Логопедическая работа по формированию фонематической системы русского языка учащихся-мигрантов
статья по логопедии по теме

Сергиенко Марина Сергеевна

Среди неуспевающих учащихся массовой школы часть  учащихся составляют дети-мигранты, у которых имеются специфические особенности русской речи, что лишает их необходимой готовности  усваивать звуковой состав слова, а, следовательно, письмо и чтение.    

  У  детей-мигрантов обычно наблюдаются недостатки в грамматическом оформлении речи, бедность словаря. Они допускают много ошибок в падежных окончаниях, опускают или неправильно употребляют предлоги, неправильно строят предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическая работа по формированию фонематической системы русского языка у учащихся-мигрантов

У большинства учащихся-мигрантов фонематическая система русского языка  значительно отличается от фонематической системы русскоязычных учеников.

Благодаря систематической, упорной работе логопеда, педагога родителей, а также в виду высоких компенсаторных возможностей детей, уровень сформированности фонематической системы учащихся-мигрантов может подняться достаточно высоко.

Формирование фонематических процессов и профилактики письменной речи целесообразно проводить регулярно. Индивидуальные занятия лучше проводить с детьми, которые имеют затруднения.

Коррекционное обучение должно включать в себя работу над фонематическим анализом и синтезом, фонематическим восприятием, фонематическими представлениями. Указанные направления коррекционной работы тесно связаны между собой. Эффективность коррекционных упражнений зависит от того, насколько будут соблюдены следующие условия:

    - системность проведения;

    - распределение материала в порядке нарастающей сложности;

    - подчинённость заданий выбранной цели;

    - чередование и вариативность упражнений;

    - воспитание внимания к речи.

       Необходимо больше внимания уделять выделению звука из слов, выделение звука на фоне слова, определение количества звуков в слове, порядок звуков в слове, позицию.

Коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности

В школьном возрасте ведущей деятельности является учебная, которая становится основой коррекционно-логопедической работы при устранении нарушений речи у детей этого возраста.

  Осуществляемое коррекционное обучение, должны  учитываться закономерности процесса овладения звуковой стороны речи в норме.

Формирование звукового анализа и синтеза состоит в следующем:

1. Продолжение уточнения понятий и терминов, их обозначающих: слово, предложение, слог, звук, согласные и гласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие.

2. Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и их количестве.

3. Отрабатывание легких и сложных форм анализа.

4. Формирование умения делить слова на слоги, формирование делать слоговой анализ слов.

5. Анализ и синтез слов начинающихся с обратного слога (оса).

6. Выделение ударных гласных из  положения после согласных.

7. Анализ и синтез слов с прямыми слогами (сом).

8. Полный анализ и синтез слов (односложных, двухсложных, трехсложных).

9. Анализ и синтез слов со стечением согласных в составе односложных слов (стол, стул), двухсложных с закрытым слогом (кошка), трехсложных (панама), произношение которых не расходится с написанием.

Данные виды работ очень полезно будет включать в структуру занятий по русскому языку (на любом этапе занятия).

Развитие не речевого слуха

Упражнения на различения неречевых звуков. Как отмечает Г.В. Чиркина, они способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребенка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы. В это время работает фонематический слух.

Упражнения включают задания на распознавание:

- звучащих инструментов (свисток, дудочка, колокольчик);

- звучащих предметов (шелест бумаги, листьев, крупы в коробке);

- действия предметов (хлоп, скрип, стук, звуки транспорта).

Проводятся игры на узнавание голосов товарищей, других людей, мелодий.

«Кто позвал?», «Кто кричит?»

Цель: развитие слухового восприятия

Процедура: ребенку водящему закрывают глаза. Дети становятся вокруг него, и кто-нибудь из игроков зовет его по имени. Тот должен отгадать, кто его позвал.

«Кто пришел в гости?»

Цель: развитие слухового внимания, слуховой памяти.

Материалы: бубен, колокольчик, погремушка, барабан, свисток.

Процедура: ребенку водящему закрывают глаза. Дети становятся вокруг него, и кто-нибудь из игроков издает звук предметом, который у него в руке (Ваня с бубном, Коля с погремушкой, Аня с колокольчиком…). Тот должен отгадать, кто это.

Развитие речевого слуха.

В психолингвистической литературе отмечается, что единицей восприятия речи является слог, поскольку слоги идентифицируются быстрее, чем другие единицы.

