консультация для родителей на тему: "Формирование правильного речевого дыхания"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме

Болматова Елена Викторовна

 

                                       КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

                  

ТЕМА: «Формирование правильного речевого дыхания».

 

Цель: познакомить с последовательностью воздействия по нормализации речевого дыхания в домашних условиях.

Задачи: 1. Воспитывать правильное диафрагмально – реберное                                     дыхание по подражанию.

              2. Учить дифференцировать ротовой и носовой вдох и                                                    выдох.

              3. Формировать длительный и плавный речевой выдох.

              4. Формировать направленную воздушную струю.

 

Взаимообусловленность процессов дыхания, артикуляции и голосообразования предполагает проведение одновременного коррекционного воздействия по этим направлениям. В ходе коррекционного воздействия по нормализации речевого дыхания работа проводится в определенной последовательности:

а) вначале осуществляется воспитание правильного диафрагмально- реберного дыхания по подражанию, с использованием контроля посредством ладони ребенка;

б) с целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью развития умения осуществлять короткий, легкий вдох и плавный, длительный выдох через рот, с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания, с обязательной паузой после вдоха:

         - вдох и выдох через нос;

         - вдох через нос, выдох через рот;

         - вдох через рот, выдох через нос;

         - вдох и выдох через рот.

в) формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем – слов, коротких фраз, стихотворений и т.д. сначала упражнения проводятся с опорой на крнтроль ладонью, затем – без этой опоры. Задания предлагаются в игровой форме, их выполнение происходит по подражанию или по словесной инструкции.

В качестве примера даны некоторые упражнения:

«Поем песенку». Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

 

«Немое кино». Взрослый показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух – трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнося звук на длительном выдохе.

 

«Топор». Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки – вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух!» на длительном выдохе.

 

«Зоопарк». Каждый ребенок исполняет роль какого- либо животного. Взрослый совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

 

«Ворона». Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх – сделать вдох, медленно опустить руки – длительный выдох с произнесением звкоподражания «кар».

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси – произнести на выдохе «га-га-га» (го, гы), корова – произнести на выдохе «му», кошка – «мяу» и т.д.).

 

«В лесу». Взрослый ищет «потерявшихся в лесу» детей, называя их по имени. Ребенку предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести «ау!». Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы «Оля, ау!», «Миша, где ты?», «Я здесь!» и т.д., которые должны быть произнесены на одном выдохе.

 

г) формирование направленной воздушной струи.

В связи с тем, что произношение значительного количества звуков требует правильного выдоха воздушной струи через середину ротовой полости и в образовании ее участвуют щеки, губы и язык, параллельно с работой по развитию артикуляторной моторики проводится работа по формированию направленной воздушной струи. С целью воспитания направленной воздушной струи можно использовать следующие упражнения (каждому упражнению дается название и подбирается соответствующая картинка – образ, выполнение упражнений происходит по подражанию и по словесной инструкции):

 

«Толстяк» (катринка - образ – мальчик с надутыми щеками). Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.

 

«Худенький» (картинка – образ – худенький мальчик с впалыми щеками). Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь.

 

«Снежок» (картинка – образ – падающие снежинки). Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.

 

«Дудочка» (картинка – образ – дудочка). Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

 

«Пропеллер» (картинка – образ – самолет с пропеллером). Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался « звук пропеллера» от рассекаемого пальцем воздуха.

 

     Рекомендованная литература:

  1. Голубева Г.Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Автореф. Дис. СПб., 1996.
  2. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. М., 1930. т.1,2.
  3. Лалаева Р.И. Нарушения речи у детей. СПб., 1992.
  4. Торсуева И.Г. Некоторые вопросы методики обучения интонации, 1976.
  5. Ульенкова У.В. Шестилетние дети. М., 1990.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ind_.zanyatie.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи: 1. Подготовить артикуляционный аппарат к постановке                      

                  звука «л».

              2. Развивать сильную воздушную струю.

              3. Закреплять навык произношения звука «л» в слогах,    

                  словах.

              4. Развивать фонематический слух, внимание, мышление,

                  память.

              5. Развивать навыки звуко – слогового анализа слов.

              6. Развивать мелкую и общую моторику.

              7. Воспитывать культуру поведения на занятии.

Оборудование: зеркало, простой карандаш, мяч, предметные картинки, листы с изображением недорисованных животных, дорожки, ступенек; игрушка Лунтик, вертушка, мельница, схемы – карточки.

     

                                     Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Логопед: «Сегодня к нам с тобой пришел герой мультфильма. Как его зовут?... Он будет наблюдать за нами, играть с нами»

Лунтик: «Здравствуйте, меня зовут Лунтик. А вас как?»

  1. Выработка воздушной струи.

Логопед: «Давай покажем Лунтику, как сильно ты можешь дуть и главное, правильно: не свистеть, губы в трубочку, щеки не надувать».

- «Вертушка», «Мельница», «Свисток», «Колобок».

3. Артикуляционная гимнастика.

    «Непослушный язычок»: Провинился язычок,

                                                Ничего сказать не смог.

                                                Мы его похлопаем,

                                                Губками пошлепаем.

(язык лежит на нижней губе, а верхняя губа ударяет по нему (пя-пя-пя); ладони рук ударяют по столу)

    «Вкусное варенье»:          Мы сегодня ели

                                               Вкусное варенье,

                                               А теперь по кругу.

