Использование в работе учителя — логопеда игр и упражнений для развития эмоциональности старших дошкольников, имеющих нарушения речи.
материал по логопедии (старшая группа) по теме
В коррекционной работе с дошкольниками-логопатами важным звеном является совершенствование их эмоциональной сферы, развитие мимической мускулатуры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование в работе учителя — логопеда игр и упражнений для развития эмоциональности старших дошкольников, имеющих нарушения речи.
Воспитание правильной речи на ограничивается формированием лишь правильного произношения звуков, а предусматривает комплексное развитие всех компонентов родного языка при правильной организации речевой функции, что является обязательной составляющей формирования личности ребенка в целом. Полноценное и гармоничное развитие личности ребенка невозможно без воспитание у него правильной речи.
Коррекционную работу с детьми выстраиваю с учетом принципов: первичности и вторичности дефектов, опоры на все анализаторы и создание полисенсорной основы, формирование всесторонних представлений об окружающем с опорой на различные формы вербальной и невербальной деятельности, учет нарастающей сложности лексического материала. Коррекционная работа предусматривает не только комплексное развитие всех компонентов родного языка, но и психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а также эмоциональное развитие ребенка.
Логопедическую работу с детьми провожу по подгруппам и индивидуально в интересной для них ситуации — при решении задач игрового характера, в подвижной деятельности, что помогает чередовать умственную и речевую нагрузку с двигательной.
На логопедических занятиях формирую и совершенствую практические навыки словообразования и словоизменения; обучаю связному высказыванию; формирую умения анализировать и синтезировать слоги, слова; правильно произносить звуки родного языка. Все занятия ориентирую на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в общении, эмоциональное здоровье.
Занятия провожу в форме дидактических игр, упражнений, занимательных задач, посвященных одной лексической теме. На каждом занятии стараюсь давать задания на развитие коммуникативных, социально значимых, эмоционально окрашенных навыков. Эти задания могут иметь различные формы: игры — драматизации, пальчиковые игры, игры на развитие мимической мускулатуры, речевого дыхания, голоса, элементы сюжетно — ролевых игр, рассказывание, пересказывание, составление диалогов, решение проблемных ситуаций, штриховка и раскрашивание.
На своих занятиях я стараюсь, чтобы дети были постоянно активны, чтобы они любыми средствами проявляли свое понимание ситуации, свое к ней отношение, чувства и эмоции вызываемые данным событием. Вопросы, которые я задаю детям, заставляют их обдумывать, осмысливать ситуацию и самостоятельно делать выбор движений, действий, цвета, слов. Стараюсь, чтобы моя роль состояла не в передаче детям готовых мыслей, слов, грамматических конструкций, а в создании обстановки поиска, творчества, эмоционального обмена. Например. Я провожу с детьми разминку мимической мускулатуры, которая предполагает формирование определенных произвольных мимических поз. Дети не только повторяют за мной то или иное выражение лица, но и отгадывают эмоциональное состояние человека, имеющего такое проявление чувств на лице, ситуацию и причины, вызвавшие эти чувства. Иногда ведущим становится ребенок, а остальные дети с удовольствием подхватывают его игру. Образцом мимической позы может стать ее изображение на бумаге, изображение сюжета или ситуации, в которых необходимо угадать развитие чувств и эмоций участников событий и выразить это самостоятельно.
Развитию эмоциональности у детей способствуют задания на совершенствование речевого дыхания и голосоподачи. Дети выполняют упражнения на развитие силы и тембра голоса. Для формирования эмоциональной выразительности речи систематически использую потешки, короткие стихотворения, прибаутки. При их произнесении детьми прошу голосом (его силой, тембром) показать характер, настроение, возраст или величину героя потешки, общее настроение стихотворения.
Объясняю детям, что не только словами, мимикой и жестами человек выражает свое настроение, чувства, эмоции. В этом на помогает музыка, живопись, цвет. Поэтому предлагаю детям различные задания на штриховку, раскрашивание, дорисовку контура, обводку; прошу выбирать те цвета карандашей, которые соответствуют настроениям и эмоциям ребенка, тем чувствам, которые вызывает в нем данный рисунок. Обязательна словесная аргументация выбора цвета, формы после выполнения работы. Безусловно, необходима аккуратность и правильность при выполнении, но основной акцент ставится на привязку цвета к эмоции и объяснение личного выбора.
Хочу привести для примера игры и упражнения, используемые мною на занятиях по формированию правильного звукопроизношения, совершенствованию лексико — грамматического строя речи и развитию связной речи на различных этапах коррекционного обучения, которые помимо решения основных речевых задач, служат развитию эмоциональности детей с нарушениями речи.
Игра «Комплименты».
Цель: - расширение активного словаря детей словами — признаками, обозначающими моральные качества человека;
- совершенствование навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Ход игры.
Описать внешний вид и характер своего друга, используя только слова — признаки.
Чтение стихотворения «Поздняя осень».
Цель: - побуждение детей к высказыванию, сравнению признаков в устной речи;
- расширение и углубление представлений детей об изменениях, происходящих в неживой природе;
- - совершенствование навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Игра «Отражение».
Цель: - уточнение правильного произношения гласного звука О;
- - формирование артикуляционно — фонетических и просодических навыков в речи.
Ход игры.
Пропеть гласный звук с заданной интонацией, визуально контролируя соответствующую мимическую позу перед зеркалом.
Игра «Раскрась дракончика».
Цель: - расширение активного словаря словами — названиями эмоций;
- - формирование умения рассуждать, аргументировать свое мнение;
- развитие мелкой моторики, внимания.
Ход упражнения.
На листе бумаги находится изображение дракончика, имеющего головы с разными эмоциями и настроением. Цветными карандашами необходимо раскрасить каждую голову тем цветом, каким видится ее настроение. Объяснить свой выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа учителя-логопеда в составе ТПМПК по комплектованию групп для детей с нарушениями речи дошкольных образовательных учреждений.
В данной статье описываются принципы организации Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии по комплектованию логопедических групп ДОУ: цели и задачи ТПМПК, структура ТПМПК, принципы ком...
Сотрудничество учителя-логопеда и семьи в формировании артикуляционной моторики у дошкольников с нарушениями речи
Одним из направлений коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи является коррекция нарушений звукопроизношения. Основой для подготовки речедвигательного аппарата к прави...
Сотрудничество учителя-логопеда и семьи в формировании артикуляционной моторики у дошкольников с нарушениями речи (продолжение)
Одним из направлений коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи является коррекция нарушений звукопроизношения. Основой для подготовки речедвигательного аппарата к прави...
«Эмоциональные минутки» Игры и упражнения в структуре КНОД старших дошкольников, имеющих нарушения речи.
laquo;Эмоциональные минутки" позволяют детям на ранних этапах коррекции звукопроизношения сменить вид деятельности во время занятия. В более продвинутом варианте - коментировать проце...
Особенности занятий физическими упражнениями старших дошкольников, имеющих нарушения речи
К этой категории дошкольников относятся дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они различаются по форме и степени.Одни формы...
Памятки и буклеты для родителей. "Кинезиология и её виды, как средство развития речи старших дошкольников, имеющих нарушения речи".
Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и ад...
Консультация для педагогов «Совместная работа учителя-логопеда и воспитателя в условиях группы для детей с тяжелыми нарушениями речи»
Благодаря современным стандартам образования дети с тяжелыми нарушениями речи должны получать своевременную и квалифицированную коррекционно-логопедическую помощь в условиях ДОУ. При этом все более зн...