Главные вкладки

    Тема: Автоматизация правильного произношения звука [Ш]
    план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

    Багайскова Марина Александровна

    Образовательные:

    - закрепить умение правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах;
    - расширить словарный запас;
    - развивать навыки фонематического анализа слов

    Коррекционные:

    - продолжать развивать фонематический слух и восприятие;
    - продолжать развивать внимание, память, речь;
    - продолжать развивать органы артикуляции, четкость и плавность артикуляционных движений.

    Воспитательные:

    - воспитывать правильность, красоту речи;
    - формировать и развивать эстетические качества;
    - формировать интерес к коррекционным занятиям.

    Оборудование: Зеркало, мешочек с фигурками, предметные картинки, сюжетная картина «Змейка»; компьютер, коррекционно – логопедическая программа

    «Игры для Тигры».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zvuk_sh.docx345.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Автоматизация правильного произношения звука [Ш]

    Цель: Закрепить правильное произношение звука [Ш]

    Задачи:

    Образовательные:

    - закрепить умение правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах;
    - расширить словарный запас;
    - развивать навыки фонематического анализа слов

    Коррекционные:

    - продолжать развивать фонематический слух и восприятие;
    - продолжать развивать внимание, память, речь;
    - продолжать развивать органы артикуляции, четкость и плавность артикуляционных движений.

    Воспитательные:

    - воспитывать правильность, красоту речи;
    - формировать и развивать эстетические качества;
    - формировать интерес к коррекционным занятиям.

    Оборудование: Зеркало, мешочек с фигурками, предметные картинки, сюжетная картина «Змейка»; компьютер, коррекционно – логопедическая программа

    «Игры для Тигры».

    Ход занятия

    I. Организационный момент.

    Я хочу  предложить  тебе поиграть в  игру «волшебный мешочек».

    - Достань фигурки из мешочка и назови, что это.
    Ребенок достает игрушки, называет их.
    Лексический материал: шарик, шишка, мышка, машинка.

    Л: Какой звук встречается во всех этих словах?
    Ребенок: Звук [Ш]
    Л: Сегодня   мы с тобой буд
    ем играть со звуком [Ш].

    II. Основной этап

    1. Артикуляционная гимнастика

    Присаживайся по удобнее  напротив зеркала, я предлагаю  выполнить артикуляционную  гимнастику:
    Упражнения: «Забор» - «Окно» - 6 раз; «Улыбка» – «Трубочка» - 6 раз;
    «Лопатка», «Вкусное варенье»,  «Чашечка».

    2. Артикуляция звука 

    Давай вспомним  правильную артикуляцию звука [Ш]

    При произнесении звука-  ш-  органы речи принимают следующее положение:

    1. губы несколько выдвинуты вперед;
    2. кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
    3. боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки. Произнеси – Ш-Ш-Ш-Ш

     3. Характеристика звука

     - Звук ш согласный, глухой, твердый.

    1. «Как шипит змея» 

     Маша пошла в лес, собирать грибы. Бродила по лесу заглядывала под листочки и кустики. И вдруг на камне, который пригревало солнышко, увидела змею. Маша с ней поздоровалась, а змея ей в ответ зашипела: «ш - ш - ш - ш».  Девочка спросила,  как у нее дела, а змея опять: «ш-ш-ш-ш».  Маша тоже ей сказала «ш-ш-ш-ш» и змея уползла, шипя на ходу «ш-ш-ш-ш».

    Маша не испугалась змеи, а весело зашагала по лесу, повторяя, как шипит змея: «ш-ш-ш-ш-ш».

    Вспомни, как шипела змея в лесу. Я буду показывать тебе картинки, а ты когда увидишь змею, шипи как она. (взрослый показывает ребенку картинки с разыми животными, а ребенок говорит ш-ш-ш-ш-ш, когда увидит змею). Например: медведь, лиса, змея (ш-ш-ш-ш), еж, ворона, змея (ш-ш-ш-ш), змея (ш-ш-ш-ш) и т.д.

    5. - Посмотри внимательно на картинку  ты должна  пальчиком «проводить» змейку домой, произнося при этом звук [Ш].

     6. «Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь «как шипит змея»

    Например: Ш, Д,К,С,Х,Р,Я,О,Ш, Н, затем В,Ш,Т,Ц,С, Ш,Х,Т,С,З,Ж,С,Ш,В,С,Щ, Ш

    7. Автоматизация правильного произношения звука [Ш ]в прямых и обратных слогах.

    - А сейчас внимательно послушай и повтори за мной слоги:
    Лексический материал:
    ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЭ, АШ, ОШ, УШ, ИШ, ЭШ.

    ША – ШО – ШУ

    ШО – ШУ – ШИ

    ШЭ – ША – ШУ

    АШ – ОШ – УШ

    ОШ – УШ – ИШ

    ЭШ – АШ – УШ

    8. Физкультминутка «Медвежата»

    Выполняем движения со словами: 

    Мы веселые ребята. Наше имя медвежата.   ( пружинистые повороты туловища)

    В гости все мы собрались.

    Одевали мы штанишки, рубашонки, шапки, шубки.

