Сказкотерапия
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) по теме

Тягнирядно Наталья Олеговна

 

 

 

 

 

 

 

Сказкотерапия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура занятий  по куклотерапии

 

1.Упражнения для развития умения управлять мышцами тела.

2.Упражнения для постановки дыхания.

3.Упражнения для развития движений пальцев рук.

4.Упражнения для развития артикуляционного аппарата.

5. Упражнения для развития дикции.

6.Упражнения для развития голоса.

7.Упражнения для развития произвольного внимания.

8.Упражнения для развития памяти.

9.Упражнения для памяти физических действий.

10.Упражнения для развития творческого воображения, фантазии.

11.Упражнения, формирующие согласованность коллективных действий.

12.Работа над сказкой.

 

Упражнения для развития умения управлять мышцами тела

 

«Черпаем море, разводим облака»

И.п.- стоя, опустить руки, левая нога впереди, колени полусогнуты. Одновременно с медленным вдохом поднять прямые руки через стороны вверх( ладони обращены друг к другу), прогнуться назад. Наклоняя туловище вперед и делая медленный выдох, опустить руки через стороны вниз.(4-6 раз).

«Журавль». И.п. – о.с; ладони сложить перед грудью. Приподнять одну ногу, зафиксировать стойку на одной ноге. Вернуться в И.п. Выполнить упражнения на другой ноге. Вернуться в и.п.

«Поглаживание рук».

И.п.- стоя свободно, руки перед грудью. Активно потереть ладонью о ладонь. Ладонью одной руки погладить тыльную часть другой, от пальцев к запястью(5-7 раз) ,Поменять руки и погладить другой рукой(5-7 раз), затем погладить сначала одно, потом другое предплечье.

«Руки за спину». И. п- о. с., руки вдоль туловища. Правую руку поднять вверх и завести за спину, левую завести за спину снизу и соединить пальцы рук в «замок». Поменять руки и повторить упражнение, начиная с левой руки.

«Фея сна». И.п.- сидя или стоя по кругу. После прикосновения Феи сна к плечу каждого ребенка волшебной палочкой закрыть глаза, расслабить мышцы и «заснуть».

«Снежинки кружатся». Плавно кружатся пушинки, медленно опускаясь на землю, деревья, кусты. Плавно, замедленно подражать движениям снежинок (3-5 мин.)

«Петрушка». Поднять одно плечо, потом « бросить» его, потом другое, потом вместе. Поднять руки, потом постепенно, поочередно расслабляя мышцы, опустить кисть, локоть ,плечо.

Упражнения

для постановки дыхания.

Дыхательные игры и упражнения:

-дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;

-надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;

-сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении( игра« Футбол»);

-дуть вверх ,не давая упасть вниз пушинке, ватке. Воздушному шарику.

Дыхательная гимнастика

Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – сделать вдох. На выдохе постучать по  крыльям носа указательными пальцами (5-6 раз).

Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть  м-м-м, одновременно постукивая пальцами по крыльям носа.

При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счет постукивания по крыльям носа.

Спокойно вдохнуть через нос, На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произносить ба- бо- бу и г- м- м-м.

Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раза).

 Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно, высунуть язык, стараясь его кончиком достать до подбородка. Беззвучно произнести а- а-а-а (5-6 раз).

Упражнения для развития движений пальцев

 

«Пальцы –дружная семья»

Пальцы- дружная семья,

Друг без друга им нельзя.

Сжимать пальцы каждой руки в кулачки и разжимать их.

Вот большой!

А это –средний.

Безымянный и последний-

Наш мизинец, малышок!

У-у-у! Указательный забыли.

Чтобы пальцы

Дружно жили,

Поочередно поднимать пальцы обеих рук вверх.

Будем их соединять

И движенья выполнять…

Каждый палец руки поочередно присоединять к большому.

Мы рога козы покажем

И рога оленя даже…

Мы про зайку не забудем-

Ушками водить мы будем.

Чтобы четко говорить,

Надо с пальцами дружить!

Каждый палец руки поочередно присоединять к большому.

 

«Три Егора»

 На горушке

Руки поднять вверх, изобразив ими полукруг.

 

Три

Поднять большой палец правой или левой руки, соединив с мизинцем

Остальные поднять вверх.

 

Забора

 

Руки держать перед собой, пальцы развести в стороны.

 

Три

 

Большой палец правой или левой руки соединять соединить с мизинцем. Остальные поднять вверх.

 

Избушки,

 

Концы пальцев соединить вместе, изобразить крышу избушки, поднимая руки.

 

Три

Большой палец правой  или левой руки соединить с мизинцем, остальные поднять вверх.

 

Егора

 

Руки опустить вдоль туловища.

 

Справа –дедушка Егор,

 

Сделать шаг вправо и руки вправо, левую ногу приставить, руки опустить.

 

Слева- дядюшка Егор.

А у среднего забора

 

 Сделать полунаклон туловища вперед, руки о груди развести в стороны.

Не Егор

 

Голову поворачивать в стороны.

 А пол-Егора

 

Руки вытянуть вперед на уровне пояса ладонями вниз.

 

Потому что он пока

 

Походить на месте.

От горшка два вершка.

