Рабочая программа логопедической помощи по преодолению общего недоразвития речи у детей старшей группы
рабочая программа по логопедии (старшая группа) по теме

Азанова Татьяна Викторовна

Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, потребностей и возможностей воспитанников ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_st.gr_.doc313.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад – Центр развития ребенка «Ласточка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

                                                                                    Составитель:                                                                                    учитель-логопед                                                                                    Азанова Татьяна Викторовна

рп Усть-Абакан

2013 – 2014 гг.

Содержание

Пояснительная записка………………………………………………………….……….. 3

Содержание программы………………………………………………………………….. 4

Перспективный план логопедических занятий с детьми старшей группы (ОНР III уровня)…………………………………………………………………………….. ………6

Литература………………………………………………………………………………..11

Пояснительная записка

Коррекционно-формирующий аспект воспитания дошкольников с различными видами речевых нарушений является составной частью воспитательно-образовательной системы специальной группы детского сада, с целью устранения речевого дефекта, а также предупреждения возможных трудностей в процессе школьного обучения у детей посредством логопедического коррекционно-педагогического воздействия.

Цель программы: обеспечение коррекции речевых нарушений и оказание помощи детям с общим недоразвитием речи.

Достижение цели обеспечивается постановкой широкой круга образовательных, воспитательных и коррекционных  задач.

Основные задачи:

- формирование звуковой стороны речи – произношения, восприятия, звукослогового анализа и синтеза;

- совершенствование лексико-грамматических средств языка – уточнение и расширение словарного запаса, практическое овладение различными способами словообразования и словоизменения;

- формирование навыков связной речи – составление и распространение предложений, составление разного вида рассказов и рассуждений;

- овладение элементами грамоты. 

Настоящая программа составлена на основе содержания программ «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей»  Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой, «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФН» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Г.А. Каше. Программа носит коррекционно-развивающий характер, предназначена для детей 5 – 6 летнего возраста.

Комплектование группы (16 человек) сформировано на основе педагогической классификации по возрасту и по сходству речевых нарушений у детей: фонетики, лексики, грамматики, связной речи.  Профиль группы: общее недоразвитие речи III уровны (ОНР III ур.).

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам, ре0лизуемой в дошкольном учреждении комплексной программы  « Школа 21 0 »: « Познавательное развитие», «Ознакомление с окрЃжающим», ЄХудожественная литература», «Изодеятельность», «Музыкальное воспитание», «Физическое воспитание».

Для  исследования детей, имеющих речевые нарушения, используются методики изучения уровня речевого развития авторов Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной (2005), И.Ф. Марковской (2001).

Индивидуальное всестороннее обследование речи ребёнка с ОНР способствует наиболее точному установлению уровня его речевого развития. Диагностика проводится 2 раза в год с целью обеспечения коррекционной направленности обучения детей.

Содержание программы

Планирование и содержательное напоЫнение коррекционного обучения определяется программой, мХтодическими матХриалами и строится с учётом возраста детей, профиля группы и индивидуальных прявлений речевого дефекта.

Процесс обучения в тбуение учебного года разделён на периоды:

I период   – сентябрь, октябрь, ноябрь;

II период  – декабрь, январь, февраль;

III период – апрель, май.

Основной формой коррекционного обучения являются логопедические занятия:

- фронтальные;

- подгрупповые ;

- индивидуальные.

В I периоде обучения  фронтальные занятия проводятся 2 раза в неделю в первой полмвине дня по 20-25 минут с подгруп?ой детей. Работа по коррекции звукопроизношения толфко индивидуальна.

Во II периоде  речевые возможности детей возрастают, и количество фронтальных занятий увеличивается до 4-х с подгруппой детей.

В III периоде  фронтальные занятия проводятся 4 раза в неделю по подгруппам.

Виды фронтальных занятий:

- звуковая сторона речи и обучение грамоте;

- лексико-грамматические представления;

- развитие связной речи.

Во всех периодах обучения работа по формированию правильного звукопроизношения, лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи проводится параллельно, в комплексе.  

Подгрупповые занятия. Дети делятся на подгруппы с учётом индивидуальных речевых нарушений, а также с учётом сложности различных заданий:

I подгруппа     – 8детей

II подгруппа    – 8 детей

Занятия на всех этапах работы имеют одну общую структуру, но для детей II погруппы для быстрейшего восстановления нарушенных функций большое внимание уделяется включению компенсаторных возможностей, опоры на сохранные звенья (подключение речевого, зрительного, слухового,  тактильного анализаторов):

- повторение пройденного материала;

- упражнения на координацию движений с речью;

- более рациональный подбор дидактического материала;

- стимуляция речевой активности;

- задания на коррекцию психофизических функций.