    Мишки по полю пошли, в чащу леса забрели

    Мишки шли, шли, шли. К тихой речке подошли.

    Сделали полный поворот. Через речку вброд пошли

    Мишки плыли, плыли, плыли  и до берега доплыли

    Чтобы Мишкам не хворать,

    Надо шкурку согревать.

    9. Автоматизация правильного произношения звука [Ш] в словах.

    выкладывает перед ребенком картинки. Фонематический анализ слов. Компьютерная коррекционно – логопедическая программа «Игры для Тигры». «Фонетика» -  СЛОВО

    Игра «Четвёртый лишний»
    Назови картинки, отбери в сторону те картинки, в названии которых есть звук [Ш].
    Лексический материал:
    Шапка, ваза, мышь, хлеб, шишки, тигр, машина, часы, каша, очки, шары, кошка, собака, шалаш, зонт.
    Ребенок выполняет задание.

    Л: А теперь назови картинки, которые ты отобрал, четко проговаривая звук Ш
    Лексический материал:
    Шапка, мышь, шишки, машина, каша, шары, кошка, шалаш.
    Ребенок выполняет задание.

    10. Фонематический анализ слов. Компьютерная коррекционно – логопедическая программа «Игры для Тигры». «Фонетика» -  Анализ - Игра «Поезд»

    -  А теперь давай поиграем с Тигрой, послушай пожалуйста,  какое задание тебе задаст   Тигра.

    - Рассмотри картинку, назвать ее, определить в какой части слова находится звук [Ш] и с помощью компьютерной мыши переместить ее в соответствующий вагончик поезда.

    III. Заключительный этап.

    Итог занятия.
    - Тебе понравилась наше занятие?

    - Какое задание тебе показалась самым сложным, а какое больше всего понравилось, что нового ты сегодня узнала?

    - Ты порадовал меня своими ответами.

    поэтому на прощание подарим друг другу улыбку.

    До свидания.

          Самоанализ логопедического занятия.

                Учителя – логопеда    Багайсковой М.А.

       

    Данное  индивидуальное   занятие  проводилось  с одним ребенком,  подготовительной  к школе группе.

    ТЕМА: Автоматизация правильного произношения звука [Ш]

    Лексическая тема: « Домашние птицы».

    Цель: Закрепить правильное произношение звука [Ш]

    Задачи:

    Образовательные:

    - закрепить умение ребенка правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах;
    - расширить словарный запас;
    - развивать навыки фонематического анализа слов

    Коррекционные:

    - продолжать развивать фонематический слух и восприятие;
    - продолжать развивать внимание, память, речь;
    - продолжать развивать органы артикуляции, четкость и плавность артикуляционных движений.

    Воспитательные:

    - воспитывать правильность, красоту речи;
    - формировать и развивать эстетические качества;
    - формировать интерес к коррекционным занятиям.

    Для достижения целей  учитывала дидактический принцип – от  простого  к сложному;  использовала  методы  обучения:

    словесный, наглядный, практический, проблемно – поисковый;

    методы  стимулирования  и мотивации  обучающей  деятельности –

    занимательные упражнения, поощрения, создания ситуации успеха.

    В качестве  активизации познавательных интересов  использовала  метод наглядного  моделирования  с  применением  компьютерной  игры -  «Игры для Тигры».

       Для  исключения  перегрузки  и  снятия эмоционального  напряжения включила  в занятие  элементы  релаксации, речь детей  с движениями, , физминутку.

     При планировании  занятия учитывала  возрастные  и психофизические особенности   развития  ребёнка с нарушениями речи.

    Я  считаю, что выбранная мною структура  занятия  была  рациональна  для решения поставленных задач.   На  всех  этапах  занятия  старалась осуществлять  контроль  знаний  воспитанника (устные ответы, самостоятельная  практическая  деятельность).  В течение занятия  стремилась создавать и поддерживать   доброжелательную  атмосферу  и уверенность  каждого  ребенка  в  собственные  силы.  

         Итог  занятия подведен, поставленные цели  достигнуты  и  соответствуют содержанию занятия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Логопедическое пособие для автоматизации правильного произношения звука С.

    Уважаемые родители,логопеды и воспитатели. Перед вами практический материал для работы над звукопроизношением детей от3 до 7лет.Пособие поможет развить фонематическое восприятие,зрительное восприятие,...

    Картотека подвижных игр в формировании и автоматизации правильного произношения звуков во фразовой речи.

    Роль подвижных игр в формировании и автоматизации правильного произношения звуков во фразовой речи.Задачи: - Активизировать детей, способствовать эмоциональной разрядке;- Обеспечить необходимую физиче...

    Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по автоматизации правильного произношения звука «Р» в словах, простых фразах с использованием сенсорно-интегративной технологии «В поисках сундука Пирата».

    Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по автогматизации правильного произношения звука «Р» в словах, простых фразах с использованием с...

    Долгосрочный проект - «Мультипликация», как современная форма мотивации детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи к работе по развитию просодики и автоматизации правильного произношения звуков в речи.

    Чем можно увлечь ребёнка или подгруппу детей, при этом способствовать успешной автоматизации звуков речи у них, наряду с развитием просодических компонентов речи и других умений? Одним из такого рода ...