консультация для родителей на тему: "Формирование правильного речевого дыхания"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа) по теме

Болматова Елена Викторовна

 

                                       КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

                  

ТЕМА: «Формирование правильного речевого дыхания».

 

Цель: познакомить с последовательностью воздействия по нормализации речевого дыхания в домашних условиях.

Задачи: 1. Воспитывать правильное диафрагмально – реберное                                     дыхание по подражанию.

              2. Учить дифференцировать ротовой и носовой вдох и                                                    выдох.

              3. Формировать длительный и плавный речевой выдох.

              4. Формировать направленную воздушную струю.

 

Взаимообусловленность процессов дыхания, артикуляции и голосообразования предполагает проведение одновременного коррекционного воздействия по этим направлениям. В ходе коррекционного воздействия по нормализации речевого дыхания работа проводится в определенной последовательности:

а) вначале осуществляется воспитание правильного диафрагмально- реберного дыхания по подражанию, с использованием контроля посредством ладони ребенка;

б) с целью закрепления диафрагмального типа дыхания, а также с целью развития умения осуществлять короткий, легкий вдох и плавный, длительный выдох через рот, с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания, с обязательной паузой после вдоха:

         - вдох и выдох через нос;

         - вдох через нос, выдох через рот;

         - вдох через рот, выдох через нос;

         - вдох и выдох через рот.

в) формирование длительного и плавного речевого выдоха осуществляется в процессе выполнения специальных упражнений. В ходе работы по данному направлению происходит постепенное усложнение предлагаемых заданий. Тренировка речевого выдоха осуществляется на материале отдельных звуков, затем – слов, коротких фраз, стихотворений и т.д. сначала упражнения проводятся с опорой на крнтроль ладонью, затем – без этой опоры. Задания предлагаются в игровой форме, их выполнение происходит по подражанию или по словесной инструкции.

В качестве примера даны некоторые упражнения:

«Поем песенку». Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

 

«Немое кино». Взрослый показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух – трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнося звук на длительном выдохе.

 

«Топор». Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки – вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух!» на длительном выдохе.

 

«Зоопарк». Каждый ребенок исполняет роль какого- либо животного. Взрослый совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

 

«Ворона». Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх – сделать вдох, медленно опустить руки – длительный выдох с произнесением звкоподражания «кар».

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например: гуси – произнести на выдохе «га-га-га» (го, гы), корова – произнести на выдохе «му», кошка – «мяу» и т.д.).

 

«В лесу». Взрослый ищет «потерявшихся в лесу» детей, называя их по имени. Ребенку предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести «ау!». Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы «Оля, ау!», «Миша, где ты?», «Я здесь!» и т.д., которые должны быть произнесены на одном выдохе.

 

г) формирование направленной воздушной струи.

В связи с тем, что произношение значительного количества звуков требует правильного выдоха воздушной струи через середину ротовой полости и в образовании ее участвуют щеки, губы и язык, параллельно с работой по развитию артикуляторной моторики проводится работа по формированию направленной воздушной струи. С целью воспитания направленной воздушной струи можно использовать следующие упражнения (каждому упражнению дается название и подбирается соответствующая картинка – образ, выполнение упражнений происходит по подражанию и по словесной инструкции):

 

«Толстяк» (катринка - образ – мальчик с надутыми щеками). Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.

 

«Худенький» (картинка – образ – худенький мальчик с впалыми щеками). Рот приоткрыть, губы сомкнуть, втягивать щеки внутрь.

 

«Снежок» (картинка – образ – падающие снежинки). Губы сблизить и слегка выдвинуть вперед трубочкой, выдувать воздух, стараясь направить его на бумажную (ватную) снежинку так, чтобы она слетела с ладони. Щеки при этом не надувать.

 

«Дудочка» (картинка – образ – дудочка). Высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

 

«Пропеллер» (картинка – образ – самолет с пропеллером). Слегка растянуть губы в улыбке, указательный палец ребенка двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался « звук пропеллера» от рассекаемого пальцем воздуха.

