни хорошо подходит для тренировки подъема языка к альвеолам. Вначале песню поем только на слог ДА. В дальнейшем полезно использовать слоги ДЫ,ДЭ, ДО, ДУ. Можно чередовать слоги, учитывая желание ребенка. При закреплении звука [р] поем песенку на слог РА. 9 способ постановки звука [Р]:     Постановка [Р[ из межзубного положения. Предварительно отрабатывается положение «язык на верхней губе» и направленная воздушная струя. • Широкий край языка на верхней губе. В этом положении ребёнку предлагают дуть на кончик носа гудящим звуком, похожим на «В-В-В». • В дополнение к предыдущей позиции логопед указательным пальцем «играет» на нижней губе ребёнка, в результате чего струя воздуха приобретает вибрирующий характер. Этот эффект необходимо как следует отработать. Детям постарше можно предложить самостоятельное «исполнение» пальцем на губе. • Затем постепенно сокращать длительность прикосновения пальца, то убирая его, то возвращаясь. Добиваться вибрационного звучания от малейшего прикосновения к нижней губе (что-то похожее на «в-в-р-р-э-э…») • Сохраняя ту же конфигурацию языка, во время выработанного вибрационного звучания, легко передвинуть язык за верхние зубы. Важно не терять форму языка! Этот приём взят из арсенала Смирновой Ирины Анатольевны, логопеда из Санкт-Петербурга. Она рекомендовала его для детей с дизартрией, так как в данном случае от ребёнка не требуется больших мышечных усилий, а, следовательно, не увеличивается спастика органов артикуляции. 10 способ постановки звука [Р]:  Постановка звука [Р] на вдохе. Условие – правильное и четкое произнесение звука [С]. Ребенок произносит длительно ССССС, а потом делает короткий вдох через рот, резко подняв и прижав язык к альвеолам, всасывает язык «как улитку в раковину». Если ребенок не коснется языком альвеол при вдохе, то звук не получится. Способ очень неожиданный, парадоксальный (ведь все нормальные логопеды ставят звуки «на выдохе») 11 способ постановки звука [Р]:   Постановка звука [Р] от упражнения «БОЛТУШКА». Есть интересный игровой способ постановки звука [Р] от упражнения «Болтушка», хорошо знакомого детям. Способ доступен любому начинающему логопеду. Ребенок делает упражнение «Болтушка» (или «Индюк»): высунутый широкий язык на звуке [А] выполняет движения вперед-назад, скользя по твердому небу.  В тот момент, когда язык касается альвеол слышен одноударный [Р]. Теперь осталось зафиксировать эту позицию и приступить к автоматизации [Р]. Как правило, очень скоро одноударный звук сам переходит в вибрант (дрожит кончик языка). 12 способ постановки звука [Р]: Постановка [Р] от звука [Ж]. Все новое — это хорошо забытое старое. Способ постановки [Р], активно использовавшийся 30-40 лет назад. Все логопеды обожают вызывать звук [Р] с помощью всевозможных вибраций («моторчик» и ему подобные). Но есть дети, которые панически боятся зондов, палочек, сосок, чайных ложек и других подручных средств. Для них очень хорош следующий способ: ребенок произносит звук [Ж], длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный [Р]. После закрепления изолированного произнесения этого звука сразу переходят к проговариванию слогов со стечением ТР, ДР, НР, ЖР. Это способствует быстрому переводу одноударного [Р] в состояние вибрирующего звука. Способ себя оправдывает. 13  способ постановки звука [Р]:   Способ постановки звука [Р] — старый и простой, как мир. Выполняется в 3 приема: 1) присосать язык к твердому небу («Грибок») 2) сделать глубокий вдох через нос (язык в том же положении) 3) сделать резкий короткий выдох через рот, направляя воздушную струю на язык и подключая голос. Описывать все это долго, но способ очень простой. Эффект достигается на контрасте (напряжение языка при присасывании и расслабление при резком выдохе). Это способствует вызыванию вибрации кончика. 14 способ постановки звука [Р]:  Постановка [Р] при недостоточной воздушной струе. Способ подходит для тех детей, у кого отсутствует воздушная струя достаточной мощности, необходимая для вибрации кончика языка. В основе лежит традиционный способ постановки с помощью шарикового зонда. А особенность в том, что ребенок находится в полулежачем положении, со слегка запрокинутой назад головой Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук [Д] или сочетание ДЫ в быстром темпе. Зондом осуществляются быстрые движения под кончиком языка вправо-влево. Эффект достигается тем, что в положении лежа язык слегка оттягивается назад и ребенок вынужден более интенсивно выдыхать воздушную струю, что и заводит вибрацию в сочетании с манипуляциями зонда. Время на постановку звука уменьшается вдвое.

