Сообщение к педагогическому совещанию, на тему: "Роль дидактической игры в развитии фонематического слуха и интонационной выразительности речи"
методическая разработка по логопедии по теме

Трунова Ирина Сергеевна

Данна разработка предназначенна для воспитатетелей дошкольных учреждений, логопедов, для всех возрастных групп.  Надеюсь что данный материал, будет полезен и кому - то да пригодиться.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Дидактические игры широко распространенны в системе дошкольного образования. Они известны, как игры обучающего характера, или игры с правилами. Но обучающая задача не выступает в них прямо, а скрыта от играющих детей, для которых на первом плане оказывается игровая задача. Стремясь реализовать её, они выполняют игровые действия, соблюдают правило игры.

      Дидактическая игра имеет определённую структуру, и включает в себя обучающую и игровые задачи, игровые действия, игровые правила.

     Дидактические задачи, игровые действия, игровые правила тесно взаимосвязаны. Каждый структурный компонент дидактической игры напрямую зависит от обучающей задачи, и подчиняется ей. Игровые действия невозможно определить, не зная поставленной задачи, игровые правила способствуют решению обучающей задачи.

    Дидактические игры выполняют важную роль в развитии фонематического слуха и интонационной выразительности речи.

    Цель: ребенок, свободно владеющий навыками и механизмами речи: дыханием, голосом, артикулированием звуков, интонацией, речевыми реакциями;

 - выразительностью речи – многообразие интонаций, умение пользоваться паузой, тембром голоса.

      МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

      ЗАДАЧИ: развитие артикуляционного, голосового аппарата, речевого дыхания, слухового восприятия, речевого слуха;

 - обучение правильному произношению звуков, слогов, слов, развитие различных средств интонационной выразительности.

      Дети 3 – 4 лет, хотят действовать всё более самостоятельно, поэтому часто не дослушивают задание до конца. Следует заботиться о создании в игре благополучной эмоциональной сферы. Полезны и интересны детям этого возраста все возможные игры со словами.

    Словесные дидактические игры – это фольклор, например: «Ладушки», «Сорока – Ворона», «Гуси – гуси», «Дождик».

     Рассмотрим подробно словесную дидактическую игру «Дождик», ребёнок учится соотносить свои действия с заключительными словами: «Дождик, дождик, пуще, дадим тебе гущи, дадим тебе ложку, хлебай понемножку!»

     В игре «Пошёл котик на Торжок», дети сначала знакомиться с котиком (игрушкой), который раздаёт им подарки – пирожки.

     В игре «Прыгали мишки», педагог артистично показывает  движения, а малыш повторяет за педагогом. Эта игра активирует артикуляционный аппарат, придаёт речи ритмическую упругость, которая подкрепляется выразительными движениями.

      В младших группах дидактическая игра может охватывать всё занятие. Воспитатель так же проводит музыкальные дидактические игры с различной динамикой: «Тихие и громкие звоночки», звуковысотных соотношений: «птица и птенчики», на имитацию игровых образов. В таких играх дети воспроизводят их ритмические основы, силу звука. В дидактической игре нередко используется драматизация. Имитация образов животных, героев любимых сказок, способствует выражению отношения детей к изображаемому явлению через мимику, интонацию, жесты.

      В дид. игру: «Музыкальный теремок», включены музыкально – дидактические задания, объединение единой игровой ситуации. К плоскостному домику с окошком ведёт музыкальная лесенка (металлофон), каждый персонаж 9ребёнок) подбегает к домику и придумывает свои ритмические группировки, характеризующие бег героя. На вопрос: «Кто живёт в теремке» - каждый герой отвечает своей песенкой, импровизацией.  В этой игре тесно сплетаются различные виды деятельности: подобрать под предложенную музыку, характерные для данного персонажа движения, дать музыкальный ответ, изобразить при помощи мимики, интонации своего героя, назвать его. Игра может существенно  разнообразиться и усложниться, если ввести новых персонажей, изменить задания, условия, в которые попадают герои, например: в теремок могут прибежать белка и лесная собачка, муравей, которые принесут с собой припасы на зиму, интересные игрушки, новые песенки.

       Использование подвижно – дидактических игр определят оттенки грустного и радостного настроения, например: игра «Солнышко и дождик», «на что похоже?», «Обезьянка в цирке».

       К концу года дети могут эмоционально, с интересом включаться в игру, использовать в самостоятельной игре дидактические материалы, сохранять интерес к процессу игры, взаимодействовать со сверстниками.

       СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

       ЗАДАЧИ: - формирование правильного произношения звуков, развитие фонематического восприятия, речевого дыхания, умение пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности;

       Знакомство с терминами «звук - слово», с помощью специальных игр.  У детей 4 – 5 лет расширяется словарный запас, уточняются знания об окружающем мире, развивается воображение, совершенствуется восприятие, мышление. В этом возрасте ребёнок уже имеет опыт словесной дидактической игры. Ему всё интересно, он много хочет знать и многому может научиться. Понимает, что правильно, а что нет, может оценивать речевые высказывания сверстников.

     В дидактических играх педагог должен побуждать ребёнка к рассуждениям, высказываниям, манипулированию словом, звуками, сочинять, фантазировать.

     В игре «Волшебные звуки», развиваем слуховое внимание детей, побуждаем их представить себя на деревенском дворе, «услышать» звуки, которые могут раздаваться вокруг. Усвоив правила, дети  достаточно свободно проявляют себя в движениях и интонациях, могут передать настроение того или иного персонажа. Так же применяется игра – инсценировка, произнесение отдельных слов и предложений с разной интонацией. Силой голоса и темпом речи. На занятиях по обучению грамоте часто используются игры, загадки и упражнения на подбор предметов или игрушек в названии, которые есть на заданный звук.  Использование чистоговорок, чтение считалок, небольших стихотворений для отработки дикции, играет важную роль в развитии интонационной выразительности речи. Развитие речи в словесных играх эффективны при использовании движения и драматизации. Детям предлагается на различной скорости произнесения слов в сочетании с движением: «Карусель», «Дождик кап –кап», «Угадай, кто в лесу?», «Кто я?» Игры со звуками традиционно используются в музыкально – дидактических игры. Проводятся игры с элементами творчества: «Подбери нужный тембр», «Узнай песню по ритму», «Послушай звуки леса». Игры на развитие музыкально – слуховых представлений: «Лесенка», «Высоко – низко», «Определи настроение». В этом возрасте нужно разнообразить содержание дидактических игр, обновлять игровые сюжеты.

        СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

         ЗАДАЧИ: - совершенствование речевого слуха, закрепление навыков чёткой, правильной и выразительной речи;

 - изменение громкости голоса и темпа речи в зависимости от условий общения и содержания высказывания;

 - дифференциация звуков изолированно: в словах и фразовой речи.

       Определение позиции звука в лове: начало, середина, конец. Дети 5 – 6 лет, проявляют самостоятельность в дидактических играх и устойчивость внимания, повышенный интерес к решению умственных задач. Для развития фонематического слуха и интонационной выразительности речи, в этом возрасте так же используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи. Педагог проводит дидактические упражнения или игры на знание пословиц, потешек, поговорок на разную тематику. Музыкальные инструменты, выполненные своими руками, знакомят детей с необычным звучанием.

     Игры – загадки: «Угадай, на чём я играю?», позволяют выделить и запомнить тембр редко звучащего инструмента. Такие игры проводятся без спешки, в них дидактическая задача, ставится одновременно с художественной.  Персонажи выступают в игре, в стихотворных образах: «Волк забрался на скамейку, в лапы взял свою жалейку, чтобы стало веселей, сил жалейка, не жалей!» Дидактические игры по известным сказкам  могут придумывать дети вместе со взрослыми. В этих играх ребята могут подбирать пословицы и поговорки, отражающие нравственный смысл сказки, пословица: «Что посеешь, то и пожнешь», подходит к сказке «лиса и Журавль».

       В играх со словом ставятся задачи на развитие фонематического слуха, пополнения словаря, освоение речевых конструкций. Используются игры на дифференциацию свистящих - шипящих звуков и соноров, твёрдых и мягких звуков, например – дидактическая игра: «Кто заметил больше небылиц», перед детьми стоит следующая игровая задача: заметить как можно больше нелогичных ситуаций (небылиц), умение отличать реальное от выдуманного, что само по себе довольно сложно, ведь в тексте всё перемешалось. Используя приём драматизации, педагог нацеливает детей на прочувствование проигрываемой ситуации, осознавая действия персонажей: бывает так на самом деле или не бывает? Интерес к игре возрастет, если дети могут самостоятельно моделировать реальные и вымышленные ситуации. Творческий подход к игре делает её более живой, расширяет границы фантазий, направляет мышление детей по не шаблонному пути. В музыкально – дидактических играх, используются специальные наглядные пособия, позволяющие ребёнку чувствовать себя уверенно в мире музыкальных звуков. Дети 5 – 6 лет уже умеют самостоятельно играть в дидактические игры. Они играют в настольные игры, знакомые подвижно – дидактические игры, повторяют действия, которые были усвоены и закреплены во время НОД с педагогами.

        ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

        ЗАДАЧИ: - совершенствование  произношения звуков, дифференциация определённых групп звуков: свистящие, шипящие, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие:

 - формирование умения произвольного изменения силы голоса, тембра, темпа произношения и интонации, ласково, сердито, радостно, грустно;

 - работа над дикцией – ознакомление с фонематической структурой слова и развитие звукового анализа слова.

      В подготовительной группе дидактическая игра должна стать одной из важнейших ступенек подготовки детей к школе. Особенность дидактической игры состоит в том, что дети будут играть в ней, если она будет занимательной, эмоционально захватывающей.  Тогда появиться усидчивость, уверенность в выполнении игрового действия, уверенность в правильном ответе, оказании помощи товарищу. Коллективный характер товарищества проявляется в совместной игре, побуждает детей рассуждать, сравнивать, обмениваться мнениями, спорить, поддерживать друг друга, уважать мнение друг друга, просить помощи и совета. Значительно усложняется дидактический материал, который воспитатель предлагает в виде карт, чертежей, рисунков, схем. В играх дети представляют героев, используя определённые жесты, мимику, интонацию, силу голоса. Разыгрывают комичную, фантастическую ситуацию, события из реальной жизни. Дети запоминают 6 – 7 и более небылиц, а также придумывают их самостоятельно. Если переложить на музыку характер настроение и характер таких игр, то дети самостоятельно смогут определить какая музыка больше подходит.  Это может быть гротесковая, юмористическая, шутливая формы выражения, которая поможет отметить интонацию, создать нужное настроение, например: «Слышишь громкий вой летающих по небу медведей», «И радостный визг поросят», «Свист ветра», «Хохот зрителей»,  показывающих на происходящие пальцами: «Медвежата летят, толстопятые кричат – у – у – у, мы летим в Москву. Поросята летят, ещё больше кричат: хрю – хрю - хрю, мы летим на луну!» В этих играх дети должны внимательно следить за каждой строчкой, музыкой, чтобы успеть вовремя, сделать движение и мимику. В этом возрасте можно использовать игры – перевёртыши, из серии: «Узнай моё настроение», в этих играх словесные и музыкальные тексты несут противоположный интонвционно – смысловой характер. Происходит несовпадение слов  с музыкой. Детям нелегко рассказать подлинное состояние персонажа, от имени которого идёт повествование, например: «Я плачу: я плачу целый вечер, совсем не хохочу, я очень загрустила, гулять я не хочу.» Интонация грустная, музыка весёлая.  Очень важным моментом игр является  использование наглядного пособия, особо любимые детьми игры – это игры, которые дети сделали своими руками.

    ИТОГ- к концу дошкольного детства, у детей накапливается достаточно большой опыт дидактический игры. Дидактическая игра оказывает важную роль в формировании интонационной выразительности, развитие их интеллектуальных форм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Дидактические игры на развитие фонематического слуха"

В консультации раскрыта актуальность проблемы развития фонематического слуха у детей, особое значение дидактических игр в этой работе. Произведена подборка конкретных дидактических игр....

Статья на тему "Дидактические игры на развитие фонематического слуха"

В статье раскрыта актуальность темы развития фонематического слуха у детей, особое значение дидактических игр в этой работе. Произведена подборка конкретных дидактических игр....

"Влияние дидактической игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Влияние дидактической игры на развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"...

Дидактическая игра на развитие фонематического слуха "Лягушка ловит комариков"

Фонематический слух это умение слышать и различать звуки речи. хорошо развитый фонематический слух является важным условием для овладения грамотой в школе. если ребёнок испытывает затруднения в различ...

Дидактическая игра на развитие фонематического слуха "Карусель"

Цель - закрепить навык определения первого звука в слове, учить называть слова на заданный звук.Ход: детям раздаются картинки со сказочными персонажами. Дети  определяют первый звук в названии св...

Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей старшего дошкольного возраста "Составь и прочитай слово"

Интерактивная дидактическая игра на развитие фонематического слуха для детей  старшего дошкольного возраста"Составь и прочитай слово"" Разработала воспитатель высшей квалифика...