Доклад "Куклотерапия"
материал (логопедия, подготовительная группа) по теме

Доклад "Куклотерапия" был подготовлен для выступления на семинаре "Социально-психологическое благополучие ребенка" для воспитателей детского сада в марте месяце.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-_kukloterapiya_-_kopiya.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Люди издавна наделяли кукол мистическими свойствами. Их часто использовали в магических целях для изгнания болезней, создания оберегов, скрытого влияния на человека. На Руси тряпичную куклу дарили  новорожденному для защиты от нечистой силы, невесте, покидающей дом, матери от бесплодия. Куклу клали в постель роженице для облегчения родов. И, конечно же, кукла во все времена была любимой детской игрушкой.

КУКЛОТЕРАПИЯ – метод психологической помощи детям, подросткам и их семьям, заключающийся в коррекции их поведения посредством кукольного театра, разработанный детскими психологами И.Я. Медведевой и Т.Л. Шишовой. В 1990 году Ирина Яковлевна Медведева и Татьяна Львовна Шишова разработали метод лечения детей-невротиков, который назвали драматической психоэлевацией. Методика драматической психоэлевации – это комплексное воздействие на детей-невротиков с помощью разнообразных театральных приемов: этюдов, игр, специально заданных ситуаций.

Данный метод призван помочь в устранении болезненных переживаний у детей, укреплять их психическое здоровье, улучшать социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешать конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. В соответствии с данным методом с любимым для ребенка персонажем разыгрывается в лицах история, связанная с травмирующей его ситуацией.

В куклотерапии применяются разнообразные куклы: от отдельно взятых персонажей до представителей многочисленных видов театральных кукол (куклы-марионетки, пальчиковые, варежковые, плоскостные, ростовые и многие другие).

Куклотерапию разные исследователи относят к различным методам психотерапевтического воздействия: к психодраме (И.Я. Медведева, Т.Л.Шишова),игротерапии (Тащева А.,Гриднева С.), арт-терапии (Денисова Г., Лебедева Л,), либо выделяют ее в отдельный метод.

Выделяют следующие функции куклотерапии:

-коммуникативная - формирование эмоционального контакта детей в коллективе;

-релаксационная – снятие эмоционального перенапряжения;

-воспитательная – психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

развивающая – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;

обучающая – обогащение информацией об окружающем мире.

Куклотерапия  может применяться в различных формах. Одной из самых действенных форм работы считается «кукольный театр». Особенно хорошо этот метод работает с детьми. «Спектакль» может разыгрываться как в группе, так и при индивидуальной работе. Сюжет может быть специально написан для данной ситуации или подобран из известных пьес и сказок, подходящих  по содержанию.

Всякая куклотерапия проходит  три этапа:

Первый этап (первое занятие) - изготовление (пошив) куклы.

Второй этап (второе занятие) – обучение «вождению» куклы (кукольная аэробика под руководством тренера-ведущего, что-то типа: «Куклы сели, куклы встали, куклы поклонились»), церемония «оживления» куклы, вообще знакомство со своей куклой…

Третий этап (все последующие занятия) – собственно, сказкотерапия с помощью кукол. Постановка мини-спектакля, рассказывание сказки при помощи куклы, выполнение сложных сюжетных заданий ведущего с помощью кукол и т.п.

Какой же этап  считается самым важным здесь, в куклотерапии? Вы удивитесь – но самый важный этап куклотерапии – это первый этап. Ибо нет ничего важнее самого процесса изготовления куклы  этого процесса творения новой жизни, пусть и сказочной.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КУКЛОТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ.

Итак, куклотерапия – это метод лечения с помощью кукол, основанный на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. В качестве основного приема коррекционного воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, логопеда, воспитателя, родителя).

