Перспективное планирование коррекционной работы в средней группе компенсирующей направленности ( для детей с тяжелыми нарушениями речи) на 2013-2014 учебный год.
календарно-тематическое планирование по логопедии (средняя группа) на тему

Бойчук Светлана Владимировна

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Развитие словаря

1.  Расширение пассивного словарного запаса и активиза­ция в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам (осень, названия деревьев, овощи, фрукты, грибы и лесные ягоды, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда) на основе ознакомления с окружающим. Уточ­нение понимания и постепенное введение в активный словарь слов-названий предметов ближайшего окружения (мяч, машин­ка, кукла, кубики, мишка, платье, брюки, рубашка, кофта, шор­ты, тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки, шкаф, стол, стул, кровать, диван, чайник, кастрюля, тарелка, чашка, лож­ка), их частей (колесо, кузов, кабина, голова, лапа, живот, спи­на, ухо, нос, глаз, рот, рука, нога, воротник, карман, рукав,
пуговица,  каблучок,  шнурок,  ножка,  спинка,  сиденье,  полка, дверца, носик, крышка, ручка),
названий природных явлений(осень, дождь, туман, туча, ветер, дерево, трава, листья), на­званий действий (спать, есть, пить, играть, гулять, стоять,
сидеть, лежать, идти, мыть, рисовать, смотреть, слушать, петь, танцевать, говорить, кричать, одеваться, раздеваться, умываться, причесываться, поливать, строить, катать, ехать, лететь, убирать, стирать, варить, опадать, дуть), признаков предметов (большой, маленький, хороший, плохой, горячий, хо­лодный,  вкусный,  сладкий,  кислый,  соленый,  красный,  синий, желтый, зеленый).

2.         Обучение пониманию обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий (осень, деревья, овощи, фрукты, грибы, ягоды, игрушки, одежда, обувь, мебель, по­суда).

3.         Обучение правильному употреблению личных место­именных форм (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они), притяжатель­ных местоимений (мой, моя), притяжательных прилагательных(мамин,  папин), определительных местоимений (такой же, такие же), наречий (тут, там, здесь, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, высоко, низко), количественных числи­тельных (один, два, три, четыре, пять), порядковых числи­тельных (первый, второй, третий, четвертый, пятый).

4.         Формирование понятия слово.

 

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

1. Обучение различению и употреблению существитель­ных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже (груша гру­ши, слива — сливы, сапог — сапоги, стол — столы, яблоко
яблоки).

2.       Обучение  пониманию  вопросов косвенных падежей (Кого? Что? Кого? Чего? Кому? Чему?) и употреблению существительных в винительном, родительном, дательном падежах без предлога (куклу, машинки, мишке).

3.       Обучение пониманию, а затем и употреблению в речи простых предлогов (в, на, у).

4.       Обучение образованию, а затем и употреблению в речи глаголов в повелительном наклонении (дай, мой, иди, сиди, неси, беги, пой, слушай, смотри), в инфинитиве (бросать, ло­вить, сидеть), в настоящем времени (иду, идет, идем).

5.       Формирование навыка согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода в име­нительном падеже (красный мяч, красная груша, красное яблоко).

6.       Обучение согласованию притяжательных местоимений(мой, моя) с существительными мужского и женского рода(моя рубашка, мой шарф).

7.       Обучение формированию простого двусловного предло­жения и умению согласовывать подлежащее со сказуемым (Мишка сидит. Дети сидят.).

 

 

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа

Развитие просодической стороны речи

1. Формирование правильного речевого дыхания и дли­тельного ротового выдоха.

2.      Формирование навыка мягкого голосоведения при про­изнесении гласных и их слияний.

3.      Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию педагогу).

Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интона­ционной выразительности

речи в работе над звукоподража­ниями, при рассказывании маленьких потешек,

при выполне­нии подвижных упражнений с текстом.

Коррекция произносительной стороны речи

1. Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в словах и предложениях с ними, в звуко­подражаниях, в небольших потешках и игре.

2.       Активизация движений речевого аппарата, подготовка его  к формированию правильной артикуляции свистящих звуков.

Работа над слоговой структурой слова

1. Формирование умения различать на слух длинные и короткие слова (мак погремушка, кот — велосипед, дом —черепаха).

2.       Формирование умения передавать ритмический рису­нок слова (прохлопывать, простукивать, протопывать слово вместе с логопедом и вслед за ним) со зрительной опорой и без нее.

3.       Обучение правильному произношению и делению на слоги сначала двусложных, а потом трехсложных слов, состо­ящих из открытых слогов (дыня, мука, батоны, вагоны), и ис­пользованию их в речи.

4.       Формирование понятия слог — часть слова.

Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза

1. Формирование умения выделять из ряда звуков гласные звуки: [а], [у].

2.     Формирование навыков анализа и синтеза слияний глас­ных звуков: [ау], [уа].

3.     Формирование  умения  выделять  начальные  ударные гласные [а], [у] из слов, различать слова с начальными удар­ными [а], [у].

4.     Формирование понятий звук, гласный звук.

 

Обучение элементам грамоты

Начинается со второго периода работы.

Развитие связной речи и речевого общения

1. Развитие умения вслушиваться в обращенную речь, по­нимать ее содержание, давать ответные реакции.

2.      Стимуляция проявления речевой активности.

3.      Формирование умения «оречевлять» игровую ситуа­цию.

4.      Формирование умения задавать вопросы по картинке (Кто это? Что она делает?), по демонстрации действия {Кто это? Что он делает?) и отвечать на них (Это птичка. Птичка летит. Это Ваня. Ваня ест.).

5.      Формирование умения договаривать за логопедом сло­восочетания в стихотворениях, знакомых сказках и рассказах.

