Главные вкладки

    Организованная образовательная деятельность для детей старшего возраста группы компенсирующей направленности (ЗПР) по лексической теме «Осень. Деревья».
    план-конспект занятия (логопедия, старшая группа) на тему

    Панина Татьяна Алексеевна

    уточнить знания детей о деревьях осенью, выделять их характерные и отличительные признаки

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл derevya.docx19.05 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организованная образовательная деятельность для детей старшего возраста группы компенсирующей направленности (ЗПР) по лексической теме «Осень. Деревья».

    Цель: Расширить и уточнить знания детей о деревьях осенью, выделять их характерные и отличительные признаки.

    Коррекционно-образовательные задачи:

    - закрепить знания детей об осени, ее признаках.

    - совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных множественного числа от существительных единственного числа, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными).

    - развивать связную речь детей (умение составлять рассказ по плану), диалогическое общение с педагогом.

    Коррекционно-развивающие задачи:

    - развивать произвольное внимание, память, логическое мышление;

    - развивать координацию речи с движением, мелкую моторику рук.

    Коррекционно-воспитательные задачи:

    - воспитывать у детей интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней.

    Предварительная работа: Экскурсия по территории детского сада; рассматривание листьев и различение их по величине, форме, окраске;             сбор листьев и плодов для гербария; дидактические игры  «Угадай дерево по описанию», «Назови, от какого дерева листья»,  «Какого дерева не стало», «Четвертый лишний», «Выложи строение дерева».

    Оборудование: предметные картинки с деревьями (дуб, береза, рябина, клен, ель, сосна);  их листьями и плодами (желуди, еловые и сосновые шишки, березовые сережки, ягоды рябины, семена клена);  картинки опоры («солнце», черная длинная и короткая желтая полоски, желтый лист, зонт, птицы летящие клином, люди).

    Раздаточный материал: натуральные листья и плоды деревьев, собранные детьми во время прогулок;  счетные палочки.

    ООД.

    Организационный момент.

    Дефектолог: Ребята, отгадайте загадку.

                            «Стали дни короче,

                              Длинней стали ночи

                              Урожай собирают.

                              Когда это бывает?»      (Осенью)

             

                      (Слайд №1 «Золотая осень»)

    Дефектолог: А какое сейчас время года?   (Осень)

    Назовите признаки осени? ( Показ картинки – опоры)

          (Дети с помощью картинок – опор называют признаки осени.)

     

    1. Солнце греет меньше. (Солнце)

    2. День становится короче, а ночь – длиннее. (Короткая желтая и длинная черная полоски и символы дня и ночи)

    3. Часто идут дожди. (Зонт)

    4. Начали желтеть и опадать листья. (Желтый лит)

    5. Птицы улетают в теплые края, на юг. (Птицы летящие клином)

    6. Люди надели куртки, шапки и ботинки. (Люди)

    Дефектолог: Осень прислала нам картинки осенних деревьев. Давайте посмотрим и узнаем,  какие деревья растут в ее осеннем лесу.                   (Показ деревьев – картинок на  ковролине).

     

    Дефектолог: Ребята, осень предлагает поиграть в игр «Один и много». Вы согласны поиграть?  (Да)

           

                        (Слайд №2   Игра «Один – много» )        

             Береза – березы                              Рябина – рябины

             Дуб – дубы                                     Сосна – сосны

             Клен – клены                                  Ель – ели

    Дефектолог: Деревья очищают воздух, которым мы дышим. Их плодами и семенами питаются птицы и животные, поэтому нельзя ломать деревья. Осенью люди сажают молодые деревья. Убирают опавшую листву. Окапывают и подкармливают деревья.

                   

                  (Слайд №3 «Лиственные и хвойные деревья»)

    Дефектолог: Посмотрите, среди этих деревьев два дерева не похожи на другие.  Что это за деревья? (Сосна и ель)

    Чем они отличаются от других деревьев?  (Ответы детей)

    Береза, дуб, клен, рябина – осенью желтеют и роняют листья – это какие деревья? (Лиственные деревья).

    А сосна и ель всегда зеленые и на ветках у них иголки – это какие деревья? (Хвойные деревья).

    Игра «Лиственные или хвойные»

    (Дифференциация: лиственные или хвойные деревья)

    Дефектолог: Разложите картинки с изображением лиственных деревьев, а теперь хвойных.   (Дети выполняют самостоятельно)

    Молодцы! Мы научились различать лиственные и хвойные деревья.

    Игра «Назови части дерева»

    Дефектолог: Посмотрите внимательно и расскажите, какие части дерева вы знаете. (Ответы детей)

    Верно! У всех деревьев есть корни, ствол, ветки, листья и плоды.

    А какие части бывают разные?  (Листья и плоды)

    Осени очень нравится, когда о ней много знают.

    Она прислала нам коробку, а что в ней лежит, мы сейчас отгадаем.

                   

    Игра «Угадай, с какого дерева лист и плод»

    (В коробке лежат листья деревьев. Каждый ребенок с закрытыми глазами достает лист, называет его и прикрепляет на нужное дерево).