Куклотерапия широко используется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, при коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, в развитии речи, а также для работы с детьми, имеющими эмоциональную травму. Любимая игрушка «участвует» в постановке спектакля, сюжет которого является травмирующем для ребенка, попадает в страшную историю и успешно с ней справляется. По мере разворачивания сюжета, эмоциональное напряжение ребенка нарастает и, достигнув максимума, сменяется бурными поведенческими реакциями (плач, смех и др.) и снятием нервно-психического напряжения. Очень важно, чтобы в театрализованной игре было начало, кульминация (когда герою угрожает что-либо) и развязка (герой побеждает). Конец  всегда должен быть позитивным.

А.Ю.Татаринцева предлагает использовать перчаточные куклы в работе логопеда. Встреча с перчаточной куклой  приводит ребенка за ширму, которая позволяет спрятаться и раскрыться. Так, даже если он боится говорить, заикается и краснеет, за ширмой он успокаивается. И начинает говорить увереннее, ведь это же не он говорит, а его герой. В кукольном театре очень важно развитие речи. Артист должен помнить текст, вовремя произнести его одновременно с движением куклы, и при этом передать эмоции.

И.Г.Выгодная, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская предложили еще в 1984 году использовать перчаточные куклы с детьми для устранения заикания. В основе этого подхода лежат данные нейропсихологических исследований, согласно которым активная речь ребенка во многом зависит от развития тонкой моторики, поэтому многообразные движения пальцев руки при работе с куклой способствуют упорядочению и согласованности речи заикающегося ребенка. Этим и обусловлено применение ручных кукол для устранения  заикания. Замечание, сделанное не ребенку, а его кукле, позволяет логопеду незаметно исправлять запинки заикающихся. Например, он может обратиться к кукле: «Буратино, ты очень быстро говорил,  мы ничего не поняли. Петя, научи его говорить спокойно и понятно». И ребенок невольно замедляет темп.

В ответ на торопливую речь ребенка на занятии кукла, управляемая педагогом, может начать отрицательно покачивать головой, закрывать себе уши руками, отказываться слушать. Наоборот, если он будет говорить правильно, она станет хлопать в ладоши и даже подпрыгивать.

Когда у детей появится навык вождения куклы, можно переходить к постановке кукольных спектаклей, используя ширму. Начинать кукольные инсценировки удобнее с диалогов, когда за ширмой располагаются два человека, при этом они не мешают друг другу. Если взрослый наблюдает, что это дается детям легко  и весело, то можно переходить к постановке сказок, таких, как «Колобок», «Маша и медведь», «Заячья избушка».

В книгах И.Я. Медведевой и Т.Л. Шишовой описана методика терапии детских неврозов. Самый интересный театральный прием авторов – постановка этюдов про хозяина и собаку. Собака воплощает основной порок ребенка, а хозяин – это идеальная личность того же ребенка.

Для примера приведем этюд для работы с такой проблемой, как ревность:

Хозяин с собакой и щенком пошли в «детский мир». Он сказал, что каждому купит игрушку, которую они выберут. Собака выбрала красивый корабль и представляла, как они с хозяином будут играть в него. И тут собака увидела, что щенок выбрал красивую маленькую машинку.

-Я хочу такую же, - сказала собака хозяину.

-Ты же выбрала корабль, - сказал хозяин.

-А я хочу и корабль и машинку, - ответила собака.

-Ну мы же договорились, - сказал хозяин.

-А я хочу, хочу, - заныла собака.

-Хорошо, я куплю тебе машину, как у щенка, а корабль купим потом,- сказал хозяин.

-Нет,  я хочу сейчас, - зарыдала собака, - ты меня не любишь.

Она стала кататься по полу, выть, потом сбила прилавок с машинками и закричала: «Так пусть не достаются никому».

Хозяину стало стыдно за такое поведение собаки и в итоге они ушли из магазина вообще без игрушек. А дома у них состоялся разговор.

Какой разговор у них состоялся дома, необходимо дописать ребенку совместно с родителями.

Подобным образом можно проводить работу и по развитию речи дошкольников. Педагоги могут предложить родителям проводить занятия с куклами и в домашних условиях. Предварительно необходимо подготовить к этому родителей на индивидуальных консультациях или тематическом родительском собрании.