6.      Формирование умения повторять за взрослым рассказы-описания, состоящие из двух-трех простых нераспространен­ных предложений об овощах, фруктах, игрушках, предметах одежды, обуви, мебели.

7.      Развитие реакции на интонацию и мимику, соответст­вующей интонации. Работа над соблюдением единства и адек­ватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразитель­ных речевых средств в игре и ролевом поведении.

 

                                                      Второй период (декабрь, январь, февраль)

Развитие словаря

1.Дальнейшее расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилага­тельных по всем изучаемым лексическим темам {зима, зимую­щие птицы, комнатные растения, новогодний праздник, домаш­ние птицы и животные, дикие животные, транспорт, профес­сии) на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы. Уточнение понимания и по­степенное введение в активный словарь названий предметов ближайшего окружения {магазин, почта, улица, весы, продук­ты, сумка, ящик, горшок, лейка, машина, автобус, троллейбус, трамвай, метро, самолет, корабль), их частей (колесо, кузов, кабина, руль, фара), названий растений и живых объектов (рас­тение, толстянка, герань, кактус, розан, птица, синица, сне­гирь, ворона, воробей, сорока, курица, петух, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок, корова, коза, лошадь, свинья, лиса, мед­ведь, волк, лиса), названий природных явлений (зима, мороз, метель, снег, снегопад, сугроб), названий действий (идти, дуть, падать, прилетать, кормить, насыпать, кататься, возить, по­ливать, рыхлить, продавать, разносить, водить, управлять, крутить), признаков предметов (белый, сильный, добрый, злой, красивый).

2.Развитие понимания обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий (зима, зимующие птицы, комнатные растения, домашние птицы, домашние животные, дикие животные, профессии, транспорт).

3.Закрепление правильного употребления личных место­именных форм, притяжательных местоимений и прилагатель­ных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных, введенных в активный словарь.

4.Обучение пониманию и употреблению названий дей­ствий, обозначающих похожие ситуации (моет — умывает­ся стирает, лежит — спит, бежит — прыгает — скачет),
противоположные по значению (сними — надень, завяжи —развяжи).

5.Закрепление понятия слово и формирование умения опе­рировать им.

 

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

1. Совершенствование навыка употребления существитель­ных мужского и женского рода в единственном и множест­венном числе в именительном падеже (сугроб сугробы, сне­гирь снегири, утка — утки, ворона — вороны).

2.      Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенных падежей (Кого? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем?) и употреблению существительных единственного числа в роди­тельном, винительном, дательном и творительном падежах без предлога (лису, автобуса, козе, лапой).

3.      Совершенствование навыка употребления в речи про­стых предлогов (в, на, у) и обучение пониманию, а затем и употреблению других простых предлогов (с, по, за, под).

4.      Формирование умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суф­фиксами (дом домик, рука ручка, ведро — ведерко).

5.      Обучение образованию и употреблению в речи глаголов настоящего времени 3-го лица единственного и множествен­ного числа (идет, сидит, поет, идут, сидят, поют).

6.       Обучение пониманию и употреблению возвратной фор­мы глаголов 3-го лица единственного числа настоящего вре­мени (моется, катается, одевается).

7.       Формирование умения составлять предложения из не­скольких слов, обучение выражению связи между словами с помощью «главенствующих» окончаний (Девочка видит кошку.Мама варит кашу. Мальчик ест суп ложкой. Девочка дает кос­точку собаке.).

8.       Совершенствование умения составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действия.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи

1. Продолжение формирования правильного речевого ды­хания и длительного ротового выдоха.

2.       Совершенствование навыка мягкого голосоведения при произнесении гласных, их слияний, слов, начинающихся с гласных звуков (ударная позиция).

3.       Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию педагогу).

4.       Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интона­ционной выразительности речи в работе над звукоподража­ниями, при рассказывании маленьких потешек, стишков, при
выполнении подвижных упражнений с текстом.

5.       Стимулирование употребления выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.

Коррекция произносительной стороны речи

1.         Закрепление правильного произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в игровой и свободной рече­вой деятельности.

2.      Совершенствование движений артикуляционного аппа­рата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляци­онной гимнастики и артикуляционного массажа.

3. Формирование правильных укладов свистящих звуков и их автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, предло­жениях, чистоговорках, потешках, небольших текстах, в игро­вой и свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

1. Закрепление понятия слог и формирование умения опе­рировать им.

2.       Совершенствование навыка передачи ритмического ри­сунка двух- и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов.

3.       Обучение правильному сочетанию односложных слов с одним хлопком, одним ударом, одной фишкой.

Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза

1. Закрепление умения различать на слух слова с началь­ными ударными звуками [а], [у].

2.       Формирование умения выделять из ряда звуков гласные[о], [и], начальные ударные звуки [о], [и] в словах и разли­чать слова с начальными ударными звуками [а], [у], [и], [о]
в ряду слов.

3.       Совершенствование умения производить на слух анализ и синтез слияний гласных звуков ([ои], [ио], [ао], [оа], [уо],[оу], [иу], [уи]).

4.       Закрепление понятий звук, гласный звук и умения опе­рировать ими.

Обучение элементам грамоты

1. Формирование представления о букве, о том, чем буква отличается от звука.

2.       Ознакомление с гласными буквами А, У, О, И.

3.       Формирование навыков составления букв из палочек, выкладывания из шнура, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.

4.Формирование навыка составления и чтения слияний
гласных букв (АУ, УА, ОИ, ИО, ИА, АИ, УО, ОУ, ИУ, УИ).

Развитие связной речи и речевого общения

1.      Совершенствование диалогической речи. Формирование умения задавать вопросы и отвечать на них предложениями из нескольких слов. Формирование и развитие активной по­зиции ребенка в диалоге.

