Картотека игр с песком.
картотека по логопедии (старшая группа) по теме

Зенина Ольга Викторовна

Картотека игр с песком для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_s_peskom.doc131.79 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1. Отгадай загадку

2.        Угадай, что спрятано в песке

3.        Цветные заборчики 4 .Во саду ли, в огороде

5.        Общим словом назови и запомни

6.        Город, в котором мы живем

7.        Ковер-самолет для принцессы

о. Новая квартира для куклы Маши

9.        Детские секретики I

10.        Детские секретики II

11.        Строителт на сказочном острове

12.        Цветы на клумбе

13.        Зачарованный лес

14.        Сокровища необитаемого острова

Отгадай загадку

     Цель: Развитие мышления, моторики.

      Стимульный материал: Песочница, миниатюрные фигурки.

Ход игры

     Взрослый загадывает загадку, ребенок отгадывает ее, а в песочнице закопана отгадка. Откопав то, что спрятано, он проверяет правильность ответа.

Угадай, что спрятано в песке

     Цель: Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию.

     Стимульный материал: Песочница, миниатюрные фигурки.

Ход игры

     Ребенку предлагается, используя миниатюрные фигурки, построить песочную картину под названием «Чего на свете не бывает». После завершения работы ребенка просят рассказать о том, что получилось. Постарайтесь вместе с ним сочинить сказку.

Цветы на клумбе.

     Цель: Научить детей определять количество слогов в словах.

     Стимульный материал: Песочница, игрушечные цветы или нарисованные цветы на подставках.

Ход игры

     Взрослый рассказывает детям, что сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки превратилась в цветочную клумбу.

Взрослый зачитывает стихотворную инструкцию.

        На клумбе здесь растут цветы

        Необычайной красоты.

        Любуются все их цветеньем,

        Вдыхают запах с наслажденьем,

       Мы в клумбе три бороздки проведем,

       Названия цветов на слоги разобьем!

       Два слога в верхнюю сажаем,

       Три в центре оставляем,

       Ну а в третью по порядку

       Слог сажаем мы на

Строители на сказочном острове.

     Цель: Развитие воображения, творческого мышления, сенсорного восприятия, художественно-конструкторских способ строить в соответствии с планом-схемой.

     Стимульный материал: Блоки треугольной, квадратной формы различного цвета, палочки, миниатюрные фигурки животных, птиц, конверт с письмом.

Ход игры

     Два ребенка строят родной город, каждый на своей половине песочницы. Затем участники по очереди рассказывают о том, что построили. Дети задают друг другу вопросы, обмениваются впечатлениями об услышанном.

Детские секретики 1.

     Цель: Научить детей рисовать карты-схемы, развитаi ь мышление, воображение.

     Стимульный материалы: Песочница, набор миниатюрных игрушек, бумага, ручка.

 Ход игры

     Дети вместе с взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов. Ребенок по данной схеме строит песочную картину. Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны  секретики, ставится точка.

     Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме. Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте- схеме. Взрослый отыскивает

Детские секретики 2.

     Цель: Научить детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.

     Стимульный материалы: Песочница, набор миниатюрных игрушек, бумага, ручка.

Ход игры

     Взрослый рассказывает историю о бутылке, выброшенной на берег моря с письмом внутри. Ребенок берет бутылку и достает письмо следующего содержания.

В океане остров был чудесный.

Никому доселе не известный.

Замки, башни и дворцы

Возвели строители-творцы.

Но черные тучи вдруг набежали,

Солнце закрыли, ветер позвали.

Жители спрятаться только успели,

Огонь, ураган и дождь налетели.

Разрушено все: только камни одни.

Вот что осталось от этой страны.

Теперь не существует дивной красоты.

Остались лишь одни мечты, что...

На этом письмо прерывается. Взрослый задает детям следующие вопросы для обсуждения:

1.        Как вы думаете, о чем мечтал человек, написавший эту записку?

2.        Что это был за человек?

Ребята, посмотрите, на обороте записки нарисованы чертежи сооружений из блоков различной формы и цвета. Давайте возьмем волшебную палочку, произнесем «Крибле-крабле-бумс» и переместимся на остров сказки, где попробуем построить чудесные сооружения по чертежам. Осуществим мечту человека. В путь!

Новая квартира  куклы Маши.

     Цель: Развитие образного мышления, восприятия, умения строить в соответствии с планом-схемой.

     Стимульный материал: Кукольная мебель, кукла Маша, план-схема комнаты.

Ход игры

     Взрослый рассказывает о том, что песочница превратилась в новую квартиру куклы Маши.

Квартиру кукла Маша получила

И мебель в магазине закупила:

Кровать, шкаф, кресло, стульчик, стол

Занес в квартиру грузчик и ушел.

Куда же мебель расставлять?

План начертил и был таков.

Одна опять осталась Маша,

И загрустила кукла наша.

Поможем мебель ей расставить,

По плану в комнату поставить.

     Взрослый предлагает детям план-схему, на которой изображены: стол, стульчик, кресло, диван, кровать, шкаф. Дети по этой схеме расставляют мебель в квартире.

Ковер-самолет для   принцессы.

