Эмоции в картинках.
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая группа) по теме

 Через яркие иллюстрации знакомим детей с эмоциональным миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsii.docx29.28 КБ

Предварительный просмотр:

ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЁНКА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Захарова Т. М.,

Учитель-логопед МКДОУ д./с №206 компенсирующего вида,

 г. Новосибирск

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ

(от 4 до 7 лет)

Составители Н.В.Серебрякова, Л.В.Соломаха

Анкетные данные

Фамилия, имя ребёнка ____________________________________________________________

Дата рождения, возраст ___________________________________________________________

Национальность (отметить, если есть документ) ______________________________________

Домашний адрес _________________________________________________________________

Из какого д/с поступил ____________________________________________________________

                                                        (№ д/с, район)

Дата поступления в речевую группу ________________________________________________

Решение медико-педагогической комиссии от ________________________________________

Протокол № __________________ Принят на срок ____________________________________

Заключение медико-педагогической комиссии ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата заполнения речевой карты _________________ Логопед ___________________________

Решением РМПК от ______________________________________________________________

выпускается с _____________________________________________________________ речью

в _____________________________________________________________(вид школы, д/сада)

Ответственный за выпуск _________________________________________________________

Члены РМПК ___________________________________________________________________

                                        (фамилии логопедов)

_______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Анамнез

Мать __________________________________________________________________________

                        (возраст при рождении ребёнка)

Отец __________________________________________________________________________

                                                          (возраст при рождении ребёнка)

Наследственные заболевания _____________________________________________________

Наличие у родителей нервно-психических, хронических соматических заболеваний до рождения ребёнка _______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Данные о речевых нарушениях у родителей и родственников __________________________

_______________________________________________________________________________

От которой по счёту беременности ребёнок _________________________________________

Протекание беременности (токсикоз – 1-ая половина, 2-ая половина беременности; падения, травмы, психозы, хронические соматические заболевания, инфекции)___________

_______________________________________________________________________________

Роды (досрочные, срочные, быстрые, стремительные, обезвоженные) ___________________

_______________________________________________________________________________

Стимуляция (механическая, химическая, электростимуляция)__________________________

_______________________________________________________________________________

Когда закричал ребёнок __________________________________________________________

Наблюдалась ли асфиксия (белая, синяя) ___________________________________________

Резус-фактор (отрицательный, положительный, совместимый) _________________________

Вес и рост при рождении _________________________________________________________

Вскармливание:

        Когда принесли кормить ____________________________________________________

        Как взял грудь _____________________________________________________________

        Как сосал _________________________________________________________________

        Наблюдались ли срыгивания, поперхивания ____________________________________

Грудное вскармливание до _______________________________________________________

Когда выписались из роддома ____________________________________________________

Если задержались, то почему _____________________________________________________

______________________________________________________________________________

Раннее развитие

Когда стал держать голову _______________________________________(в норме с 1,5 мес.)

Когда стал сидеть ________________________________________________(в норме с 6 мес.)

Когда стал ходить ____________________________________________(в норме с 11-12 мес.)

Когда появились первые зубы ____________________________________(в норме с 6-8 мес.)

Перенесённые заболевания

(тяжёлые соматические заболевания, инфекции, ушибы, травмы,

 судороги при высокой температуре)

До года ________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

После года:

        До 3 лет __________________________________________________________________

        __________________________________________________________________________

        после 3 лет ________________________________________________________________

        __________________________________________________________________________

Данные о нервно-психическом, соматическом состоянии, состоянии слуха и зрения ребёнка в настоящее время (в соответствие с данными медицинской карты)

Раннее речевое развитие

Гуление _______________________________________________________________________

Лепет ________________________________________________________(в норме – 4-8 мес.)

Характер лепета ________________________________________________________________

Первые слова ________________________________________________(в норме – около 1 г.)

Первые фразы ____________________________________________(в норме – от 1,5 до 2 лет)

Отмечались ли:

-  грубые искажения звуко-слоговой структуры слова после 3-х лет _______________

__________________________________________________________________________

-  грубые аграмматизмы после 3-х лет _________________________________________ __________________________________________________________________________

Какие звуки долго произносились неправильно______________________________________

Использование жестов ___________________________________________________________

Занимались ли с логопедом, с какого возраста _______________________________________

Результаты логопедической работы ________________________________________________

Исследование неречевых психических функций

1.Слуховое внимание:

а) дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника?»)________________________________________________

б) определение направления источника звука (звучащей игрушки) ______________________
_______________________________________________________________________________

2.Восприятие и воспроизведение ритма (- дл.звук, . кор.звук):

        от 4 до 5 лет (из 4-х элементов): --.., -..-, ..--, …-, -… _____________________________

        от 5 до 7 лет (из 5-ти элементов): --..-, -..--, --…, …-- _____________________________

3.Зрительное восприятие:

а) подбор картинок к данному цветовому фону:

от 4 до 5 лет: белый, чёрный, красный, жёлтый, зелёный, синий ________________________

_______________________________________________________________________________

от 5 до 7 лет: кроме основных цветов: розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый ____________________________________________________________________

б) показ основных цветов ________________________________________________________

4.Зрительно-пространственный гнозис и праксис:

а) 4-7 лет – показать правую и левую руку, правую и левую ногу _______________________

    5-7 лет – показать правый и левый глаз, правое и левое ухо __________________________

    6-7 лет – правой рукой показать левый глаз, левой рукой правое ухо __________________

б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади _____

    _____________________________________________________________________________

в) складывание разрезных картинок из 2-4 частей (от 4-5 лет), из 5-8 частей (от 5 до 7 лет) _______________________________________________________________________________

г) складывание фигур из палочек __________________________________________________

5.Состояние общей моторики:

-    сила движений _______________________________________________________________

  • точность движений ___________________________________________________________
  • темп движений ______________________________________________________________
  • координация движений _______________________________________________________
  • переключение от одного движения к другому ____________________________________

6.Состояние ручной моторики:

  • точность движений ___________________________________________________________
  • темп движений ______________________________________________________________
  • синхронность движений правой и левой руки ____________________________________
  • переключение от одного движения к другому ____________________________________

З а д а н и я. От 4 до 5 лет: «здороваются пальчики правой и левой руки», «здороваются пальчики только правой, только левой руки», мозаика, шнуровка, застёгивание пуговиц, раскрашивание, вырезывание.

От 5 до 7 лет дополнительно: - «игра на рояле» (пальцы 1 - 5, 2 - 4, 5 - 1, 4 - 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1);

  • кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой);
  • чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот.

Состояние звукопроизношения

Звуки

Характер произношения звуков

Изолированно

В словах

Во фразах

б-п-м

в-ф

д –г-н

г-к-н

й

с

с

з

з

ц

ш

ж

щ

ц

л

л

р

р

Отметить характер нарушения согласных звуков: отсутствие (-), замена на другие звуки, искажение (например: м/з – межзубное, ув. – увулярное и т.д.)

Анатомическое состояние артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);

в) челюсти;

г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный прикус);

д) твёрдое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

е) мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

ж) язык (массивный, географический, маленький, с укороченной подъязычной связкой).

Речевая моторика

1.Состояние мимической мускулатуры:

З а д а н и я:

  • поднять брови вверх («удивиться») _____________________________________________
  • нахмурить брови («рассердиться») _____________________________________________
  • прищурить глаза ____________________________________________________________
  • надуть щёки («толстячок») ____________________________________________________
  • втянуть щёки («худышка») ____________________________________________________

(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)

2.Состояние артикуляционной моторики

З а д а н и я:

Губы

«Улыбка» – «Трубочка» под счёт: до трёх (до 5 лет); до пяти ( с 5 лет)

а) наличие или отсутствие движений _______________________________________________

б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряжённый) ______________________________

в) темп движений (нормальный, быстрый, медленный) _______________________________

г) переключение от одного движения к другому _____________________________________

д) объём движений (полный, неполный) ____________________________________________

