Необычные артикуляционные упражнения
методическая разработка по логопедии (средняя группа) по теме

Ильина Евгения Владимировна

     В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я использую нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neobychnye_artikulyatsionnye_uprazhneniya.docx14.94 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

Упражнения с шариком


       Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.


1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.


2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).


3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.


4. Язык – «чашечка», цель: поймать шарик в «чашечку».


5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, «выплевывая» его.


6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.


7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.


       Примечание: во время работы взрослый удерживает веревку в руке, а шарик с веревочкой после каждого артикуляционного упражнения тщательно промывать теплой водой с мылом.

Упражнения с ложкой


1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.


3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.


4. Язык – «лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.


5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.


6. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.


7. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.


8. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).


9. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.


Упражнения для губ, языка и челюстей с бинтом


       Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры: длина 25-30 см, ширина 4-5 см.


1. Сомкнутые и затянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ.
Выполняется в течение 10-15 секунд.


2. Это упражнение выполняется так же, как и в упражнении 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно.
Выполняется 10 раз.


3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в правый 
угол, далее, наоборот, из правого угла в правый и т.д.
Выполняется 10 раз.

4.Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами, попеременно то левыми, то правыми.
Выполняется 10 раз.


5. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд.
Зажим - расслабление чередуются 10-15 раз.


8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме «лопатки».

Упражнения для языка с водой
"Не расплескай воду"


1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.

2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система артикуляционных упражнений для развития артикуляционной праксиса у детей с дизартрией (по Е.Ф.Архиповой)

Для практического применения предлагаем:16 артикуляционных упражнений, выполняемых с функциональной нагрузкой1.  «Забор».Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы. М...

Артикуляционные упражнения, как средство подготовки артикуляционного аппарата к овладению правильным звукопроизношением.

В данной методической разработке дается характеристика артикуляционным упражнениям, методические рекомендации к их выполнению. Также представлены комплексы основных артикуляционных упражнений и упражн...

Необычные артикуляционные упражнения для детей

Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием,потому что все упражнения делаются со сладостями!...

Артикуляционная гимнастика в детском саду. Картотека артикуляционных упражнений

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20143018","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Артикуляционная гимнастика — это комплекс специальных упражнений для развития речевых...

Картотека артикуляционных упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза

В данной подборке предлагаются комплексы упражнений для выработки артикуляционных укладов звуков позднего онтогенеза....

консультация «Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков»

Консультация "Методика проведения артикуляционной гимнастики. Знакомство с комплексами артикуляционных упражнений для различных групп звуков"...

Картотека "Логоритмические песенки для запуска речи"_"Дыхательные упражнения_"Скороговорки-чистоговорки"_Музыльно-ритмические игры упражнения_Пальчиковые игры_Артикуляционые упражнения

Картотека содержит в себе пособия по здововьесберегающему направению и материалы по эмоциональному развитию и воспириятию музыки, логоритмические  песенки для запуска речи,  пальчиковую гимн...