"Речевичок" Коррекционно-логопедический журнал родителям о детях. Ноябрь,2013год №3
консультация по логопедии (подготовительная группа) по теме

Тряскова Татьяна Сергеевна

Содержание

 

Рубрика «Тема дня»

«Шпаргалка для родителей» ..………………………………..……..2

 

Рубрика «Речевые, развивающие, обучающие игры».

Игры на различных этапах формирования звукового анализа и синтеза……………………………………………………………………5

 

Рубрика «Смекалочка».

Найди отличия………. ………………………………………...……6

Загадки дедушки Архипа…………………………………………….7


Источники, использованные при создании журнала ………. 13

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhurnal_rechevichok_noyabr.docx885.99 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Таня\Documents\оформление сада\04.jpg

          МБДОУ МО г.Краснодар

              «Детский сад № 163»

    Речевичок

              Коррекционно-логопедический

                   журнал родителям о детях.

                       Автор-составитель журнала

                      учитель-логопед Тряскова Татьяна Сергеевна.

                                                       Ноябрь

                       2013 год ,

                             № 3           

Содержание

Рубрика «Тема дня»

«Шпаргалка для родителей» ..………………………………..……..2

Рубрика «Речевые, развивающие, обучающие игры».

Игры на различных этапах формирования звукового анализа и синтеза……………………………………………………………………5

Рубрика «Смекалочка».

Найди отличия………. ………………………………………...……6

Загадки дедушки Архипа…………………………………………….7


Источники, использованные при создании журнала ………. 13

Рубрика «Тема дня»

«Шпаргалка для родителей»

Уважаемые родители!

Обучая ребенка чтению и развивая фонематический слух, следует помнить, что:

  • Наша речь состоит из предложений.
  • Предложение — это законченная мысль.
  • Предложения состоят из слов.
  • Слова состоят из слогов. В слове столько слогов, сколько гласных букв(звуков), например: ма/ли/на – в этом слове 3 слога, так как в нём 3 гласные буквы(звука).
  • Слова состоят из звуков.
  • Звук — то, что мы слышим и произносим.
  • Буква — то, что пишем и читаем.
  • Звук на письме обозначается буквой.
  • Звуки бывают гласные и согласные.
  • Гласные звуки — звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.

В русском языке шесть гласных звуков: А, У, О, И, Э, Ы. На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом. Гласных букв — десять: шесть — А, У, О, И, Э, Ы — соответствуют звукам и четыре — йотированные, которые обозначают два звука: Я, Ю, Е, Ё, (Я — ЙА, Ю — ЙУ, Е — ЙЭ, Ё — ЙО) • в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, за-юшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: Я — А. Ю — У, Е — Э, Ё — О (береза, мяч). Гласные А, О, У, Ы, Э на письме обозначают твёрдость согласных звуков.

  • Согласные звуки — звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
  • Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло: глухие согласные звуки — голосовые связки не работают (горлышко не дрожит): К, П, С, Т, Ф, X, Ц, Ч, Ш, Щ; звонкие согласные звуки — голосовые связки работают (горлышко дрожит): Б, В, Г, Д, Ж, 3, Й, Л, М, Н, Р

Всегда звонкие (непарные) согласные: Й, Л, М, Н, Р. Всегда глухие (непарные) согласные Х, Ц, Ч, Щ. Остальные согласные звуки образуют пары:

Б          В         Г          Д         Ж        З    -   ЗВОНКИЕ

П         Ф         К         Т          Ш        С    -   ГЛУХИЕ

  • Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух:

согласные звуки, которые могут быть твердыми и мягкими: Б, В, Г, Д, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, X, БЬ, ВЬ, ГЬ, ДЬ, ЗЬ, КЬ, ЛЬ, МЬ, НЬ, ПЬ, РЬ, СЬ, ТЬ, ФЬ, ХЬ;

всегда твердые согласные: Ж, Ш, Ц;

всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ.

  • Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом, мягкие — зеленым.