Данную работу следует начинать именно с дифференциации слогов:

Различение слогов с глухими – звонкими      па-ба

                                    твердые – мягкие          та-тя, ва-ви

                                    свистящие – шипящие са-ша

Работа по развитию фонематического слуха проводится только на материале правильно произносимых звуках (30, 51).

Работа проводится по различению слов, близких по звуковому составу, состоящих из правильно произносимых ребенком звуков.

Для этого используются следующие игровые упражнения:

- повторение за логопедом слов, близких по звуковому составу;

- сравнение лексических значений слов, близких по звучанию;

- подбор картинок к словам, близких по звуковому составу;

- дополнение предложений;

исправление ошибок, допущенных логопедом (правильные слова чередуются с ассимантическими звукосочетаниями, слово произносится то правильно, то с искажением одного звука).

Упражнения:

- выделить слог «на» из слогового ряда: на-ма-да-на-да-на-ма;

- определить, какой слог лишний: на-ан-ма-на;

- повторить за логопедом: вол-пол-дол-кол-тол-тик-так-тук;

- провести сравнение лексического значения слов, близких по звучанию: Что такое лужи? Что такое лыжи?

- подобрать картинки к словам близкими по звуковому составу: лук-сук, булка-белка, удочка-уточка, ночь-дочь, сова-софа.

- выбрать лишнее слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные: мак-бак-так-башмачок.

- дополнить предложение, выбрав по картинкам нужное слово:

У девочки…(батон или бутон).

У папы…(плетка или пленка).

У бабушки…(нитка или ватка).

У мальчика…(бинт или винт).

- исключить лишнее слово: дом, ком, сом, мом.

- разделить картинки со звуками [н] – [м] в два столбика: малина, носки, майка, ноги, машина, мыло, нож, мухомор, нос.

 - отобрать из набора картинок только картинки со звуком [ф]: фартук, вата, фата, фантик, вишни, ванна, василек, фрукты, флажок, флакон, ворота.

- игра «Доскажи словечко». Логопед читает стихи, дети договаривают последнее слово (рифму):

Шепчет ночью мне на ушко

Сказки разные…(подушка).

Шел по лесу шустрый мишка,

На него свалилась…(шишка).

- логопед читает стихотворение, ребенок должен выбрать из слов, близких по звуковому составу нужное слово в соответствии со значением:

Что скатали мы зимой? (дом, ком, гном, сом)

Что построили с тобой?  (дом, ком, гном, сом)

На крючок в реке попал? (дом, ком, гном, сом)

Может все, хоть ростом мал? (дом, ком, гном, сом)

Развитие звукового анализа и синтеза

Алгоритм формирования анализа и синтеза:

- анализ ряда гласных звуков

-слогов, состоящих из гласного и согласного звуков

- согласных звуков

- слов различной слоговой структуры (16, 17, 44 Г.А. Каше, Г.В. Чиркина)

При обучении звуковому анализу и синтезу слова была определена такая последовательность работы:

- определение количества слогов в словах различной слоговой структуры;

- выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного звука;

- выделение первого, последнего звука в слове;

- выделение слова с предложенным звуком из группы слов или из предложения;

- определение места, количества, последовательность звуков в слове;

- творческое задание (например, придумать слова с заданным звуком).

Упражнения:

Определение количества слогов в слове.

«Домик»

Цель: определение количества слогов в слове.

Материалы: карточка с прорезанными на уровне крыши окна (для картинок).

Процедура: логопед предлагает назвать картинку появившуюся в окне домика; определить количество слогов в ее названии; выставить цифру на «крыше домика» соответствующую количеству слогов в слове.

«Подбери слог к словам»

Цель: определение недостающего слога в слове.

Материалы: карточки со слогами и вспомогательные карточки.

Процедура: логопед произносит сначала слова, ребенок должен определить недостающий слог, найти соответствующую карточку, определить количество слогов в слове.

Выделение в звуковом потоке гласного, затем согласного.

«Определи звук»

Цель: выделение из звукового потока гласного (согласного) звука.

Материалы: А, у, о, А, у, и, А, А, А, у, А

                    П, д, С, а, о, С, к, л, С, у, С

Процедура: логопед называет ряд звуков, ребенок должен выделить заданный звук, подняв зрительный символ.

Выделение первого, последнего звука в слове.

«Назови имя»

Цель: звуковой анализ и синтез слов

Материалы: карточки с изображением двух девочек и вспомогательных картинок.

