консультация "Влияние развития мелкой моторики на речь ребёнка"
консультация по логопедии на тему

Казарова Марина Антоновна

консультация для родителей, в которой говорится о необходимости развития мелкой моторики пальцев рук, от того как развита мелкая моторика, настолько будет развита речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл родителям о мелкой моторике16.25 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Консультация для родителей на тему:

                            «Влияние развития мелкой моторики на речь ребёнка»

«Источники способностей и дарований детей- на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, питают источник творческой мысли».

                              В.А.Сухомлинский

Речь является важнейшей функцией человека. Речь способствует социальному контакту между людьми. Благодаря речи развиваются высшие формы деятельности. Правильная и богатая речь ребёнка, даёт ему возможность высказывать свои мысли, лучше познавать окружающую действительность, полноценно строить взаимоотношения с детьми и взрослыми. Развитие речи – это основной показатель развития детей и главное условие успешной организации разнообразной детской деятельности.

Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких дифференцированных движений рук. У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук.

Функция руки и речи развивается параллельного. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчает приобретение навыка письма.

Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики поможет в более короткие сроки исправить речевое нарушение, ускорит созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь, и будет способствовать ускорению исправления дефектов речи.

У ребёнка с высоким уровнем развития мелкой моторики, хорошо развиты память, внимание, логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. У дошкольника с низким уровнем развития мелкой моторики быстро утомляется, ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую-либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Пропадает мотивация к получению знаний. Всё это может привести к отставанию в учёбе, к нежеланию посещать школу.

Конечно, начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Ещё грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры».

Игры эти очень эмоциональные, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику, тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

В начале обучения проводятся игры, в которых дети выполняют упражнения с лёгкими движениями: соединяют одноименные пальцы обеих рук или поочерёдно соединяют пальцы руки с большим пальцем. Упражнения сопровождаются чтением стихов. Затем проводятся упражнения, с помощью которых дети учатся поочерёдно разжимать пальцы рук из кулака. Это уже более сложные движения.

Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами под музыку.

Для развития ручного праксиса очень полезны такие упражнения, как, перебирая пальцами, крутить карандаш, бобину с нитками, гладкий брусок; рисование и штриховка карандашами (полицвет, фломастеры не рекомендуются).

Также нужно не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивать и расстёгивать пуговицы, завязывать шнурки и т.д. а также не надо забывать о рисовании каракулей, игры с пальчиками, массаж кончиков пальцев; о лепке из пластилина, глины, теста; выкладывание узоров из палочек, собирание пазлов, игры – шнуровки и собственно вышивка. Такая работа поможет будущему ученику научиться красиво писать, выполнять задания на уроках труда не испытывая при этом усталости и отрицательных эмоций. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте графическая работа в тетрадях, для развития ориентировки на листе и координации движений руки, должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

  Родителям детям от 3до 5 лет рекомендуется проводить:

-поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью;

-упражнение на сгибание и разгибание пальцев;

-перебор сначала более ярких и крупных предметов, затем более мелких;

-пальчиковую гимнастику и народные игры типа «Сорока – белобока», «Пальчик-мальчик». В ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполнять их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управлять своими движениями. Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

            Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству и в том случае, когда ребёнок придумывает к текстам своим, пусть даже не очень удачные достижения, например, папе или бабушке.

 

              Родителям детей 5-7 лет для развития ручной умелости рекомендуется проводить:

-катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

-запускать пальцами мелкие «волчки»;

-разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

-сжимать и разжимать кулачки; барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

-нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

-завязывать узелки на шнуре, верёвке;

-застёгивать и расстёгивать пуговицы;

-играть с конструктором, с мозаикой, складывать матрёшки;

-выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;

-мять руками поролоновые шарики, губки;

-рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;

-резать (вырезать) ножницами;

-плести из бумаги коврики, корзиночки, косички;

-выполнять аппликации.

          Для развития графомоторных навыков, умение ориентироваться в тетради, закреплений понятий «вправо, влево», «вверх, вниз», а в целом для профилактики оптической дисграфии у детей 6-7 лет большое внимание необходимо уделять графическим диктантам.

           А так же использовать нетрадиционные игры.  Мною была разработана картотека игр на развитие мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования (игры с массажными мячиками, с прищепками, со счётными палочками, с зубными щётками, с шестигранными карандашами, с резиночками для волос).

           Поэтому родители, важно со всей ответственностью подойти к процессу обучения своего ребёнка. И помните, что правильная и богатая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Рисование скотчем - как средство развития мелкой моторики и речи детей, имеющих нарушения в развитии"

Обоснование выбора данной темы, задачи, этапы работы, результаты работы....

Многообразие способов развития мелкой моторики рук у ребёнка

краткое содержание родительского собрания 2 мл.группа...

развитию мелкой моторики рук у ребёнка.

родительское собрание 2 мл.группа...

Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики пальцев рук ребёнка».

Доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Уровень развития мелкой моторики- один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Чем же...

"Мелкая моторика и речь ребёнка".

Многие слышали выражение "речь на кончиках пальцев". Это не просто красивая фраза, а научно обоснованная, проверенная педагогами, психологами, внимательными родителями и жизнью аксиома. Все ...

«Влияние развития мелкой моторики на речь ребёнка»

laquo;Источники способностей и дарований детей- на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, питают источник творческой мысли»....