ИГРОВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ «ЦВЕТИК – ЛОГОЦВЕТИК»
статья по логопедии (подготовительная группа)

Арутюнова Ирина Львовна

      Данная игровая педагогическая технология рекомендована воспитателям, учителям-логопедам групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и логопунктов, музыкальным руководителям и инструкторам по физической культуре дошкольных образовательных учреждений, а также педагогам дополнительного образования, работающими с дошкольниками по коррекции речевого и психофизического развития, а также родителям. К педагогической технологии прилагаются методический материал по разделам: логопедические сказки, подвижные игры, дыхательная гимнастика на звуки, пальчиковая гимнастика, речевые игры и упражнения, самомассаж, физкультминутки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

«ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 97»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ,

350049,  ГОРОД КРАСНОДАР, ЗАПАДНЫЙ ВНУТРИГОРОДСКОЙ ОКРУГ, УЛ.  КОТОВСКОГО 115/а,

тел./факс  (861) 220-43-98, e-mail: detsad97@kubannet.ru.

ИГРОВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

 «ЦВЕТИК – ЛОГОЦВЕТИК»

Авторы - составители:

учитель - логопед Арутюнова И.Л.

музыкальный руководитель Христолюбова В.Ю.

инструктор по физической культуре Семенова О.М.

      Данная игровая педагогическая технология рекомендована воспитателям, учителям-логопедам групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и логопунктов, музыкальным руководителям и инструкторам по физической культуре дошкольных образовательных учреждений, а также педагогам дополнительного образования, работающими с дошкольниками по коррекции речевого и психофизического развития, а также родителям. К педагогической технологии прилагаются методический материал по разделам: логопедические сказки, подвижные игры, дыхательная гимнастика на звуки, пальчиковая гимнастика, речевые игры и упражнения, самомассаж, физкультминутки.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Вид педагогической технологии: игровая.

Образовательная область: «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Физическая культура», «Музыка».

Форма реализации: индивидуальная, индивидуально-подгрупповая, подгрупповая, фронтальная.

Возрастная направленность: старший дошкольный возраст.

Игровая педагогическая технология по логоритмике «Цветик-логоцветик» разработана творческой группой специалистов: учителем-логопедом Арутюновой И.Л., музыкальным руководителем Христолюбовой В.Ю., инструктором по физической культуре Семеновой О.М. и апробирована на базе МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 97» в соответствии с особенностями ее применения с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Цель: профилактика и преодоление речевых расстройств путем развития и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи:

  • развитие фонематического восприятия;
  • расширение лексического запаса;
  • развитие слухового внимания и двигательной памяти;
  • совершенствование общей и мелкой моторики;
  • укрепление опорно-двигательного аппарата;
  • выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью;
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов;
  • воспитание умения работать в паре, коллективе.

Направленность игровой педагогической технологии - развитие речедвигательных навыков.

В основу положен многолетний опыт работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии.

       Речь – это не врождённая способность, она формируется постепенно. Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми дефектами (от 45 до 60%). К пяти годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, не сформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но целенаправленное развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации средствами музыкально-логоритмических занятий даёт значительную динамику в их формировании у детей, посещающих логогруппы и логопункты. Всё это побуждает совершенствовать коррекционно-педагогическую деятельность, искать новые методы и приёмы работы, необходимые для обеспечения своевременной коррекционной и профилактической помощи детям названной группы.

       Главный принцип проведения музыкально-логоритмических игр – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно движения являются организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Они используются для координации трех составляющих: пения, речи и движения.

Актуальность. Современная ситуация в системе образования, в которой происходят кардинальные изменения, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, к поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в речевом развитии, обучении, общении.

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.

      Инновационная направленность - «Цветик-логоцветик» -  это игровая педагогическая технология,  построенная на синтезе пения, речи и движения. Кроме того, она включает в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста.

      Практическая значимость. игровая  педагогическая технология предназначена для музыкальных руководителей, логопедов, воспитателей, инструкторов по физической культуре  ДОУ и родителей. В нее вошли: дыхательная гимнастика, логоритмические упражнения, речедвигательные этюды, подвижные и пальчиковые игры, логопедические сказки и самомассаж.

