Проект по развитию мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму
проект по логопедии (старшая группа) на тему

Проскурня Марианна Валерьевна

План работы по развитию у детей моторики кистей и пальцев рук

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

 КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ РУКИ К ПИСЬМУ

Тема проекта: «Умные ручки».

Автор проекта: Проскурня М.В. – учитель-логопед высшей категории.

Участники проекта: дети старшей логопедической группы, воспитатели старшей логопедической группы, родители старшей логопедической группы.

Вид проекта:

База: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение, д/с комбинированного вида 2 категории № 56

«Улыбка» г. Белая Калитва Ростовской области.

Срок реализации: 01.10.2012 – 30.05.2013 г.

Проблема: создание условий для развития мелкой моторики дошкольников с речевой патологией в коррекционно-образовательном процессе.

Цель: развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук.

Задачи: - выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики;

- модернизировать предметно-развивающую среду логопедического кабинета;

- внедрить в коррекционный процесс инновационное оборудование;

- развивать тактильную чувствительность пальцев рук;

- совершенствовать мышечный тонус пальцев рук;

- развивать тонкие двигательные координации кистей и пальцев рук;

- сформировать элементарные специфические графические навыки;

- развивать речевые умения и навыки посредством стимулирования моторных центров в коре головного мозга;

- формировать и стимулировать мотивационное отношение родителей к работе с их детьми.

Правила при работе по развитию мелкой моторики:

- подбор заданий с учетом их постепенно возрастающей сложности;
- учёт индивидуальных особенностей ребенка, темпа его развития, возможностей, настроения;
- проведение работы регулярно, систематически;
- соблюдение временного регламента, чтобы не вызвать переутомления ребенка;
- повышение у детей интереса к упражнениям и заданиям, превращение их в занимательную игру;
- забота о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм и занятиям, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

Дата

Формы работы

Содержание деятельности

Обеспечение

Октябрь

I-II нед.

Подгрупп.

Подгрупп.

Подгрупп.

Диагностическое обследование, составление плана коррекционной работы.

Совместный с воспитателями анализ результатов диагностики.

Подбор необходимого оборудования.

Исследование инновационного оборудования.

Анкетирование родителей.

Игры на координацию движений рук.

Игры с произвольными простыми движениями по команде взрослого.

Игры с воображаемыми предметами «Запомни-повтори», «Левая-правая»,

 «Наоборот», «Покажи предмет», этюды, речь с движением.

Диагностический материал,

метод. литература, игруш-

ки, картотека игр, картин-

ки, дощечки с дорожками.

III-IV нед.

Подгрупп.

Подгрупп.

Подгрупп.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Подгрупп.

Консультация для воспитателей логопедической группы.

Графические упражнения «Дорожки», «Дождик», упр. «Обведи, раскрась».

Лепка зёрнышек для птичек, вырезание дорожек для птичек.

Самомассаж подушечек пальцев. Игра с пальчиками «Дружба».

Перебирание и сортировка круп и семян.

Сматывание нитки в клубок.

Конструирование из счётных палочек.

Игра «Зоопарк из Тарамбуко»

Тетрадь в клетку, каранда-

ши, пластилин, ножницы,

наборы круп, клубки ниток,

счётные палочки.

Ноябрь

I-II нед.

Подгрупп.

Индивид.

Подгрупп.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Подгрупп.

Индивид.

Игра с пальчиками «Жучок».

Шнуровка «Птицы на дереве».

Самомассаж пальцев с помощью карандаша.

Трафареты.

Игра с прищепками «Ёжик».

Изготовление бус из разноцветных скрепок.

Магнитный лабиринт.

Планшетная игра «Раскрась».

Подготовка презентации для родителей.

Разработка памяток для родителей.

Пособие для шнуровки

«Дерево», шестигранные

карандаши, пособие с при-

щепками «Ёжик», набор

разноцветных скрепок,

 магнитный лабиринт,

 планшет.

III-IV нед.

Подгрупп.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Подгрупп.

Подгрупп.

Индивид.

Родительское собрание на тему: «Развитие и совершенствование мелкой

моторики пальцев и кистей рук».

Игра с пальчиками «Овощи».

Игра на развитие тактильных ощущений «Чудесный мешочек».