2.      Дальнейшая работа над использованием выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.

3.      Совершенствование умения повторять за взрослым опи­сательный рассказ, состоящий из 2—3 простых предложений по изучаемым лексическим темам.

4.Формирование навыка пересказа. Обучение пересказу
хорошо знакомой сказки («Заюшкина избушка») с помощью
взрослого и со зрительной опорой.

 

 

 

 

Третий период (март, апрель, май, июнь)

Развитие словаря

1.Дальнейшее накопление пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилага­тельных по всем изучаемым лексическим темам {весна, про­фессии, первые весенние цветы, комнатные растения, дикие и
домашние животные весной, перелетные птицы, насекомые, ак­вариумные рыбки, родной город, правила дорожного движения,лето, полевые и луговые цветы)
на базе восприятия и осмыс­ления объектов окружающей действительности. Уточнение
понимания и постепенное введение в активный словарь на­званий предметов и объектов ближайшего окружения {учитель, врач, воспитатель, школа, больница, переход, светофор,аквариум), названий растений и живых объектов {бегония, фи­алка, мимоза, подснежник, мать-и-мачеха, птица, грач, скво­рец, ласточка, козленок, лисенок, медвежонок, жук, бабочка,пчела, шмель, муха, оса, рыбка, гуппи, меченосец), названий природных явлений {весна, лето, проталинка, оттепель, со­сулька, солнце, небо, река, лес, поле, луг), названий действий{летать, плавать, ездить, ходить, таять, капать, цвести, рас­ти, кормить, поить, чистить, ухаживать), признаков предме­тов {синий, голубой, теплый, весенний, летний).

2.Развитие понимания обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий {профессии, первые ве­сенние цветы, комнатные растения, дикие и домашние живот­ные, перелетные птицы, насекомые, аквариумные рыбки, родной город, правила дорожного движения, лето, полевые и луговые цветы).

3.Закрепление  правильного  употребления  всех частей речи, введенных в активный словарь.

4.Закрепление понятия слово и умения оперировать им.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

1.Совершенствование навыка употребления существитель­ных мужского и женского рода в единственном и множест­венном числе в именительном падеже (рыбка — рыбки, муха —мухи, луг луга, грач — грачи, кот коты).

2.Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенных падежей и употреблению существительных единственного чис­ла в косвенных падежах.

3.Совершенствование навыка употребления в речи про­стых предлогов(в,на,у,под, по).

4.Совершенствование умения образовывать и использо­вать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

5.Формирование умения различать и правильно употреб­лять в речи глаголы мужского и женского рода в единственном числе в прошедшем времени изъявительного наклонения {си­дел — сидела, ходил ходила, плавал плавала).

6.Совершенствование умения согласовывать притяжатель­ные местоимения и прилагательные с существительными {мой мяч, моя кукла, новая игрушка, новый платок).

7.Формирование   умения   согласовывать  числительные(один, два, пять) с существительными мужского и женского рода {один кот, два кота, пять котов; одна рыбка, две рыбки, пять рыбок).

8.Обучение различению и выделению в словосочетаниях на­званий признаков предметов по вопросам какой?какая?какое?

9.Обучение распространению простых предложений одно­родными подлежащими, определениями, сказуемыми (Маль­чик и девочка пьют сок. На ветках сидят маленькие веселые птички. Катя взяла лейку и полила цветы.).

10.Совершенствование умения составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами (Мама дала Кате: - Мама дала Кате мяч. У машины нет ... - У машины
нет колеса.).

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи

1. Развитие речевого дыхания и длительного ротового вы­доха.

2.       Совершенствование навыка мягкого голосоведения.

3.       Воспитание правильного умеренного темпа речи.

4.       Развитие ритмичности и интонационной выразитель­ности речи, модуляции голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

1.   Закрепление  правильного  произношения свистящих согласных в игровой и свободной речевой деятельности.

2.       Совершенствование движений артикуляционного аппа­рата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляци­онной гимнастики и артикуляционного массажа.

3.       Формирование правильных укладов шипящих звуков и их автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, предло­жениях, чистоговорках, потешках, небольших текстах, в иг­ровой и свободной речевой деятельности.

 

Работа над слоговой структурой слова

1.  Совершенствование умения передавать ритмический ри­сунок односложных слов и двух-, трехсложных слов, состоя­щих из открытых слогов.

2.   Формирование умения делить на слоги двусложные слова закрытым слогом (бидон, вагон) и двусложные слова со стечением согласных в начале, середине, конце (стена, паста, окно).

Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза

1.Закрепление понятий звук, гласный звук и умения опе­рировать ими. Формирование понятия согласный звук и уме­ния оперировать им.

2Формирование умения выделять согласные звуки [т],[п], [н], [м], [к] из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов.

3.Формирование навыков анализа и синтеза сначала об­ратных, а потом и прямых слогов с пройденными звуками (ам,ит, ну, по).

4.Формирование умения подбирать слова с заданным звуком.

 

Обучение элементам грамоты

1. Закрепление представления о том, чем звук отличается от буквы.

2.      Закрепление знания пройденных гласных букв и умения читать слияния гласных.

3.      Ознакомление с согласными буквами Т, П, Н, М, К.

4.      Упражнения в выкладывании новых букв из палочек, кубиков, мозаики, лепке из пластилина, «рисовании» в воздухе и по тонкому слою манки.

5.      Формирование навыка составления и чтения закрытых и открытых слогов с пройденными буквами.

6.      Формирование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами (мак, кот, мама, папа, пума, нота,Нина).

7.      Упражнения в узнавании пройденных букв, изображен­ных с недостающими элементами.

8.      Упражнения в нахождении правильно изображенных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написан­ных букв.