Прежде чем ставить домашние спектакли, родители должны вместе с ребенком подготовить все необходимое. Ширму для домашнего театра легко соорудить из двух стульев, кукол желательно изготовить детям самим при помощи родителей. Есть множество способов быстрого изготовления кукол. Для этого можно использовать: мячи, спичечные коробки, картонные трубочки, бумагу, пластиковые бутылки, платки, палочки, чулки, перчатки, прищепки, ложки, овощи и т.д.

Самый быстрый и простой способ – изготовление бумажных кукол. Для этого потребуются: листы бумаги, карандаши, фломастеры, краски, ластик, клей, ножницы, нитки, скотч. На маленьком листочке прямоугольной формы нарисуйте куклу. Склейте бумагу в виде цилиндра. При желании сделайте кукле одежду, добавьте необходимые детали, аксессуары. Далее наденьте получившуюся куклу на палец. Придумайте историю, которую кукла хотела бы рассказать о себе. Начать можно словами: «Жил-был человек (девочка, мальчик), похожий на меня…» Далее все по кругу рассказывают свои истории. Наилучший эффект достигается, когда на такие домашние занятия собирается вся семья. Занятие завершается обсуждением. «Куклам» можно задавать вопросы, дарить их друг другу, можно сделать дом или целый город, в котором они будут жить до следующей игры. Все зависит от настроения и выдумки участников.

На каждом занятии изготавливаются новые бумажные куклы. Играть с ними можно по-разному: «ходить» по столу, надевать на пальцы и показывать из-за ширмы, манипулировать в воздухе. Важно, чтобы куклы были продолжением руки.

Этапы сочинения «кукольных историй».

1.Обдумайте проблему, попытайтесь понять чувства и переживания ребенка, посмотреть на ситуацию с детской точки зрения.

2.Сформулируйте основную идею рассказа. Определите, какие мысли  и решения хотите сообщить ребенку.

3. Начните рассказ с представления героя, который живет в доме, похожем на ваш, имеет сходные с ребенком проблемы.

4.Расскажите о положительных чертах, которыми герой рассказа похож на ребенка.

5. В начале истории опишите конфликт, а затем расскажите, как его удалось успешно разрешить.

6. Наблюдайте за реакцией ребенка. Он может потерять интерес, остаться безучастным или, наоборот, «подправлять» рассказ, задавать вопросы, подсказывать, комментировать.

7. Стремитесь к простоте выражений. Содержание рассказа должно быть понятным.

8. В конце истории обязательно подчеркните, что герой проявил настойчивость и нашел выход из затруднительного положения, а все его знакомые и родственники очень гордились тем, как он преодолевал временные неудачи и терпеливо шел к победе.

Может быть использован метод «общего сочинения истории» ребенка и взрослым с целью совместного  поиска адекватных способов разрешения конфликтов, связанных с нарушением поведения. Сначала историю рассказывает ребенок, затем ее продолжает взрослый. Данный метод помогает детям понять хорошие или плохие стороны своего «я», осознать свой гнев и, не опасаясь наказания, выразить его.  Обычно истории начинаются со слов: «Однажды…», «Давным-давно…», «Когда-то», «Далеко-далеко…». Заглавие рассказа, придуманное ребенком, помогает взрослому прояснить наиболее важные аспекты детской проблемы.

Метод «общего сочинения историй» можно использовать и для групповых занятий с детьми. Первый участник предлагает начало рассказа, второй продолжает, третий излагает кульминацию, четвертый придумывает развязку. После того как рассказ составлен, дети обсуждают его, а взрослые предлагают им альтернативные, адекватные в социальном плане способы разрешения конфликта.

Таким образом, наилучший результат в домашней куклотерапии достигается, если в структуру занятия включены следующие виды работ: изготовление кукол, сочинение рассказов  «от лица» этих кукол, кукольные спектакли, терапевтические истории, придуманные куклой-мамой (папой, бабушкой и т.д.), а также совместные «семейные» истории.

Игра с  куклой – это мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи психолога, логопеда, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции и психопрофилактики.