                                               Мы оближем губы.

(язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу; ладони движутся по столу сначала в правую сторону (вместе с языком), затем в левую).

     «Качели»:                         Эх, раз! Еще раз!

                             Мы качаемся сейчас.

                            Вверх, вниз мы летим,

                            Тормозить мы не хотим.

(язык, не касаясь губ кончиком, производит движения вверх, вниз; руки, ладонями вниз, не касаясь стола, производят те же движения).

    «Лошадка»:  Скачем, скачем на лошадке.

                           Очень цокать нам приятно.

                           Ритм копыта отбивают,

                           Язычок им помогает

(языком «присосаться» к небу и щелкать им под хлопки ладоней).        

  1.  а) «Дорисуй недостающие части тела животных» (развитие мелкой моторики).

 На альбомном листе недорисованные животные, а ребенок, произнося звук   л  ,дорисовывает животным части тела. Затем ребенок проговаривает предложения типа: У слона нет хобота. У волка нет лапы. У белки нет хвоста.

      б) «Дорожка»: на альбомном листе нарисована дорожка. Ребенок, проводя карандашом по середине дорожки, произносит звук    «л».

      в) «Лестница»: повторяя за логопедом слоги (ла, ло, оло,…), ребенок пальчиком поднимается по ступенькам лестницы.

5. «Собери и назови» (развитие общей моторики).

«Лунтик спешил к нам на занятие и разбросал все картинки, которые нес нам для игры. Собери их и назови те, в названии которых есть звук «л». Но вначале охарактеризуй этот звук: звонкий или согласный, мягкий или твердый, звонкий или глухой.

По полу разбросаны предметные картинки, ребенок должен их собрать и назвать только те, в названии которых есть звук «л» (молоток, лопата, лыжи, лошадка, лодка, пила, юла, флаг, платье, бутылка, носки, весы, сапоги). Определить место звука в слове (подобрать к соответствующей схеме слово: в начале, середине, конце слова).

6. «Понимание предлогов»: перед ребенком лежат картинки по одной, должен ответить на вопросы логопеда (Какая картинка лежит между …? Какая после … Какая перед …?)

  1. «Чего не стало?» (развитие памяти, внимания, мышления).

Перед ребенком лежат шесть карточек, одну логопед убирает и говорит: «Чего нет?».

Нет лодки, нет лыж, нет бутылки, нет лопаты…

  1.  «Повтори за мной чистоговорку»:

Ла – ла – ла – Мила в лодочке плыла.

Лу – лу – лу – кукла Мила на полу.

Лы – лы – лы – мне ботиночки малы.

Ло – ло – ло – стало в комнате тепло.

Ал – ал – ал – Павел днем не спал.

Ол – ол – ол – он видел футбол.

Ул – ул – ул – Павел сел на стул.

Ыл – ыл – ыл – у нас суп остыл.

Логопед: «А теперь вспомни слова, в которых встречался звук «л»  в чистоговорке и определи количество слогов в них».

  1.   Игра в мяч «Добавь звук».

    Логопед бросает мяч – говорит слово, а ребенок изменяет его      так, чтобы звук « л»  был вторым в слове (пот – плот, газ – глаз, сова – слова, сух – слух, сон – слон, пан – план, кубок – клубок).

  Лунтик: «А хотите вместе поиграем. Это мяч, с ним играют. Лови».

  1. Игра «Топни – хлопни – прыгни» (развитие фонематического слуха, мышления).

Если ребенок услышит звук  «л» из ряда других звуков, он должен хлопнуть в ладоши; топнуть – из ряда слогов; прыгнуть – если в слове услышит звук « л» :

Т, л, о, у, с, л, с, а, л, л; па, ла, лу, ты, ма, лка, лы; мама, лавка, тыква, ловкий, диван, птица, лыжи, луна, воробей, одеяло.

  1. Итог занятия: чем занимались, что понравилось.

       Логопед: «Лунтику понравилось, как ты занимался. Он дарит тебе картинку с его изображением, чтобы ты его не забывал».

       Лунтик: «Эх, вот бы ко мне в гости кто-нибудь пришел. Я вас приглашаю!»

                     КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

ТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА    «Л».

                                                             Логопед Болматова Е. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям по работе над правильным речевым дыханием

Для того чтобы правильно научиться произносить звуки, нужно подготовить артикуляционный аппарат, тренировать не только язык, губы, но и дыхание, и голос....

Советы родителям по работе над правильным речевым дыханием

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.    Для того чтобы правильно научиться произносить звуки, нужно подготовить артикуляционн...

Консультация для педагогов "Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР"

Важна роль дыхания, как "пускового механизма" в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике....

Консультация для родителей " Развиваем у ребенка правильное речевое дыхание".

Что такое наша речь? Это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания- воздушной струи, возникающей в легких. Правильное речевое дыхание способствует кор...

Консультация для родителей на тему: «Формирование навыков правильного звукопроизношения в домашних условиях»

Цель: познакомить родителей с основными методами и приёмами формирования  навыков правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему: "Формирование грамматически правильной речи детей дошкольного возраста в домашних условиях"

Повышение компетентности родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи детей в домашних условиях....