Развитие языковых способностей в процессе коррекции недоразвития речи 3 уровня
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Шипунова Римма Раисовна

материалы мастер-класса на методическом объединении учителей-логопедов по теме: "Развитие языковых способностей старших дошкольников в процессе коррекции общего недоразвития речи 3 уровня"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл материалы мастер-класса29.23 КБ
Файл yazykovye_sposobnosti.pptx2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Овладение языком, функционально оптимальной речью является условием для социально активной жизни в обществе и поэтому,  имеет важное значение в развитии личности ребенка. Актуальность исследования языковой способности определяется особой ролью языка, обладающего свойством социальной предназначенности в развитии речемыслительной деятельности человека и психического статуса в целом.

Суть языковой способности заключается в том, что она представляет собой особый род интеллектуальной и речевой активности, направленной на овладение языком как знаково-символической системой и проявляющийся в творческом использовании усвоенных ранее средств языка. Особенность языковой способности в том, что она формируется только в процессе общения взрослого и ребенка в любой совместной деятельности, теснейшим образом связана с особенностями развития высших психических функций.

Замедленный темп развития языковой способности  наиболее сильно отражается на обучаемости детей с общим недоразвитием речи  (по классификации Р.Е.Левиной).

Под коррекционно-логопедической работой в настоящее время принято понимать систему педагогических мероприятий, направленных на исправление  отклонений и нарушений речевого и психического развития; оптимизацию процесса и результатов коррекционно-логопедической работы.

            В данной технологии используется подход к совершенствованию коррекционно-логопедической работы с дошкольниками старшего возраста, опирающийся на развитие языковой способности.

Под языковой способностью понимают систему ориентировочных действий в языковом материале, направленную на улавливание регулярности и продуктивности языковых явлений.

У детей с ОНР нарушены сами задатки к развертыванию языковой способности, как на уровне формирования языковой установки, так и на уровне становления системы языковых ориентировок. Однако специфика работы с дошкольниками такова, что ресурсы для развития у них языковой способности у них есть. Необходимо только учитывать особенности речевого нарушения: наличие моторного или сенсорного компонента, осложненной или неосложненной формы общего недоразвития.

Данная технология коррекционно-логопедической работы ориентирована на формирование опыта языковых обобщений и противопоставлений в процессе интеграции линий развития языковой и интеллектуальной способностей воспитанников и формирование  ориентировок на уровне  фразы, текста.

Предлагаю рассмотреть подробнее систему работы над развитием языковой способности в старшей группе. Цель работы на данном этапе: формировать механизмы компенсации речевого дефекта за счет ресурсных возможностей языковой способности.

Задачи:

  1. Формировать:
  • опыт языковых обобщений и противопоставлений
  • компенсационные ориентировки на уровне текста
  • психоречевую готовность к школе, как результат интеграции языковой, интеллектуальной и коммуникативной способностей
  1. Развивать знаково-символическую деятельность на основе системы языковых и интеллектуальных ориентировок

Практика показывает, что контингент детей с речевыми нарушениями подбирается неоднородный, очень часто встречаются комбинированные нарушения  (речи и интеллекта или  поведения, речи и слуха, зрения).  Поэтому при  организации занятий необходимо правильно распределить соотношение между обязательным и дополнительным речевым материалом. Распределение  речевого материала должно опираться не на количество фонетических, грамматических или лексических ошибок в речи детей, а на стадию развития их речи (по Н.С.Жуковой) и языковой способности. Обязательный для усвоения материал должен содержать в себе потенциальную возможность, чтобы ребенок научился ориентироваться на значение и смысл предложно-падежных конструкций, правильно употреблять их и замечать ошибки в своей речи и речи сверстника. Дополнительный материал должен создавать условия для учета  стратегии овладения языком и переноса усвоенных речевых умений и навыков на трудный для усвоения материал.

Вопросы разделения материала на основной и дополнительный тесно связаны с планированием. Эти  проблемы можно решить через введение системы занятий, интегрирующих разные разделы логопедической работы:

1 вид решение вопросов формирования лексико-грамматических представлений+ правильного звукопроизношения; формирование лексико-грамматических представлений + обучение грамоте.

2 вид обучение грамоте+ формирование правильного звукопроизношения+ развитие связной речи (отработка на уровне текста или предложения)

Это с точки зрения содержания.

С точки зрения организационных форм:

- занятия – викторины, предполагающие повторение и закрепление речевых умений  и развитие их познавательных способностей

-  комплексные занятия с внесением игровых сюжетных ситуаций, направленные на изучение нового материала

- подгрупповые занятия – «открытия», связанные с усвоением детьми новых знаний  через организацию их самостоятельной познавательно-поисковой деятельности, приобретение опыта наблюдений, рассуждений.

- занятия – «загадки», предусматривающие не только расширение имеющихся знаний, но и приобретение новых, формирование умений применять их в других условиях через создание специальных проблемных ситуаций, активизацию навыков связной речи и развитие познавательных способностей.

Предлагаю подробнее остановится на некоторых методах коррекционно-логопедической работы, относящихся к разделу «развитие знаково-символической деятельности на основе языковых  и интеллектуальных ориентировок.

Подготовительный  этап

  • Создание речевой мотивации  (потребности и желания говорить красиво и понятно для всех)
  • Уточнение структуры предложения
  • «Комментированное рисование»
  • Анализ эмоционального состояния другого человека – подбор пиктограммы

Обучение мнемическим приемам запоминания с помощью символов и  подбора ассоциаций.

Чтобы облегчить запоминание, детям разрешается самостоятельно подобрать картинки как- то связанные с заданными:

- по форме (тропинка – лента)

- по цвету ( цыпленок – солнце)

- по величине (дом – слон)

- по части – целому (дерево - лес)

- по роду – виду (диван – мебель)

- по месту расположения ( море – берег)

- по времени действия ( санки – снеговик

В дальнейшем можно использовать метод гирлянд и ассоциаций. Отталкиваясь от исходного слова, дети с помощью педагога составляют цепочку слов (с опорой на предметные картинки). Каждая новая  ассоциация подбирается уже не к первому слову, а к последнему. Затем детей просят посмотреть на пассажиров поезда и запомнить их. После этого логопед заменяет одну из картинок на символ и просит угадать, кто или что спряталось в этом вагончике. Благодаря тому, что соседние картинки способствуют быстрому восстановлению ассоциативных связей, воспитанники  сразу припоминают заданное слово.

Формирование навыков кодирования и декодирования предложений.

Постепенно дети привыкают, что знакомые символы обозначают не только подлежащее и дополнение, но и сказуемое и определение. Например , изображение ног ассоциируется с движением персонажа; изображение колеса  - с ездой на машине или велосипеде, подушки – сном, ложки – принятием пищи и пр. использование символов позволяет зашифровать весь рассказ в виде схемы, которую дети составляют по одному предложению.

«Фразовый конструктор» - помогает усвоить структуру фразы, научить детей кодировать составленные предложения

Составление плана рассказа с помощью символов.

На следующем этапе дети переходят от составления символической схемы предложения к самостоятельному составлению плана рассказа с помощью символов – игры «шифровальщики». Для этого логопед зачитывает короткий рассказ по одному предложению. По мере прочтения просит детей подобрать соответствующие картинки, которые тут же прикрепляет к фланелеграфу. Дети по очереди подбирают изображения к содержанию рассказа, затем заменяют их на соответствующие символы, но при этом выясняется, что всем картинкам не хватит места. Тогда логопед предлагает зашифровать не все слова, а только те, которые говорят о главном в предложении. Обычно дети приходят к выводу, что к таким словам относится субъект и объект действия, поэтому чаще схема принимает вид субъектно-объектной модели  предложения. Сказуемое при  этом привязывается к объекту действия.

В дальнейшем работа  символами продолжается но на уровне текста прогнозирование, постановка вопросов, подключение воображения.

Практическое задание «Декодирование предложений»

Для Вас на экране представлены символы, давайте попробуем  догадаться, что они могут означать?

Предлагаю разделиться на две команды. Каждая из команд получит закодированный текст и попробует расшифровать его. Остальным предлагаю оценить правильность выполненного задания.

На сегодняшний день диагностика  уровня сформированности языковой способности еще не закончилась.  Но с уверенностью можно сказать, что 50-60 % воспитанников способны к  самостоятельному выбору ориентировки в языковом материале, соответствующей цели задания; все воспитанники стали восприимчивы к помощи взрослого; согласованность функционирования компонентов языковой способности значительно повысилась.

Департамент образования города Нефтеюганска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД №20»

 

Конспект мастер-класса  на методическом объединении учителей-логопедов и педагогов-психологов

по теме: «Развитие языковой способности в процессе коррекции общего недоразвития речи»

Подготовила:

Шипунова Р.Р.

Слайд 1

Овладение языком, функционально оптимальной речью является условием для социально активной жизни в обществе и поэтому,  имеет важное значение в развитии личности ребенка. Актуальность исследования языковой способности определяется особой ролью языка, обладающего свойством социальной предназначенности в развитии речемыслительной деятельности человека и психического статуса в целом.

Слайд 2

Суть языковой способности заключается в том, что она представляет собой особый род интеллектуальной и речевой активности, направленной на овладение языком как знаково-символической системой и проявляющийся в творческом использовании усвоенных ранее средств языка. Особенность языковой способности в том, что она формируется только в процессе общения взрослого и ребенка в любой совместной деятельности, теснейшим образом связана с особенностями развития высших психических функций.

Замедленный темп развития языковой способности  наиболее сильно отражается на обучаемости детей с общим недоразвитием речи  (по классификации Р.Е.Левиной).

Под коррекционно-логопедической работой в настоящее время принято понимать систему педагогических мероприятий, направленных на исправление  отклонений и нарушений речевого и психического развития; оптимизацию процесса и результатов коррекционно-логопедической работы.

            В данной технологии используется подход к совершенствованию коррекционно-логопедической работы с дошкольниками старшего возраста, опирающийся на развитие языковой способности.

Слайд 3

Под языковой способностью понимают систему ориентировочных действий в языковом материале, направленную на улавливание регулярности и продуктивности языковых явлений.

У детей с ОНР нарушены сами задатки к развертыванию языковой способности, как на уровне формирования языковой установки, так и на уровне становления системы языковых ориентировок. Однако специфика работы с дошкольниками такова, что ресурсы для развития у них языковой способности у них есть. Необходимо только учитывать особенности речевого нарушения: наличие моторного или сенсорного компонента, осложненной или неосложненной формы общего недоразвития.

Слайд 4

Данная технология коррекционно-логопедической работы ориентирована на формирование опыта языковых обобщений и противопоставлений в процессе интеграции линий развития языковой и интеллектуальной способностей воспитанников и формирование  ориентировок на уровне  фразы, текста.

Предлагаю рассмотреть подробнее систему работы над развитием языковой способности в старшей группе. Цель работы на данном этапе: формировать механизмы компенсации речевого дефекта за счет ресурсных возможностей языковой способности.

Задачи:

  1. Формировать:
  • опыт языковых обобщений и противопоставлений
  • компенсационные ориентировки на уровне текста
  • психоречевую готовность к школе, как результат интеграции языковой, интеллектуальной и коммуникативной способностей
  1. Развивать знаково-символическую деятельность на основе системы языковых и интеллектуальных ориентировок

Практика показывает, что контингент детей с речевыми нарушениями подбирается неоднородный, очень часто встречаются комбинированные нарушения  (речи и интеллекта или  поведения, речи и слуха, зрения).  Поэтому при  организации занятий необходимо правильно распределить соотношение между обязательным и дополнительным речевым материалом. Распределение  речевого материала должно опираться не на количество фонетических, грамматических или лексических ошибок в речи детей, а на стадию развития их речи (по Н.С.Жуковой) и языковой способности. Обязательный для усвоения материал должен содержать в себе потенциальную возможность, чтобы ребенок научился ориентироваться на значение и смысл предложно-падежных конструкций, правильно употреблять их и замечать ошибки в своей речи и речи сверстника. Дополнительный материал должен создавать условия для учета  стратегии овладения языком и переноса усвоенных речевых умений и навыков на трудный для усвоения материал.

Вопросы разделения материала на основной и дополнительный тесно связаны с планированием. Эти  проблемы можно решить через введение системы занятий, интегрирующих разные разделы логопедической работы:

Слайд 5

1 вид решение вопросов формирования лексико-грамматических представлений+ правильного звукопроизношения; формирование лексико-грамматических представлений + обучение грамоте.

2 вид обучение грамоте+ формирование правильного звукопроизношения+ развитие связной речи (отработка на уровне текста или предложения)

Это с точки зрения содержания.

Слайд 6

С точки зрения организационных форм:

- занятия – викторины, предполагающие повторение и закрепление речевых умений  и развитие их познавательных способностей

-  комплексные занятия с внесением игровых сюжетных ситуаций, направленные на изучение нового материала

- подгрупповые занятия – «открытия», связанные с усвоением детьми новых знаний  через организацию их самостоятельной познавательно-поисковой деятельности, приобретение опыта наблюдений, рассуждений.

- занятия – «загадки», предусматривающие не только расширение имеющихся знаний, но и приобретение новых, формирование умений применять их в других условиях через создание специальных проблемных ситуаций, активизацию навыков связной речи и развитие познавательных способностей.

Предлагаю подробнее остановится на некоторых методах коррекционно-логопедической работы, относящихся к разделу «развитие знаково-символической деятельности на основе языковых  и интеллектуальных ориентировок.

Слайд 7

Подготовительный  этап

  • Создание речевой мотивации  (потребности и желания говорить красиво и понятно для всех)
  • Уточнение структуры предложения
  • «Комментированное рисование»
  • Анализ эмоционального состояния другого человека – подбор пиктограммы

Обучение мнемическим приемам запоминания с помощью символов и  подбора ассоциаций.

Чтобы облегчить запоминание, детям разрешается самостоятельно подобрать картинки как- то связанные с заданными:

- по форме (тропинка – лента)

- по цвету ( цыпленок – солнце)

- по величине (дом – слон)

- по части – целому (дерево - лес)

- по роду – виду (диван – мебель)

- по месту расположения ( море – берег)

- по времени действия ( санки – снеговик

Слайд 8

В дальнейшем можно использовать метод гирлянд и ассоциаций. Отталкиваясь от исходного слова, дети с помощью педагога составляют цепочку слов (с опорой на предметные картинки). Каждая новая  ассоциация подбирается уже не к первому слову, а к последнему. Затем детей просят посмотреть на пассажиров поезда и запомнить их. После этого логопед заменяет одну из картинок на символ и просит угадать, кто или что спряталось в этом вагончике. Благодаря тому, что соседние картинки способствуют быстрому восстановлению ассоциативных связей, воспитанники  сразу припоминают заданное слово.

Формирование навыков кодирования и декодирования предложений.

Слайд 9

 слова – предметы

Слайд 10

Постепенно дети привыкают, что знакомые символы обозначают не только подлежащее и дополнение, но и сказуемое и определение.

Например, изображение ног ассоциируется с движением персонажа; изображение колеса  - с ездой на машине или велосипеде, подушки – сном, ложки – принятием пищи и пр.

Слайд 11

 использование символов позволяет зашифровать весь рассказ в виде схемы, которую дети составляют по одному предложению.

«Фразовый конструктор» - помогает усвоить структуру фразы, научить детей кодировать составленные предложения

Составление плана рассказа с помощью символов.

Слайд 12

На следующем этапе дети переходят от составления символической схемы предложения к самостоятельному составлению плана рассказа с помощью символов – игры «шифровальщики». Для этого логопед зачитывает короткий рассказ по одному предложению. По мере прочтения просит детей подобрать соответствующие картинки, которые тут же прикрепляет к фланелеграфу. Дети по очереди подбирают изображения к содержанию рассказа, затем заменяют их на соответствующие символы, но при этом выясняется, что всем картинкам не хватит места. Тогда логопед предлагает зашифровать не все слова, а только те, которые говорят о главном в предложении.

В дальнейшем работа  символами продолжается но на уровне текста прогнозирование, постановка вопросов, подключение воображения.

Слайд 13

Практическое задание «Декодирование предложений»

Для Вас на экране представлены символы, давайте попробуем  догадаться, что они могут означать?

Предлагаю разделиться на две команды. Каждая из команд получит закодированный текст и попробует расшифровать его. Остальным предлагаю оценить правильность выполненного задания.

