Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения.
консультация по логопедии на тему

Дорохова Елена Анатольевна

    Известно, что при нарушении зрительных функций у детей возникает ряд вторичных отклонений: ослабляются познавательные процессы, происходят изменения в развитии быстроты и координации движений, мелкой моторики, ухудшается осанка. Серьезность вторичных  отклонений и степень их обратимости во многом зависят от того, в каком возрасте произошло нарушение зрения и когда началась коррекционная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motorika.docx15.54 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения.

Автор: Дорохова Елена Анатольевна

учитель-дефектолог (тифлопедагог),

ГБДОУ детский сад № 42 компенсирующего вида Колпинского района Санкт-Петербурга

Известно, что при нарушении зрительных функций у детей возникает ряд вторичных отклонений, ослабляются познавательные процессы, происходят изменения в развитии быстроты и  координации движений, мелкой моторики, ухудшается осанка. Серьезность вторичных отклонений и степень их обратимости во многом зависят от того, в каком возрасте произошло нарушение зрения, и когда началась коррекционная работа.

Между зрением и осязанием, как известно, много общего – с точки зрения той информации, которую они дают. У наших детей нарушенное зрение, которое дает им ограниченную, а иногда и искаженную информацию. Они не способны по подражанию овладеть различными предметно-практическими действиями, как нормально-видящие сверстники, а в результате  малой двигательной активности мышцы рук у них обычно вялые или слишком напряженные.  Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук, отрицательно сказывается  на формировании предметно-практической деятельности, моторной готовности руки к письму. Вот почему детей с косоглазием и амблиопией необходимо учить приемам осязательного восприятия объектов, формировать у них умение выполнять практические действия, в которых участвуют зрительный и тактильно-двигательный анализаторы, что позволит научиться,  более точно воспринимать предметы и пространство, быть более активными в процессе игры и обучения.

       Коррекционная работа по  формированию навыков осязания и мелкой моторики происходит в различных видах предметно-практической деятельности.

Во время лепки из глины, пластилина особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, закрепляются навыки осязательного обследования.

Аппликационная лепка очень нравится детям. Пластилин пальцами размазывается до контуров нанесённого заранее рисунка, затем его поверхность выравнивается, рисунок украшается более мелкими деталями из пластилина другого цвета.

Мозаики и конструкторы также развивают мелкую моторику и осязание. Можно использовать мозаики и конструкторы разного размера, учитывая зрительную нагрузку и уровень развития мелкой моторики. Дети первого года обучения учатся сортировать фишки мозаики по цвету, размеру, форме, выкладывать горизонтальные и вертикальные дорожки, простые узоры. Дети второго-третьего года обучения выкладывают рисунки из мелкой мозаики по образцу, считая фишки в разных направлениях. Для детей со сходящимся косоглазием мы используем магнитную мозаику на металлической подставке, геометрическую мозаику на ковролине.

Широко используем в работе ниткопись - выкладывание нитками контура рисунка на бархатной бумаге контрастного цвета. Яркая ворсистая нитка хорошо держится на бархатной бумаге. Она также легко отделяется от нее, что позволяет детям корректировать свои работы, добиваясь лучших результатов. Дети с низким уровнем развития мелкой моторики сначала выкладывают нитку по трафаретам, потом без них, проявляя фантазию.

На занятиях, в свободной деятельности мы используем также нанизывание бус разного размера, плетение ковриков, шнуровки, застёжки, работаем с природным материалом, с бумагой.  Это способствует развитию ручной умелости, а главное - повышает остроту зрения у детей с амблиопией.

У детей страдающих содружественным косоглазием, чаще, чем у нормально видящих  сверстников, можно наблюдать отсутствие самоконтроля и саморегуляции движений. А это сказывается на согласованности действий рук и глаз. Наша система коррекционно-педагогической работы направлена на формирование у детей автоматизированных навыков синхронности действий руки и глаза в различных видах деятельности.

Необходимым средством коррекции являются упражнения для укрепления и восстановления работы мышц глаза, поэтому мы включаем в ежедневную работу специальные зрительно-восстановительные упражнения. Они полезны всем детям, кроме перенесших глазную операцию, так как способствуют улучшению кровообращения; снимают статическое напряжение глазных мышц. Эти упражнения и игровые приемы дают возможность справиться со значительной зрительной нагрузкой, с которой ребёнок столкнется в школе.

Мышечные возможности руки так же, как и мышцы глаз, требуют  тренировки и коррекции. Овладение движениями рук и пальцев имеет большое значение для развития ребёнка в целом, в том числе речи, а для детей  с нарушением зрения является эффективным средством формирования бисенсорного восприятия окружающего мира.

Особую роль в развитии мелкой моторики играют пальчиковые игры – своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев. Они позволяют коррегировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций.

Пальчиковые игры организуем в водной части занятий или после напряженной зрительной работы в качестве активного отдыха. Они развивают координацию движений, помогают концентрировать внимание. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира: предметы, животных, людей, явления природы. Если они сопровождаются стихами, то у детей развиваются речь и чувство ритма, а ритм облегчает процесс восприятия и деятельность, что особенно необходимо детям с различными отклонениями в здоровье и развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование нетрадиционной техники рисования как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушением интеллекта"

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...

Непосредственно образовательная деятельность по разделу "Развитие мелкой моторики и осязания/Сенсорное развитие" для детей 3 – 4 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата на тему: «В осеннем лесу»

Фрагмент подгрупповой непосредственно образовательной деятельности (НОД) по разделу программы «Развитие мелкой моторики и осязания» образовательной области «Познание» для детей младшего дошкольного во...

«Индивидуальная работа учителя – дефектолога. Развитие мелкой моторики и речи у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения с помощью специальных игр и упражнений»

Нарушение функции видения у детей с патологией зрения вызывает значительные затруднения в познании окружающей среды. В связи с этим одной из важных задач моей коррекционной деятельности является помощ...

Перспективный план по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушениями зрения младшего и среднего дошкольного возраста

Перспективный план по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей с нарушениями зрения младшего и среднего дошкольного возраста...

Фрагмент подгрупповой непрерывнной образовательной деятельности (НОД) «Развитие мелкой моторики и осязания» для детей 3 – 4 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Формирование у детей представлений о лесе, дереве и его частях, с помощью дидактических игр и упражнений на развитие общей, мелкой моторики и осязания....