Выступление на родительском собрании "Логопедические игры с чистоговорками"
консультация по теме

Лагутина Светлана Равиковна

В данной консультации рассказывается о том как с помощью  чистоговорок  родители смогут автоматизировать звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit_sobranie.docx23.57 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

Тема:  «Логопедические  игры  с  чистоговорками».

        Ещё  в  начале  прошлого  века  филолог  Н.В.  Корнейчуков  (Корней  Чуковский)  отмечал  в  своих  работах,  что  всем  детям  в  той  или  иной  степени  присуще  влечение  к  рифмованным  звукам.   «…  Чем  меньше  ребёнок,  чем  хуже  он  владеет  речью,  тем  сильнее  он  тяготеет  к  рифме…  Благодаря  рифме  слова  привлекают  особое  внимание  ребёнка».  Это  влечение  автор  высказывания  объяснил  влиянием  речи  и  движений  матери,  когда  она  укачивает  грудного  ребёнка  и  напевает  ему  колыбельные  песни.

Существует  более  рациональное  объяснение  этому  факту,  основывающееся  на  работах  исследователей  биоритмов  человека.  Поскольку  рифмованная  речь  основана  на  ритмичном  произношении  звуков,  ритм  и  является  основой  избирательного  отношения  ребёнка  к  рифме.   Самый   близкий  к  этому  явлению  ритм – биение  сердца,  который,  как  известно,  является  врождённым  биоритмом,  следовательно,  можно  предположить,  что  склонность  детей  к  восприятию  похожего  внешнего  ритма,  каковым  является  рифмованная  речь – врождённое  качество.  Такие  же  явления  можно  наблюдать  и  в  восприятии  музыки.

Так  или  иначе  ключевым  является  факт  влечения  детей  к  рифмованным  звукам,  т.е.  непосредственный  интерес  детей  к  воспроизведению  речевых  форм,  который  позволяет  взрослому  успешно  работать  в  заданном  направлении.

Чистоговорка – это  зарифмованная  фраза,  в  которой  часто    повторяется  какой-либо  звук. Ла-ла – Мила в лодочке плыла.

Работа с чистоговорками позволяет решать  задачи:

• развитие правильного звукопроизношения;
• формирование интонационной стороны речи, тембра, силы голоса;
• совершенствование слухового восприятия, чувства ритма;
 
• развитие фонематического восприятия и представления;
• расширение словарного запаса;
• формирование грамматического строя;
• развитие связной речи.

        Учитывая,  что  в   данные  возрастные  периоды  для  дошкольников  характерно  наглядно-действенное  и  наглядно-образное  мышление,  многие  приёмы  строились    с  опорой  на  демонстрационный  материал: картинки,  фишки,  схемы-символы.  Этапы  работы в  приёмах  идут  от  действия  с  предметами   (картинки,  фишки,  схемы-символы)  с  подключением  слов  (проговариванием)  и  осознанного  отношения  к  этим  словам,  и  далее  к  переходу  этих  действий  во  внутренний  план.   Разработанные  приёмы  систематизированы  с  учетом  речевых  задач  данного  возраста,  этапа  работы  по  автоматизации  звука  и  формы  организации  детей.

        Практические игры и упражнения с чистоговорками:


1. Развитие правильного звукопроизношения.

Использовать чистоговорки для закрепление звуков можно, когда идёт автоматизация звука  в словах и фразах. Придумайте с ребёнком слова на изучаемый звук, составьте фразу, а к ней чистоговорку. Для развития у детей выразительности речи, правильной дикции и для лучшей автоматизации звука предлагать произносить чистоговорку несколько раз, но с различной интонацией.

Задания родителям на карточках: (автоматизация звука «с» – са-са-са в лесу идёт лиса

а) Скажи с различной интонацией (вопросительной, восклицательной, с грустью)

б) Скажи голосом разным по тембру (как мишка, мышка)

в) Скажи тихо-громко

г) Скажи медленно-быстро

д) Скажи выделяя разные слова (ударяем молоточком на разные слова)

Используем схемы (разные кружки по величине, по частоте), картинки, игрушки, театр


2. Развитие фонематического слуха

С детьми среднего и старшего возраста проводится более сложная работа по развитию фонематического слуха. Для привлечения детей к звучащему слову, для развития звукослогового анализа можно также использовать чистоговорки.

Задание на карточках:

а) Добавь слог с определённым звуком:

са-са-са – ли…, са-са-са – колба…

б) Прошагай по слогам: ла-ла – ост-ра-я пи-ла

в) Закончи чистоговорку: са-са – … (каша, коза, коса)

г) Подбери слово с заданным звуком: са-са – лиса (хитрая, рыжая, пушистая,

смелая)

д) Повтори не ошибись: су-шу, су-шу – я письмо пишу

е) Поменяй звук: ал-ал- бал ( «л» на «р»), са-са – крыса ( часто повторяющий звук на «ш»

3. Развитие словаря, грамматики и связной речи.

С помощью чистоговорок можно учить детей употреблять предлоги, согласовывать слова, придумывать новые слова, составлять небольшие рассказы.

Задания на карточках:

а) Ответь чистоговоркой на вопрос: ла-ла – где юла? (ла-ла – на столе юла, использовать схемы)

б) Назови чистоговоркой один-много по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис)

в) Ответь чистоговоркой  какой или какая, что делает (ла-ла – какая юла? Ла-ла – синяя юла, ла-ла-крутится юла)

г) Посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей)

д) Скажи наоборот, скажи ласково (ра-ра—высокая гора, ра-ра – низкая гора, лу-лу-стул в углу, лу-лу-стульчик в углу)

е) Придумай рассказ по картинке са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?

        Использование   чистоговорок    предоставляет  ребёнку  возможность  создать  «своё»,  придумать  самому.  Важным  является  создание  проблемной  ситуации,  которая  активизирует  воображение  ребёнка,  словотворчество,  придумывание  рифмы,  формирует  языковые  способности.  Работая  в  данном  направлении,  хочется  отметить,  что  чистоговорка,  как  рифмованная  фраза  с  часто  повторяющимися  звуками  вызывает  интерес  у  детей.

        

Лагутина Светлана Равиковна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на родительском собрании:Работа над чистоговорками

Консультация для родителей о автоматизации звуков с помощью чистоговорок....

Выступление на родительском собрании на тему :"Да здравствует игра!".

Данный доклад обращает внимание родителей на очень актуальную тему современного общества: почему дети не играют? Что необходимо для развития игры. Какие последствия ждут недоигравших детей. Что нужно ...

Выступление на родительском клубе с докладом на тему: «Учимся играть правильно – развитие речи с помощью игры»

В докладе есть: характеристика речевого развития детей 4 — 5 лет, рекомендации по развитию речи дошкольников 4 — 5 лет, игры на развитие речи детей 4 — 5 лет....

Выступление к родительскому собранию "Игра как средство нравственного развития дошкольников"

  Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуж...

Выступление на родительском собрании "Играя,изучаем ПДД"

Ознакомление родительского сообщества с программой ПДД,разработанной учреждением самостоятельно.Материал включает практическую часть:интеллектуальная игра совместно с детьми,блиц-опрос для родителей....

родительское собрание в средней группе "Логопидические игры с чистоговорками"

развитие фонетического слуха и лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста в интересной игровой форме....

родительское собрание в средней группе "Логопидические игры с чистоговорками"

развитие фонетического слуха и лексико-грамматических категорий у детей дошкольного возраста в интересной игровой форме....