Понедельник:


9:00 - 12:00 Индивидуальная работа  с детьми:

                          логопедиеская группа:

1. Антонов  Д.                [Ш] - постановка

2. Дорош В.                    [Ш] - постановка

3. Трушкина В.                 [Ш] -  постановка

4.  Ваулина  Е.                  [Л] -  постановка  

5.  Непомнящая  Д.          [Л] -  постановка  

6. Майорова  К.                [Ш] - постановка        

7. Покорский  Д.              [Ш] - постановка          

8. Тартышная  К.              [С] автоматизация  

9  Дымских А.                  [Ш] , [Ж]- автоматизация        

10. Бычкова Д.                  [Ш] -  автоматизация

11. Чернышов  Д.             [Ш] , [Ж]-  автоматизация

12. Дашидоржиев  П.       [Ц] -  постановка

13.Петросян М.                 [С] -  автоматизация        

14. Тагонов  К.                  [С] -   постановка

15. Жамбалдоржиева  М. [Ш] - постановка

12:00 - 13:00 Работа с  документацией

15:00-17:00 - Индивидуальная работа  с детьми:

логопункт:

1. Ерёменко И.                  [С] -  автоматизация  

2. Коренев  Т.                    [Ш] -   постановка  

3. Сабля А.                        [С] -  автоматизация  

4. Ситникова  П.                [С] - автоматизация  

5. Кошуев Э.

6. Адольшин А.                [Ш] -  автоматизация

7. Соловьёв С.                  [Ш] - постановка    

Вторник


9:00 - 9:50 Фронтальные занятия

9:00 Обучение  грамоте 1  подгруппа

9:20 Обучение  грамоте 2  подгруппа

9:50 - 12:00Индивидуальная работа  с детьми:

1. Вахитова  А.          [Ч], [Щ] - автоматизация        

2. Иванова  К.            [Л] - автоматизация

3. Забелин С.              [Л] - постановка

4. Доржиева  А.          [Л] - постановка

5.  Кривецкая К.         [Л] - постановка

6.  Степанцова  А.      [С] - постановка    

7. Алексеев  А.           [С] - автоматизация    

8. Свистунова  Н.       [С] - постановка    

9.  Жилин  Н.              [Ш] - постановка

10.  Сулимов  А.         [Ш] - постановка

11. Усков  М.              [Ш] - автоматизация

12. Зверев  Д.               [Р] - постановка


12:00 - 13:00 Работа с  документацией

15:00-17:00 - Индивидуальная работа  с детьми:

логопункт

1. Абидина Д.                 [Р] - постановка

2. Абрамова А.              [Р] - постановка

3. Русаков  К.                 [Р] - постановка

4. Лакман А.                   [Л] - автоматизация

5. Муравлёв  С.              [Л] - постановка

6. Леухин Е.                   [Ш] - постановка

7. Федосеев М.               [Ц] - автоматизация

8. Этенко Р.                     [Ч] - постановка

Среда:

 9:00 - 12:00 Индивидуальная работа  с детьми:

                          логопедическая группа:

1. Антонов  Д.                [Ш] - постановка

2. Дорош В.                    [Ш] - постановка

3. Трушкина В.                 [Ш] -  постановка

4.  Ваулина  Е.                  [Л] -  постановка  

5.  Непомнящая  Д.          [Л] -  постановка  

9:35 - 10:15 Фронтальные занятия

9:00 Развитие речи 1  подгруппа

9:55 Развитие речи 2  подгруппа

6. Майорова  К.                [Ш] - постановка        

7. Покорский  Д.              [Ш] - постановка          

8. Тартышная  К.              [С] автоматизация  

9  Дымских А.                  [Ш] , [Ж]- автоматизация        

10. Бычкова Д.                  [Ш] -  автоматизация

11. Чернышов  Д.             [Ш] , [Ж]-  автоматизация

12. Дашидоржиев  П.       [Ц] -  постановка

13.Петросян М.                 [С] -  автоматизация        

14. Тагонов  К.                  [С] -   постановка

15. Жамбалдоржиева  М. [Ш] - постановка

12:00 - 13:00 Работа с  документацией

15:00-17:00 - Индивидуальная работа  с детьми:

логопункт:

1. Ерёменко И.                  [С] -  автоматизация  

2. Коренев  Т.                    [Ш] -   постановка  

3. Сабля А.                        [С] -  автоматизация  

4. Ситникова  П.                [С] - автоматизация  

5. Кошуев Э.

