Консультация для воспитателей и родителей "Проблема детской речевой агрессии".
консультация по логопедии по теме

Мозжечкова Анджелла Валентиновна

В консультации представлены некоторые частные приёмы контроля над агрессией слова – способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_1.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема детской речевой агрессии.

        

        Как показывают наблюдения за речью детей, большинство из них ещё в дошкольном возрасте демонстрируют очевидную склонность к речевой агрессии.

        Речевая агрессия, которую в самом общем виде можно определить, как грубое, оскорбительное, обидное общение, воплощается в оскорбления и угрозах, грубых требованиях и отказах, обвинениях и насмешках; более скрыто, косвенно – в жалобах, клевете. При этом необходимо подчеркнуть, что употребление ребёнком ругательств – далеко не всегда демонстрация агрессии слова; часто это просто подражание некультурной манере общения взрослых (младшие дошкольники0 или своеобразная словесная игра, соревнование «кто кого передразнит» (старшие дошкольники). Кроме этого, необходимо различать агрессивное речевое поведение ребёнка – ситуативные вспышки грубости («дразнилки», «обзывательства», «визг», «нытьё», «бурчание» и т.п.) и агрессивность – как общую склонность к проявлению агрессии, которая постепенно становится устойчивой личностной чертой.

        Речевая агрессия, имея под собой благодатную социальную почву (семья, окружение сверстников, дошкольное учреждение, СМИ), становится устойчивой формой в общении конкретного ребёнка.

        Могут ли родители, воспитатели эффективно контролировать агрессию слова, своевременно предотвращая её в общении между детьми, избегая в собственной речи и в процессе педагогического общения? Очевидно, что речевая агрессия является не только недопустимой в этическом отношении, но и просто неэффективной с коммуникативной точки зрения.

        Прежде всего необходим самоконтроль родителя, воспитателя над собственным речевым поведением. Часто мы теряем терпение, начиная раздражаться и возмущаться по поводу недостаточной сообразительности ребёнка при рисовании домика или отсутствия ловкости во время завязывания шнурков. А ведь иногда бывает достаточно сохранить выдержку, продолжая говорить с ребёнком ровным, спокойным тоном, подбадривая, избегая резких оценок и комментариев («Давай попробуем ещё раз»,; «Завтра у тебя получится лучше!»), чтобы не спровоцировать ответную агрессию. Кроме этого, следует отчётливо представлять уровень развития и реальные возможности дошкольника, пытаясь посмотреть на проблемы его глазами и почаще вспоминать себя в таком возрасте.

        Существуют также частные приёмы контроля над агрессией слова – способы речевого воздействия и эффективного реагирования в конкретных ситуациях.

  • Прямое порицание – самый популярный приём педагогического воздействия в ситуации негативных проявлений поведения ребёнка. С одной стороны, непосредственное словесное воздействие в форме упрёка, запрета, требования может иметь прямо противоположный результат – вызвать у детей ответные грубые отказ, возражение, протест; с другой стороны, иногда этот метод – единственно возможная реакция родителей на однозначно неприемлимые проступки.
  • Игнорирование речевой агрессии, нежелательных действий ребёнка, если они не несут непосредственной угрозы ему и окружающим, предполагает, что взрослый не реагирует на грубость, делает вид, что не замечает её, демонстрируя внешнюю незаинтересованность.
  • Переключение внимания. Иногда следует попытаться изменить враждебное настроение ребёнка или отвлечь его от выполнения нежелательных действий. Основные способы переключения внимания: предложение игрушки, перевод разговора на другую тему, неожиданный вопрос, необычное задание, интересная игра.
  • Метод проецирования положительных личностных качеств и поведенческих реакций. Зная «сильные» стороны личности ребёнка, взрослый в определённой ситуации актуализирует (озвучивает, словесно обозначает, публично напоминает) эти качества или выражает провокационное сомнение, намеренно задевая самолюбие ребёнка, бросая ему вызов (способ «подзадоривания»). Например: «Ты же умная, взрослая, терпеливая девочка!»; «Мне стыдно за тебя!»; «Ну, Миша, никак не ожидала от тебя такого!» и т.п.
  • Привлечение «союзников» - заручиться реальной или воображаемой поддержкой окружающих из числа детей, родственников, знакомых или просто оказавшихся рядом людей. Например: «Не кричи, пожалуйста, - на тебя уже тётя смотрит!; «Папе бы очень не понравилось то, что ты говоришь!» и т.п.
  • Апелляция к жалости – при оценке конфликтной ситуации акцентировать внимание не на проступке ребёнка или его агрессивных высказываниях, а на собственном эмоциональном состоянии (огорчение, стыд). Например: «Твои слова меня очень огорчили!»; «Пожалей меня, пожалуйста.» и т.п.
  • Самонаказание – предложить ребёнку самому придумать себе наказание за проступок, как бы передоверить ему собственную карательную функцию Например: «Ты же любишь справедливость во всём. Вот и придумай себе наказание за...»; «Как бы ты поступил с человеком, сделавшим то-то и то-то?»

        Итак, формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова – один из важнейших моментов воспитания ребёнка в семье.

        

        

Рыжова Н.В. Развитие речи в детском саду.

Ярославль: Академия развития, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Обучение дошкольников родному языку правомерно рассматривается как одна из центральных педагогических задач. Язык – средство общения и познания – является важнейшим условием ознакомления детей с культ...

Консультация для воспитателей на тему: "Познавательно-речевое развитие на занятиях по конструированию".

Речь - основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую успешность в учебной работе по всем предметам....

Консультация для воспитателей на тему: «Развитие речевых компетенций у младших дошкольников через знакомство с русскими народными сказками».

Речевая компетенция означает владение способами формирования и формулирования мыслей посредством языка и умение пользоваться такими способами в процессе и порождения речи....

Консультация для воспитателей "Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста"

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – наши старые и ...

Консультация для воспитателей МБДОУ «Филимоновский детский сад» Развитие логико – математического мышления у детей 3- 4 лет с использованием игр – блоки Дьенеша. Доронина Татьяна Васильевна воспитатель первой категории

Логические блоки,  разработанные Золтаном Дьенешем  -  всемирно известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии, создатель прогрессивной авторской методики...

Консультация для воспитателей и родителей о речевой агрессии детей дошкольного возраста

Проявления агрессивного поведения наблюдаются в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели....

Консультация для воспитателей на тему: " О речевом поведении воспитателей"

Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем все время пребывания в детском саду, (во время всех видов деятельности) он организует их игры, он говорит с ними на всех занятиях, предусмо...