 

      Развитие связной речи и речевого общения

1.Совершенствование умения поддерживать беседу, за­давать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.

2.Совершенствование умения  повторять за взрослым или с небольшой его помощью описательный рассказ из 2—3 простых нераспространенных предложений по изучае­мым лексическим темам.

3.Формирование умения составлять рассказы из 2—3 про­стых предложений о предмете и по сюжетной картинке.

4.Формирование навыка пересказа. Обучение переска­зу хорошо знакомой сказки («Гуси-лебеди») или небольшого текста с помощью взрослого и со зрительной опорой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план коррекционной работы

 по формированию лексико-грамматических категорий,

фонетической стороны речи, развитию связной речи

в  средней группе компенсирующей направленности

(для детей с тяжелыми нарушениями речи)

на 2013-2014 учебный год.

Источник:

Н.В.Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4до 7 лет)»,

 Н.В.Нищева «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи»;

Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР»;

Лексическая тема

Тематика занятий

I период обучения (октябрь, ноябрь)

1

Осень

Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существительными признаками сезона.

2

Совершенствование грамматического строя речи. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных мужского рода с прилагательными в единственном и множественном числе.

3

Совершенствование грамматического строя речи. Согласование прилагательных с существительными.

4

Огород. Овощи.

Расширение представлений об овощах, месте их произрастания, существенных признаках. Образование множественного числа существительных.

5

Закрепление представлений о желтом цвете и умение отличать желтый цвет от других цветов. Согласование прилагательного желтый  с существительными в роде, в числе и падеже; употребление имен существительных в форме винительного падежа.

6

Обучение отгадыванию загадок. Образование формы родительного падежа существительных.

7

Сад. Фрукты.

Расширение представлений о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Образование множественного числа имен существительных.

8

Обучение различению фруктов и овощей по месту произрастания. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

9

Уточнение словаря по теме. Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксами.

10

Лес, грибы. Ягоды.

Уточнение и расширение представлений о грибах и лесных ягодах, месте их произрастания отличительных особенностях. Образование множественного числа имен существительных.

11

Уточнение и расширение представлений о грибах и лесных ягодах, месте их произрастания отличительных особенностях. Расширение, уточнение и активизация словаря.

12

Образование формы родительного падежа имен существительных мужского и женского рода.

13

Игрушки.

Расширение, уточнение и обобщения представлений детей об игрушках, материалах из которых они сделаны, частях, из которых они состоят .Образование множественного числа имен существительных, слоговой структуры слова.

14

Закрепления обобщающего понятия игрушки. Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

15

Обеспечение целостного восприятия картины. Формирование умения отвечать на вопросы по картине (развитие диалогической речи). Совершенствование навыка работы по заданной схеме.

16

Одежда.

Уточнение и активизация словаря по теме.

Закрепление в речи существительного с обобщающим понятием одежда. Образование имен существительных во множественном числе.

17

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

18

Уточнение и расширения словаря (глагольный словарь). Образование формы родительного падежа имен существительных множественного числа.

19

Обувь.

Расширение и конкретизация представлений об обуви, ее назначении, деталях, из которых она состоит. Образование множественного числа имен существительных, слоговой структуры слова.

20

Закрепление представлений о зеленом цвете. Обучение использованию прилагательного зеленый в речи. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

21

Формирование навыка различения одежды и обуви. Обучение составлению предложения из трех слов с опорой на картинку. Образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

22

Квартира. Мебель.

Уточнение и расширение словаря по теме «Мебель».

Образование имен существительных  во множественном числе.

23

Понимание и употребление некоторых простых предлогов, форм имен существительных в родительном падеже со значением отсутствия.

24

Обучение повторению рассказа-описания вслед за взрослым. Согласование прилагательных с существительными в единственном числе в именительном падеже.

25

Посуда.

Расширение и конкретизация представлений о посуде, ее назначении, частях, из которых она состоит. Образование имен существительных  во множественном числе в именительном падеже, единственного и множественного числа глаголов настоящего времени; слоговой структуры слова.

26

Согласование прилагательных с существительными женского и среднего рода. Обучение суффиксальному способу словообразования.

27

Развитие связной речи, обучение повторению за взрослым рассказа-описания. Образование и употребления существительных в форме родительного падежа единственного числа со значением отсутствия.

II период обучения (декабрь, январь, февраль)

28

Зима.

Расширение и конкретизация представлений о зиме, явлениях живой и неживой природы зимой. Согласование прилагательных с существительными в форме единственного числа именительного падежа.

29

Закрепление представлений о красном цвете, знания правил дорожного движения. Обучение использованию прилагательного красный в речи, согласованию его с существительными в роде, числе, падеже.

30

Закрепление представлений о смене времен года. Обучение составлению рассказа по серии картинок.

31

Зимующие птицы.

Уточнение и расширения словаря по теме. Образование существительных в форме единственного числа родительного падежа.

32

Образование и использование существительных в форме единственного и множественного числа именительного падежа.

33

Уточнение и расширения словаря по теме. Обучение повторению рассказа вслед за логопедом со зрительной опорой.

34

Комнатные растения

Формирование представлений о комнатных растениях. Обучение повторению рассказа по отдельному эпизоду картины вслед за логопедом.

35

Закрепление представления о синем цвете. Обучение использованию прилагательного синий в речи, согласованию его с существительными в роде, числе, падеже.

36

Формирование представлений о том, что растения – живые существа и для их роста необходимы определенные условия.

37

Новогодний праздник

Уточнение и расширения словаря по теме. Употребление существительных в единственном числе в косвенных падежах, слоговой структуры слова.

38

 Согласование числительных с существительными в роде и числе.

39

Обучение повторению. Рассказа-описания за логопедом со зрительной опорой.

40

Домашние птицы

Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц. Образование и употребление существительных онок,-енок,-ат,-ят.

