Консультация для воспитателей
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

Новикова Оксана Михайловна

Материал содержит рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста. Предназначен для воспитателей подготовительных групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc83.71 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад №1 п. Вейделевка

Консультация

для воспитателей

на тему:

«Предупреждение ошибок чтения

и письма у детей старшего

дошкольного  возраста»

 

                                                                      Подготовила: Новикова О.М.,  

                                                                        учитель-логопед

 

                                      

   Основной причиной возникновения нарушений чтения и письма многие исследователи считают недостатки произношения детей, которые сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования, издано много коррекционной логопедической литературы по преодолению и предупреждению дисграфий и дислексий (нарушения чтения и письма).

Однако ни один ребенок не может сразу, вдруг абсолютно правильно читать и писать. Все дети проходят стадию первоначального обучения, на которой у них бывает достаточно большое количество ошибок, которые могут надолго осложнить усвоение программы дошкольного и школьного обучения.

    1. Типичные ошибки, осложняющие навыки чтения и письма

Ежегодно обследуя старших дошкольников, отмечаются наиболее типичные ошибки неправильного обучения чтению и письму педагогами и родителями, а именно:

1) изучение алфавитных названий букв;

2) неправильное обучение слиянию букв в слоги и чтению слогов и слов;

3) неправильное обучение навыкам рисования и письма.

     2.     Правильное обучение навыкам чтения

Ребёнок тянет первый звук до тех пор, пока не дойдет до второго.

МММА - МММА

СССОК

РРРАК

3. Если ребенок плохо запоминает буквы, можно использовать следующие приемы и методы:

  • выкладывание букв из палочек, гороха, семечек, ниток, лепка из пластилина, теста;
  • прорисовывание букв в воздухе пальцами, глазами;
  • угадывание букв по контурам из бархатной бумаги, из набора пластмассовых букв;
  • обведение пальцем контура букв, штриховка букв;
  • применение метода дермалексии (угадывание ребенком букв, написанных на коже спины, руки ).

4. Подготовке руки к письму, для чего необходимо развивать у ребенка тонкую ручную моторику, поскольку в противном случае он неизбежно столкнется с большими чисто техническими трудностями при письме, так как письмо само по себе требует выносливости, способности к длительным трудностям. Для развития ручной моторики можно рекомендовать различные несложные упражнения:

- пальчики здороваются

- пальчики бегают по столу

- игра на рояле

- разведение пальцев в стороны

- поочередное поднимание пальцев руки

- кулак-ладонь

Помимо специальных упражнений очень важно приучать ребенка и к выполнению различных бытовых операций, требующих дифференцированных движений пальцев и вообще определенной ручной умелости.

Кроме этого родители должны знать, что:

- ребенка желательно учить раскрашивать только карандашами, так как фломастеры не требуют нажима руки и не вырабатывают необходимых усилий и выносливости.

5. Очень важно еще в дошкольном возрасте вызвать у ребенка устойчивое желание писать.

Но при этом необходимо помнить:

  • ребенок должен уметь правильно держать карандаш ( тремя пальцами руки, а кончик карандаша “смотрит” в плечо );
  • тетрадь или лист бумаги держать перед собой в наклонном виде и не крутить (леворукие дети держат тетрадь под другим, противоположным правшам наклоном );
  • правильно сидеть за столом;
  • не нужно учить ребенка писать замысловатыми прописными буквами, как в школе;
  • необходимо писать печатными буквами, при этом учитывая: чем младше ребенок, тем крупнее должны быть буквы (профилактика нарушений зрения).

Вот перечень немногих, но очень важных советов, которые помогут родителям избежать типичных ошибок и оградить своего ребенка от некоторых проблем при подготовке к школе.

Одно из необходимых условий профилактики нарушений письма и чтения – это раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития. Ключевым моментом в определении возможных затруднений в письме и чтении является изучение фонетико-фонематического развития детей.

Овладение фонетическим строением языка заканчивается у разных детей в разное время: есть дети, говорящие вполне правильно к 3м годам, у других те или иные недостатки наблюдаются ещё в возрасте 6-7 лет. Эти расхождения зависят от ряда причин. Немаловажную роль играет окружение ребёнка: лучше развивается речь у тех детей, которые постоянно слышат правильную речь, с которыми много разговаривают. Большое значение для усвоения фонетики имеет психическая активность ребёнка, его физическое состояние, нормальный слух, строение и подвижность артикуляционного аппарата. Постоянно заботясь о культуре речи в целом и проводя специальные упражнения, можно добиться, чтобы все дети, поступающие в школу, полностью овладели фонематической системой родного языка.

Своевременное выявление детей с фонематическим недоразвитием и проведение с ними логопедических занятий в дошкольном возрасте (с 4-5 лет) позволяет предупредить неуспеваемость многих школьников. Изучение недостатков произношения у детей старшего дошкольного возраста с фонематическим недоразвитием показывает, что последовательность становления звуков у них в основном не отличается от той, которая наблюдается при нормальном развитии.