 

     Рекомендованная литература:

  1. Голубева Г.Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Автореф. Дис. СПб., 1996.
  2. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика. М., 1930. т.1,2.
  3. Лалаева Р.И. Нарушения речи у детей. СПб., 1992.
  4. Торсуева И.Г. Некоторые вопросы методики обучения интонации, 1976.
  5. Ульенкова У.В. Шестилетние дети. М., 1990.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ind_.zanyatie.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи: 1. Подготовить артикуляционный аппарат к постановке                      

                  звука «л».

              2. Развивать сильную воздушную струю.

              3. Закреплять навык произношения звука «л» в слогах,    

                  словах.

              4. Развивать фонематический слух, внимание, мышление,

                  память.

              5. Развивать навыки звуко – слогового анализа слов.

              6. Развивать мелкую и общую моторику.

              7. Воспитывать культуру поведения на занятии.

Оборудование: зеркало, простой карандаш, мяч, предметные картинки, листы с изображением недорисованных животных, дорожки, ступенек; игрушка Лунтик, вертушка, мельница, схемы – карточки.

     

                                     Ход занятия:

  1. Организационный момент:

Логопед: «Сегодня к нам с тобой пришел герой мультфильма. Как его зовут?... Он будет наблюдать за нами, играть с нами»

Лунтик: «Здравствуйте, меня зовут Лунтик. А вас как?»

  1. Выработка воздушной струи.

Логопед: «Давай покажем Лунтику, как сильно ты можешь дуть и главное, правильно: не свистеть, губы в трубочку, щеки не надувать».

- «Вертушка», «Мельница», «Свисток», «Колобок».

3. Артикуляционная гимнастика.

    «Непослушный язычок»: Провинился язычок,

                                                Ничего сказать не смог.

                                                Мы его похлопаем,

                                                Губками пошлепаем.

(язык лежит на нижней губе, а верхняя губа ударяет по нему (пя-пя-пя); ладони рук ударяют по столу)

    «Вкусное варенье»:          Мы сегодня ели

                                               Вкусное варенье,

                                               А теперь по кругу.

                                               Мы оближем губы.

(язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу; ладони движутся по столу сначала в правую сторону (вместе с языком), затем в левую).

     «Качели»:                         Эх, раз! Еще раз!

                             Мы качаемся сейчас.

                            Вверх, вниз мы летим,

                            Тормозить мы не хотим.

(язык, не касаясь губ кончиком, производит движения вверх, вниз; руки, ладонями вниз, не касаясь стола, производят те же движения).

    «Лошадка»:  Скачем, скачем на лошадке.

                           Очень цокать нам приятно.

                           Ритм копыта отбивают,

                           Язычок им помогает

(языком «присосаться» к небу и щелкать им под хлопки ладоней).        

  1.  а) «Дорисуй недостающие части тела животных» (развитие мелкой моторики).

 На альбомном листе недорисованные животные, а ребенок, произнося звук   л  ,дорисовывает животным части тела. Затем ребенок проговаривает предложения типа: У слона нет хобота. У волка нет лапы. У белки нет хвоста.

      б) «Дорожка»: на альбомном листе нарисована дорожка. Ребенок, проводя карандашом по середине дорожки, произносит звук    «л».

      в) «Лестница»: повторяя за логопедом слоги (ла, ло, оло,…), ребенок пальчиком поднимается по ступенькам лестницы.

5. «Собери и назови» (развитие общей моторики).

«Лунтик спешил к нам на занятие и разбросал все картинки, которые нес нам для игры. Собери их и назови те, в названии которых есть звук «л». Но вначале охарактеризуй этот звук: звонкий или согласный, мягкий или твердый, звонкий или глухой.