41

Обучение составлению рассказа по картине. Обеспечение целостного восприятия картины.

42

Обучение повторению описательного рассказа вслед за логопедом с опорой на картинку. Согласование числительных с существительным.

43

Домашние животные

Уточнение  и расширение словаря по теме «Домашние животные». Формирование обобщающего понятия домашние животные. Образование существительных с суффиксами  –онок, -енок, -ат,-ят.

44

Обучение составлению рассказа по картине. Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние животные»

45

Обучение - повторения рассказа-описания о домашнем животном вслед за логопедом с опорой на картинку. Совершенствование  грамматического строя речи (предложно-падежные конструкции).

46

Дикие животный

Обучение составлению описательного рассказа о диком животном по образу и данному плану. Употребление существительных в форме родительного падежа, предложно-падежные формы.

47

Продолжение уточнения и расширения словаря по теме. Образование существительных  с суффиксами –енок,

-онок, -ат,-ят.

48

Формирование навыка пересказа сказки со зрительной опорой. Составление простого предложения со зрительной опорой.

49

Профессии. Продавец.

Формирование представлений о необходимости  и пользе труда взрослых. Образование формы имен существительных в винительном падеже.

50

Закрепление представлений о белом цвете, о зиме и ее признаках. Обучение использованию прилагательного белый в речи, согласование его с существительными в роде, числе и падеже.

51

Уточнение и расширение словаря по теме «Профессии». Знакомство с буквой А, формирование умения находить ее среди других букв алфавита.

52

Профессии. Почтальон.

Звук и буква У.

Уточнение и расширение словаря по теме.

Образование формы имен существительных в дательном падеже.

53

Обучение составлению описательного рассказа по данному плану. Знакомство с буквой У.

54

Уточнение и расширение словаря по теме. Закрепление знания буквы У и умения находить ее среди других букв алфавита.

55

Транспорт. Звук и буква О.

Закрепление в пассивной речи существительного с обобщающем значением транспорт. Совершенствование грамматического строя речи (употребление предложно-падежных конструкций).

56

Закрепление представлений об оранжевом цвете. Обучение использованию прилагательного оранжевый в речи. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже)

57

Уточнение и расширение словаря по теме. Знакомство с буквой О.

58

Профессии на транспорте.

Звук и буква И.

Закрепление в речи существительного с обобщающим значением профессии. Образование формы имен существительных в винительном падеже.

59

Уточнение и расширение словаря по теме. Ознакомление с буквой И.

Совершенствование навыка чтения.

60

Совершенствование навыка чтения слияний гласных с пройденными буквами. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

III период обучения(март, апрель, май)

61

Весна

Обучению составлению рассказа по картине, обеспечение целостного восприятия картины.

62

Совершенствование навыка чтения слияний гласных. Обучение составлению предложений с опорой на картинки.

63

Совершенствование грамматического строя речи (составление простого распространенного предложения с опорой на картинку).

64

Мамин праздник. Профессии наших мам». Звук и буква М

Уточнение и активизация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи (согласование числительных с существительными).

65

Закрепление представления о голубом, красном, желтом, зеленом, синем, белом, оранжевом цветах и умения дифференцировать их. Cсогласование прилагательных с существительными в роде, в числе и падеже)

66

Уточнение и активизация словаря по теме. Образование и употребление имен существительных в косвенных падежах).

67

Первые весенние цветы.

Уточнение и активизация словаря по теме. Согласование числительных с существительными.

68

Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов), навыков чтения и печатания.

69

Совершенствование грамматического строя речи (образование и употребление формы множественного числа существительных), навыков чтения и печатания.

70

Цветущие комнатные растения. Звук и буква П.

Расширение и активизация словаря по теме. Совершенствование навыка составления и чтения слогов.

71

Расширение и активизация словаря по теме. Знакомство с буквой П.

72

Закрепить знания пройденных букв и умения читать слоги и слова с ними. Совершенствование грамматического строя речи (употребление простых предлогов).

73

Дикие животные весной.

Закрепление в речи обобщающего понятия дикие животные. Образование существительных с суффиксами –ат, -ят.

74

Закрепить знания пройденных букв, навыка чтения слогов и слов с ними. Употребление существительных в косвенных падежах и существительных с суффиксами –енок,

 -онок.

75

Образование и употребление существительных с суффиксами –иц, -их, -онок,-енок; образование и употребление предложно-падежных конструкций.

76

Домашние животные весной. Звук и буква Н.

Уточнение и расширение словаря по теме. Обучение составлению рассказа по картине.

77

Уточнение и расширение словаря по теме. Знакомство с буквой Н.

78

Совершенствование синтаксического строя речи, обучение составлению простых распространенных предложений с опорой на картинки.

79

Перелетные птицы.

Уточнение и расширение словаря по теме. Расширения и уточнение пассивного словаря. Совершенствование навыков чтения.

80

Обучение полному, последовательному, выразительному пересказу сказки «Гуси-лебеди».

81

Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксом –ат), навыка чтения слов.

82

Насекомые. Звук и буква М.

Обучение составлению описательного рассказа о насекомом по образу и данному плану. Образование и употребление существительных и прилагательных в косвенных падежах.

83

Знакомство с буквой М.Упражнения в чтении слогов, слов, предложений с новой буквой.

84

Употребление существительных в форме множественного числа, предложно-падежных конструкций с простыми предлогами.

85

Наш город. Моя улица. Звук и буква К.

Расширение и уточнение словаря по теме. Совершенствование навыка чтения.

86

Знакомство с буквой К. Формирование умения находить ее среди других букв, читать и составлять слоги и двусложные слова с ней.

87

Правила дорожного движения.

Расширение и уточнение словаря по теме. Совершенствование навыка чтения.

88

Расширение и уточнение словаря по теме. Совершенствование навыка чтения и печатания.

89

Расширение и уточнение словаря по теме. Совершенствование навыка чтения и печатания.

90

Лето. Цветы на лугу.

Расширение и уточнение словаря по теме. Обеспечение целостного восприятия картины «В песочнице»

91

Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными  в роде и числе в именительном падеже).

92

Расширение и уточнение словаря по теме. Совершенствование навыка чтения и печатания.

93

Расширение и уточнение словаря по теме. Совершенствование навыка чтения и печатания.

Перспективное планирование коррекционной работы

в  средней группе компенсирующей направленности

( для детей с тяжелыми нарушениями речи)

на 2013-2014 учебный год.

Первый период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Развитие словаря

  1. Расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам (осень, названия деревьев, овощи, фрукты, грибы и лесные ягоды, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда) на основе ознакомления с окружающим. Уточнение понимания и постепенное введение в активный словарь слов-названий предметов ближайшего окружения (мяч, машинка, кукла, кубики, мишка, платье, брюки, рубашка, кофта, шор
    ты, тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки, шкаф, стол, стул, кровать, диван, чайник, кастрюля, тарелка, чашка, ложка),
    их частей (колесо, кузов, кабина, голова, лапа, живот, спина, ухо, нос, глаз, рот, рука, нога, воротник, карман, рукав,
    пуговица,  каблучок,  шнурок,  ножка,  спинка,  сиденье,  полка, дверца, носик, крышка, ручка),
    названий природных явлений(осень, дождь, туман, туча, ветер, дерево, трава, листья), названий действий (спать, есть, пить, играть, гулять, стоять,
    сидеть, лежать, идти, мыть, рисовать, смотреть, слушать, петь, танцевать, говорить, кричать, одеваться, раздеваться, умываться, причесываться, поливать, строить, катать, ехать, лететь, убирать, стирать, варить, опадать, дуть),
    признаков предметов (большой, маленький, хороший, плохой, горячий, холодный,  вкусный,  сладкий,  кислый,  соленый,  красный,  синий, желтый, зеленый).
  2. Обучение пониманию обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий (осень, деревья, овощи, фрукты, грибы, ягоды, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда).
  3. Обучение правильному употреблению личных местоименных форм (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они), притяжательных местоимений (мой, моя), притяжательных прилагательных(мамин,  папин), определительных местоимений (такой же, такие же), наречий (тут, там, здесь, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, высоко, низко), количественных числительных (один, два, три, четыре, пять), порядковых числительных (первый, второй, третий, четвертый, пятый).
  4. Формирование понятия слово.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

  1. Обучение различению и употреблению существительных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже (груша груши, слива — сливы, сапог — сапоги, стол — столы, яблоко
    яблоки).
  2. Обучение  пониманию  вопросов косвенных падежей (Кого? Что? Кого? Чего? Кому? Чему?) и употреблению существительных в винительном, родительном, дательном падежах без предлога (куклу, машинки, мишке).
  3. Обучение пониманию, а затем и употреблению в речи простых предлогов (в, на, у).
  4. Обучение образованию, а затем и употреблению в речи глаголов в повелительном наклонении (дай, мой, иди, сиди, неси, беги, пой, слушай, смотри), в инфинитиве (бросать, ловить, сидеть), в настоящем времени (иду, идет, идем).
  5. Формирование навыка согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода в именительном падеже (красный мяч, красная груша, красное яблоко).
  6. Обучение согласованию притяжательных местоимений(мой, моя) с существительными мужского и женского рода(моя рубашка, мой шарф).
  7. Обучение формированию простого двусловного предложения и умению согласовывать подлежащее со сказуемым (Мишка сидит. Дети сидят.).

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа

Развитие просодической стороны речи

  1. Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.
  2. Формирование навыка мягкого голосоведения при произнесении гласных и их слияний.
  3. Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию педагогу).

Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности

речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек,

при выполнении подвижных упражнений с текстом.

Коррекция произносительной стороны речи

  1. Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в словах и предложениях с ними, в звукоподражаниях, в небольших потешках и игре.
  2. Активизация движений речевого аппарата, подготовка его  к формированию правильной артикуляции свистящих звуков.

Работа над слоговой структурой слова

  1. Формирование умения различать на слух длинные и короткие слова (мак погремушка, кот — велосипед, дом —черепаха).
  2. Формирование умения передавать ритмический рисунок слова (прохлопывать, простукивать, протопывать слово вместе с логопедом и вслед за ним) со зрительной опорой и без нее.
  3. Обучение правильному произношению и делению на слоги сначала двусложных, а потом трехсложных слов, состоящих из открытых слогов (дыня, мука, батоны, вагоны), и использованию их в речи.
  4. Формирование понятия слог — часть слова.

Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза

  1. Формирование умения выделять из ряда звуков гласные звуки: [а], [у].
  2. Формирование навыков анализа и синтеза слияний гласных звуков: [ау], [уа].
  3. Формирование  умения  выделять  начальные  ударные гласные [а], [у] из слов, различать слова с начальными ударными [а], [у].
  4. Формирование понятий звук, гласный звук.

Обучение элементам грамоты

Начинается со второго периода работы.

Развитие связной речи и речевого общения

  1. Развитие умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, давать ответные реакции.
  2. Стимуляция проявления речевой активности.
  3. Формирование умения «оречевлять» игровую ситуацию.
  4. Формирование умения задавать вопросы по картинке (Кто это? Что она делает?), по демонстрации действия {Кто это? Что он делает?) и отвечать на них (Это птичка. Птичка летит. Это Ваня. Ваня ест.).
  5. Формирование умения договаривать за логопедом словосочетания в стихотворениях, знакомых сказках и рассказах.
  6. Формирование умения повторять за взрослым рассказы-описания, состоящие из двух-трех простых нераспространенных предложений об овощах, фруктах, игрушках, предметах одежды, обуви, мебели.
  7. Развитие реакции на интонацию и мимику, соответствующей интонации. Работа над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.

