Сказкотерапия в контексте сеанса снятия заикания
статья по логопедии по теме

Зиздо Наталия Васильевна

Понимая библиотерапию как «терапию словом, заключённым в художественную форму», в работе с детьми мы обратились к ее разновидности - сказкотерапии. Выбор данного литературного жанра определяется тем, что сказка является наиболее доступным и понятным ребёнку текстом, вводящим его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. При бесхитростном содержании, простоте композиции и сюжета сказка несёт в себе большой педагогический и психотерапевтический потенциал.

Работа со сказкой присутствует на всех этапах коррекционного процесса: пропедевтическом (подготовительном) этапе, сеансе снятия заикаиния - эмоционально-стрессовой психотерапии, этапе активной групповой логопсихотрапии и контрольно-поддерживающем этапе.  В данной статье мы рассмотрим метод сказкотерапии на II этапе - сеансе эмоционально-стрессовой психотерапии (ЭСПТ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zizdo_ni_skazkoterapiya.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия в  контексте сеанса снятия заикания

 для дошкольников

Зиздо Н.В., учитель-логопед,  

МБДОУ д/с «Здоровый ребёнок», г. Таганрог

Более 10-ти лет на базе МБДОУ д/с «Здоровый ребёнок» г. Таганрога проводится коррекционная работа с заикающимися дошкольниками по системе семейной групповой логопсихотерапии. Данная система, разработанная в 1960-80 гг. Ю.Б. Некрасовой для заикающихся подростков и взрослых, была адаптирована нами применительно к дошкольному возрасту. Один из важных элементов логопсихотерапии - библиотерапия. Понимая библиотерапию как «терапию словом, заключённым в художественную форму», в работе с детьми мы обратились к ее разновидности - сказкотерапии. Выбор данного литературного жанра определяется тем, что сказка является наиболее доступным и понятным ребёнку текстом, вводящим его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий. При бесхитростном содержании, простоте композиции и сюжета сказка несёт в себе большой педагогический и психотерапевтический потенциал.

Работа со сказкой присутствует на всех этапах коррекционного процесса: пропедевтическом (подготовительном) этапе, сеансе снятия заикаиния - эмоционально-стрессовой психотерапии, этапе активной групповой логопсихотрапии и контрольно-поддерживающем этапе.  В данной статье мы рассмотрим метод сказкотерапии на II этапе - сеансе эмоционально-стрессовой психотерапии (ЭСПТ).

Для подростков и взрослых сеанс снятия заикания был разработан К.М.Дубровским. Ю.Б. Некрасова сделала свою аранжировку данного сеанса и определила его как «подготовленное пропедевтическим этапом публичное индивидуально-групповое воздействие психотерапевтического и педагогического содержания» [4]. В работе с заикающимися детьми направленное психическое воздействие осуществляется посредством применения игровой психотерапии. Это сеанс-сказка, сеанс-игра, где проигрывание ролевых характеров сказочных героев направлено на разрушение коммуникативно-поведенческих стереотипов, сложившихся в период заикания, и формирование новых коммуникативно-речевых умений заикающихся детей на основе положительных психических состояний, возникающих в процессе творческой развивающей деятельности, в частности – в разностороннем знакомстве со сказкой.

В отличие от сеанса одномоментного снятия заикания у взрослых (по К.М. Дубровскому) успех сеанса ЭСПТ для заикающихся дошкольников не является результатом одномоментного воздействия логопсихотерапевта. Во многом он определяется большой предварительной работой, направленной на  мотивационную включённость заикающихся детей и их родителей в предстоящий коррекционный процесс и создание психологического состояния готовности к сеансу.

Подготовка к сеансу с детьми длится 1,5 месяца и включает подбор коммуникативно-поведенческого образа для каждого дошкольника и  работу над его созданием на основе характеристики сказочного героя. Правильный подбор образов сказочных героев для детей обеспечивается логопсихотерапевтической диагностикой, выстроенной также с применением сказок. В основе создания «портрета неповторимости» ребёнка и его семьи лежит принцип выявления «внутренней картины здоровья» (по Ю.Б.Некрасовой) в отличие от традиционной «внутренней картины болезни» (по А.Р. Лурия). В этом случае выявляется не только степень и формы нарушения речи и общения у ребёнка, но и определяется его личностно-коммуникативный статус, обнаруживается скрытый личностный творческий потенциал.

        В силу возрастных особенностей дошкольников, не владеющих навыками чтения и письма,  работа над текстом сказок проводят логопед и воспитатель. Организуется первичное ознакомление детей со сказками, создаются условия для дальнейшего отреагирования чувств ребёнка и проводится фиксирование их эмоционального отклика. Наиболее приемлемой формой работы со сказкой стало её совместное проигрывание с детьми с последующим обсуждением и анализом текста. Такое глубокое погружение позволяет увидеть в каждом конкретном ребёнке героя определённой сказки и индивидуализировать процесс вхождения в роль. Нами используются сказочные образы Царевны Лебедь, Королевича Елисея, Мальвины, Буратино, Маленькой феи, Знайки, Чиполлино, Дюймовочки и др. 