По полу разбросаны предметные картинки, ребенок должен их собрать и назвать только те, в названии которых есть звук «л» (молоток, лопата, лыжи, лошадка, лодка, пила, юла, флаг, платье, бутылка, носки, весы, сапоги). Определить место звука в слове (подобрать к соответствующей схеме слово: в начале, середине, конце слова).

6. «Понимание предлогов»: перед ребенком лежат картинки по одной, должен ответить на вопросы логопеда (Какая картинка лежит между …? Какая после … Какая перед …?)

  1. «Чего не стало?» (развитие памяти, внимания, мышления).

Перед ребенком лежат шесть карточек, одну логопед убирает и говорит: «Чего нет?».

Нет лодки, нет лыж, нет бутылки, нет лопаты…

  1.  «Повтори за мной чистоговорку»:

Ла – ла – ла – Мила в лодочке плыла.

Лу – лу – лу – кукла Мила на полу.

Лы – лы – лы – мне ботиночки малы.

Ло – ло – ло – стало в комнате тепло.

Ал – ал – ал – Павел днем не спал.

Ол – ол – ол – он видел футбол.

Ул – ул – ул – Павел сел на стул.

Ыл – ыл – ыл – у нас суп остыл.

Логопед: «А теперь вспомни слова, в которых встречался звук «л»  в чистоговорке и определи количество слогов в них».

  1.   Игра в мяч «Добавь звук».

    Логопед бросает мяч – говорит слово, а ребенок изменяет его      так, чтобы звук « л»  был вторым в слове (пот – плот, газ – глаз, сова – слова, сух – слух, сон – слон, пан – план, кубок – клубок).

  Лунтик: «А хотите вместе поиграем. Это мяч, с ним играют. Лови».

  1. Игра «Топни – хлопни – прыгни» (развитие фонематического слуха, мышления).

Если ребенок услышит звук  «л» из ряда других звуков, он должен хлопнуть в ладоши; топнуть – из ряда слогов; прыгнуть – если в слове услышит звук « л» :

Т, л, о, у, с, л, с, а, л, л; па, ла, лу, ты, ма, лка, лы; мама, лавка, тыква, ловкий, диван, птица, лыжи, луна, воробей, одеяло.

  1. Итог занятия: чем занимались, что понравилось.

       Логопед: «Лунтику понравилось, как ты занимался. Он дарит тебе картинку с его изображением, чтобы ты его не забывал».

       Лунтик: «Эх, вот бы ко мне в гости кто-нибудь пришел. Я вас приглашаю!»

                     КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

ТЕМА: «АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА    «Л».

                                                             Логопед Болматова Е. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям по работе над правильным речевым дыханием

Для того чтобы правильно научиться произносить звуки, нужно подготовить артикуляционный аппарат, тренировать не только язык, губы, но и дыхание, и голос....

Советы родителям по работе над правильным речевым дыханием

Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.    Для того чтобы правильно научиться произносить звуки, нужно подготовить артикуляционн...

Советы родителям по работе над правильным речевым дыханием

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО РАБОТЕ НАД ПРАВИЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ ДЫХАНИЕМСвоевременное овладение правильной речью имеет важ­ное значение для формирования личности ребенка.Для того чтобы правильно научиться произноси...

Консультация для педагогов "Здоровьесберегающая технология формирования правильного речевого дыхания у детей 6 лет с ОНР"

Важна роль дыхания, как "пускового механизма" в начале постановки звукопроизношения, голосоподачи, голосоведения в логопедической практике....

Консультация для родителей " Развиваем у ребенка правильное речевое дыхание".

Что такое наша речь? Это поток звуков, образующихся в речевом аппарате человека при непосредственном участии дыхания- воздушной струи, возникающей в легких. Правильное речевое дыхание способствует кор...

Консультация для родителей на тему: «Формирование навыков правильного звукопроизношения в домашних условиях»

Цель: познакомить родителей с основными методами и приёмами формирования  навыков правильного звукопроизношения у детей с нарушениями речи в домашних условиях....