                                        Второй период (декабрь, январь, февраль)

Развитие словаря

1.Дальнейшее расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам {зима, зимующие птицы, комнатные растения, новогодний праздник, домашние птицы и животные, дикие животные, транспорт, профессии) на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы. Уточнение понимания и постепенное введение в активный словарь названий предметов ближайшего окружения {магазин, почта, улица, весы, продукты, сумка, ящик, горшок, лейка, машина, автобус, троллейбус, трамвай, метро, самолет, корабль), их частей (колесо, кузов, кабина, руль, фара), названий растений и живых объектов (растение, толстянка, герань, кактус, розан, птица, синица, снегирь, ворона, воробей, сорока, курица, петух, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок, корова, коза, лошадь, свинья, лиса, медведь, волк, лиса), названий природных явлений (зима, мороз, метель, снег, снегопад, сугроб), названий действий (идти, дуть, падать, прилетать, кормить, насыпать, кататься, возить, поливать, рыхлить, продавать, разносить, водить, управлять, крутить), признаков предметов (белый, сильный, добрый, злой, красивый).

2.Развитие понимания обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий (зима, зимующие птицы, комнатные растения, домашние птицы, домашние животные, дикие животные, профессии, транспорт).

3.Закрепление правильного употребления личных местоименных форм, притяжательных местоимений и прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных, введенных в активный словарь.

4.Обучение пониманию и употреблению названий действий, обозначающих похожие ситуации (моет — умывается стирает, лежит — спит, бежит — прыгает — скачет),
противоположные по значению (сними — надень, завяжи —развяжи).

5.Закрепление понятия слово и формирование умения оперировать им.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

  1. Совершенствование навыка употребления существительных мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже (сугроб сугробы, снегирь снегири, утка — утки, ворона — вороны).
  2. Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенных падежей (Кого? Что? Кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем?) и употреблению существительных единственного числа в родительном, винительном, дательном и творительном падежах без предлога (лису, автобуса, козе, лапой).
  3. Совершенствование навыка употребления в речи простых предлогов (в, на, у) и обучение пониманию, а затем и употреблению других простых предлогов (с, по, за, под).
  4. Формирование умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (дом домик, рука ручка, ведро — ведерко).
  5. Обучение образованию и употреблению в речи глаголов настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа (идет, сидит, поет, идут, сидят, поют).
  6. Обучение пониманию и употреблению возвратной формы глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени (моется, катается, одевается).
  7. Формирование умения составлять предложения из нескольких слов, обучение выражению связи между словами с помощью «главенствующих» окончаний (Девочка видит кошку.Мама варит кашу. Мальчик ест суп ложкой. Девочка дает косточку собаке.).
  8. Совершенствование умения составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действия.

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи

  1. Продолжение формирования правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.
  2. Совершенствование навыка мягкого голосоведения при произнесении гласных, их слияний, слов, начинающихся с гласных звуков (ударная позиция).
  3. Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию педагогу).
  4. Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек, стишков, при
    выполнении подвижных упражнений с текстом.
  5. Стимулирование употребления выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.

Коррекция произносительной стороны речи

  1. Закрепление правильного произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в игровой и свободной речевой деятельности.
  2. Совершенствование движений артикуляционного аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.

3. Формирование правильных укладов свистящих звуков и их автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, потешках, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

  1. Закрепление понятия слог и формирование умения оперировать им.
  2. Совершенствование навыка передачи ритмического рисунка двух- и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов.
  3. Обучение правильному сочетанию односложных слов с одним хлопком, одним ударом, одной фишкой.

Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза

  1. Закрепление умения различать на слух слова с начальными ударными звуками [а], [у].
  2. Формирование умения выделять из ряда звуков гласные[о], [и], начальные ударные звуки [о], [и] в словах и различать слова с начальными ударными звуками [а], [у], [и], [о]
    в ряду слов.
  3. Совершенствование умения производить на слух анализ и синтез слияний гласных звуков ([ои], [ио], [ао], [оа], [уо],[оу], [иу], [уи]).
  4. Закрепление понятий звук, гласный звук и умения оперировать ими.

Обучение элементам грамоты

  1. Формирование представления о букве, о том, чем буква отличается от звука.
  2. Ознакомление с гласными буквами А, У, О, И.
  3. Формирование навыков составления букв из палочек, выкладывания из шнура, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.

4.Формирование навыка составления и чтения слияний
гласных букв (АУ, УА, ОИ, ИО, ИА, АИ, УО, ОУ, ИУ, УИ).

Развитие связной речи и речевого общения

  1. Совершенствование диалогической речи. Формирование умения задавать вопросы и отвечать на них предложениями из нескольких слов. Формирование и развитие активной позиции ребенка в диалоге.
  2. Дальнейшая работа над использованием выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.
  3. Совершенствование умения повторять за взрослым описательный рассказ, состоящий из 2—3 простых предложений по изучаемым лексическим темам.

4.Формирование навыка пересказа. Обучение пересказу
хорошо знакомой сказки («Заюшкина избушка») с помощью
взрослого и со зрительной опорой.