Признаком фонематического недоразвития у детей является незаконченность формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными (произносительными) или акустическими (слуховыми) признаками. Сюда относятся свистящие (с, з, ц) и шипящие (ж, ш, ч, щ) звуки, а также сонорные (р, л), звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные.

Характерными для фонематического недоразвития являются следующие особенности произношения звуков:

- недифференцированное произношение пар или групп звуков. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребёнка заменителем 2-3 других звуков. Например, мягкий звук т` произносится вместо звуков с, ч, ш (сумка – «тюмка», чашка – «тяшка», шапка – «тяпка»)

- замена одних звуков другими. Обычно трудные звуки заменяются более легкими. Например, вместо звука р употребляется звук л, вместо звука ш ребёнок говорит ф. У некоторых детей целая группа свистящих и шипящих звуков может быть заменена звуками т, д.

- смешение звуков. Это неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребёнок может в одних словах употреблять звуки правильно. а в других – заменять их. Так, ребёнок, умея произносить звуки р, л изолированно, в речевых высказываниях путает их, заменяет один другим.

Подобный характер нарушений звуковой стороны речи должен насторожить взрослых, т.к. он говорит о недоразвитии фонематического слуха (способности различать речевые звуки). Существует система приёмов, помогающих в таких случаях определить степень несформированности фонематического слуха. Это задания, типа:

- воспроизвести за взрослым 3-4 слоговых сочетания из лёгких для произнесения звуков типа: па-по-пу, па-ба-па

- хлопнуть в ладоши на заданный звук, например, на звук с среди звуков т, ц, ч, з, с, ш и т.п.

- выделить слог с определённым звуком. Например, слог са среди слогов за, ша, са, ча, ща, жа.

- поднять руку, если в слове будет заданный звук. Например, слово со звуком с среди слов санки, шуба, носки, зонт, нос, щука.

В подобных заданиях от ребёнка не требуется произнесения звука, т.к. это может его затруднить. Важно выяснить состояние восприятия речевых звуков, поэтому ребёнок реагирует определённым действием (хлопает в ладоши, поднимает руку, флажок или картинку), если услышит заранее обусловленный звук. Эти задания позволяют с большой определённостью выяснить возможности восприятия звуков, дефектных в произношении.

Важно обратить внимание и на состояние восприятия тех звуков, которые ребенок произносит достаточно правильно. Нередки случаи, когда нарушается или не развивается в должной степени восприятие т.н. «сохранных» звуков, т.е. произносимых правильно. У детей, входящих в эту группу, при внешне благополучном произношении наблюдаются значительные затруднения в восприятии звуков. Именно такие дети, часто неожиданно для окружающих, становятся неуспевающими по чтению и письму.

Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование у детей готовности к звуковому анализу слов. Так, дети затрудняются в таких случаях:

а) в выделении первого звука в слове (называют или первый слог, или всё слово). Например, в слове «жук» называют первый звук «жу».

б) в подборе картинок, включающих заданный звук. Например, на звук ш подбирают картинки: шапка, собака, щука, шишка, сумка

в) в самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком.

Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения (с 4-5 лет) позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.

Наиболее тяжёлые виды нарушений чтения и письма наблюдаются у детей с общим недоразвитием речи. Эти дети, кроме фонетико-фонематического недоразвития имеют ограниченный словарный запас и неправильно грамматически оформляют фразу (неправильные окончания слов, пропуск предлогов, неправильный порядок слов в предложении). Такие дети уже в раннем возрасте отстают в речевом развитии. Они начинают поздно говорить (после 2-3 лет), речь их малопонятна для окружающих. Не позже 3х лет они должны быть детально обследованы логопедом. Родители получают подробную консультацию по преодолению отставания в речевом развитии. При необходимости дети с общим недоразвитием речи с 4х лет направляются на обучение в логопедический детский сад. А при поступлении в школу обязательно продолжают заниматься на школьном логопедическом пункте, потому что бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль приводят к тому, что учащиеся на более поздних этапах не умеют писать изложения и сочинения.

Некоторые учителя считают дисграфические и дислексические ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: неумением слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьёзные причины: уже рассмотренная выше несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Понятие готовности к овладению чтением и письмом не исчерпывается развитием всех сторон устной речи ребёнка, а включает также созревание некоторых неречевых функций (в частности, зрительно-пространственных представлений). Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела (правая - левая рука, нога, глаз, ухо). Далее у ребёнка нужно развить ориентацию на картинке (что находится вверху – внизу, справа – слева). Потом подключаются действия с предметами (поставь кубик под стол, на стол, держи над столом; поставь кубик справа – слева от шара и т.п.) Ребёнок должен различать геометрические фигуры, различать любые предметы по цвету, а также по признаку (большой – маленький, толстый – тонкий, узкий – широкий, высокий – низкий). Большую помощь в развитии зрительно-пространственных представлений окажут игры с мозаикой, с разрезанными картинками, паззлами. Очень полезна работа с пластилином, глиной, тестом; раскраска картинок карандашами, особенно заштриховка мелких деталей.

Такая профилактическая работа поможет ребёнку подготовиться к чёткому зрительному восприятию и правильному написанию букв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...