Процедура: логопед предлагает детям по начальному звуку изображения вспомогательных картинок определить имя каждой девочки.

«Каждой букве свое место»

Цель: выделение первого звука в слове.

Материалы: карточки с буквами и предметные картинки.

Процедура: логопед предлагает ребенку назвать картинки, расположенные справа на карточке, выделить первый звук в их названии и соотнести его с буквами, предложенными на картинке слева. Ребенок соединяет карандашом букву и картинку.

«Буквы рассыпались»

Цель: определение звука в слове, соотнесение звуков и букв.

Материалы: предметные картинки, карточки с буквами, составляющими название картинок.

Процедура: логопед предлагает детям назвать картинку, определяя количество звуков и их последовательность, составление слова из букв.

Виды работ по закреплению функции фонематического анализа

1. Подобрать слова, где заданный звук был бы на первом, втором, третьем и т.д. месте (Н: [к]- к-1 – кот, к-2 – окно, к-3 – мак)

2. Добавить 1,2,3,4 звука к одному и тому же слогу так, чтобы получились разные слова (Н: па-    пар, пары, парад, паруса и т.д.)

3. Подобрать слова с определенным количеством звуков.

4. Игра «Цепочка» - образовать слова от исходного, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего (дом-мак-кот-топор-рот-…)

5. Назвать слово, в котором буквы расположены в обратном порядке:

нос – сон                      лес – сел

кот – ток                      дар – рад

       6.Составь слово из первых звуков названия картинок.

       7. Разгадайте ребус.

8. Расположить предметные картинки под цифрами 3,4,5 в зависимости от количества звуков в их названии. Примерные картинки (дом, забор, рама, крыша, волк, лиса, мак, сыр).

       9. «Замени букву»

- в словах – зима, баня, каша - замени первый звук, чтобы получилось новое слово;

- в словах – сук, рос, стол – последний;

- в словах – пила, гора, рад, рама – переставьте согласные местами, чтобы получилось новое слово;

- в словах – меточка, малина, борона, долото – замени первый слог, чтобы получилось новое слово.

Коррекция нарушений письменной речи.

Задачи коррекционного обучения по коррекции нарушений письма у детей-мигрантов будут следующие:

1. Продолжать формирование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза.

2. Предупреждение появления специфических ошибок на письме, т.е. вторичного нарушения речи.

3. Развитие пространственно-временных ориентировок, развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведению серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого “кулак - ребро - ладонь”), пробы Хэда, ряд говорение (времена года, дни недели и т. д.).

4. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв и т.д.

5. Закрепление понятий “звук”, “буква”, “слог”, “слово”.

 Предупреждение ошибок письма на уровне буквы

1) Придумывание детьми слова на данную букву.

Связь звука и буквы, а также их различие объясняются на каждом занятии. Учащиеся должны усвоить, что звук мы произносим и слышим, а букву мы видим и пишем. Согласные звуки могут иметь пару: твердый - мягкий звук, обозначающуюся одной буквой. Например: Т - твердый согласный звук (тапки, стук, рот),  Т` - мягкий согласный звук (тяпка, утюг, мать).

2) Придумывание слов на данную букву в определенной позиции.

3) Закончить слова данным звуком. Например: звук [с]. анана ... (ананас) карка ...(каркас) шан ... (шанс).

4) Вставить в начало слова звук (даны два звука на выбор):

Например:

звуки П - Б

...улка (булка)                 ...ирог (пирог)

.. .оле (поле)                  .. .ерег (берег)

...аран (баран)                ...ень(пень)

...ушка (пушка)              ...аня(баня)

 Данное задание хорошо использовать для дифференциации звуков.

 Дается также обратное задание: необходимо выделить только гласные звуки (буквы) из приведенных слов. Желательно подбирать такие слова, в которых написание звука и буквы не различается. Это правило обязательно при работе с детьми, которые еще не знакомы с определенными правилами русского языка.

Эта работа необходима, так как дети должны запомнить, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

Важно сложные слова анализировать тщательнее, чем простые. Нередко дети уяснив для себя точно смысл слова, начинают верно произносить его и писать. Поэтому все описываемые выше задания со словом должны быть представлены при анализе слов со сложной слоговой структурой.

Выявляются нарушения не только фонематического анализа и дифференциации звуков на слух по твердости-мягкости, звонкости-глухости, но аграмматические ошибки и ошибки оптического характера.