е) точность выполнения _________________________________________________________

ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении) ________________

______________________________________________________________________________

з) замены движения _____________________________________________________________

и) добавочные и мелкие движения (синкинезия)_____________________________________

Язык

Широкий – узкий (под счёт: 3 раза – до 5 лет), (5 раз – с 5 лет) ________________________

______________________________________________________________________________

Кончик языка поднять __________________________________________________________

                         опустить _________________________________________________________

«Маятник» ____________________________________________________________________

«Качели» (широкий язык на верхнюю губу – на нижнюю губу) ________________________

______________________________________________________________________________

«Цоканье»_____________________________________________________________________

а) наличие или отсутствие движений ______________________________________________

б) тонус ______________________________________________________________________

в) темп _______________________________________________________________________

г) переключение от одного движения к другому ____________________________________

д) объём движения _____________________________________________________________

е) точность выполнения _________________________________________________________

ж) замены движения ____________________________________________________________

з) длительность удержания заданного положения ____________________________________

и) добавочные и лишние движения (синкинезия) _____________________________________

к) наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка ____________________________

_______________________________________________________________________________

Мягкое нёбо

З а д а н и е:  произнести звук  а при широко открытом рте.

(Отметить те же параметры движений) _____________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Состояние дыхательной и голосовой функций

1.Тип, объём, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха ________________________________________________________________________

2.Характеристика голоса:

а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий) _______________________________

б) наличие или отсутствие носового оттенка ________________________________________

в) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности) __________________________

_______________________________________________________________________________

Особенности динамической стороны речи

1.Темп (нормальный быстрый, медленный) _________________________________________

2. Ритм ________________________________________________________________________

3. Правильность употребления пауз ________________________________________________

4. Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной) ________________________________________________________________

Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова

  1. Изолированные слова:

с 4 до 5 лет:

дом                                мостик                        кошка

снег                                каша                                капуста

крыша                                хлеб                                помидоры

с 5 лет:

                помидоры                                                милиционер

                сквозняк                                                аквариум

                сковорода                                                лекарство

                температура                                                простокваша

                свисток                                                подснежник

                скворечник

2.Предложения  (с 5 лет):

        Мальчики слепили снеговика.

        Водопроводчик чинит водопровод.

        Волосы подстригают в парикмахерской.

        Милиционер ездит на мотоцикле.

        Регулировщик стоит на перекрёстке.

Состояние фонематического восприятия

(слухо-произносительной дифференциации звуков речи) 

1.Повторение слогов с оппозиционными звуками:

с 4 лет:

                па-ба                                                        на-га

                ба-на                                                        та-на

                ва-та                                                        га-да

                та-да                                                        ка-га

                ма-мя                                                        ба-ма

с 6 лет:

                ба-ба-па                                                са-ша-са

                та-да-та                                                жа-за-жа

                га-ка-га                                                ча-ша-ча

                ба-бя-ба                                                за-са-за

2.Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.

Показать картинки:

                        мишка - мышка                                бочка - почка

                        уточка - удочка                                трава - дрова

                                        

3.Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:

                        миска – мишка                                цветик – Светик

                        крыса – крыша                                вечер – ветер

                        речка – редька                                косы – козы

                        чёлка – щёлка

Состояние фонематического анализа и синтеза

                                                С 4 лет:

1.Выделение заданного звука м или р из слов. По заданию узнать, слышится ли звук м (мычание телёнка) или звук р (моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

С 5 лет:

2.Выделение ударного гласного в начале слова («Скажи, какой первый звук в слове»): Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна, улица.

                                                С 6 лет:

3.Определение первого согласного в словах («Скажи, какой первый звук в слове?»): мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.

4.Определение последнего звука в словах: дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба.

5.Определение последовательности звуков в слове («Какие звуки в словах?»): мак, суп, лук, каша, рама.

6.Определение количества звуков в словах: дом, рак, луна, совы, банан, лампа.

Исследование понимания речи (импрессивной речи) 

1. Пассивный словарь. (Отметить объём словаря. Точность понимания значений слов.)

