Иновационные технологии в работе логопеда
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Моторкина Елена Николаевна

Зачастую, у детей- логопатов не наблюдается мотивации к логопедическим занятиям, т.к. на этих занятиях от детей требуется усидчивость, концентрация внимания, усердие, что приводит к переутомляемости. И чтобы повысить интерес к занятиям, я использую как традиционные, так и нетрадиционные методы и приёмы. Самые используемые мною и наиболее понравившиеся детям инновационные технологии: ИКТ (информационно-коммуникационные  технологии), песочная терапия, арт-терапия (рисование песком).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsi._tekhnolog._na_mo.docx19.25 КБ
Файл bukva_s_i_zv.s.ppsx2.21 МБ

Предварительный просмотр:

Я занимаюсь с детьми, которые  имеют нарушения речи разной этиологии. Как правило, у этих  детей наряду  с нарушениями речи отмечаются проблемы в развитии психических  процессов:  восприятия, внимания, памяти, мышления, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Дети становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к становлению тяжёлого характера. Чтобы заинтересовать детей  - логопатов, сделать обучение осознанным, я в своей работе использую  нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые инновационные технологии. Процесс подачи материала на моих  занятиях несколько другой, более индивидуализированный, чем на занятиях  в группах. Я решила показать  вам несколько  из  применяемых  мною технологий в качестве отдельных  элементов логопедических  занятий, дабы не загружать  вас информацией показывая занятие полностью. Это  такие технологии как арт-  терапия, песочная терапия и  информационно- коммуникационные  технологии, которые  широко применяются в последнее время в области специального коррекционного  образования.

Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, что способствует повышению грамотности. У детей повышается интерес к процессу обучения, развиваются навыки самостоятельной работы и самоконтроля. Вашему вниманию  представляю развивающие игры «Буква  С и звук  С»  и  «4 –ый  лишний».

 

Далее  я покажу вам еще одну интересную технологию – «Песочная терапия». Очень полезно играть  с песком гиперактивным детям. Занимаясь таким видом деятельности, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учиться лучше понимать себя, своих друзей и родителей. Особенно показана работа с песком детям с задержками развития. Данный вид творчества стимулирует ускоренное развитие и мышления, и речи ребенка. Психологи объясняют это тем, что при работе с песком происходит колоссальное изменение образного и образно - логического мышления ребенка. Детки развивают ловкость рук и пальчиков. А как вы знаете, мелкая моторика напрямую связана с развитием речи, поэтому все логопеды рекомендуют игры с сыпучими материалами.
Ход игры

Здравствуйте,  ребята! Со мной вы поздоровались, а теперь нужно  поздороваться  с нашими гостями. Ну а теперь  все внимание на меня.  

Ребята, мы с вами продолжим играть с песком. Для начала  вспомним правила поведения в песочнице (нельзя брать его  в рот, обсыпаться, высыпать на пол, мыть  руки  после  игры, положить  все  предметы на место).  В игре с песком мы закрепим умение слышать и выделять звук Ш в потоке других звуков, умение произносить звуки С  и Ш, в  слогах и в словах.

Итак, первое задание.

Если вы услышите  звук [Ш], спрячьте ладошки в песке. На другие звуки – руки держите над песочницей. (логопед произносит согласные звуки, ребёнок выполняет соответствующие движения).

Задание  2 –ое.

Возьмите в оба кулачка песок и насыпьте его горкой, произнося  при этом «с-с-с-с». Теперь разрушьте свою горку со звуком «ш-ш-ш-ш».

Задание 3- ье. Влад, из листочков построй дорожку на песке. Шагай двумя  пальчиками по дорожке и повторяй «са-со-су», «сы-сы-со», «су-со-са» и т.д.

Егор, а ты  из камушков  построй дорожку на песке. Шагай по ней и повторяй «ша-шо-шу», «ша-шы-шо», «шо-шу-ша» и пр. (можно повторять открытые и закрытые слоги слоги  и т.д.) Поменяйтесь местами.

Задание 4 –ое. А теперь  закройте глазки. Откройте. В песочнице для вас закопаны  игрушки. Аккуратно раскопайте их. Егор, назови игрушки, в названии которых есть звук  С. Влад, назови игрушки, в названии которых  есть звук Ш.

Рефлексия. Молодцы, ребята! Вам понравилось?  Какая игра больше? Почему?