     Цель: Научить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов (меньше - больше, выше-ниже, справ, слева), закрепить знания о геометрических формах.

     Стимульный материал: Треугольники, квадраты, круги, овалы, прямоугольники, различающиеся по цвету и величине.

Ход игры

Взрослый рассказывает сказку.

В сказочном царстве принцесса жила,

Очень красива, добра и мила.

Вдруг прилетел огнедышащий змей,

Чтоб на принцессе жениться скорей

И унести в мир страха и тьмы,

Сделать царицей змеиной страны.

Нам надо принцессу от змея спасти,

В заморские страны ее увезти. Построим, ребята, ковер-самолет, Нашу принцессу он точно спасет. Взрослый предлагает ребенку сделать для принцессы волшебный ковер-самолет, украшенный геометрическими орнаментом. После выполнения задания ребенку задаются следующие вопросы:

1.        Найди и покажи самый маленький круг.

2.        Найди и покажи самый большой квадрат.

3.        Найди фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа.

4.        Каких цветов фигуры на ковре-самолете.

5.        Назови, где находится красный маленький квадрат и т.д.

Общим словом назови и запомни.

     Цель: Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы по заданным признакам.

     Стимульный материал: Песочница, миниатюрные фигурки.

Ход игры

     Ребенку дается задание построить в песочнице сказочный лес и заселить его дикими животными. Он выбирает из множества фигурок только диких животных и строит песочную картину. Взрослый предлагает ребенку запомнить всех животных, которых он расположил в лесу. Ребенок отворачивается, а взрослый в это время убирает одно животное. Ребенок, повернувшись, говорит, кого не стало. Игра усложнится, если добавить еще одно дикое животное.

     По такому же принципу можно превратить песочницу в дивный фруктовый сад, поле с цветами, огород с овощами, квартиру с мебелью и т.д.

     В конце игры дети сочиняют сказочную историю.

Город, в котором мы живем.

    Цель: Развитие образного мышления, воображения, речи.

     Стимульный материал: Песочница, миниатюрные фигурки. Набор картинок-вывесок с изображением различных предметов: шкафа, расчески, хлеба, пакета молока, пузырька с лекарствами, книг, конфет и т.д.

Ход игры

     Взрослый показывает ребенку вывеску, на которой изображен шкаф, и спрашивает, как может называться магазин, где продается этот предмет. После того как все вывески рассмотрены, взрослый рассказывает историю о сказочном городе.

     Дети произносят волшебные слова «Крибле – крабле - бумс» и начинают строить сказочный город. После завершения работы рассказывают о том, что получилось, делятся впечатлениями.

Во саду ли, в огороде.

     Цель: Ознакомление с окружающим миром, развитие мышления, речи,  моторики.

     Стимульный материал: Песочница, игрушечные овощи и фрукты.

Ход игры

     По взмаху волшебной палочки песочница превращается в одной стороне во фруктовый сад, а другая  в огород. Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.

Цветные заборчики.

     Цель: Развитие у детей сенсорного восприятия.

     Стимульный материал: Песочница, счетные палочки (по десять красных, синих и зеленых), миниатюрные фигурки.

Ход игры

     На столе вперемежку лежат счетные палочки разных цветов. Взрослый просит ребенка выбрать из них синие и построить заборчик синего цвета. Потом - красные палочки и построить заборчик красного цвета. Можно предложить ребенку построить один большой забор, чередуя палочки по цвету.

Звук  «О».

     Цель: Развитие фонематического слуха, нахождение местоположения звука в слове,

     Стимульный материал: песочница, миниатюрные фигуры на звук «О»

Ход игры:

В огромной, пустынной стране Лимпопо

Живет одиноко прекрасный звук «О».

Он так одинок: ни друзей, ни реки.

И чахнет, и чахнет звук «О» от тоски!

Что делать, ребята? Страну как найти?

Как бедный звук «О» поскорее спасти?

Детям не дается рекомендаций к действию. Они могут проявить творчество и воображение. Главное, чтобы в данном задании они выбирали предметы, в названии которых есть звук «О», и объяснили свой выбор, рассказывали о местоположении звука в словах.

Звук  «А».

     Цель: Развитие фонематического слуха и коррекция звукопроизношения.

     Стимульный материал: песочница, фигуры на звук «А».

Ход игры:

     Жили-были люди, трудолюбивые, умные и внимательные. Имена этих людей начинались со звука «А». Подскажите, как их звали? Построили люди город довольно большой и чтобы не потеряться в нем, нужно было обязательно запомнить название своей улицы и номер дома, т.е. свой (адрес). Дома в городе были удобные и красивые, почти все они имели (арку). Горожане и одеваться любили красиво. Поэтому в городе у них было (ателье). По городу люди передвигались на (автобусах и автомобилях). А если они отправлялись в дальние страны, то к их услугам был «аэропорт». С одной стороны города раскинулись поля, на которых люди выращивали овощи, фрукты, злаки. Подумайте, что горожане собирали с этих полей? С другой стороны был лес, в котором обитали птицы, звери и насекомые. Назовите их (все на букву «А»).

Звук   «3».