Одной из важных задач подготовки к обучению грамоте является ознакомление детей со звуковым составом, звуковым строением слова. Исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать добукварный, чисто звуковой период обучения. Буква- это знак звука. 

    http://www.college5.msk.ru/stud/inform_resyrs/raz_rech/_private/BD10267_.GIFЗнакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребенок не знает, что именно обозначается этим знаком. Добукварный этап обучения грамоте занимает много времени и сил. Но не следует стремиться его сократить - ведь от добукварного этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения. Если еще в добукварный период ребенок научится свободно переходить от твердого согласного звука к его мягкой паре и обратно, то у него позже не вызовет затруднений самый сложный шаг начального обучения чтению- слияние двух букв в слог. Знание букв без чувства звуков- это то же самое, что знание названий цветов при дальтонизме. И не случайно дети, имеющие отличную память и чуть-чуть чистолюбивых родителей, иногда к двум годам узнают и называют все буквы, но даже к семи годам не начинают их сливать в слоги и слова, если предварительно не знакомятся со звуками.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка.     Д.Б. Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение- это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью. Ребенка окружает множество звуков: музыка, щебетание птиц, шелест травы, шум ветра, журчание воды… Но слова- речевые звуки- с самого его рождения наиболее значимы. 

   http://www.college5.msk.ru/stud/inform_resyrs/raz_rech/_private/BD10267_.GIF Звучащая речь обеспечивает необходимое для ребенка общение со взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами поведения. Чистота речи зависит от многих факторов: от развития речевого слуха, речевого внимания, речевого дыхания, голосового и речевого аппарата, поэтому еще раз напоминаю родителям о том, что необходимо выполнять рекомендации учителя-логопеда по развитию артикуляционной моторики, речевого дыхания, развития фонематического слуха.

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Последовательность звукового анализа

1. Произнеси слово и послушай его.        

 2.  Произнеси слово по слогам. Сколько слогов в слове?

3. Произнеси слово так, чтобы выделить первый звук в слове, назови его отдельно.

Какой звук? (гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий)

4. Обозначь выделенный звук фишкой определенного цвета (гласный звук-красная фишка, согласный твердый звук-синяя фишка, согласный мягкий звук-зеленая фишка).

5. Произнеси слово так, чтобы выделить второй звук в слове, назови его отдельно.

Какой звук? (гласный или согласный, если согласный, то твердый или мягкий)

6. Обозначь выделенный звук фишкой определенного цвета (гласный звук-красная фишка, согласный твердый звук-синяя фишка, согласный мягкий звук-зеленая фишка).

7. Произнеси слово так, чтобы выделить третий звук в слове, назови его отдельно. и т.д.

8. Произнеси слово по фишкам.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей учат побуквенному чтению, т.е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению в детском саду предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям: п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения.

Рубрика «Речевые, развивающие, обучающие игры».

Игры на различных этапах формирования звукового анализа и синтеза.

  1. Определение наличия звука в слове
  • Назови игрушки, посуду, мебель, животных, в названиях которых есть звук …
  • Магазин. Покупаем слова со звуком «С» (сахар, сыр, капуста, сметана, масло)
  1. Вычленение звука в начале слова
  • Я знаю 5 слов на звук «С»: слон - раз, сад - два, сапоги - три,  самолет – четыре, санки – пять.
  • Буква потерялась.  .ыба (рыба), .от (кот), .кно (окно)
  • Подарки на день рождения. Подарим подарки Маше только на звук «М», Наташе только на звук «Н»
  1. Вычленение звука в конце слова
  • Поймай последний звук в ладошку. Произнести слово, выделяя последний звук голосом «карандашшш». Какой звук поймал?
  • Звуковая цепочка. Свяжем мы из слов цепочку, не дадим поставить точку. Назвать слово, выделяя последний звук, ребенок придумывает слово на последний звук. Слон – нос – сова – аист – ток…
  1. Развитие умения дифференцировать твердые и мягкие согласные
  • Подарки Маше и Мише. Дарим Маше подарки на твердый «М» (мыло), а Мише на мягкий «Мь» (мяч)
  • Назови мягкую пару.
  1. Определение  последовательности, количества и места звука по отношению к другим звукам
  • Угадай слово. Взрослый произносит слово по звукам м…ы…ш…к…а, ль…и…с…а…
  • Кто в домике живет? Выбрать животных, в названиях которых 3, 4, 5 звуков, поселить их в домики с 3, 4, 5 звуками
  1. Определение количества слогов в слове
  • Встречу слово по дороге – разобью его на слоги. Бросить мяч ребенку, называя слово. Ребенок произносить слово по слогам, отбивая слоги мячом.
  • Слог да слог и будет слово, мы в игру сыграем снова. Взрослый произносит первый слог, ребенок добавляет вторую часть. Са – хар, ша- ры
  1. Полный звуковой анализ и синтез слов
  • Составить слово из первых звуков других слов. Грибы, Нос, Обруч, Мох - ГНОМ