6. Адольшин А.                [Ш] -  автоматизация

7. Соловьёв С.                  [Ш] - постановка    

17:00 - 18:00 Консультации для родителей

Четверг:

9:00 - 9:50 Фронтальные занятия

9:00 Чтение худ. литературы 1  подгруппа

9:20 Чтение худ. литературы 2  подгруппа

9:50 - 12:00Индивидуальная работа  с детьми:

1. Вахитова  А.          [Ч], [Щ] - автоматизация        

2. Иванова  К.            [Л] - автоматизация

3. Забелин С.              [Л] - постановка

4. Доржиева  А.          [Л] - постановка

5.  Кривецкая К.         [Л] - постановка

6.  Степанцова  А.      [С] - постановка    

7. Алексеев  А.           [С] - автоматизация    

8. Свистунова  Н.       [С] - постановка    

9.  Жилин  Н.              [Ш] - постановка

10.  Сулимов  А.         [Ш] - постановка

11. Усков  М.              [Ш] - автоматизация

12. Зверев  Д.               [Р] - постановка


12:00 - 13:00 Работа с  документацией

15:00-17:00 - Индивидуальная работа  с детьми:

логопункт

1. Абидина Д.                 [Р] - постановка

2. Абрамова А.              [Р] - постановка

3. Русаков  К.                 [Р] - постановка

4. Лакман А.                   [Л] - автоматизация

5. Муравлёв  С.              [Л] - постановка

6. Леухин Е.                   [Ш] - постановка

7. Федосеев М.               [Ц] - автоматизация

8. Этенко Р.                     [Ч] - постановка

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4.        Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5.        Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно
контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время
проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также
ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда
взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-5 минут.
  2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
  3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4.        Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

5.        Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно
контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время
проведения артикуляционной гимнастики могут находиться перед настенным зеркалом, также
ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9x12 см), но тогда
взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Игры-упражнения по звуку [Р]:

1. «Прыжки». Для проведения этого упражнения руки ребенка должны быть чистыми. Вам понадобится зеркало. Какой сердитый  индюк!!! Лучше зайдем в дом! А в доме живёт. Догадался кто? (заинтриговать ребенка, выслушать его предположения). В нём живёт Весёлый Язычок! И его домик называется – рот!  Он очень любит… прыгать!!! И прыгает он до потолка!  Посмотри  в зеркало и открой ротик. Найди, где в доме Язычка пол, а где потолок (ребенок находит нёбо-потолок). А на потолке есть бугорки внутри рта за зубами. Попробуй пальчиком их найти (ребенок пальчиком находит альвеолы за зубами, термин «альвеолы» ребенку не говорится). Многим детям нравится, когда альвеолы-бугорки называют «диванчики на потолке», и они смеются тому, как необычно устроен дом Язычка – даже мебель у него не на полу, а на потолке!!! А теперь Веселый Язычок начинает прыгать от пола до «диванчиков на потолке» т.е. щелкать по альвеолам. Обратите внимание – язык должен быть именно на бугорках – «диванчиках», а не за зубами.

2. Дыхательное упражнение «Буря». Пока мы путешествовали, поднялась очень сильная буря. Поставь язычок вверх на бугорки – диванчики (т.е. на альвеолы) и сильно подуй как ветер. Вот так. Взрослый показывает упражнение -  резко дует на ватку или лепесток цветка или тонкую бумажку (заранее их приготовьте), губы в улыбке!!!  (получается дрожание языка и  глухой звук похожий на ТРРРР). Образец звука даёт взрослый, ребенку пока достаточно просто дуть на ватку и пробовать. При этом чем сильнее выдыхаемая струя, тем дальше улетит ватка или другой предмет. Попробуйте устроить соревнование на дальность полёта – это весело и всегда нравится детям!!! Главное в этом упражнении – попробовать добиться дрожания кончика языка у альвеол. Если у ребенка получается шипение – значит язык «убегает» с бугорков, надо его вернуть на место.

3. «Блинчик». Кучер проголодался. Давай его угостим блинчиком.

