Тема: Автоматизация правильного произношения звука [Ш]
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Багайскова Марина Александровна

Образовательные:

- закрепить умение правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах;
- расширить словарный запас;
- развивать навыки фонематического анализа слов

Коррекционные:

- продолжать развивать фонематический слух и восприятие;
- продолжать развивать внимание, память, речь;
- продолжать развивать органы артикуляции, четкость и плавность артикуляционных движений.

Воспитательные:

- воспитывать правильность, красоту речи;
- формировать и развивать эстетические качества;
- формировать интерес к коррекционным занятиям.

Оборудование: Зеркало, мешочек с фигурками, предметные картинки, сюжетная картина «Змейка»; компьютер, коррекционно – логопедическая программа

«Игры для Тигры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_sh.docx345.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Автоматизация правильного произношения звука [Ш]

Цель: Закрепить правильное произношение звука [Ш]

Задачи:

Образовательные:

- закрепить умение правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах;
- расширить словарный запас;
- развивать навыки фонематического анализа слов

Коррекционные:

- продолжать развивать фонематический слух и восприятие;
- продолжать развивать внимание, память, речь;
- продолжать развивать органы артикуляции, четкость и плавность артикуляционных движений.

Воспитательные:

- воспитывать правильность, красоту речи;
- формировать и развивать эстетические качества;
- формировать интерес к коррекционным занятиям.

Оборудование: Зеркало, мешочек с фигурками, предметные картинки, сюжетная картина «Змейка»; компьютер, коррекционно – логопедическая программа

«Игры для Тигры».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Я хочу  предложить  тебе поиграть в  игру «волшебный мешочек».

- Достань фигурки из мешочка и назови, что это.
Ребенок достает игрушки, называет их.
Лексический материал: шарик, шишка, мышка, машинка.

Л: Какой звук встречается во всех этих словах?
Ребенок: Звук [Ш]
Л: Сегодня   мы с тобой буд
ем играть со звуком [Ш].

II. Основной этап

1. Артикуляционная гимнастика

Присаживайся по удобнее  напротив зеркала, я предлагаю  выполнить артикуляционную  гимнастику:
Упражнения: «Забор» - «Окно» - 6 раз; «Улыбка» – «Трубочка» - 6 раз;
«Лопатка», «Вкусное варенье»,  «Чашечка».

2. Артикуляция звука 

Давай вспомним  правильную артикуляцию звука [Ш]

При произнесении звука-  ш-  органы речи принимают следующее положение:

  1. губы несколько выдвинуты вперед;
  2. кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
  3. боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки. Произнеси – Ш-Ш-Ш-Ш

 3. Характеристика звука

 - Звук ш согласный, глухой, твердый.

  1. «Как шипит змея» 

 Маша пошла в лес, собирать грибы. Бродила по лесу заглядывала под листочки и кустики. И вдруг на камне, который пригревало солнышко, увидела змею. Маша с ней поздоровалась, а змея ей в ответ зашипела: «ш - ш - ш - ш».  Девочка спросила,  как у нее дела, а змея опять: «ш-ш-ш-ш».  Маша тоже ей сказала «ш-ш-ш-ш» и змея уползла, шипя на ходу «ш-ш-ш-ш».

Маша не испугалась змеи, а весело зашагала по лесу, повторяя, как шипит змея: «ш-ш-ш-ш-ш».

Вспомни, как шипела змея в лесу. Я буду показывать тебе картинки, а ты когда увидишь змею, шипи как она. (взрослый показывает ребенку картинки с разыми животными, а ребенок говорит ш-ш-ш-ш-ш, когда увидит змею). Например: медведь, лиса, змея (ш-ш-ш-ш), еж, ворона, змея (ш-ш-ш-ш), змея (ш-ш-ш-ш) и т.д.

5. - Посмотри внимательно на картинку  ты должна  пальчиком «проводить» змейку домой, произнося при этом звук [Ш].

 6. «Я буду произносить звуки, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь «как шипит змея»

Например: Ш, Д,К,С,Х,Р,Я,О,Ш, Н, затем В,Ш,Т,Ц,С, Ш,Х,Т,С,З,Ж,С,Ш,В,С,Щ, Ш

7. Автоматизация правильного произношения звука [Ш ]в прямых и обратных слогах.

- А сейчас внимательно послушай и повтори за мной слоги:
Лексический материал:
ША, ШО, ШУ, ШИ, ШЭ, АШ, ОШ, УШ, ИШ, ЭШ.

ША – ШО – ШУ

ШО – ШУ – ШИ

ШЭ – ША – ШУ

АШ – ОШ – УШ

ОШ – УШ – ИШ

ЭШ – АШ – УШ

8. Физкультминутка «Медвежата»

Выполняем движения со словами: 

Мы веселые ребята. Наше имя медвежата.   ( пружинистые повороты туловища)

В гости все мы собрались.

Одевали мы штанишки, рубашонки, шапки, шубки.

Мишки по полю пошли, в чащу леса забрели

Мишки шли, шли, шли. К тихой речке подошли.

Сделали полный поворот. Через речку вброд пошли

Мишки плыли, плыли, плыли  и до берега доплыли

Чтобы Мишкам не хворать,

Надо шкурку согревать.

9. Автоматизация правильного произношения звука [Ш] в словах.

