Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
статья (старшая группа) по теме

Березина Ирина Николаевна

Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией,таким образом кисть руки является органом речи, так  же, как и артикуляционный аппарат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей    

Подготовила  воспитатель

ГБОУ ООШ № 9 СПДС «Детский сад «Родничок»

Березина Ирина Николаевна

г.о. Новокуйбышевск, 2014г.

          В последнее время  у многих детей отмечаются отклонения  в развитии речи. Речевая патология рассматривается как сложный  синдром центрально-органического генеза, проявляющийся в неврологических, психологических и речевых симптомах. У детей с  речевой патологией нарушены процессы памяти, внимания, восприятия и др.

Со становлением речи тесно связано развитие тонких движений пальцев рук.

Человек при общение не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе или собеседнику жестами.  Движение пальцами рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией.  Первобытные люди общались жестами. Развитие  речи и руки у них шло параллельно, примерно так развивается речь и у ребенка, сначала  развиваются тонкие движения пальцев рук, а затем появляется артикуляция слогов. Таким образом кисть руки является органом речи, так  же, как и артикуляционный аппарат.

       Я работаю в логопедической группе с детьми, имеющими диагноз ОНР. У таких детей отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, т.к. движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией

       Поэтому в своей работе с детьми (в группе компенсирующей направленности ) для преодоления отставания в речевом развитии

использую несложные занимательные задания, упражнения и игры, направленные на совершенствование движений пальцев. Эти занятия очень нравятся  детям и являются весьма эффективными как для улучшения координации движений,  так и для развития речи. Их польза еще и в том, что они подготавливают руку ребенка к рисованию, лепке, конструированию, письму.

              Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, я следую ряду требований:

- систематичность;

- соответствовать   уровню   общемоторного, психического развития ребенка;

- соответствовать возрастным требованиям;  

- доставлять ребенку радость.

         

Эффективные пути для развития мелкой моторики пальцев рук и развитие ручной умелости это:

1. Пальчиковые игры и упражнения

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и др. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом - домиками, кубиками, мелкими предметами и

т. д. Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Продолжительность пальчикового тренинга зависит от возраста детей (младший возраст до трех-четырех лет), рекомендуемое время - от 3 до 5 минут, в среднем и старшем дошкольном возрасте - 10-15 минут в день).

2. Массаж пальцев

Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:

  • Массаж большого пальца - повышает активность мозга;
  • Массаж указательного пальца - стимулирует желудок и поджелудочную железу;
  • Массаж среднего пальца -  улучшает работу кишечника;
  • Массаж безымянного пальца – стимулирует печень;
  • Массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.

3. Японская методика пальцевого массажа

Массаж пальцев

«Лесенка»,

 «Наш друг-огород»

Массаж грецкими орехами

- катать два ореха между ладонями;

- один орех прокатывать между пальцами;

- удерживать несколько орехов между растопыренными пальцами ведущей руки, обеих рук

Массаж шестигранным карандашом

- пропускать карандаш между одним и двумя-тремя  пальцами;

- удерживать в определенном положении в правой и левой руке.

Массаж «четками»

- перебирание четок развивает пальчики, успокаивает нервы.

- перебирание сочетают со счетом, прямым и обратным.

4. Песочная терапия

  Податливость песка провоцирует желание создать из него миниатюру реального мира. Созданная ребенком картина из песка является творческим продуктом. Основной акцент делается на творческом самовыражении ребенка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходит выход внутреннего напряжения и поиск путей развития:

- большую коробку заполните наполовину промытым и высушенным речным песком. Покажите ребенку игрушку, которую вы запрячете в этом песке. Постепенно увеличивайте  количество запрятанных игрушек.

- моделирование песочных проекций в соответствии с имеющимся опытом ребенка (зоопарк, домашних животных, лес  горы, водоемы, равнины и т.д.) Ребенок сам отберет необходимые материалы и смоделирует пространство.

Ребенок сам выбирает фигурки животных и помещает их в свойственные им ландшафты.

- постановка знакомой ребенку сказки. Ребенок самостоятельно выбирает реквизит и строит декорации, проигрывает полностью или берется сюжет.

5. Игры с крупой, бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

  Эти игры оказывают тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения.

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание (пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т. п.) ; составление бус из картонных кружочков, квадратиков, сердечек, листьев деревьев, в том числе сухих, ягод рябины; выкладывание букв, силуэтов различных предметов из мелких семян, пуговиц, веточек и т. д.

  Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!

6. Работа с бумагой. Оригами.

   Из бумаги и картона можно изготовить игрушки для игр с водой и ветром, елочные украшения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, игрушки-забавы, подарки и сувениры.

  В настоящее время оригами приобретает всё большую популярность среди педагогов и психологов. И это не случайно. Развивающий потенциал оригами очень высок.

  В качестве оборудования используют листы бумаги разных цветов и готовые книги по технике оригами.

7. Вырезание ножницами.

  Особое внимание уделяется усвоению основных приемов вырезания:

 - по прямой, различные формы (прямоугольные, овальные, круглые).

- симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой (хоровод) или по диагонали (снежинки) 

- не целую форму а ее половину

8. Аппликации.

  Из вырезанных фигурок дети могут составлять композиции - аппликации. Картинки из журнала или газеты вырванные кусочки придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж.

9. Лепка из пластилина, глины и соленого теста.

  Можно делать единичные детали или сразу несколько и объединять их в композиции.

  - Лепка колбасок, колечек, шариков; разрезание  пластилиновой  колбаски пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепливание кусочков  снова. Из каждого маленького кусочка делается  лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)

  - Оклеивание полученными лепешками баночки, веточки, и. т. д.

  - Выкладывание из пластилина заданного рисунка шариками, колбасками на фанере или листе картона.

  - Оклеивание пластилином стеклянной бутылки и придание ей формы вазы, чайника и т. д.

- Лепка геометрических фигур, цифр, букв.

10. Рисование, раскрашивание

  Рисование способствует развитию мелких мышц руки, укрепляет ее.

Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки. Рисовать можно черными и цветными карандашами, фломастером, мелом, акварельными красками, гуашью.

  Раскрашивание - один из самых легких видов деятельности. Необходимо учить детей раскрашивать аккуратно, не выходя за контуры изображенных предметов, равномерно нанося нужный цвет.

  Для начала хорошо использовать:

- рисование по опорным точкам;

 - дорисовывание второй половины рисунка;

- трафареты

- рисование крупой

- рисование линий различной формы и сложности рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги .

- нетрадиционные техники: монотипия, набрызг, кляксография, тампонирование

Монотипия: на лист бумаги наносят краску разных цветов. Затем на лист накладывается другой лист, и отпечаткам придают определенную форму с помощью кисти, карандаша, фломастера.

Набрызг: кисть опускают в краску, а затем разбрызгивают краску на лист бумаги с помощью пальцев или карандаша. Таким образом, можно создавать фон рисунка.

Кляксография: на лист бумаги наносятся краски в любом порядке. После нанесения рисунка карандашом или фломастером предают какое-либо очертание, создают образ.

Тампонирование: нанесение красок на бумагу с помощью ватных тампонов или губок.

11. Графические упражнения.

  Графическая деятельность способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Графические задания должны иметь образно-смысловую значимость.

  Графические задания:

- дорисовывание недостающих деталей у цветов и предметов;

- обводка лекал;

- заштриховка и раскрашивание контурных изображений;

- по заданной схеме действия;

-  дорисовывание орнаментов и лабиринтов.

12. Штриховка.

  Задания со штриховкой способствуют подготовке руки к письму. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии.

  Виды штриховки:

- раскрашивание короткими частыми штрихами;

- раскрашивание мелкими штрихами с возвратом;

- центрическая штриховка (круговая штриховка от центра рисунка);

- штриховка длинными параллельными отрезками.

13. Шнуровки

  Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов:

- шнуровки сюжетные;

- шнуровки: пуговицы, башмачки, цилиндры  т.п. сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков.

- шнуровки: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т. п. , которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая «картина».

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребёнку:

  • во-первых, развивают мелкую моторику его руки, подготавливая к овладению письмом,
  • во-вторых, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте,
  • в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки "потянет" за собой развитие речи и  интеллекта.

Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский образовательный проект:«Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей раннего возраста»

  Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и ре...

Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»

познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей в процессе использования дидактической игры. Дать рекомендации для родителей по применению дидактических игр для развития мелкой мотор...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики, как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»

Почему мы развиваем мелкую моторику рук у детей.У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на м...

«Развитие мелкой моторики как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста»

Вопрос развития  речи и мелкой моторики рук  детей очень актуален. У большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Сейчас вся обувь у детей на липучках, куртки на молни...

Консультация для родителей « Развитие мелкой моторики , как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста.

Консультация для родителей « Развитие мелкой моторики , как средство формирование речи детей младшего дошкольного возраста.Цель: познакомить родителей с приёмами развития мелкой моторики у детей ...