Следующая технология, которую  я представлю, называется арт – терапия. Существует  огромное количество необычных способов и техник рисования, но рисование песком - завораживает. Песок - материал, который притягивает к себе. Его сыпучесть привлекает и детей, и взрослых. Вспомните песочные часы, хоть они и созданы для отсчета времени, но как трудно оторвать взгляд от падающих песчинок. Работу по данной технологии веду с тем  же контингентом детей, что в  песочной терапии.  Сама текстура песка дает возможность для развития у детей координации движений рук, пальчиков во время рисования. Движения пальчиков по песку,  захват песка щепоткой, выравнивание песка на стекле - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. Рисование песком на стекле доступно детям  самого разного возраста. Малыши могут создавать простейшие рисунки, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою. При том, чтобы изменить рисунок не нужно ни ластика, ни нового листа, достаточно  просто провести пальчиком по песку. Рисование песком на стекле очень привлекает малышей. От карандашей и красок дети  иногда устают, а вот современное и креативное занятие - это то, что надо.

Арт-терапия

Уважаемые гости! Это Алевтина. Она умеет красиво рисовать  на песке. Аля, нарисуй, пожалуйста, что – ни будь тебе знакомое.

(см. приложения игры – презентации «Буква С и звук С»,  «4-ый лишний»)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Буква С и звук [ С ]

Слайд 2

Жили в сказочной стране Маленькие люди. Звали их и ЭС и С С вами знать их будем! К ним мы в гости заглянем, С ними поиграем… Что же делать с ними нам, Там мы и узнаем. Догадались ли друзья, Что это за люди? Я открою вам секрет… Это – буквы, звуки! Если хочешь поиграть, то жми на бантик. Если же нет, то на велосипед. «Домик для звука С» «Перевернутые буквы» «Комнаты для звука С»

Слайд 3

Знакомься, это город Буквоград . В нем живёт много волшебных существ, в том числе буквы и их звуки, а также различные слова. Король этого волшебного города как может охраняет своих жителей. Но на город часто покушается вредный Звукоед и наводит в нем беспорядки. Вот и сегодняшний день не исключение. Звукоед налетел как ураган и перевернул букву С. Бедные буквы теперь перевёрнуты, давай поможем найти, только правильно написанную букву С. За это ты получишь 5, как в школе.

Слайд 4

С С С С С С С С С С 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 меню

Слайд 5

Всё на планете имеет свой звук. И буква С тоже. И прежде чем мы его вспомним, давай выполним упражнения для губ и языка. «Улыбка» Взял с утра кузнечик скрипку , Льётся песня на лужок, Ну-ка, солнечной улыбкой Поделись и ты, дружок ! Улыбнись, растягивая губы как можно шире. Следи, чтобы зубы были сомкнутыми. Задержи улыбку ( просчитать про себя до 5; до 10).

Слайд 6

Зубки ровно мы смыкаем И заборчик получаем, А теперь раздвинем губы, Посчитаем наши зубы Закрой рот. Крепко сомкни зубы. Улыбнись, показывая «заборчик» (крепко стиснутые зубы)

Слайд 7

Улыбнись . Приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Подержи его. Занеси лопаточку в дом . Посадить хотели сад - Не смогли найти лопат! А какой же без лопат Сад? … А без сада, а без сада Тут и там через ограды Ветры скачут круглый год! Вот! Помогите-ка, ребятки, Принесите нам лопатки ! «Лопатка»

Слайд 8

Приоткрой рот. Улыбнись , показывая зубы. К ончик языка поставь за нижние зубы. Широкий язык установи горкой Держи под счёт до 10. Можно подуть на язык «Горка» Горка . Санки. Ну, пора Мчаться вниз. Ура! Ура! С горки вниз, в ушах свистит, Только снег в лицо летит.

Слайд 9

В Б уквограде есть много домиков. И в каждом из этих домиков живут слова на заданный звук. Вот например, в следующем задании в домик, в котором живут слова со звуком [C] попали слова, в которых этого звука нет. Давайте найдем только те слова, в которых есть звук [C ] . За правильный ответ ты получишь красный смайлик, за неверный ответ - жёлтый.

Слайд 10

Меню

Слайд 11

Конец! меню выход


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди детей с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с ...

Информационно-коммуникативные технологии в работе логопеда с использованием программы PowerPoint на индивидуальных занятиях.

Новизна работы с компьютером позволяет повысить интерес ребенка к занятиям с логопедом, позитивно сказывается на мотивации обучения, его результативности и ускоряет процесс коррекции речи....

здоровьесберегающие технологии в работе логопеда

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективны...

Использование компьютерных технологий в работе логопеда

В статье дается краткое описание компьютерных игр, которые можно использовать на логопедических занятиях для повышения эффективности работы. Представлены требования к отбору игровых программ и правила...

участник секции учителей-логопедов .п.Чамзинка по теме : «Здоровьесберегающие технологии в работе логопеда»;

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различны...

Выступление из опыта работы: «Нетрадиционные формы здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с детьми, имеющими речевые нарушения».

В данной статье рассматриваются здоровьесберегающие технологии, которые может использовать логопед в своей коррекционной работе для оптимизация процесса коррекции речи и поддержания и обогащения здоро...