Поскольку создание нового коммуникативно-поведенческого образа направлено на развитие  личности заикающегося ребёнка, выбор сказочного героя для него должен быть также тщательно продуман с точки зрения эталонов доступной ему речи. На подготовительных занятиях мы знакомим детей с различными речевыми характеристиками сказочных персонажей: например, певучесть, слитность, звучность речи демонстрируется с помощью образа Царевны Лебедь; через образ Знайки вводится эталон «умной речи», предполагающий ясное, чёткое, медленное проговаривание слов; говоря про Буратино, логопед обращает внимание детей на его звонкую, как колокольчик, и чёткую речь.

        Важная задача логопсихотерапевта на подготовительном этапе - распознавание особенностей личности ребёнка. Здесь также помогает сказка. Понимание личностных смыслов в сказкотерапии происходит через толкование полученных в результате обратной связи «текстов» от детей: ответов на вопросы, стенограмм бесед, их рисунков и эмоциональных откликов на произведение. Такой углубленный         анализ позволяет определить не только личностно-коммуникативный статус заикающегося, но и, что для нас более важно, увидеть точки роста каждого ребёнка.

На этапе идентификации ребёнка со сказочным персонажем большое внимание обращается на понимание и привыкание его к роли. Для этого на занятиях по сказкотерапии мы не только читаем отрывки из сказок, но и прослушиваем их звукозаписи,  рассматриваем иллюстрации. Внимание детей обращается на черты лица героя, его одежду, особенности речи и поведения. Дальнейшая творческая переработка полученной информации происходит в изобразительной деятельности: рисовании, лепке и аппликации. Освоение эталонных речевых блоков, соответствующих сказочному образу,  происходит в основном по механизму подражания.

В результате большой подготовительной работы к моменту проведения сеанса эмоционально–стрессовой психотерапии у детей формируется установка на принятие соответствующей игровой роли, повышается мотивационная включённость в предстоящий процесс «сказочного превращения» и появляется желание воплотить свой новый опыт, что проявляется в нетерпении перед сеансом, эмоциональной вовлечённости в предстоящую новую деятельность. Но окончательное введение в роль происходит непосредственно на сеансе ЭСПТ.

        Со стороны логопсихотерапевта проведению сеанса предшествует глубокая аналитическая работа по написанию текста сценария данного сеанса. Основой такого текста является специально придуманная или подобранная сказка. Это может быть встреча с Маленьким принцем в Звёздной стране, или путешествие в Изумрудный город, совместные поиски Синей птицы Счастья, или путешествие на планету Красивой речи. Цель составления необычного рода сценария-сказки мы видим в возможности создания особой сказочной атмосферой, в которой могут проявляться потенциальные качества личности каждого заикающегося ребёнка, ещё не реализованное им в силу каких-либо обстоятельств. Обыгрывание  определённого сюжета, единого сказочного замысла также позволяет обеспечить  высокую мотивационную заинтересованность его участников на всём протяжении «сказочного путешествия», в форме которого проводится сеанс.        

        Важной частью сеанса является текст индивидуального внушения – обращение к каждому ребёнку на сцене. Отметим, что  здесь необходимый целебный эффект  имеют только такие значимые и образные слова, которые смогут передать уникальность личности конкретного ребёнка, помогут раскрыть его потенциальные личностные и коммуникативные возможности.  Как замечает Н.Л.Карпова, «внушить можно только то, что уже имеется в подсознании человека, к чему у него уже есть предрасположенность» [2: 326], - это относится во многом и к ребёнку, - то есть индивидуальное внушение должно быть «адресным».

Так, посредством введения коммуникативно-поведенческого образа Королевича Елисея мы внушаем ребёнку уверенность в своих силах, подчёркиваем сильные стороны его личности: «Ты прекрасно разбираешься в самом главном: ты знаешь, что такое честность, справедливость, чем отличаются добро и зло; ты сочувствуешь обиженным, помогаешь слабым. И от этого сам становишься сильнее». Делаем акцент на речевой характеристике персонажа: «Речь Королевича твёрдая, громкая и уверенная. Думай красиво, говори еще лучше!». В обращении к девочке с повышенной тревожностью и очень тихим голосом, опираясь на достоинства её характера, подчёркиваем скрытые возможности: «Так и хочется назвать тебя Дюймовочкой – крохотной девочкой с огромным добрым сердцем. За хрупкой внешностью скрываются терпение и сила». Акцентируем внимание на том, что, несмотря на маленький рост Дюймовочки, её голос услышала даже ласточка в небе. В соответствии с образом  Знайки подчёркиваем  любознательность и рассудительность ребёнка,  отмечаем его авторитет среди друзей, внимательное отношение к окружающим.

        При проведении сеанса ЭСПТ для детей мы используем основные элементы сеанса снятия заикания у подростков и взрослых, разработанного К.М.Дубровским в аранжировке Ю.Б.Некрасовой [4], а также опыт проведения сеанса с младшими школьниками Е.Ю.Рау [5]. Модифицированный нами вариант сеанса-сказки для заикающихся дошкольников состоит из трёх основных частей:

1. Организация мотивационной включённости детей в сеанс. Создаётся установка на необходимость сказочного превращения. Разъясняются условия такого превращения (тем самым постепенно происходит введение детей в суггестивное состояние).