Третий период (март, апрель, май, июнь)

Развитие словаря

1.Дальнейшее накопление пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам {весна, профессии, первые весенние цветы, комнатные растения, дикие и
домашние животные весной, перелетные птицы, насекомые, аквариумные рыбки, родной город, правила дорожного движения,лето, полевые и луговые цветы)
на базе восприятия и осмысления объектов окружающей действительности. Уточнение
понимания и постепенное введение в активный словарь названий предметов и объектов ближайшего окружения
{учитель, врач, воспитатель, школа, больница, переход, светофор,аквариум), названий растений и живых объектов {бегония, фиалка, мимоза, подснежник, мать-и-мачеха, птица, грач, скворец, ласточка, козленок, лисенок, медвежонок, жук, бабочка,пчела, шмель, муха, оса, рыбка, гуппи, меченосец), названий природных явлений {весна, лето, проталинка, оттепель, сосулька, солнце, небо, река, лес, поле, луг), названий действий{летать, плавать, ездить, ходить, таять, капать, цвести, расти, кормить, поить, чистить, ухаживать), признаков предметов {синий, голубой, теплый, весенний, летний).

2.Развитие понимания обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий {профессии, первые весенние цветы, комнатные растения, дикие и домашние животные, перелетные птицы, насекомые, аквариумные рыбки, родной город, правила дорожного движения, лето, полевые и луговые цветы).

3.Закрепление  правильного  употребления  всех частей речи, введенных в активный словарь.

4.Закрепление понятия слово и умения оперировать им.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи

1.Совершенствование навыка употребления существительных мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже (рыбка — рыбки, муха —мухи, луг луга, грач — грачи, кот коты).

2.Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенных падежей и употреблению существительных единственного числа в косвенных падежах.

3.Совершенствование навыка употребления в речи простых предлогов(в,на,у,под, по).

4.Совершенствование умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

5.Формирование умения различать и правильно употреблять в речи глаголы мужского и женского рода в единственном числе в прошедшем времени изъявительного наклонения {сидел — сидела, ходил ходила, плавал плавала).

6.Совершенствование умения согласовывать притяжательные местоимения и прилагательные с существительными {мой мяч, моя кукла, новая игрушка, новый платок).

7.Формирование   умения   согласовывать  числительные(один, два, пять) с существительными мужского и женского рода {один кот, два кота, пять котов; одна рыбка, две рыбки, пять рыбок).

8.Обучение различению и выделению в словосочетаниях названий признаков предметов по вопросам какой?какая?какое?

9.Обучение распространению простых предложений однородными подлежащими, определениями, сказуемыми (Мальчик и девочка пьют сок. На ветках сидят маленькие веселые птички. Катя взяла лейку и полила цветы.).

10.Совершенствование умения составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами (Мама дала Кате: - Мама дала Кате мяч. У машины нет ... - У машины
нет колеса.).

Развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза

Развитие просодической стороны речи

  1. Развитие речевого дыхания и длительного ротового выдоха.
  2. Совершенствование навыка мягкого голосоведения.
  3. Воспитание правильного умеренного темпа речи.
  4. Развитие ритмичности и интонационной выразительности речи, модуляции голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

1.        Закрепление  правильного  произношения свистящих согласных в игровой и свободной речевой деятельности.

  1. Совершенствование движений артикуляционного аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.
  2. Формирование правильных укладов шипящих звуков и их автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, потешках, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

1.        Совершенствование умения передавать ритмический рисунок односложных слов и двух-, трехсложных слов, состоящих из открытых слогов.

2.        Формирование умения делить на слоги двусложные слова закрытым слогом (бидон, вагон) и двусложные слова со стечением согласных в начале, середине, конце (стена, паста, окно).

Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза

1.Закрепление понятий звук, гласный звук и умения оперировать ими. Формирование понятия согласный звук и умения оперировать им.

2Формирование умения выделять согласные звуки [т],[п], [н], [м], [к] из ряда звуков, слогов, слов, из конца и начала слов.

3.Формирование навыков анализа и синтеза сначала обратных, а потом и прямых слогов с пройденными звуками (ам,ит, ну, по).

4.Формирование умения подбирать слова с заданным звуком.

Обучение элементам грамоты

  1. Закрепление представления о том, чем звук отличается от буквы.
  2. Закрепление знания пройденных гласных букв и умения читать слияния гласных.
  1. Ознакомление с согласными буквами Т, П, Н, М, К.
  1. Упражнения в выкладывании новых букв из палочек, кубиков, мозаики, лепке из пластилина, «рисовании» в воздухе и по тонкому слою манки.
  2. Формирование навыка составления и чтения закрытых и открытых слогов с пройденными буквами.
  1. Формирование навыка составления и чтения слов с пройденными буквами (мак, кот, мама, папа, пума, нота,Нина).
  2. Упражнения в узнавании пройденных букв, изображенных с недостающими элементами.
  3. Упражнения в нахождении правильно изображенных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв.

        Развитие связной речи и речевого общения

1.Совершенствование умения поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.

2.Совершенствование умения  повторять за взрослым или с небольшой его помощью описательный рассказ из 2—3 простых нераспространенных предложений по изучаемым лексическим темам.

3.Формирование умения составлять рассказы из 2—3 простых предложений о предмете и по сюжетной картинке.

4.Формирование навыка пересказа. Обучение пересказу хорошо знакомой сказки («Гуси-лебеди») или небольшого текста с помощью взрослого и со зрительной опорой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (3 год обучения)

Перспективное календарно-тематическое планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушен...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) I период обучения(сентябрь, октябрь, ноябрь)...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) на 2016 – 2017 уч. год

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) на 2016 – 2017 уч. год...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ПЕРСПЕКТИВНОЕ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПОДГРУППОВОЙ РАБОТЫВ   СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕН...

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной к школе  группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи  Сентябрь октябр...

Перспективное планирование работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста (с 5 до 6 лет)

Перспективное планирование работы в группе  компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Данное перспективное планирование разработано на учебный год в соответствии с комплексно-тематическим планированием для средней группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями ре...