Индивидуальная работа строится с учётом структуры речевых дефектов детей и логопедического заключения. Сюда входит:

- артикуляционная гимнастика;

- формирование правильных артикуляционных укладов губ и языка;

- упражнение на развитие дыхания и голоса;

- массаж и самомассаж,

- мимические упражнения,

-         преодоление нарушений слоговой структуры,

- постановка звуков

- автоматизация звуков в слогах, словах, предложениях, тексте

 Программа предусматривает применение здоровьесберегающих технологий на всех занятиях:

- соблюдение возрастной нормы проведения занятия;

- использование физкультминуток, частой смены мизансцен;

- проведение дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики, релаксационных упражнений и, по необходимости, подвижных игр.

Требования к уровню подготовки воспитанников

К концу 1-го года обучения ребенок должен:

  1. различать на слух и отчетливо произносить часто смешиваемые звуки;
  1. определять место звука в слове;
  1. выполнять анализ и синтез звукового состава простых слов;
  1. выделять ударный звук в слове;
  1. делить слова на слоги;
  1. произносить слова различной слоговой сложности;
  1. употреблять категории множественного числа существительного;
  1. согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже;
  1. образовывать относительные прилагательные;
  1. образовывать числительные с существительными;
  1. образовывать сложные слова;
  1. образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных и прилагательных;
  1. уметь образовывать приставочные глаголы;
  1. подбирать слова с противоположным значением;
  1. уметь составлять простые предложения;
  1. уметь составлять предложения по демонстрации действий, объединять эти предложения в короткий текст.

Уровни усвоения программы

Высокий уровень.

Ребенок имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Владеет всеми средствами звукового анализа слов. Определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный – согласный, твердый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове). Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

Средний уровень.

При выполнении заданий ребенок допускает ошибки, но исправляет их, использует помощь взрослого. Грамматические ошибки допускает редко, речь чистая, правильная. Испытывает затруднения в произношении отдельных звуков. Выполняет звуковой анализ слов типа ЛИСА. Недостаточно активен в речевом общении.

Низкий уровень.

Ребенок затрудняется в выполнении задания, не может использовать подсказку, помощь взрослого. Допускает ошибки при звуковом анализе слов, грамматические ошибки, словарный запас беден.

Средства обучения

  1. столы по количеству детей, подставки для карандашей и ручек;
  1. доска, расположенная на высоте, соответствующей росту дошкольника;
  1. шкафы для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы;
  1. настенное зеркало 50*100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением;
  1. зеркала 9*12 см для коррекции звукопроизношения по количеству детей;
  1. стол возле настенного зеркала с местным освещением для индивидуальной работы с детьми, несколько стульев – для детей и логопеда;
  1. набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов, вата, бинт;
  1. фланелеграф, наборное полотно, набор картин;
  1. настенная касса букв;
  1. настенная слоговая таблица;
  1. индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ребенка, схемы представлений, звуковые и слоговые схемы слов;
  1. наглядный материал, используемый при обследовании устной и письменной речи детей, размещенный в отдельном ящике или конвертах, расположенный по лексическим темам и фонетическим группам;
  1. наглядно-иллюстративный материал по развитию речи, систематизированный по темам;
  1. учебные пособия в виде карточек – символов, карточек с индивидуальными заданиями, альбом для работы над звукопроизношением;
  1. различные речевые игры, лото;
  1. наборы цветных, шариковых ручек для каждого ребенка;
  1. методическая и учебная литература;
  1. полотенце, мыло, бумажные салфетки.

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (ОНР III уровня)

Тематический план занятий по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи

I период обучения (сентябрь – ноябрь)

10 недель (2 занятия в неделю, всего 20 занятий)

Номер

Тема занятия

1

Развитие общего внимания и понимания речи

2

Развитие общего внимания и понимания речи

3

Формирование понятий о действии и предмете

4

Закрепление понятия о действии (вопросы: кто? что? что делает?)

