консультация для родителей на тему: "Формирование правильного речевого дыхания"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
ТЕМА: «Формирование правильного речевого дыхания».
Цель: познакомить с последовательностью воздействия по нормализации речевого дыхания в домашних условиях.
Задачи: 1. Воспитывать правильное диафрагмально – реберное дыхание по подражанию.
2. Учить дифференцировать ротовой и носовой вдох и выдох.
3. Формировать длительный и плавный речевой выдох.
4. Формировать направленную воздушную струю.
Взаимообусловленность процессов дыхания, артикуляции и голосообразования предполагает проведение одновременного коррекционного воздействия по этим направлениям. В ходе коррекционного воздействия по нормализации речевого дыхания работа проводится в определенной последовательности:
а) вначале осуществляется воспитание правильного диафрагмально- реберного дыхания по подражанию, с использованием контроля посредством ладони ребенка;
б) с целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью развития умения осуществлять короткий, легкий вдох и плавный, длительный выдох через рот, с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания, с обязательной паузой после вдоха:
- вдох и выдох через нос;
- вдох через нос, выдох через рот;
- вдох через рот, выдох через нос;
- вдох и выдох через рот.
в) формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем – слов, коротких фраз, стихотворений и т.д. сначала упражнения проводятся с опорой на крнтроль ладонью, затем – без этой опоры. Задания предлагаются в игровой форме, их выполнение происходит по подражанию или по словесной инструкции.
В качестве примера даны некоторые упражнения:
«Поем песенку». Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.
«Немое кино». Взрослый показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух – трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнося звук на длительном выдохе.
«Топор». Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки – вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух!» на длительном выдохе.
«Зоопарк». Каждый ребенок исполняет роль какого- либо животного. Взрослый совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.
«Ворона». Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх – сделать вдох, медленно опустить руки – длительный выдох с произнесением звкоподражания «кар».
Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси – произнести на выдохе «га-га-га» (го, гы), корова – произнести на выдохе «му», кошка – «мяу» и т.д.).
«В лесу». Взрослый ищет «потерявшихся в лесу» детей, называя их по имени. Ребенку предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести «ау!». Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы «Оля, ау!», «Миша, где ты?», «Я здесь!» и т.д., которые должны быть произнесены на одном выдохе.
г) формирование направленной воздушной струи.
В связи с тем, что произношение значительного количества звуков требует правильного выдоха воздушной струи через середину ротовой полости и в образовании ее участвуют щеки, губы и язык, параллельно с работой по развитию артикуляторной моторики проводится работа по формированию направленной воздушной струи. С целью воспитания направленной воздушной струи можно использовать следующие упражнения (каждому упражнению дается название и подбирается соответствующая картинка – образ, выполнение упражнений происходит по подражанию и по словесной инструкции):
«Толстяк» (катринка - образ – мальчик с надутыми щеками). Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.
«Худенький» (картинка – образ – худенький мальчик с впалыми щеками). Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь.
«Снежок» (картинка – образ – падающие снежинки). Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.
«Дудочка» (картинка – образ – дудочка). Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
«Пропеллер» (картинка – образ – самолет с пропеллером). Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался « звук пропеллера» от рассекаемого пальцем воздуха.
Рекомендованная литература:
- Голубева Г.Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Автореф. Дис. СПб., 1996.
- Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. М., 1930. т.1,2.
- Лалаева Р.И. Нарушения речи у детей. СПб., 1992.
- Торсуева И.Г. Некоторые вопросы методики обучения интонации, 1976.
- Ульенкова У.В. Шестилетние дети. М., 1990.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи: 1. Подготовить артикуляционный аппарат к постановке
звука «л».
2. Развивать сильную воздушную струю.
3. Закреплять навык произношения звука «л» в слогах,
словах.
4. Развивать фонематический слух, внимание, мышление,
память.
5. Развивать навыки звуко – слогового анализа слов.
6. Развивать мелкую и общую моторику.
7. Воспитывать культуру поведения на занятии.
Оборудование: зеркало, простой карандаш, мяч, предметные картинки, листы с изображением недорисованных животных, дорожки, ступенек; игрушка Лунтик, вертушка, мельница, схемы – карточки.
Ход занятия:
- Организационный момент:
Логопед: «Сегодня к нам с тобой пришел герой мультфильма. Как его зовут?... Он будет наблюдать за нами, играть с нами»
Лунтик: «Здравствуйте, меня зовут Лунтик. А вас как?»
- Выработка воздушной струи.
Логопед: «Давай покажем Лунтику, как сильно ты можешь дуть и главное, правильно: не свистеть, губы в трубочку, щеки не надувать».
- «Вертушка», «Мельница», «Свисток», «Колобок».
3. Артикуляционная гимнастика.
«Непослушный язычок»: Провинился язычок,
Ничего сказать не смог.
Мы его похлопаем,
Губками пошлепаем.
(язык лежит на нижней губе, а верхняя губа ударяет по нему (пя-пя-пя); ладони рук ударяют по столу)
«Вкусное варенье»: Мы сегодня ели
Вкусное варенье,
А теперь по кругу.
