Периоды речевого развития ребенка.
материал по логопедии по теме

Материал для логопедов,воспитателей,родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл periody_rechevogo_razvitiya_rebenka.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Периоды речевого развития ребенка.

С учетом тесной морфологической и синтаксической системы языка выделяют 3 периода формирования грамматического строя речи.

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней (от 1 года 3 мес. до 1 года 10 мес.). Этот период включает в себя 2 этапа: этап однословного предложения и этап предложений из нескольких слов-корней.

1. Этап однословного предложения

(возраст от 1 года 3 мес. до 1 года 8 мес.)

На этом кратковременном этапе ребенок использует лишь отдельные слова в роли предложений (однословные предложения). В речи малыша лишь небольшое количество слов, которые используются для выражения его желаний потребностей, впечатлений. При этом для уточнения смысла своего высказывания ребенок использует жесты, интонацию. Первые слова, которые употребляет малыш, не имеют определенной грамматической формы. Это аморфные слова-корни ("би" - машина, поехали и т.д., "гу" - гулять, голуби...). В различных предложениях они используются в одинаковом звуковом оформлении, без изменения. Основную часть слов составляют существительные, обозначающие названия лиц, предметов, звукоподражания, лепетные слова ("ди" - иди, уходи, "мокко" - молоко, мокро). Всего должно насчитываться около 29 таких аморфных слов-корней. Из них названия лиц, предметов около 22-25, и глаголов ("бух", "ди"…) - 5-7.

Звукопроизношение.

Ребенок должен хорошо произносить ударные гласные а, о, у, и; согласные м, п, б, к, д, ть, сь, пь,х, ль. Стечение согласных малыш произносить еще не может.

Слоговая структура слова.

Часто воспроизводится один слог в слова (ударный) или два одинаковых слога ("га-га", "ту-ту").

2. Этап предложений из нескольких слов-корней

(возраст от 1 года 8 мес. до 1 года 10 мес.)

На этом этапе ребенок объединяет в одном высказывании сначала 2, затем 3 слова, т.е. в речи появляется фраза. Грамматическая связь между словами отсутствует. Ребенок объединяет слова, в высказывании связывая их только интонацией, общностью ситуации. При этом слова используются в предложениях в одной и той же аморфной неизмененной форме. Существительные употребляются либо в именительном падеже единственного числа, либо в усеченной, искаженной форме. Глаголы представлены либо в неопределенной форме, либо в форме 2-го лица единственного числа повелительного наклонения ("дай", "неси", "спать").

Звукопроизношение.

Часто в слове опускается начальный звук или конечный согласный. Появляется стечение согласных в середине некоторых слов: льк, ськ, пк, цък.

Слоговая структура слова.

Воспроизводятся двусложные слова. В трехсложных словах часто опускается один из слогов. Например, молоко - "мокко".

ВТОРОЙ ПЕРИОД - период усвоения грамматической структуры предложения (от 1 года 10 мес. до 3 лет). Этот период включает в себя 3 этапа: этап формирования первых слов, этап использования флективной системы языка для выражения синтаксических связей слов и этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений.

1. Этап формирования первых форм слов

(возраст от 1 года 10 мес. до 2 лет 1 мес.)

На этом этапе малыш начинает использовать в речи различные формы одного и того же слова. Первыми грамматическими формами существительных являются:

- формы именительного падежа единственного и множественного числа с окончанием "-ы", "-и" (фонетически всегда "-и" по причине смягчения согласных);

- формы винительного падежа с окончанием "- у". Например, кису, куклу;

- иногда появляются формы родительного падежа с окончанием "- ы", окончание "- е" для обозначения места (на столе - "толе").

Первыми грамматическими признаками глаголов являются:

- повелительное наклонение 2-го лица ед. числа (иди, неси);

- формы 3-го лица ед. числа настоящего времени без чередования в основе (сидит, спит);

- возвратные и невозвратные глаголы.

К 2 годам появляются прилагательные, чаще в им. пад. ед. числа мужского и женского рода, но без согласования с существительными.

Объективным показателем правильного хода развития речи на этом этапе является появление к 2 годам первых фраз ("Вот таи." - "Вот шары"). При нормальном речевом развитии в возрасте 2 лет - 2 лет 2 мес. выделяется период физиологических аграмматизмов, когда ребенок пользуется предложением без соответствующего грамматического оформления. Этот период в норме длится всего несколько месяцев и в дальнейшем без специального обучения ребенок самостоятельно начинает усваивать нормативное употребление грамматических конструкций.

Наличие стойких аграмматизмов на протяжении следующих этапов развития являются важным показателем для своевременного определения общего недоразвития речи у 3-х летнего малыша.

Звукопроизношение.

К двум годам появляются твердые согласные звуки "т", "д", "п". Все чаще стечение согласных замещается одним звуком.

Слоговая структура слова.