  • Покажи, где кукла, стол, стул.
  • Посади  куклу, мишку и т.д.

2.Понимание различных грамматических форм словоизменения.

С 4 лет:

2.1.Дифференциация единственного и множественного числа существительных.

  • Покажи, где:

стол – столы, дом – дома, стул – стулья, дерево – деревья, берёза – берёзы.

2.2.Различение предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, под, над, перед, за, около).

  • Покажи, где ложка: в стакане,  на  стакане, под стаканом и т.д.

С 5 лет:

2.3.Дифференциация предложно-падежных конструкций с предлогами в – из, на – с, под – из-под:

  • Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала.
  • Положи карандаш в пенал, на пенал, под пенал.

3.Дифференциация форм словообразования.

                                                                      С 5 лет:

3.1.Дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных:

  • Покажи, где: дом – домик, стул – стульчик, одеяло – одеяльце, подушка – подушечка, замок – замочек.

3.2. Дифференциация существительных с суффиксом – инк-:

  • Покажи, где: виноград – виноградинка, бусы – бусинка, роса – росинка.

3.3. Дифференциация глаголов с различными приставками: шёл, ушёл, вошёл, вышел, перешёл, зашёл, отошёл.

4. Понимание словосочетаний и простых предложений.

4.1. Словосочетания.

  • Покажи:

                     ключом карандаш,                                        ключ карандашом,

                    где хозяин собаки,                                                     где собака хозяина,

                    дочка мамы,                                                               мама дочки.

4.2. Простые распространённые предложения.

  • Покажи картинку:

                                    Девочка рвёт цветы.

                                    Девочка играет в мячик.

                                   Девочка убирает комнату.

4.3.Вопросительные предложения:

                                 - Кого ловит девочка?

                                 - Чем девочка ловит бабочку?

                                 - Кто ловит бабочку?

                                                   С 6 лет:

4.4. Понимание связной речи.

Исследование  лексики

и грамматического строя экспрессивной речи

  1. Активный словарь.

1.1.Конкретные существительные.

Предлагается назвать картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья», «Мебель» и др. – в соответствии с программой детского сада.

  1. Обобщающие понятия.

Назвать одним словом группу предметов.

1.3.Существительные, обозначающие части тела, части предметов.

                                                                     С 5 лет:

  • Части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея и др. ___________________

______________________________________________________________________________

  • Части одежды: рукав, воротник, пуговица________________________________________
  • Части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье ________________________________
  • Части автомобиля: дверца, колёса, руль, кабина __________________________________

                                                               С 6 лет:

  • Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь ______________________________________
  • Части предметов одежды: воротник, манжета, петля _____________________________
  • Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор ___________________________________
  • Части окна: рама, подоконник, стекло __________________________________________

1.4.Названия профессий.

1.5.Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы.

                                                                           С 5 лет:

  • Что ты делаешь в течение дня? _________________________________________________
  • Кто как передвигается? _______________________________________________________
  • Кто как кричит? _____________________________________________________________

                                                                  С 6 лет:

  • Кто какие звуки издаёт? ______________________________________________________
  • Кто что делает (с использованием названий профессий)? __________________________    

______________________________________________________________________________

1.6.Прилагательные.

Названия цветов.

                                                        С 4 лет:

белый, чёрный, красный, синий, зелёный ____________________________________________

                                                        С 5 лет:

коричневый, розовый, голубой, оранжевый__________________________________________

Название формы.

                                                                                   С 5 лет:

Круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный________________________

1.7.Подбор антонимов (с 6 лет):

                               добро - зло                                               высокий – …

                               горе - …                                                    лёгкий – …

                               друг - …                                                    поднимать – …

                               хороший - …                                            давать –  …

                               большой - …                                            покупать –  …

                               широкий - …

2.Состояние словоизменения.