Мы оближем губы.
(язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу; ладони движутся по столу сначала в правую сторону (вместе с языком), затем в левую).
«Качели»: Эх, раз! Еще раз!
Мы качаемся сейчас.
Вверх, вниз мы летим,
Тормозить мы не хотим.
(язык, не касаясь губ кончиком, производит движения вверх, вниз; руки, ладонями вниз, не касаясь стола, производят те же движения).
«Лошадка»: Скачем, скачем на лошадке.
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает
(языком «присосаться» к небу и щелкать им под хлопки ладоней).
- а) «Дорисуй недостающие части тела животных» (развитие мелкой моторики).
На альбомном листе недорисованные животные, а ребенок, произнося звук л ,дорисовывает животным части тела. Затем ребенок проговаривает предложения типа: У слона нет хобота. У волка нет лапы. У белки нет хвоста.
б) «Дорожка»: на альбомном листе нарисована дорожка. Ребенок, проводя карандашом по середине дорожки, произносит звук «л».
в) «Лестница»: повторяя за логопедом слоги (ла, ло, оло,…), ребенок пальчиком поднимается по ступенькам лестницы.
5. «Собери и назови» (развитие общей моторики).
«Лунтик спешил к нам на занятие и разбросал все картинки, которые нес нам для игры. Собери их и назови те, в названии которых есть звук «л». Но вначале охарактеризуй этот звук: звонкий или согласный, мягкий или твердый, звонкий или глухой.
По полу разбросаны предметные картинки, ребенок должен их собрать и назвать только те, в названии которых есть звук «л» (молоток, лопата, лыжи, лошадка, лодка, пила, юла, флаг, платье, бутылка, носки, весы, сапоги). Определить место звука в слове (подобрать к соответствующей схеме слово: в начале, середине, конце слова).
6. «Понимание предлогов»: перед ребенком лежат картинки по одной, должен ответить на вопросы логопеда (Какая картинка лежит между …? Какая после … Какая перед …?)
- «Чего не стало?» (развитие памяти, внимания, мышления).
Перед ребенком лежат шесть карточек, одну логопед убирает и говорит: «Чего нет?».
Нет лодки, нет лыж, нет бутылки, нет лопаты…
- «Повтори за мной чистоговорку»:
Ла – ла – ла – Мила в лодочке плыла.
Лу – лу – лу – кукла Мила на полу.
Лы – лы – лы – мне ботиночки малы.
Ло – ло – ло – стало в комнате тепло.
Ал – ал – ал – Павел днем не спал.
Ол – ол – ол – он видел футбол.
Ул – ул – ул – Павел сел на стул.
Ыл – ыл – ыл – у нас суп остыл.
Логопед: «А теперь вспомни слова, в которых встречался звук «л» в чистоговорке и определи количество слогов в них».
- Игра в мяч «Добавь звук».
Логопед бросает мяч – говорит слово, а ребенок изменяет его так, чтобы звук « л» был вторым в слове (пот – плот, газ – глаз, сова – слова, сух – слух, сон – слон, пан – план, кубок – клубок).
Лунтик: «А хотите вместе поиграем. Это мяч, с ним играют. Лови».
- Игра «Топни – хлопни – прыгни» (развитие фонематического слуха, мышления).
Если ребенок услышит звук «л» из ряда других звуков, он должен хлопнуть в ладоши; топнуть – из ряда слогов; прыгнуть – если в слове услышит звук « л» :
Т, л, о, у, с, л, с, а, л, л; па, ла, лу, ты, ма, лка, лы; мама, лавка, тыква, ловкий, диван, птица, лыжи, луна, воробей, одеяло.
- Итог занятия: чем занимались, что понравилось.
Логопед: «Лунтику понравилось, как ты занимался. Он дарит тебе картинку с его изображением, чтобы ты его не забывал».
Лунтик: «Эх, вот бы ко мне в гости кто-нибудь пришел. Я вас приглашаю!»
КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО
ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.
ТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА «Л».
Логопед Болматова Е. В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы родителям по работе над правильным речевым дыханием
Для того чтобы правильно научиться произносить звуки, нужно подготовить артикуляционный аппарат, тренировать не только язык, губы, но и дыхание, и голос....
Советы родителям по работе над правильным речевым дыханием
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание. Для того чтобы правильно научиться произносить звуки, нужно подготовить артикуляционн...
Консультация для педагогов "Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР"
Важна роль дыхания, как "пускового механизма" в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике....

Консультация для родителей " Развиваем у ребенка правильное речевое дыхание".
Что такое наша речь? Это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания- воздушной струи, возникающей в легких. Правильное речевое дыхание способствует кор...

Консультация для родителей на тему: «Формирование навыков правильного звукопроизношения в домашних условиях»
Цель: познакомить родителей с основными методами и приёмами формирования навыков правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи в домашних условиях....
Консультация для родителей на тему: "Формирование грамматически правильной речи детей дошкольного возраста в домашних условиях"
Повышение компетентности родителей в вопросах формирования грамматически правильной речи детей в домашних условиях....