выкладывает перед ребенком картинки. Фонематический анализ слов. Компьютерная коррекционно – логопедическая программа «Игры для Тигры». «Фонетика» -  СЛОВО

Игра «Четвёртый лишний»
Назови картинки, отбери в сторону те картинки, в названии которых есть звук [Ш].
Лексический материал:
Шапка, ваза, мышь, хлеб, шишки, тигр, машина, часы, каша, очки, шары, кошка, собака, шалаш, зонт.
Ребенок выполняет задание.

Л: А теперь назови картинки, которые ты отобрал, четко проговаривая звук Ш
Лексический материал:
Шапка, мышь, шишки, машина, каша, шары, кошка, шалаш.
Ребенок выполняет задание.

10. Фонематический анализ слов. Компьютерная коррекционно – логопедическая программа «Игры для Тигры». «Фонетика» -  Анализ - Игра «Поезд»

-  А теперь давай поиграем с Тигрой, послушай пожалуйста,  какое задание тебе задаст   Тигра.

- Рассмотри картинку, назвать ее, определить в какой части слова находится звук [Ш] и с помощью компьютерной мыши переместить ее в соответствующий вагончик поезда.

III. Заключительный этап.

Итог занятия.
- Тебе понравилась наше занятие?

- Какое задание тебе показалась самым сложным, а какое больше всего понравилось, что нового ты сегодня узнала?

- Ты порадовал меня своими ответами.

поэтому на прощание подарим друг другу улыбку.

До свидания.

      Самоанализ логопедического занятия.

            Учителя – логопеда    Багайсковой М.А.

   

Данное  индивидуальное   занятие  проводилось  с одним ребенком,  подготовительной  к школе группе.

ТЕМА: Автоматизация правильного произношения звука [Ш]

Лексическая тема: « Домашние птицы».

Цель: Закрепить правильное произношение звука [Ш]

Задачи:

Образовательные:

- закрепить умение ребенка правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах;
- расширить словарный запас;
- развивать навыки фонематического анализа слов

Коррекционные:

- продолжать развивать фонематический слух и восприятие;
- продолжать развивать внимание, память, речь;
- продолжать развивать органы артикуляции, четкость и плавность артикуляционных движений.

Воспитательные:

- воспитывать правильность, красоту речи;
- формировать и развивать эстетические качества;
- формировать интерес к коррекционным занятиям.

Для достижения целей  учитывала дидактический принцип – от  простого  к сложному;  использовала  методы  обучения:

словесный, наглядный, практический, проблемно – поисковый;

методы  стимулирования  и мотивации  обучающей  деятельности –

занимательные упражнения, поощрения, создания ситуации успеха.

В качестве  активизации познавательных интересов  использовала  метод наглядного  моделирования  с  применением  компьютерной  игры -  «Игры для Тигры».

   Для  исключения  перегрузки  и  снятия эмоционального  напряжения включила  в занятие  элементы  релаксации, речь детей  с движениями, , физминутку.

 При планировании  занятия учитывала  возрастные  и психофизические особенности   развития  ребёнка с нарушениями речи.

Я  считаю, что выбранная мною структура  занятия  была  рациональна  для решения поставленных задач.   На  всех  этапах  занятия  старалась осуществлять  контроль  знаний  воспитанника (устные ответы, самостоятельная  практическая  деятельность).  В течение занятия  стремилась создавать и поддерживать   доброжелательную  атмосферу  и уверенность  каждого  ребенка  в  собственные  силы.  

     Итог  занятия подведен, поставленные цели  достигнуты  и  соответствуют содержанию занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое пособие для автоматизации правильного произношения звука С.

Уважаемые родители,логопеды и воспитатели. Перед вами практический материал для работы над звукопроизношением детей от3 до 7лет.Пособие поможет развить фонематическое восприятие,зрительное восприятие,...

Картотека подвижных игр в формировании и автоматизации правильного произношения звуков во фразовой речи.

Роль подвижных игр в формировании и автоматизации правильного произношения звуков во фразовой речи.Задачи: - Активизировать детей, способствовать эмоциональной разрядке;- Обеспечить необходимую физиче...

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по автоматизации правильного произношения звука «Р» в словах, простых фразах с использованием сенсорно-интегративной технологии «В поисках сундука Пирата».

Конспект подгрупповой коррекционно-развивающей деятельности в старшей логопедической группе по автогматизации правильного произношения звука «Р» в словах, простых фразах с использованием с...

Долгосрочный проект - «Мультипликация», как современная форма мотивации детей старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи к работе по развитию просодики и автоматизации правильного произношения звуков в речи.

Чем можно увлечь ребёнка или подгруппу детей, при этом способствовать успешной автоматизации звуков речи у них, наряду с развитием просодических компонентов речи и других умений? Одним из такого рода ...

Автоматизация правильного произношения звуков С и СЬ

Данная методическая разработка содержит речевой материал, необходимый для автоматизации свистящих звуков [с], [с']: игры, чистоговорки, скороговорки, стихи, пословицы и поговорки, загадк...

Конспект занятия по автоматизации правильного произношения звука [Ш] в старшей группе на тему «В гостях у Миши и Маши»»

Цель:  закрепить правильное произношение звука [Ш] в словах, словосочетаниях, предложениях и чистоговорках....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации правильного произношения звука «Р» в словах, словосочетаниях и простых фразах в сочетании с движением.

Конспект индивидуальной коррекционно-развивающей деятельности с ребёнком с ОНР 3 уровня подготовительной  группы по автоматизации правильного произношения звука «Р» в словах, словосоч...