Маме на заметку: Произношение звука Р требует, чтобы передний край языка был широким. Но многие детям это трудно сделать, их язык всегда узкий. Для того, чтобы помочь ребенку научиться делать язык широким и служит это упражнение.

Взрослый показывает перед зеркалом, как широкий язычок лежит на нижней губе. «Сделай язычок блинчиком, пусть он лежит на тарелке».

Если всё равно ребенку трудно выполнить упражнение, то тогда взрослый предлагает положить язык на нижнюю губу и  пошлёпать язычок губами, чтобы он стал ровным. При этом получается звук «пя-пя-пя», и язык ребенка без всяких усилий становится широким. Во время всего упражнения язык спокойно лежит на нижней губе. Вот какой блинчик, теперь он готов. Давай его положим на тарелку. Ребенок кладет  широкий язык на нижнюю губу.

Мамам на заметку: иногда это упражнение называют «накажи язычок», но лично мне такое название не нравится, и я его никогда не использую – зачем же наказывать язычок, который так старается и так трудится. Лучше угостить его вкусным блинчиком!

Игры-упражнения по звуку [Р]:

1. Упражнение «Любопытный язычок». Устал язычок и решил в свой домик – рот – спрятаться. Покажи еще раз, какой язычок стал широкий. И теперь широкий язычок медленно подними вверх и отодвинь за зубы в глубь рта (широкий язык поставить за зубы на альвеолы – «бугорки»). Отдохнул язычок в домике и снова  решил выглянуть из домика. Ребенок снова плавно выводит широкий язык на верхнюю губу. Мимо собака бежала, испугался язычок и спрятался снова в дом (медленно убираем широкий язык за зубы). Убежала собака, язычок вышел из домика – плавно выводим широкий язык на верхнюю губу.

     При выполнении этого упражнения губы должны быть в улыбке. Просто попросите ребенка улыбаться Вам и веселому язычку!

2. Упражнение «Сорока». Прилетела сорока, села на забор и затрещала «тррррррр». (Язык у альвеол. Язычок широкий как блинчик. Звук произносится сначала шепотом с сильным задуванием воздуха на широкий кончик языка. Потом громче).

     Если уже на втором занятии у ребенка получился звук похожий на Р (р проторный) – это здорово! Если нет – не расстраивайтесь,  это произойдет уже совсем скоро! Не забывайте хвалить ребенка. Но мой опыт показывает, что просто слов: «Молодец! Постарался!» недостаточно пятилетнему ребенку.

3. Упражнение «Кучер». Быстро скачет наша лошадка. Как её остановить? Ты знаешь, кто такой кучер? Как он останавливает лошадь? Он говорит «тпр». Попробуешь остановить лошадку? При произношении губного р губы вибрируют, звук получается глухим.

Игры-упражнения по звуку [Р]:

1. Упражнение «Любопытный язычок». Устал язычок и решил в свой домик – рот – спрятаться. Покажи еще раз, какой язычок стал широкий. И теперь широкий язычок медленно подними вверх и отодвинь за зубы в глубь рта (широкий язык поставить за зубы на альвеолы – «бугорки»). Отдохнул язычок в домике и снова  решил выглянуть из домика. Ребенок снова плавно выводит широкий язык на верхнюю губу. Мимо собака бежала, испугался язычок и спрятался снова в дом (медленно убираем широкий язык за зубы). Убежала собака, язычок вышел из домика – плавно выводим широкий язык на верхнюю губу.

     При выполнении этого упражнения губы должны быть в улыбке. Просто попросите ребенка улыбаться Вам и веселому язычку!

2. Упражнение «Сорока». Прилетела сорока, села на забор и затрещала «тррррррр». (Язык у альвеол. Язычок широкий как блинчик. Звук произносится сначала шепотом с сильным задуванием воздуха на широкий кончик языка. Потом громче).

     Если уже на втором занятии у ребенка получился звук похожий на Р (р проторный) – это здорово! Если нет – не расстраивайтесь,  это произойдет уже совсем скоро! Не забывайте хвалить ребенка. Но мой опыт показывает, что просто слов: «Молодец! Постарался!» недостаточно пятилетнему ребенку.

3. Упражнение «Кучер». Быстро скачет наша лошадка. Как её остановить? Ты знаешь, кто такой кучер? Как он останавливает лошадь? Он говорит «тпр». Попробуешь остановить лошадку? При произношении губного р губы вибрируют, звук получается глухим.