        2. Императивное индивидуальное внушение в форме обращения к ребёнку в его роли как к сказочному персонажу. Проводится непосредственное «превращение» в сказочных героев. Ситуация волшебства усиливает идентификацию ребёнка с героем сказки.  

        3. Введение в речь. Осуществляется индивидуальное поэтапное введение в речь от её сопряженно-отражённой к вопросно-ответной, а затем к спонтанной форме.

Следует отметить, что с помощью роли на сеансе вводятся не расчленённые элементы речевых правил, как это принято в традиционных логопедических методиках, а обобщённая речевая модель, содержащая в себе целые блоки эталонов речи. В данном случае контроль над речью, предполагающий осознание речевых правил, ослабевает, и автоматически включается подсознательный уровень восприятия речи по механизму простого подражания сказочному герою. Этому способствует и интонационный образ роли, - как подчеркивал Н.И.Жинкин, интонация – средство, непроизвольно регулирующее непрерывность речевого потока. Поэтому сценарий содержит тщательно продуманные речевые образцы, соответствующие не только характеристике персонажа сказки, но и возможностям самого ребёнка.

Результатом сеанса для заикающихся дошкольников является очевидный факт публичного общения со зрителем. Тем самым реализуется непосредственная цель сеанса – помочь ребёнку услышать свою «новую», раскованную речь в трудных условиях коммуникации (присутствие многих людей в зале), что способствует укреплению уверенности детей в своих возможностях.

Достижению речевого и коммуникативного успеха детей на сеансе безусловно способствует вовлечение их родителей и ближайших родственников в процесс сказкотерапии на подготовительном этапе и их непосредственное участие в сеансе в качестве активных и заинтересованных зрителей. Глубокая эмоциональная вовлечённость родителей создаёт высокую энергетику зала, обеспечивая «энергетический резонанс», «взаимную настроенность» детей, зрителей и ведущего сеанс логопсихотерапевта [3, с.115].

        Первый публичный речевой успех ребёнка в сказочной роли значительно облегчает весь дальнейший процесс коррекции заикания. По окончании коррекционного процесса мы отмечаем у детей преодоление излишней тревожности, расширение круга общения,  развитие коммуникативных навыков и качеств, а также наблюдаем положительную динамику формирования адекватной самооценки ребёнка, - и здесь нам также помогают сказочные герои. То есть метод сказкотерапии применяется на всех этапах семейной групповой логопсихотерапии.

Литература

  1. Глухова Н.В. Семейная групповая логопсихотерапия для заикающихся дошкольников в условиях детского сада. - Таганрог: ПТ «Нюанс», 2005.
  2. Карпова Н.Л. Библиотерапия в семейной логопсихотерапии / Библиопсихология и библиотерапия / Ред. Н.С.Лейтес, Н.Л..Карпова, О.Л.Кабачек. - М.: Школьная библиотека, 2005. С.296-339.
  3. Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии: Учебное пособие.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: МПСИ: Флинта, 2003.
  4. Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством /Под ред. Н.Л.Карповой. - М.: Смысл, 2006.
  5. Рау Е.Ю. Роль игровой психотерапии в устранении заикания у дошкольников /Психотерапия в дефектологии: Кн. для учителя.  Сост. Н.П. Вайзман. - М.: Просвещение, 1992. с.19-24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой сеанс с элементами сказкотерапии в адаптационный период.

Всем известно, что в период адаптации к детскому саду ребенок испытывает тревогу, страх и напряжение. Со всем этим малыш не в состоянии справиться самостоятельно, очень хорошо мугут помочь игровые зан...

Консультация для педагогов "Сказкотерапия как средство снятия тревожности"

Ребенок обожает сказки в период своего самого интенсивного развития, в дошкольном возрасте. Наши малыши запоминают их, требуют повторять, переделывают, сочиняют сами, отождествляют себя с различными п...

Сказкотерапия. Игровой сеанс с театрализацией

Занятие содержит сказочные игры, короткую сказку и направлено на социально-коммуникативное и позновательное развитие, а также позволяет снять у детей напряжение....

Сказкотерапия как способ снять напряжение

laquo;Как солнышко спать ложится»Цель: снизить активность ребенка, помочь ему расслабиться, настроить его на режим сна и отдыха.Инструкция: создайте для ребенка комфортную и спокойную обстановк...

Консультация для родителей на тему «Сказкотерапия – как средство снятия тревожности»

Есть в детской психотерапии один особенно приятный метод - метод сказкотерапии. Его можно применять в любых количествах и в любом возрасте. У него нет побочных эффектов и противопоказаний....

Консультация для педагогов «Сказкотерапия – как средство снятия тревожности»

Сказкотерапия - один из самых древних, а возможно и древнейших методов воспитания, передачи социального опыта, традиций и менталитета....