5

Имена собственные и их уменьшительные формы

6

Нарицательные существительные с суффиксами уменьшительно-ласкательного значения

7

Падежные конструкции. Винительный падеж имен существительных в единственном числе

8

Падежные конструкции. Винительный падеж имен существительных в единственном числе

9

Глаголы мужского и женского рода в прошедшем времени

10

Согласование в числе имени существительного и глагола

11

Составление трехсловных предложений. Понятие «слово», «предложение»

12

Составление трехсловных предложений. Понятие «действие», «предложение», «слово» (для сильной группы)

13

Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемым действиям

14

Согласование числительных один, одна с именами существительными

15

Составление рассказа по следам продемонстрированных действий

16

Падежные конструкции. Родительный падеж имен существительных в единственном числе без предлога и с предлогом У

17

Пересказ короткого текста с использованием фланелеграфа (магнитной доски)

18

Падежные конструкции. Родительный падеж имен существительных в единственном числе

19

Приставочные глаголы

20

Пересказ текста с использованием фланелеграфа (магнитной доски)

II период обучения (декабрь - март)

16 недель (2 занятия в неделю, всего 32 занятия)

Номер

Тема занятия

1

Согласование числительных два, две с именами существительными

2

Пересказ текста с использованием фланелеграфа (магнитной доски)

3

Предлог НА

4

Предлог НА

5

Предлог НА

6

Падежные конструкции. Дательный падеж имен существительных в единственном числе

7

Падежные конструкции. Родительный падеж имен существительных в единственном числе

8

Пересказ текста с использованием сенрии сюжетных картинок

9

Падежные конструкции. Творительный падеж имен существительных в единственном числе

10

Падежные конструкции. Творительный падеж имен существительных в единственном числе

11

Согласование местоимений мой, моя с именами существительными

12

Согласование местоимений мой, моя с именами существительными

13

Пересказ текста с использованием серии сюжетных картинок

14

Предлог ПОД

15

Дифференциация предлогов НА и ПОД

16

Падежные конструкции. Предложный падеж имен существительных с предлогом

17

Падежные конструкции. Изменение имен существительных в единственном числе по падежам

18

Падежные конструкции. Изменение имен существительных в единственном числе по падежам

19

Предлог В

20

Предлог В

21

Пересказ текста с использованием серии сюжетных картинок

22

Подбор определений к предметам и объектам (вопросы: какой по цвету? какой по форме?)

23

Подбор определений (вопрос: какой по величине?)

24

Подбор определений (вопрос: какой по величине?)

25

Относительные прилагательные (вопрос: какой по материалу?)

26

Относительные прилагательные (вопрос: какой по материалу?)

27

Относительные прилагательные (вопрос: какой по материалу?)

28

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

29

Подбор нескольких определений к предметам и объектам

30

Подбор нескольких определений к предметам и объектам

31

Предлоги В, НА, ПОД

32

Контрольное занятие. Описание предметов и объектов с использованием схем

III период обучения (апрель - май)

8 недель (2 занятия в неделю, всего 16 занятий)

Номер

Тема занятия

1

Предлоги В, НА, ПОД

2

Описание предметов и объектов с использованием схем

3

Согласование в роде имен прилагательных с именами существительными

4

Согласование в роде имен прилагательных с именами существительными

5

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

6

Распространение предложений путем введения однородных определений

7

Распространение предложений путем введения однородных определений

8

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

9

Предлог К

10

Предлог К

11

Пересказ текста с использованием сюжетных картинок

12

Предлоги К, ОТ

13

Составление рассказа по сюжетной картинке

14

Глаголы – антонимы

15

Уточнение пройденных обобщений

16

Контрольное задание по развитию связной речи

Тематический план занятий по формированию звуковой стороны речи

и обучению грамоте

I период (20 занятий)

Номер

Тема занятия

Навыки звукового анализа и синтеза

1-3

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия (дифференциация неречевых звуков, слогов и близких по звуковому составу слов)

4-5

Звук А

Знакомство с понятиями «слово», «звук»; выделение заданного гласного из потока звуков; выделение и определение в словах первого гласного звука

6-7

Звук У

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков(АУ,УА)

8-9

Звуки А-У

Определение наличия или отсутствия гласного звука в словах; подбор слов с заданным гласным звуком

10

Звук И

Анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков(АИ, ИА,ИУ,УИ)

11-12

Звуки А-У-И

Определение в словах последнего гласного звука; анализ и синтез сочетаний из трёх гласных звуков (АУИ, УИА, ИУА)

13-14

Звук О

Закреплениеполученныхнавыков

15-16

Звуки У-О

17

Звуки А-О-У-И

ОпределениевсловахпервогоипоследнегогласныхзвукованализисинтезсочетанийизтрёхгласныхзвуковАУОИУОУОИ

18

Звук Ы

19-20

Звуки Ы-И

II период (32 занятия)

Номер

Тема занятия

Навыки звукового анализа и синтеза

1-3

Звук М

Определение в словах первого согласного звука; анализ и синтез слов, состоящих из двух звуков (УМ, АМ, МЫ, МУ)