В трехсложных словах все еще опускается слог, чаще всего предударный ("кусу" - укушу); может сохраняться количество слогов в четырехсложных словах.

2. Этап использования флективной системы для выражения синтаксических связей слов

(возраст от 2 лет 1 мес. до 2 лет 6 мес.)

Характерной чертой детской речи на этом этапе является стремление к унификации основных разных форм слова. Вначале отмечается однозначное соединения корня и флексии, что выражается в отсутствии чередования, беглости гласных, супплетивизма. Например, "молотокм", "человеки", "левы". На этом этапе еще много грамматических неточностей. Одни флексии заменяются другими, но в пределах одного грамматического значения.

Среди грамматических форм существительных усваиваются:

- беспредложные формы косвенных падежей: винительный, родительный, дательный, творительный;

- наблюдается дифференциация форм единственного и множественного числа глаголов изъявительного наклонения;

- усваивается изменение глаголов по лицам (кроме 2-го лица мн.ч.);

- разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени, однако в прошедшем времени еще смешиваются формы мужского, женского и среднего рода.

Личные местоимения уже усвоены.

Звукопроизношение.

Появляются твердые согласные звуки: в, с, з, л. Отмечается смешение артикуляционно-близких звуков. Стечения согласных все еще не усвоены, хотя некоторые группы согласных произноятся правильно.

Слоговая структура слова.

Во многих сложных словах опускается предударный слог, иногда приставки. Например, "ципилась" - зацепилась.

3. Этап усвоения служебных слов ля выражения синтаксических отношений

(возраст от 2 лет 6 мес. до 3 лет)

На этом этапе дети правильно употребляют простые предлоги и многие союзы, но при употреблении более сложных предлогов (из-за, из-под) наблюдаются аграмматизмы. Продолжается усвоение более частых правил словоизменения, в том числе дифференциация морфологической системы склонения существительных:

- усвоение окончаний мн. числа "- ов", "-ами", "-ах";

- падежных окончаний им. пад. мн. числа "-а", "-на".

На этом этапе закрепляется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах. В речи ребенка происходит дальнейшие развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений, усваиваются служебные слова: союзы и, а, то, потому что, тогда, когда.

Звукопроизношение.

Появляется произношение таких согласных, как, ч, щ, ж, ц. Заканчивается усвоение групп согласных.

Слоговая структура слова.

Нарушается редко, в основном в малознакомых словах.

ТРЕТИЙ ПЕРИОД - период дальнейшего усвоения морфологической системы (возраст от 3 до 7 лет).

В этот период ребенок систематизирует грамматические формы по типам склонения, спряжения, усваивает многие единичные формы, исключения. В этот период значительно сокращается свободное использование морфологических элементов (словотворчество), т.к. ребенок овладеваете не только общими правилами грамматики, но и более частными правилами, системой "фильтров", накладываемых на использование общих правил.

В речи детей 4 лет еще иногда встречаются случаи неподвижного ударения при словоизменении ("пени", "левы"), но после 4,5 лет такие ошибки должны исчезнуть. Остаются до 5 лет лишь нарушения чередования в основе глагола (заплатю - заплачу). Усваивается глагольное управление.

Звукопроизношение.

К 5 годам правильно произносятся все звуки. Ребенок может оценивать своё и чужое произношение.

Слоговая структура слова.

Нарушений не должно быть.

Важным в этот период является то, что с 4 лет 6 мес. идет попытка объяснить слова на основе их значения (детская этимология). С пяти лет дети размышляют по поводу рода существительных, наблюдают за синонимами. Таким образом, к школьному периоду ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики.

Но нужно помнить о том, что сроки и темпы овладения речью носят индивидуальный характер и зависят от особенностей нервной системы ребенка и условий его воспитания. У некоторых детей период, когда пассивная речь опережает активную, а понимание значительно больше, чем произносимых слов, затягивается до 2-2,5 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Периодизация возрастов. Возрастные закономерности психомоторного и речевого развития. Сензитивные периоды и гиперсензитивные фазы речевого развития ребенка

Это статья представлена  для родителей и начинающих логопедов, так как все нарушения начинаются с  рождения. А в этой статье показана как развивается ребенок в разные периоды свой жизни.Пред...

Периоды речевого развития ребенка

Консультация для родителей...

Периоды речевого развития ребенка

Что и когда должен научиться говорить ваш малыш...

Периоды речевого развития ребенка.

В статье дается краткая информация о том какие качественные и колличественные изменения в становлении речи происходят в разные возрастные периоды у детей дошкольного возраста....

Нормы речевого развития ребенка в разные возрастные периоды.

Для того чтобы понять, правильно ли развивается ребенок, родителям просто необходимо знать нормы речевого развития в определенном возрасте....

Периоды речевого развития Виды речевой деятельности.

Периоды речевого развития Виды речевой деятельности.            Периодизацию речевого развития в детстве и даже на протяжении всей жизни, можно р...