 

Сделать полунаклон туловища вперед, держа полусогнутые в локтях руки на уровне пояса ладонями вниз.

Песочная сказкотерапия.

 

         В настоящее время значительно возрос интерес педагогов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песка. И это не случайно, ведь игра с ним как  процесс самосознания ребенка и спонтанной «самотерапии» известна с давних времен. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии, одним взмахом ладошки изменяя её направление.

В песочных картинах заложен важнейший психотерапевтический ресурс- возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе в песочнице. Ребёнок играющий в песочнице с миниатюрными фигурками представляет себя Волшебником, Художником, Сказочником, способным  изменять сюжет в том направлении, которое для него наиболее интересно.

Поэтому перенос обычных обучающих и развивающих занятий в песочницу даёт дополнительный эффект: повышается мотивационный интерес к занятиям, развитие познавательных и образовательных процессов происходит более интенсивно и гармонично.

         Ребёнок выступая в роли Творца, Волшебника, имеет уникальную возможность подходить к решению задачи без страха сделать какую-то ошибку- ведь на песке её легко исправить и добиться нужного результата. Что создаёт для него комфортное психоэмоциональное состояние в процессе обучения.

         Один из принципов этих игр- непосредственное, полное проживание процесса. В песочнице разворачивается настоящая сказка. Сначала ребенок строит дом, где живут герои(фигурки) ,играет с ними развивая произвольное внимание, память , мышление. Исправлять на песке проще, чем на бумаге, что для ребёнка очень важно, так как он не фиксирует свое внимание на ошибках и неудачах, а ощущает психологический комфорт от быстрого исправления.

 

Необходимое оборудование для организации игр на песке.

1.Песочница

2.Чистый, просеянный песок.

3. Набор миниатюрных предметов: игрушек, картинок , различных деталей, имитирующих растительный мир, различные природные предметы: кристаллы, камни, куски дерева, металл, семена, перья. фигурки людей.

4. Различные варианты жилища ( домики, замки, заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки, транспорт, посуда).

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лучшая новогодняя сказка

(конкурс для детей и родителей)

 

Читают или рассказывают сказки своим детям, наверное, все родители. А вот чтобы родители совместно с малышом сочиняли сказки, встретишь не в каждой семье. Сочинение сказки всей семьей завораживает, ожидание чудес, обновления и прекрасных свершений настигает детей и взрослых особенно в преддверье Нового года.

Основные положения.

1.Придумывание различных сказок, потешек  ,рассказов, дает возможность развивать творческое воображение и связную речь.

2.Сказка выполняет не только развлекательную функцию. Но и способствует расширению словарного запаса и развитию грамматического строя речи.

3.Чувствуя поддержку и понимание близких, ребенок тем самым приобретает уверенность в себе, что необходимо в любом возрасте.

4.Принимая участие в различных конкурсах, взрослые стимулируют творческую активность ребенка, целеустремленность, не бояться трудностей.

5.Сказка, сочиненная совместными усилиями, помогает поддерживать эмоциональный контакт между мамой и ребенком, выполняет развивающую.воспитательную, обучающую функции.

 

Требования и условия конкурса «Новогодняя сказка»

1.Содержание сказки должно быть каким либо образом связано с новогодними праздниками. Сказка может быть очень короткой (7-10 предложений и очень длинной. Жанр сказки любой.

2.Выставление на конкурс уже ранее опубликованной где либо сказки или рассказа запрещается, хотя разрешается ее»переделывать»(« Сказка на новый лад»).

3.Текст сказки может быть написан как от руки, так и набран на компьютере.

4. При оценке работ учитывают наличие иллюстраций и оригинальность сюжета.

Номинации конкурса:

1.     Лучшее художественное содержание новогодней сказки.

2.     Лучшее оформление новогодней сказки.

3.     Оригинальность сюжета новогодней сказки.

Несколько дней родители могут ознакомится со всеми работами и проголосовать за лучшую, по их мнению сказку. Родители на специально приготовленных листочках в виде снежинок ставят номер понравившейся сказки и опускают  в «волшебный ящик».

Семья, сказка которой набрала наибольшее количество голосов, получает приз.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по сказкотерапии "По дорогам сказок" (роль сказкотерапии в социально - личностном развитии детей)

Проект по сказкотерапии «По дорогам сказок».(роль сказкотерапии в социально – личностном развитии детей)...

Руководство по сказкотерапии. "Сказкотерапия, как воспитательная система органичная внутренней среде человека"

Руководство по сказкотерапии адресовано педагогам, родителям и всем тем, кто чувствует близость к сказочному жанру. Здесь в популярной форме рассказывается о том, какие виды сказок существуют, ка...

Сказкотерапия-как форма работы с детьми .Практикум по сказкотерапии

laquo;Сказкотерапия» - понятие, которое появилось сравнительно недавно, и у разных специалистов оно порождает множество ассоциаций. Для одних «сказкотерапия» - это лечение сказками....

Сказкотерапия. Общая характеристика сказкотерапии.

Сказкотерапия - это не только народные, текучие, глубокие сказки, но и совсем маленькие, локальные истории. В настоящее время популярность сказкотерапии растет и важной причиной этого роста является т...

Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции

Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...

Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы  войти   в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир  и одарить его воображение».Д. Ро...