     Основная задача устранения аграмматизмов заключается в том, чтобы сформировать у ребенка морфологические и синтаксические обобщения, представления о морфологических элементах слова и о структуре предложения. Основные направления в работе: уточнение структуры предложения, развитие функции словоизменения и словообразования, работа по морфологическому анализу состава слова и с однокоренными словами.

    Усвоение морфологической системы языка осуществляется в тесной связи с освоением структуры предложения. Работа над предложением учитывает сложность структуры, последовательность появления различных его типов в онтогенезе. Работа над предложением строится по следующему плану:

1. Двусоставные предложения, включающие существительное в именительном падеже и глагол 3-го лица настоящего времени (дерево растет).

2. Другие двусоставные предложения.

3. Распространенные предложения из 3—4 слов: существительное, глагол и прямое дополнение (Девочка моет куклу); предложения типа: Бабушка дает ленту внучке; Девочка гладит платок утюгом; Дети катаются с горки; Солнце светит ярко. В дальнейшем даются более сложные предложения.

Полезной является работа по распространению предложения с помощью слов, обозначающих признак предмета: Бабушка дает ленту внучке. — Бабушка дает внучке красную ленту.

Используют и такие виды заданий, как ответы на вопросы, самостоятельное составление предложений в устной и письменной форме.

При формировании функции словоизменения обращается внимание на изменение существительного по числам, падежам, употребление предлогов, согласование существительного и глагола, существительного и прилагательного, изменение глагола прошедшего времени по лицам, числам и родам и т. д.

     Закрепление форм словоизменения и словообразования сначала проводится в слове, затем в словосочетаниях, предложениях и текстах.

      Работа по устранению оптических нарушений проводится в следующих направлениях:

1. Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса).

2. Расширение объема и уточнение зрительной памяти.

3. Формирование пространственных представлений.

4. Развитие зрительного анализа и синтеза.

С целью развития предметного зрительного гнозиса рекомендуются такие задания: назвать контурные изображения предметов, перечеркнутые контурные изображения, выделить контурные изображения, наложенные друг на друга.

В процессе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв (буквенный гнозис). Например: найти букву среди ряда других букв, соотнести буквы, выполненные печатным и рукописным шрифтом; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы, расположенные неправильно; обвести контуры букв; добавить недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга.

Так же проводится работа по уточнению представлений детей о форме, цвете, величине. Логопед выставляет фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб, полукруг), различные по цвету и величине, и предлагает детям подобрать фигуры одного цвета, одинаковой формы и величины, одинаковые по цвету и форме, различные по форме и цвету.

Для развития зрительной памяти используются следующие виды работ:

1. Игра «Чего не стало?». На столе раскладывается 5—6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем убирается незаметно одна из них. Дети называют, чего не стало.

2. Дети запоминают 4—6 картинок, затем отбирают их среди других 8—10 картинок.

3. Запомнить буквы, цифры или фигуры (3—5), а затем выбрать их среди других.

4. Игра «Что изменилось?». Логопед раскладывает 4—6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение.

5. Разложить буквы, фигуры, цифры в первоначальной последовательности.

Необходимо уделить внимание работе по формированию пространственных представлений и речевому обозначению пространственных отношений.

Пространственные ориентировки включают два вида ориентировки, тесно связанных между собой: ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве.

Развитие ориентировки в окружающем пространстве проводится в следующей последовательности:

1. Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т. е. к самому себе.

2. Определение пространственных соотношений предметов, находящихся сбоку: «Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева», «Положи книгу справа, слева от себя».

Если ребенок затрудняется в выполнении этого задания, уточняется: справа, это значит ближе к правой руке, а слева - ближе к левой руке.

3. Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами или изображениями.

Предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить ее у левой руки и ответить на вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?».

В дальнейшем выполняются задания по инструкции логопеда: положить карандаш справа от тетради, ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге - справа или слева, где находится карандаш по отношению к тетради - справа или слева.

Затем даются три предмета и предлагаются задания: «Положи книгу перед собой, слева от нее положи карандаш, справа - ручку» и т. д.

Важным является уточнение пространственного расположения фигур и букв. Детям предлагаются карточки с различными фигурами и задания к ним:

1. Написать буквы справа или слева от вертикальной линии.

2. Положить кружок, справа от него квадрат, слева от квадрата поставить точку.