     Цель: Развитие речи, мышления, воображения, мелкой моторики.

     Стимульный материал: Песочница, миниатюрные фигурки

Ход игры:

              Звездолет мы смастерили.

              К звездам путь открыть решили.

              Звездолет, звездолет,

              Отправляемся в полет.

Представим, что это звездное небо. Давайте дорисуем пальчиками звезды, луну, планету. Дать название своей планете и рассказать о ней: кто на ней живет, чем питаются, чем занимаются. (Чтоб в рассказе присутствовали слова со звуком 3).

Звук   «С».

     Цель: Развитие фонематического слуха, нахождение местоположения звука в слове.

     Стимульный материал: песочница, миниатюрные фигуры на звук «С»

Ход игры:

           Пилот в космической ракете

           На землю глянул с высоты.

           Еще никто, никто на свете

           Такой не видел красоты.

            Ах, какая красота!

           Не страшна нам высота!

           Пролетаем над лесами,

           Над высокими горами.

Сегодня мы с вами будем путешествовать на самолете, и о увиденном расскажем. (На песке сюжет из предметов на звук С. Дети рассказывают и определяют звук в слове.)

Звук   «Ж».

     Цель: Развитие речи, мышления, воображения, мелкой моторики, нахождение местоположения звука в слове.

     Стимульный материал: Песочница, миниатюрные фигурки

Ход игры:

              Жук жужжит:

              - Я шел и шел.

             Желтый камешек нашел,

             - Это желудь! Ты не прав,

            Говорит жуку жираф.

            Что ж, повесь его на сук,

            Говорит жирафу жук.

     

     Жук стихоплет решил побезобразничать. Всем кого он встречал у себя на пути добавлял в начале слова звук «Ж» (например, встретил улитку добавил звук  Ж и получил жулитка, и т.д.) Далее добавлять звук «Ж» в середину и конец слова.

Звук   «Ш».

     Цель: Развитие логического мышления, мелкой моторики, нахождение местоположения звука в слове.

Стимульный материал: Песочница, миниатюрные фигурки

Ход игры:

Зайчишка-трусишка хочет поиграть с вами в слова- рифмы. Подберите к его словам другие слова с похожими окончаниями: шина ...(машина), кошка....(мошка), лягушка... (подушка), мушка... (пушка). А вот и мишка- шалунишка. Он будет читать вам «перепутанные стихи», а отгадки правильные будите находить в песке.

     С другом мы играли в чашки... (в шишки).

     Пили чай из белой шашки... (чашки).

     Вылезла из норки шишка... (мышка).

     На нее упала мышка... (шишка).

     Под кустом сидели шишки... (мышки).

     На сосне висели мышки... (шишки).

     В воздухе летала кошка... (мошка).

     Молоко лакала мошка... (кошка).

Звук   «Л».

     Цель: Научить детей определять количество слогов в словах.

     Стимульный   материал: Песочница, лопаточка, кисть, миниатюрные фигуры.

Ход игры:

Девочка   Лола загадывает загадку.

              Я землю копала,

              Ничуть не устала.

              А кто со мной копал,

              Тот и устал.

                                  (Лопата).

Идите в угол, увидите песок

Кисточку возьмите, песок пошевелите.

Лопатой покопайте

Что там угадайте.

Найденные предметы со звуком «Л» делятся на слоги. Мы лопаты взяли, песок раскопали. Кисти в руки взяли, песок разровняли.

Звук   «Р».

     Цель: Активизация словарного запаса, автоматизация звука «Р».

     Стимульный материал: Песочница, металлические скрепки, небольшие предметные картинки, удочка с магнитом.

Ход игры:

В тихой речке у причала

Рыбка рыбку повстречала:

-        Здравствуй!

-        Здравствуй!

-        Как дела?

-        На рыбалке я была. Я удила рыбака Дядю Федю-чудака.

-        Где же твой рыбак? Попался?

-        Нет, ушел, хитрец! Сорвался!

Дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы. Называют их.

Определяют наличие или отсутствие в названии необходимого звука, его место в слове (в начале, конце, середине слова).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игры с песком

В развитии движений пальцев рук помогают игры с песком. Через эти игры идет подготовка ребенка к овладению навыками письма, формирование пространственных представлений. У ребенка формируются нравствен...

Картотека игр с песком

Что нужно для игры в песок?А нужно, в сущности, так мало:Любовь, желанье, доброта,Чтоб вера в детство не пропала.Простейший ящик из столаПокрасим голубою краской,Горсть золотистого песка,Туда вольётся...

картотека игр с песком

картотека игр с песком для младшей группы....

Картотека игр с песком, водой и камнями.

Картотека игр с песком, водой и камнями....

Картотека "Игры с песком и на песке"

Игры для детей дошкольного возраста...

КАРТОТЕКА ИГР С ПЕСКОМ «С ПЕСКОМ ИГРАЕМ РЕЧЬ И РУКИ РАЗВИВАЕМ»

КАРТОТЕКА ИГР С ПЕСКОМ«С ПЕСКОМ ИГРАЕМ РЕЧЬ И РУКИ РАЗВИВАЕМ»...