Рубрика «Смекалочка».

Найди отличия

http://umm4.com/wp-content/uploads/2011/01/najdi-otlichiya-dlya-detej-4-5-let-4-724x1024.jpg

ЗАГАДКИ ДЕДУШКИ АРХИПА

Автор загадок -
Валентина Черняева
http://www.solnet.ee/sol/004/rask20/p01z.jpg

Ребята, я сегодня вам

Вопросы хитрые задам.

Коль отрицательный ответ,

Прошу ответить словом "нет",

А утвердительный - тогда

Скажите громко слово "да".

Не сомневаюсь я, ребята,

У каждого ума палата,

Но у меня для вас совет:

Ответы "ДА", ответы "НЕТ"

Давать мгновенно не спешите,

Подумав крепко, говорите.

* * *

 1.

Откройте мне один секрет:

Живут жирафы В ТУНДРЕ? ...

http://www.solnet.ee/sol/004/rask20/p08z.jpg

2.

УВИДИШЬ в ясный день крота,

Парящим В НЕБЕ, правда? ...

3.

Строитель строит города.

А осы строят СОТЫ? ...

4.

Оранжевый и красный цвет

ГОРЯЧИМИ считают? ...

5.

Машинам дан зелёный свет,

ИДТИ по зебре МОЖНО? ...

6.

В окошке утром - солнца свет,

НОЧЬ наступает, верно? ...

http://www.solnet.ee/sol/004/rask20/p06z.gif

7.

В реке ТЕПЛЮЩАЯ вода.

И В ПРОРУБИ такая? ...

8.

А будет нам видна звезда,

Коль ночью небо в тучах? ...

9.

Лес - обитания среда

Для белок, зайцев, дятлов? ...

10.

Ведь БЕЗ кленового листа

Флаг Украины, точно? ...

11.

Читатель, прочитав, всегда

СЪЕДАЕТ книжку, правда? ...

12.

Морковь с капустой в турникет,

Входя в метро, опустим? ...

http://www.solnet.ee/sol/004/rask20/p04z.gif

13.

Монах себе даёт обет.

Его кладёт он ложкой? ...

14.

Худой мальчишка, как скелет,

ЛЕГКО поднимет штангу? ...

15.

На небе много есть планет,

Луна - ПЛАНЕТА! Так ведь? ...

http://www.solnet.ee/sol/004/rask20/p07z.gif

16.

Из рубероида рулет

ПОДХОДИТ на десерт нам? ...

17.

Пасутся в АРКТИКЕ стада

Коров и коз рогатых? ...

18.

С аэродрома ПОЕЗДА

По полосе взлетают? ...

19.

У пешеходов есть мечта -

Споткнувшись, рухнуть В ЯМУ? ...

20.

Когда приходят холода,

На юг летят все лоси? ...

21.

Печём ватрушки ИЗО ЛЬДА

В горячей печке, правда? ...

http://www.solnet.ee/sol/004/rask20/p09z.gif

22

Ответишь ты мне без труда:

ЗИМОЙ цветёт черешня? ...

23.

По морю плавают суда.

Нефть перевозит ТАНКЕР? ...

24

По снегу две полоски - след.

Медведь прошёл по снегу? ...

25.

Замёрзшая вода тверда.

Вода стать может ГАЗОМ? ...

26.

В игру с названьем чехарда

Играют КЛЮШКОЙ С ШАЙБОЙ? ...

27.

Бежит дистанцию атлет

ОТ ФИНИША ДО СТАРТА? ...

28.

За вторником идёт среда,

За четвергом - суббота? ...

http://www.solnet.ee/sol/004/rask20/p03z.gif

29.

Хамелеон меняет цвет.

А осьминог МЕНЯЕТ? ...

30.

Мы ставим чашечки в буфет.

ДИВАН туда поставим? ...

31.

Друзьям ты говоришь: "Привет!"

И завучу ТАК скажешь? ...

32.

Растает снег - в ручьях вода.

Весной бывает это? ...

33.

Садится слон на провода,

Чтоб пообедать, правда? ...

http://www.solnet.ee/sol/004/rask20/p05z.gif

34.

На карте мира - города,

Материки и страны? ...

35.

Увидев рыбака, - "Привет!" -

КРИЧИТ плотва из речки? ...

36.

Что ест лягушка на обед -

Слона с горошком, правда? ...

37.

У жабы, точно, нет хвоста.

А у коровы ЕСТЬ он? ...

38.

В тени - "плюс тридцать", и тогда

Мы ШУБЫ надёваем? ...

39.

Мамуля КУПИТ мне конфет

За то, что я ленился? ...

40.

В троллейбусе, купив билет,

НА КРЫШЕ нужно ехать? ...

41.

В театр идём смотреть балет.

А оперетту - В БАНЮ? ...

* * *

Вопросы кончились, друзья!

И всех хвалю, ребята, я.

Зачёту подошёл конец.

Кто не ошибся - молодец!

А кто ошибся хоть чуток,

Не молодец, а молоток!

http://www.solnet.ee/sol/004/rask20/p02z.jpg

Источники, использованные при создании журнала:

 Сайты: http://www.logolife.ru;  http://www.solnet.ee/.

Смотрите версию журнала в электронном виде на сайте МБДОУ МО г.Краснодар

 «Детский сад № 163»          http://ds163.centerstart.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Речевичок" Коррекционно-логопедический журнал родителям о детях. Октябрь,2013год №2

Немного о журнале.Одна из задач, стоящих перед Учителем- логопедом ДОУ – это взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей и коррекции речи, а также оказание консу...

"Речевичок" Коррекционно-логопедический журнал родителям о детях. Ноябрь 2013год, №3

Содержание Рубрика «Тема дня»«Шпаргалка для родителей» ..………………………………..……..2 Рубрика «Речевые, развивающие, обучающие игры». Игры на различных этапах формирования звукового анализа и синтеза...

"Речевичок" Коррекционно-логопедический журнал родителям о детях. Январь 2014год, №5

Рубрика «Тема дня» - «Готовимся к школе»Подготовить ребенка к школе..……………………………………..……..2Создание позитивной установки к обучению…………………………….212 заповедей мамы и папы будущего первоклассника………………….....

"Речевичок" Коррекционно-логопедический журнал родителям о детях. Февраль 2014год, №6

Рубрика «Тема дня» - «Еще есть время» «Специфические» ошибки при чтении и письме…………………….…..2Оптическая дисграфия………………………………………….………….4Некоторые приемы подготовки руки к письму у дошкольника….……...

"Речевичок" Коррекционно-логопедический журнал родителям о детях. Март 2014год, №7

Рубрика «Тема дня» - «Что должны знать и делать родители, чтобы у ребенка спинка оставалась ровной, глазки зоркими, а в тетрадке получались красивые и ровные буквы?» Следите за правильной посадко...

"Речевичок" Коррекционно-логопедический журнал родителям о детях. Апрель 2014 год, №8

Рубрика «Тема дня» - «Игры и упражнения, направленные на развитие умственных и речевых способностей у дошкольников»..2 Задания на развитие логического мышления…………..………….11 Источники, исполь...

"Речевичок" Коррекционно-логопедический журнал родителям о детях. Май 2014 год, №9

Рубрика «Тема дня» - «Рекомендации логопеда на лето»……....2 Рекомендации логопеда на лето: «Отдых с ребенком летом»………2Рекомендации логопеда на лето: «Как не утратить речевые навыки ребёнка – звукопро...