Су-джок-терапия.

Накручивание болтов на гайки. Лего-конструктор.

Игра «Выложи из спичек» (по образцу).

Плетение из бумаги.

Игры «Пассадо», «Сырный ломтик».

Планшетная игра «Дорисуй фигуру».

Игра «Чудесный мешочек»,

су-джок, набор болтов с

гайками, лего-конструктор,

набор спичек, образцы

фигур, бумажные полоски,

игры, планшет.

Декабрь

I-II нед.

Подгрупп.

Индивид.

Индивид.

Подгрупп.

Индивид.

Подгрупп.

Индивид.

Подгрупп.

Игра с пальчиками « В лесу».

Игра «Собери бусы».

Игра «Помоги Золушке» (перебирание круп).

Игра «Тактильные дощечки».

Игры с фланелеграфом.

Вырезание ножницами картинок.

Игра «Шнур-затейник».

Магнитный лабиринт.

Игры «Собери бусы»,

«Помоги Золушке»,

«Тактильные дощечки»,

 «Шнур-затейник».

Фланелеграф, цветные

нитки, ножницы, картинки,

магнитный лабиринт.

III-IV нед.

Индивид.

Индивид.

Подгрупп.

Индивид.

Подгрупп.

Подгрупп.

Индивид.

Индивид.

Ниткография: «Выложи узор».

Игра «Гномик» (пристёгивание пуговиц, кнопок. липучек).

Игры  с пальчиками «Солнышко», «Баран».

Наматывание нитки на катушку, игра «Пуговицы».

Пластилинография.

Игры с мелкими волчками.

Геоконт, конструктор букв, игры с песком.

Планшетная игра «Пчёлка».

Набор цветных ниток,

бархатная бумага, пособие

 «Гномик», нитки, катушки,

 игра «Пуговицы», пласти-

лин, дощечки, волчки,

ящик с песком, планшет.

Январь III-IV нед.

Подгрупп.

Подгрупп.

Индивид.

Индивид.

Подгрупп.

Индивид.

Подрупп.

Индивид.

Игра с пальчиками «Дом и ворота».

Упражнение «Обведи, заштрихуй».

Игра «Выложи такой же узор из пуговиц».

Игра с прищепками «Гусеница».

Печатание штампами.

Перебирание чёток.

Игры «Определи на ощупь», «Готовим кораблик в путешествие».

Игры на планшете «Нарисуй фигуру».

Карандаши, бумага, трафа-

реты, игра «Пуговички»,

 пособие с прищепками

«Гусеница», штампы,

 чётки, игры, планшет.

Февраль I-II нед.

Подгрупп.

Подгрупп.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Подгрупп.

Подгрупп.

Игра с пальчиками «Зайка в лесу».

Пальчиковый театр.

Игра «Загони шарик в ворота».

Бисероплетение.

Игра «Выложи из семян».

Завязывание бантов, узлов.

Книга-лабиринт.

Лепка букв из песка.

Пальчиковый театр, шарик,

ворота, бисер, леска, набор

 семян с образцами конту-

ров, банты, верёвки, посо-

бие «Кукла», ящик с песком.

III-IV нед.

Подгрупп.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Подгрупп.

Подгрупп.

Подгрупп.

Подгрупп.

Игры с пальчиками « В гостях», «Черепаха».

Самомассаж ладоней «Ёжик», пальцев «Брёвнышки».

Игра «Разложи разноцветные горошины».

Рисование по манке.

Рисование по клеткам.

Игра «Лыжи» (с крышками).

Игра «Паровозик-Грамотей».

Игра «Сенсино».

Пособие «Ёжик», набор

трубочек, набор разноцвет-

ных пулек, поднос с ман-

кой, карандаш, тетрадь в

клетку, крышки от  буты-

лок, игры.

Март   I-II нед.

Подгрупп.

Подгрупп.

Подгрупп.

Подгрупп.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Игра «Выложи узор».

Дорисуй вторую половинку.

Игра с пальчиками «Сказка».

Речь с движением «Кокон».

Игра с иппликатором «По кочкам».

Застёгивание молний, крючков.

Конструктор букв.

Игры с песком «Причудливые узоры».