4-5

Звук В

Определение наличия или отсутствия согласного звука в словах; подбор слов с заданным согласным звуком; анализ и синтез слова ВЫ

6-7

Звук Н

Анализ и синтез слова ОН

8-9

Звук Ф

ОпределениесогласныхзвуковвсловахВАГОНВАФЛИВУАЛЬФАНТИК

10-11

Звуки Ф-В

12-13

Звуки М-Н

Определение согласных звуков в словах (МУКА, МАКИ, МУФТА, МАГНИТ, НОТА)

14-15

Звук Б

Определение согласного звука в середине односложных слов (БАК, БЫК, БОК, БИНТ, БУК)

16-17

Звук П

Анализ и синтез обратного слога (АП, ОП, УП); определение конечного согласного звука в словах (ГНОМ, ТЮЛЬПАН, БАТОН, ФИЛИПП)

18-19

Звуки П-Б

Полный анализ и синтез слов (БЫК, БАК, БОК)

20-21

Звук Д

Определение позиции согласного звука в слове (начало, середина)

22-23

Звук Т

Определение позиции согласного звука в слове (начало, середина, конец)

24-25

Звуки Т-Д

Полный анализ и синтез слов (ДОМ, ДЫМ, ТОМ, ТАМ)

26-27

Звук Г

Закрепление полученных навыков

28-29

Звук К

Определение позиции согласного звука в слове (начало, середина, конец); полный анализ и синтез слов (БЫК, БАК, БОК)

30-31

Звук Х

Определение позиции согласного звука в слове (начало, середина, конец); полный анализ и синтез слов (ПУХ, МОХ, МУХА)

32

Контрольное занятие

III период (16 занятий)

Номер

Тема занятия

Навыки звукового анализа и синтеза

1-2

Звуки К-Г

Закреплениеполученныхнавыков

3-4

Звуки К-Х

5-9

Звук С

Определение позиции согласного звука в слове (начало, середина, конец); полный анализ и синтез слов (СУП, СОК, СЫН, СОМ); определение первого согласного и последующего гласного звуков в словах (САМОКАТ, СЫНОК, СУББОТА, СОБОЛЬ)

10-11

Звук З

Полный анализ и синтез слов (ЗУБЫ, КОЗЫ)

12-13

Звуки С-З

Преобразование слов путём замены одного звука (МАК-БАК, БАК-БЫК)

14-15

Звук Ц

Закрепление полученных навыков

16

Контрольное занятие

Список используемой литературы

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсируещего вида для детей  с нарушениями речи. М.: Просвещение,2008. 272 с.
  1. Белобрыкина М.А. Справочник логопеда. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 680 с.
  1. Колесникова Е.В. Развитие звукобуквенного анализа у детей 5-6 лет. М.: Ювента, 2001, 80с.
  1. Корнев Н.А., Старосельская Н.А. Как научить ребёнка говорить, читать, думать. СПб.: издательский дом МиМ, Паритет, 1999. 48 с.
  1. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М.: Секачёв В.Ю., 2005. 157с.
  1. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СП.б.: Союз,1999. 160 с.
  1. Миронова С.А. Развитие речи у дошкольников на логопедических занятиях.: Просвещение, 1991.160 с.
  1. Репина З.А., БуйкоВ.И. Уроки логопедии. Екатеренбург: Издательство Литур, 2004, 208 с.
  1. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит.СПб.: Акцидент, 1998.112с.
  1. Преодоление общего недоразвития у дошкрольников. Учебно- методическое пособие / Под общ. ред. Т.В. Волосовец. М.: Секачев, 2007.224 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи детей стар...

Рабочая программа коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи детей старшей группы (5 лет, второй год обучения) учителя-логопеда Гариповой Л.Х.

СодержаниеПояснительная запискаОрганизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (III уровень речевого развития)Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОНР (III...

Рабочая программа образовательной деятельности по преодолению общего недоразвития речи у детей логопедической старшей группы.

Рабочая (учебная) программа разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования ДОУ, Федеральными государственными требованиями к структуре основной обще...

ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительной группы детского сада

ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей логопедической работыпо преодолению общего недоразвития речиу детей подготовительной группы детского сада       Учитель-логопед: ...

Адаптированная программа индивидуальных логопедических занятий по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой нарушение, охватывающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка. Вы...

Адаптированная программа индивидуальных логопедических занятий по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Адаптированная программа индивидуальных логопедических занятий по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста ...