Синквейн - новая технология в развитии речи дошкольников
презентация к уроку по логопедии на тему

Тищенко Ольга Юрьевна

Работая с детьми дошкольного возраста с ОНР, я искала такие методы и приемы работы, которые совершенствовали бы мыслительные способности дошкольников с нарушением речи. Мышление, как и другие качества ума, можно развивать. Поэтому я в своей работе стала использовать метод дидактического синквейна в форме игры. Эта технология не требует особых условий для использования и в отличие от составления рассказа, нужно меньше времени, но синквейн имеет более жёсткие рамки по форме изложения,а также органично вписывается в работу по развитию лексико–грамматических категорий,согласно программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной

Синквейн — слово французское, в переводе означает «нерифмованное стихотворение из пяти строк».Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку)танка. Это маленькие стихи, состоящие из трёх или пяти строк без рифмы, в которых должно быть определенное количество слогов. Они лирические, отличающиеся краткостью, каждое слово несёт огромную информацию и эмоциональную окраску. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и развития речи.

Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. находить в большом потоке информации  самые главные и существенные признаки,  формулировать свои высказывания, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, обобщать.  Основная задача синквейна - научиться мыслить максимально емко, при этом необходимо  уметь кратко и понятно выражать свои мысли. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл синквейн288.52 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников Подготовила учитель-логопед ГБДОУ № 22 Московского района Тищенко О.Ю. Санкт-Петербург 2014г.

Слайд 2

«Кто ясно мыслит – тот ясно излагает» Античная поговорка

Слайд 4

Синквейн – стихотворение без рифмы из пяти строк Аделаида Крэпси Хоку, хайку(17 слогов), танка (31 слог) В России – с 1997 года

Слайд 6

Алгоритм синквейна для детей, которые не читают: 1. 2. 3. 4. . 5.

Слайд 7

1. 2. 3. 4. 5.

Слайд 8

Последовательность работы: Подбор слов-предметов. Дифференциация «живой» - «неживой» предмет. Постановка соответствующих вопросов(графическое изображение). Подбор слов-действий, которые производит данный объект. Постановка соответствующих вопросов (графическое изображение). Дифференциация понятий «слова – предметы» и «слова – действия». Подбор слов – признаков к объекту. Постановка соответствующих вопросов (графическое изображение). Дифференциация понятий «слова – предметы», «слова – действия» и «слова - признаки». Работа над структурой и грамматическим оформлением предложения. («слова – предметы» + «слова – действия» , («слова – предметы» + «слова – действия» + «слова - признаки».)

Слайд 9

Варианты работы: Составление синквейна - загадки

Слайд 10

Составление краткого рассказа по готовому синквейну ( с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна)

Слайд 11

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части

Слайд 12

Составление синквейна по прослушанному рассказу

Слайд 13

(+++) - изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению; - отрабатываются знания о частях речи, о предложении; - дети учатся соблюдать интонацию; - значительно активизируется словарный запас ; - совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов; - активизируется и развивается мыслительная деятельность; - совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу; - дети учатся определять грамматическую основу предложений…