              Это лист с рябины – рябиновый лист

              Это лист с березы -  березовый лист

              Это лист от клена – кленовый лист  

              Это лист с дуба – дубовый лист

              Это шишка с ели – еловая шишка

              Это шишка с сосны – сосновая шишка

    Дефектолог: Ай, да молодцы! Отгадали все листочки и плоды.

    А теперь Осень хочет узнать, какие вы внимательные. Она приготовила для вас очень сложное задание.

    Игра «Кто внимательный»

    Дефектолог: Разложите плоды так, чтобы шишка оказалась между желудем и рябиной.  (Дети выполняют)

    Какой плод оказался справа от шишки?

    А какой плод слева?

    Молодцы! Какие у меня все внимательные.

    Осень любит и играть, давайте поиграем с нашими пальчиками.

    Пальчиковая гимнастика «Листья»

    Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают и разжимают кулачки)

    Будем листья собирать. (Загибают пальчики, начиная с большого)

    Листья березы,

    Листья рябины,

    Листья клена, листья ели,

    Листья дуба мы соберем,

    Букет маме отнесем. («Шагают» по столу средним и указательным пальчиками)

                                                                        Н. Нищева

    Дефектолог: Осень любит свои деревья. Давайте назовем их ласково.

                                         

                                      Игра «Назови ласково»

    Береза – березонька                                     Дуб – дубок

    Рябина - рябинка                                          Клен – кленок        

    Сосна – сосенка                                            Ель   -  елочка

    Дефектолог: Еще для нас Осень приготовила задание – дорисовать вторую половинку листочка и назвать, на каком дереве он растет?

    (Дети самостоятельно дорисовывают вторую половинку листочка).    

     

    Игра «На каком дереве растет листок?»

    Лист березовый – на березе

    Лист рябиновый – на рябине

    Лист кленовый – на клене

    Лист дубовый – на дубе

    Иголки еловые – на ели

    Иголки сосновые – на сосне

     

    Дефектолог: Есть у осени для вас еще игра

                            Внимательно смотрите

                            Без промедления сейчас

                            Чего не стало, назовите.

                                 (Слайд №4  Игра «Чего не стало?»)

    (Дети по очереди называют листочек, которого не стало: «Не стало березового листочка» и т.д.)

             

    Дефектолог: Ребята, давайте порадуем осень. Выложим для нее елочки из счетных палочек.

                Игра «Выложи по схеме елочку из счетных палочек»

    (У каждого ребенка на столе лежит схема с изображением елочки.

    Дети самостоятельно выкладывают).

    Дефектолог: Молодцы! Давайте для Осени составим описательный рассказ о березе.

    Составление описательного рассказа о деревьях по плану.

    1. Что это?

    2. Из каких частей состоит дерево?

    3. Как называются плоды?

    4. Какое это дерево (лиственное или хвойное)?

    5.Почему?

    (Дети составляют рассказ–описание дерева)

    «Это береза. У нее есть корень, ствол, ветки, листья. Плоды березы – сережки. Это лиственное дерево. Листья березы весной и летом зеленые, а осенью – желтые, красные»

    Итог: Какие деревья мы сегодня рассматривали?  (Лиственные и хвойные)

    Какую пользу приносят деревья?  (Они очищают воздух. Их плодами и семенами питаются птицы и животные).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно-методическое пособие комплексного планирования лексических тем "Домашние животные","Насекомые"для детей старшего возраста групп компенсирующей направленности для детей с ТНР

    Разработка двух  комплексно -тематических лексических тем: "Домашние животные", "Насекомые" для детей старшеко дошкольного возраста, посещающих группы компенсирующей направленности с тяжелыми нар...

    План-конспект непосредственно организованной деятельности по развитию лексико-грамматических процессов с использованием су-джок массажеров для детей старшего возраста группы компенсирующей направленности «Лес. Грибы»

    Коррекционно-образовательные цели:Закрепление представ­лений о лесе и растениях, произрастающих в лесу. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы» (лес, гриб, ножка, шляпка, боровик, ...

    Организованная образовательная деятельность для детей подготовительного возраста группы компенсирующей направленности (ЗПР) Образовательная область «Познание» «Дикие животные и их детеныши»

    Организованная образовательная деятельностьдля детей подготовительного возрастагруппы компенсирующей направленности (ЗПР)Образовательная область «Познание»«Дикие животные и их детены...

    Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (дети с ОНР) Тема: «Пчелка Майя»

    Конспект ООД по развитию грамматического строя и связной речи у детей с ОНР по лексической теме "Насекомые"....

    Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (дети с ОНР) Тема: Звуки «Р» – «Р’»

    Итоговое открытое занятие с детьми для родителей подводит итог проведенной коррекционной  работы. Дети в ходе игр и упражнений показывают полученные ими умения и знания.  ООД заканчивается д...

    План - конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. «Мир профессий».

    План - конспектнепосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР. Подготовила воспитатель Семенова Г.П. Тема: «Мир...