3. Нарисовать по речевой инструкции точку, ниже - крестик, справа от точки - кружок.

4. Определить правую и левую стороны предметов, пространственные соотношения элементов графических изображений и букв.

На этом этапе одновременно проводится работа по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы, их синтезу, определению сходства и различия между похожими графическими изображениями и буквами.

1. Сложить из палочек фигуры (по образцу, по памяти).

2. Сконструировать буквы печатного и рукописного шрифта из предъявленных элементов печатных и рукописных букв.

3. Найти заданную фигуру среди двух изображений, одно из которых адекватно предъявленному, второе представляет собой зеркальное изображение.

4. Показать правильно изображенную букву среди правильно и зеркально изображенных.

5. Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению.

6. Реконструировать букву, добавляя элемент: из А - Л - Д, К - Ж, 3 - В,

Г - Б.

7. Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв; например: Р - Ь, И - Н, Н - П, Г - Т.

8. Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: 3 - В, Р - В.

9. Определить различие сходных фигур или букв, состоящих из одинаковых элементов; но различно расположенных в пространстве: Р - Ь, Г - Т, И - П, П - Н.

Большое место при устранении занимает работа над уточнением и дифференциацией оптических образов смешиваемых букв.

Для лучшего усвоения их соотносят с какими-либо сходными предметами изображениями: О с обручем, 3 со змеей, Ж с жуком, П с перекладиной, У с ушами и т. д. Используются различные загадки о буквах, ощупывание рельефных букв и узнавание их, конструирование из элементов, реконструирование, срисовывание.

Различение смешиваемых букв проводится в следующей последовательности: дифференциация изолированных букв, букв в слогах, словах, в предложениях, тексте

Таким образом, устранение оптических нарушений осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание уделяется сравнению смешиваемых букв с максимальным использованием различных анализаторов.

    Таким образом, в коррекционной работе по формированию фонематической системы русского языка учащихся-мигрантов необходимо учитывать следующее:

-        логопед, учитель и родители должны работать совместно, дополняя и помогая друг другу.

-        осуществлять поступательное движение от простого к сложному т.е.

постепенное усложнение в ходе занятия речевого материала.

-        необходимо постоянно активизировать детей в ходе занятия.

-        закреплять имеющиеся навыки и развивать те, которые

недостаточно сформированы.

-        необходима систематичная работа над всеми процессами фонематической системы: фонематическим анализом и синтезом, фонематическим восприятием, фонематическими представлениями.

        Дифференцированный, комплексный подход к коррекции нарушений фонематической системы русского языка и следование вышеперечисленным рекомендациям и принципам коррекционной работы, будет способствовать более успешному преодолению данного расстройства.


                     Список используемой литературы

  1. Ионцев B.A. Международная миграция населения: теория и история изучения. М., 1999
  2. Каше Г.А., Филичёва Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. – М., 1978
  3. Лалаева Р. И. Нарушения письменной речи. — М., 1989
  4. Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы. Под ред. Левиной Р.Е. М, 1965
  5. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно-методический пособие для логопедов и дефектологов – С-Пб: Детство-Пресс, 2007
  6. Учебник армянского языка.
  7. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М.,1989
  8. Филичёва Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. – М., 1999


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этапы коррекционно-логопедической работы по формированию фонематического анализа и синтеза

Этапы коррекционно-логопедической работы по формированию фонематического анализа и синтеза....

Система коррекционно-логопедической работы по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

I. Теоретические основы развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возрастаСовременные подходы к изучению и коррекции нарушений фонематического слуха у детей с ФФНОсобенности развития...

Система индивидуальной логопедической работы по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Предлагается система индивидуальной работы по развитию фонематического восприятия,  раскрываются приемы работы на каждом этапе....

Консультация для логопедов "Схема логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушением речи"

В этом разделе представлена общая схема логопедической работы по формированию фонематических процессов у детей с нарушением речи, а также игры, используемые на каждом из этапов работы (консультация дл...

ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОНР

У детей с общим недоразвитием речи отмечается недоразвитие фонематических процессов. Недифференцированность фонем ведет к заменам и смешениям звуков. Смешиваются обычно следующие фонемы: парные звонки...

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических функций у дошкольников со стёртой дизартрией

Метадические рекомендации, необходимые в процессе коррекционно-логопедической работы для формирования фонематических функций....

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Методические рекомендации к логопедической работе по формированию фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи....