Организованная образовательная деятельность для детей старшего возраста группы компенсирующей направленности (ЗПР) по лексической теме «Осень. Деревья».
план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) на тему

Панина Татьяна Алексеевна

уточнить знания детей о деревьях осенью, выделять их характерные и отличительные признаки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevya.docx19.05 КБ

Предварительный просмотр:

Организованная образовательная деятельность для детей старшего возраста группы компенсирующей направленности (ЗПР) по лексической теме «Осень. Деревья».

Цель: Расширить и уточнить знания детей о деревьях осенью, выделять их характерные и отличительные признаки.

Коррекционно-образовательные задачи:

- закрепить знания детей об осени, ее признаках.

- совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных множественного числа от существительных единственного числа, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными).

- развивать связную речь детей (умение составлять рассказ по плану), диалогическое общение с педагогом.

Коррекционно-развивающие задачи:

- развивать произвольное внимание, память, логическое мышление;

- развивать координацию речи с движением, мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- воспитывать у детей интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.

Предварительная работа: Экскурсия по территории детского сада; рассматривание листьев и различение их по величине, форме, окраске;             сбор листьев и плодов для гербария; дидактические игры  «Угадай дерево по описанию», «Назови, от какого дерева листья»,  «Какого дерева не стало», «Четвертый лишний», «Выложи строение дерева».

Оборудование: предметные картинки с деревьями (дуб, береза, рябина, клен, ель, сосна);  их листьями и плодами (желуди, еловые и сосновые шишки, березовые сережки, ягоды рябины, семена клена);  картинки опоры («солнце», черная длинная и короткая желтая полоски, желтый лист, зонт, птицы летящие клином, люди).

Раздаточный материал: натуральные листья и плоды деревьев, собранные детьми во время прогулок;  счетные палочки.

ООД.

Организационный момент.

Дефектолог: Ребята, отгадайте загадку.

                        «Стали дни короче,

                          Длинней стали ночи

                          Урожай собирают.

                          Когда это бывает?»      (Осенью)

         

                  (Слайд №1 «Золотая осень»)

Дефектолог: А какое сейчас время года?   (Осень)

Назовите признаки осени? ( Показ картинки – опоры)

      (Дети с помощью картинок – опор называют признаки осени.)

 

1. Солнце греет меньше. (Солнце)

2. День становится короче, а ночь – длиннее. (Короткая желтая и длинная черная полоски и символы дня и ночи)

3. Часто идут дожди. (Зонт)

4. Начали желтеть и опадать листья. (Желтый лит)

5. Птицы улетают в теплые края, на юг. (Птицы летящие клином)

6. Люди надели куртки, шапки и ботинки. (Люди)

Дефектолог: Осень прислала нам картинки осенних деревьев. Давайте посмотрим и узнаем,  какие деревья растут в ее осеннем лесу.                   (Показ деревьев – картинок на  ковролине).

 

Дефектолог: Ребята, осень предлагает поиграть в игр «Один и много». Вы согласны поиграть?  (Да)

       

                    (Слайд №2   Игра «Один – много» )        

         Береза – березы                              Рябина – рябины

         Дуб – дубы                                     Сосна – сосны

         Клен – клены                                  Ель – ели

Дефектолог: Деревья очищают воздух, которым мы дышим. Их плодами и семенами питаются птицы и животные, поэтому нельзя ломать деревья. Осенью люди сажают молодые деревья. Убирают опавшую листву. Окапывают и подкармливают деревья.

               

              (Слайд №3 «Лиственные и хвойные деревья»)

Дефектолог: Посмотрите, среди этих деревьев два дерева не похожи на другие.  Что это за деревья? (Сосна и ель)

Чем они отличаются от других деревьев?  (Ответы детей)

Береза, дуб, клен, рябина – осенью желтеют и роняют листья – это какие деревья? (Лиственные деревья).

А сосна и ель всегда зеленые и на ветках у них иголки – это какие деревья? (Хвойные деревья).

Игра «Лиственные или хвойные»

(Дифференциация: лиственные или хвойные деревья)

Дефектолог: Разложите картинки с изображением лиственных деревьев, а теперь хвойных.   (Дети выполняют самостоятельно)

Молодцы! Мы научились различать лиственные и хвойные деревья.

Игра «Назови части дерева»

Дефектолог: Посмотрите внимательно и расскажите, какие части дерева вы знаете. (Ответы детей)

Верно! У всех деревьев есть корни, ствол, ветки, листья и плоды.

А какие части бывают разные?  (Листья и плоды)

Осени очень нравится, когда о ней много знают.

Она прислала нам коробку, а что в ней лежит, мы сейчас отгадаем.

               

Игра «Угадай, с какого дерева лист и плод»

(В коробке лежат листья деревьев. Каждый ребенок с закрытыми глазами достает лист, называет его и прикрепляет на нужное дерево).

          Это лист с рябины – рябиновый лист

          Это лист с березы -  березовый лист

          Это лист от клена – кленовый лист  

          Это лист с дуба – дубовый лист

          Это шишка с ели – еловая шишка

          Это шишка с сосны – сосновая шишка

Дефектолог: Ай, да молодцы! Отгадали все листочки и плоды.

А теперь Осень хочет узнать, какие вы внимательные. Она приготовила для вас очень сложное задание.

Игра «Кто внимательный»

Дефектолог: Разложите плоды так, чтобы шишка оказалась между желудем и рябиной.  (Дети выполняют)

Какой плод оказался справа от шишки?

А какой плод слева?

Молодцы! Какие у меня все внимательные.

Осень любит и играть, давайте поиграем с нашими пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Листья»

Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают кулачки)

Будем листья собирать. (Загибают пальчики, начиная с большого)

Листья березы,

Листья рябины,

Листья клена, листья ели,

Листья дуба мы соберем,

Букет маме отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками)

                                                                    Н. Нищева

Дефектолог: Осень любит свои деревья. Давайте назовем их ласково.

                                     

                                  Игра «Назови ласково»

Береза – березонька                                     Дуб – дубок

Рябина - рябинка                                          Клен – кленок        

Сосна – сосенка                                            Ель   -  елочка

Дефектолог: Еще для нас Осень приготовила задание – дорисовать вторую половинку листочка и назвать, на каком дереве он растет?

(Дети самостоятельно дорисовывают вторую половинку листочка).    

 

Игра «На каком дереве растет листок?»

Лист березовый – на березе

Лист рябиновый – на рябине

Лист кленовый – на клене

Лист дубовый – на дубе

Иголки еловые – на ели

Иголки сосновые – на сосне

 

Дефектолог: Есть у осени для вас еще игра

                        Внимательно смотрите

                        Без промедления сейчас

                        Чего не стало, назовите.

                             (Слайд №4  Игра «Чего не стало?»)

(Дети по очереди называют листочек, которого не стало: «Не стало березового листочка» и т.д.)

         

Дефектолог: Ребята, давайте порадуем осень. Выложим для нее елочки из счетных палочек.

            Игра «Выложи по схеме елочку из счетных палочек»

(У каждого ребенка на столе лежит схема с изображением елочки.

Дети самостоятельно выкладывают).

Дефектолог: Молодцы! Давайте для Осени составим описательный рассказ о березе.

Составление описательного рассказа о деревьях по плану.

1. Что это?

2. Из каких частей состоит дерево?

3. Как называются плоды?

4. Какое это дерево (лиственное или хвойное)?

5.Почему?

(Дети составляют рассказ–описание дерева)

«Это береза. У нее есть корень, ствол, ветки, листья. Плоды березы – сережки. Это лиственное дерево. Листья березы весной и летом зеленые, а осенью – желтые, красные»

Итог: Какие деревья мы сегодня рассматривали?  (Лиственные и хвойные)

Какую пользу приносят деревья?  (Они очищают воздух. Их плодами и семенами питаются птицы и животные).