Слайд 14 – 1 подгруппа

Слайд 15 – 2 подгруппа

Слайд 16 – используемая литература


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие языковых способностей старших дошкольников в процессе коррекции общего недоразвития речи 3 уровня»

Слайд 2

Языковая способность Формируются только в процессе общения взрослого и ребенка в любой совместной деятельности Связаны с особенностями развития высших психических функций Определяют трудности в усвоении человеческой культуры

Слайд 3

Языковая способность Система ориентировочных действий в языковом материале, направленная на улавливание регулярности и продуктивности языковых явлений Особый вид интеллектуальной и речевой активности, направленной на овладение языком как знаково-символической системой и проявляющейся в творческом использовании усвоенных ранее средств языка

Слайд 4

Цель работы на данном этапе: формировать механизмы компенсации речевого дефекта за счет ресурсных возможностей языковой способности. Задачи: 1. Формировать : опыт языковых обобщений и противопоставлений компенсационные ориентировки на уровне текста психоречевую готовность к школе, как результат интеграции языковой, интеллектуальной и коммуникативной способностей 2. Развивать знаково-символическую деятельность на основе системы языковых и интеллектуальных ориентировок

Слайд 5

Система, интегрирующая разные разделы логопедической работы 1 вид формирования лексико-грамматических представлений+ правильного звукопроизношения; формирование лексико-грамматических представлений + обучение грамоте. 2 вид обучение грамоте+ формирование правильного звукопроизношения+ развитие связной речи (отработка на уровне текста или предложения)

Слайд 6

Организационные формы: занятия , предполагающие повторение и закрепление речевых умений детей и развитие их познавательных способностей с внесением игровых сюжетных ситуаций. занятия – «открытия», связанные с усвоением детьми новых знаний через организацию их самостоятельной познавательно-поисковой деятельности занятия – «загадки», предусматривающие не только расширение имеющихся знаний, но и формирование умений применять их в других условиях через создание специальных проблемных ситуаций.

Слайд 7

Подготовительный этап Создание речевой мотивации (потребности и желания говорить красиво и понятно для всех ) «Комментированное рисование» Анализ эмоционального состояния другого человека – подбор пиктограммы Обучение мнемическим приемам запоминания с помощью символов и подбора ассоциаций

Слайд 8

Метод гирлянд и ассоциаций

Слайд 9

Формирование навыков кодирования предложений

Слайд 10

Формирование навыков кодирования предложений

Слайд 11

«Фразовый конструктор»

Слайд 12

Составление плана рассказа с помощью символов «Наступила зима» «Зимние забавы»

Слайд 14

Формирование навыков декодирования предложений

Слайд 15

Формирование навыков декодирования предложений

Слайд 16

Используемая литература


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования в логопедической работе как основы развития умственных способностей детей с общим недоразвитием речи

представлена попытка систематизации работы по наглядному моделированию в логопедической практике по преодолению ОНР у дошкольников на основе анализа сущности и способов моделирования речевых проявлени...

Особенности процесса подготовки к обучению грамоте детей 6-летнего возраста без проблем речевого развития и их сверстников с общим недоразвитием речи III уровня

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Подготовка к обучению грамоте  имеет большое значение в коррекционно...

Логопедический проект «Развитие языковых способностей старших дошкольников в процессе коррекции ОНР 3 уровня»

В данном проекте используется подход к совершенствованию коррекционно-развивающей работы с дошкольниками старшего возраста, опирающийся на развитие языковой способности....

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Как,   используя  методы обучения, которые должны способствовать развитию творческого характера мыслительной деятельности,   добиться развивающего эффекта обучения и воспитания?  Э...

Статья "Организация теоретического исследования по проблеме формирования умений составлять рассказы-рассуждения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня в процессе проектной деятельности"

quot;Организация теоретического исследования по проблеме формированияумений составлять рассказы-рассуждения у детей старшегодошкольного возраста с общим недоразвитием речи Ⅲ уровня впроцессе проектно...

Нетрадиционное рисование в технике "Пуантилизм" как средство развития творческих способностей детей с общим недоразвитием речи.

Представлен опыт работы по художественно -эстетическому развитию,средствами технологии "Пуантилизм".Раскрыты: этапы,средства,представлены детские работы в данной технике....