Игра «Выложи узор», кар-

точки с половинками ри-

сунков, пособие «По коч-

кам», набор молний, крюч-

ков, ящик с песком,

конструктор букв.

III-IV нед.

Подгрупп.

Подгрупп.

Подгрупп.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Игра с пальчиками «На печке».

Изготовление аппликации «Цыплята».

Самомассаж пальцев, показ букв с помощью пальцев.

Игра «Резинки» (разной упругости).

Конструирование букв из проволоки.

Шнур-затейник «Яблонька».

Бисерография.

Цветная бумага, клей, кар-

тон, набор резинок разной

упругости, набор разно-

цветной проволоки, набор

 разноцветного бисера.

Апрель I-II нед.

Индивид.

Подгрупп.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Индивид.

Подгрупп.

Подгрупп.

Упражнение «Надень резинку на мяч».

Игра с пальчиками «Утята».

Игры с мозаиками.

Игры «Пристегни пуговицу», «Завяжи узел».

Нахождение мелких предметов в сухом бассейне.

Шнур-затейник «Ромашка».

Печатание фигур, штриховка.

Игра «Сороконожка».

Резиновые мячи, набор ре-

зинок, мозаика, игры «При-

стегни пуговицу», «Завяжи

узел», сухой бассейн, шнур

-затейник, карандаши,

тетради в клетку.

III-IV нед.

Индивид.

Подгрупп.

Подгрупп.

Подгрупп.

Индивид.

Подгрупп.

Подгрупп.

Шнуровка «Домик».

Игра с пальчиками «Птицы на кормушке».

Лепка птиц, вырезание корма из полоски бумаги.

Массажные мячики.

Собирание из прищепок фигур, букв.

Зоопарк из Тарамбуко.

Печатание по клеткам тетради.

Шнуровка « Домик», плас-

тилин, ножницы, цветная

бумага, набор разноцвет-

ных прищепок, массажные

 мячики, тетради, простые

карандаши.

Май     I-II нед.

Подгрупп.

Индивид.

Подгрупп.

Индивид.

Индивид.

Подгрупп.

Подгрупп.

Подгрупп.

Изготовление оригами.

Игра с пальчиками «Стирка».

Вылаживание узоров из семян.

Сухой бассейн.

Рисование по клеткам, штриховка.

Игра «Проведи шарик по дорожке».

Игра «Кочки».

Массаж рук с помощью щёток.

Информационные системы.

Бумага, набор семян, сухой

бассейн, карандаши, тетра-

ди, дощечки с дорожками,

массажные щётки, таблич-

ки с фигурами.

III-IV нед.

Индивид.

Подгрупп.

Подгрупп.

Подгрупп.

Подгрупп.

Индивид.

Упражнение с иппликатором «Облако-тучка».

Игра с пальчиками «Зимние забавы».

Игры с дощечками «Проведи шарик по дорожке разными пальчиками».

Игры с конструктором.

Чтение потешек, сказок, в сопровождении с показом при помощи рук

различных изображений.

Обрывание бумаги разной плотности и фактуры.

Пособие «Облако-тучка»,

дощечки с дорожками, кон-

структор, бумага разной

плотности и фактуры, кар-

тотека потешек  и сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»

Данный проект направлен на развитие мелкой моторики у дошкольников. Он способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы ребёнка. Проектом предусмотрено проведение комплекса меропр...

«Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму».

.. ООчень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходим...

Развитие мелкой моторики у дошкольника как средство подготовки руки к письму.

В наше время уже ни для кого не является секретом то, что развитие руки ребенка находится в тесной связи с развитием его речи и мышления. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интелле...

План по самообразованию на 2019-2020г. на тему ««Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму»

Актуальность  данной темы заключается в том, что  развитие моторики у детей дошкольного возраста позволяет сформировать координацию движений пальцев рук, развить...

Проект по самообразованию в старшей группе"Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму"

Проектирование на год занятий с детьми по развитию мелкой моторики рук,чтобы подготовить руку дошкольников к письму,используя лепку,вырезание ,дидактические игры и т,д....

Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму

Развитие руки ребенка и ее связь с развитием его речи и мышления....

Развитие мелкой моторики у дошкольников как средство подготовки руки к письму.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев…».   Уровень развития мелкой моторики рук – один из важней...