                                                                                  С 4 лет:

2.1.Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:

                                 стол – столы                                           дерево - …

                                 кукла - …                                                 окно - …

                                 ухо - …                                                     стул - …

                                 слон - …                                                   воробей - …

                                 рукав - …                                                 пень - …

                                 глаз - …                                                    лев - …

                                 рот - …                                                     сон - …

                                 лист - …

 2.2.Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:

  • У меня есть карандаш (кукла) ___________________________________________
  • У меня нет … _________________________________________________________
  • Я рисую … ___________________________________________________________
  • Папа пишет … ________________________________________________________

                                                                         С 5 лет:

2.3.Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:

Много чего?

                        шар – шаров                                   дерево - …

                                 стол - …                                          лист - …

                                 дом - …                                           стул - …

                                 берёза - …                                       мяч - …

                                 чашка - …                                       ключ - …

                                 книга - …                                        карандаш - …

2.4.Употребление предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, под, над, за, перед, около).

2.5.Согласование прилагательных с существительными в единственном числе.

Назвать цвет предметов:

Шар - …, ведро - …, платье - …, машина - …, ботинок - ….

2.6.Употребление словосочетаний – числительных два и пять с существительными:

дом – два дома, пять домов                       шар - …

кукла - …                                                      жук - …

                                                                               С 6 лет:

карандаш – два карандаша, пять карандашей

ключ - …                                                озеро - …

лев - …                                                                    дверь - …

3.Состояние словообразования.

                                                                               С 5 лет:

3.1.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

  • Как назвать маленький предмет?

стол - столик                                                     кукла - …

мяч - …                                                              ложка - …

дом - …                                                              шкаф - …

кровать - …                                                       миска - …

берёза - …

                                                                                С 6 лет:

          гриб – грибок                                                    воробей - …

          лиса - …                                                            одеяло - …

          лист - …

3.2.Образование названий детёнышей животных.

                                                                                     С 4 лет:

    у кошки – котёнок                                  у гуся - …

    у утки - …                                                у лисы - …

                                                                                     С 5 лет:

    у зайца - …                                               у медведя - …

    у белки - …                                               у волка - …

                                                                                      С 6 лет:

                                            у коровы - …

                                            у лошади - …

                                            у собаки - …

3.3.Образование прилагательных от существительных ( с 6 лет):

  • относительных (из чего сделано):

 дерево – деревянный                                   резина - …

бумага - …                                                     металл - …

солома - …                                                     снег - …

мех - …                                                           брусника - …

пух - …                                                            черника - …

кирпич - …                                                      шерсть - …

  • притяжательных (чей? чья? чьё?)

сумка мамы – мамина                                     хвост зайца - …

кофта бабушки - …                                         лапа медведя - …

газета папы - …                                               шерсть волка - …

нора лисы - …

3.4.Образование приставочных глаголов (с 6 лет)

Назвать действия (Что делает мальчик?):

ходит – уходит –входит – выходит – переходит

бежит – убегает – выбегает – вбегает – перебегает

летит - …  

3.5.Образование глаголов совершенного вида (с 6 лет):

рисовал – нарисовал

писал - …

делал - …

Состояние связной речи

Предлагается пересказ (для детей 4-5 лет), рассказ по серии сюжетных картинок (для детей 6 лет).

Логопедическое заключение

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Дата _________________________________ Логопед ________________________________

Консультации врачей-специалистов:

ЛОР

Невропатолог

Психоневролог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Развитие инициативности и самостоятельности дошкольника в общении со взрослым» (с помощью дидактической игры «Карта эмоций»).

Дидактическая игра «Карта эмоций» содержит элементы арт-терапии и учит детей распознавать различные эмоции человека по выражению его лица, расширяет словарный запас названиями эмоций, созд...

Картотека Эмоции в картинках для дошкольников

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Ведь эмоции, которые испытывает дошкольник, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем по...

картинки - эмоции

Для занятий с детьми дошкольного возраста подходит данный материал, можно использовать и в течение дня....

Картинки из мультфильмов на эмоции.

Картинки из мультфильмов на эмоции....

Картинки-эмоции.

Картинки-эмоции....

Технологическая карта "Полянка эмоций"

Описание приемов и способов выражения эмоционального состояния ребенка с ограниченными возможностями здоровья в течение дня....

Эмоции в картинках

игра для детей...