Принципы построения игровой педагогической технологии

  1. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. Комплексы игровых упражнений планируются, составляются, проводятся и анализируются  учителем-логопедом, музыкальным руководителем, воспитателями группы, инструктором по физической культуре. Вопросы включения в ход занятия здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками ДОУ.
  2. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
  3. Принцип последовательности. Каждый из коррекционных разделов реализуется в процессе поэтапной работы. 
  4. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков той же фонетической группы и звуков других групп. Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.
  5. Принцип учета уровня развития ребёнка. Учет уровня актуального развития и уровня потенциального развития.  Любое предлагаемое задание, связанное с автоматизацией звука, должно быть легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка.
  6. Принцип повторения умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
  7. Принцип отбора лингвистического материала. Подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Материал подобран с учетом тех звуков, которые необходимо автоматизировать.
  8. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Развитие ребенка планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
  9. Принцип активного обучения. При проведении игровых упражнений используются активные формы и методы обучения: игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений и движений под музыку.
  10.  Принцип сознательности.  Сознательная заинтересованность воспитанников  в выполнении заданий.

  1. ПРИЛОЖЕНИЕ К ИГРОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ
  2. ЦВЕТИК-ЛОГОЦВЕТИК
  3. Планирование работы по закреплению звуков
  4. Звук [Р]

№ п/п

логопед

воспитатель

инструктор

 по ФК

музыкальный руководитель

1

Пальчиковая гимнастика

«Мальчик-пальчик», «Замок», «Червячки», «Поросята», «Рыбки», «Тараканы», «Ветер», «Часы», «Пять утят», «Десять лягушат», «Два рыжих», «Цветочек», «Тим и Том», «Утро», «Шла кукушка», «Котята», «Кошка», «Собака», «Капитан», «Барашки», «Роза», «Ромашки на кармашке», «Мак».

2

Дыхательная гимнастика

«К солнышку», «Водолаз», «Ворона», «Скажи как ворона», «Угадай, что за птица», Разговор овощей», «Моторчик». «Сердитый ежик», «Корова», «Мельница», «Конькобежец», «Трубач».

3

Речевые игры и упражнения

«Котенок-шалун», «Веселые инструменты». «Облака», «Поросята-трусишки», Друзья помогли», «Ежик и барабан», «Зима прошла», «Снегири», «Теленок», «Мчится поезд», «Урожай», «Дождик», «Боровик», «Воробей», «Заяц Егорка», «Бабочка», «Валера», «Горилла», «Наш Ролан», «У лесной дороги».

4

Подвижные игры

«Самолет», «Цветные автомобили», «Будильник», «Воробушки и автомобиль», «Солдаты», «Вороны», «Оркестр», «Барашек», «Бараны», «

5

Физминутки

«Для начала мы с тобой», «Раз, два!», «Раз, два- выше голова», «Раз, два – дружно встали», «Раз, два, стоит ракета», «Раз, два, три, четыре, пять», «Чтоб получше нам размяться», «Раз, два – шли утята», «Мы на плечи руки ставим», «Разминка». «Разомнемся мы сначала», «Раз – подняться, потянуться», «Раз – цветок, два – цветок», «Речка», «Ровным кругом», «Руки в стороны и вверх», «Руки на пояс поставим вначале», «Руки подняли и покачали». «Руки ставим мы вразлет», «Руки ставим перед грудью», «Ручки поднимаем», «Руки тянем в потолок», «Рябинка», «Поднимаем ручки».

6

Самомассаж  

«Кролики», «Дождик», «Гриб-грибок», «Пальчик-мальчик», «Слива», «Мурочка – Снегурочка», «Мышка», «Жаворонки», «Воробей», «Муравьишка», «Неболейка», «Полевые цветы», «Кузнец», «Повар», «Пекарь», «Грибы», «Капуста».

7

Логопедические сказки

«Мужик и медведь», «Заяц-хваста»,  «Вершки и корешки» «Гуси-лебеди», «Репка», «Колобок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЕЙНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Современная школа в свете меняющихся Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предъявляет высокие требования к будущему первокласснику. В этой связи необходимо особое внимание вос...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЕЙНОГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДОУ

Современная школа в свете меняющихся Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предъявляет высокие требования к будущему первокласснику. В этой связи необходимо особое внимание вос...

Выступление "Игровые педагогические технологии"

Применение игровых педагогических технологий в ДОУ....

Занятие по формированию элементарных математических представлений с использованием здоровьесберегающих технологий «Цветик-семицветик» (подготовительная к школе)

Занятие по формированию элементарных математических представлений с использованием здоровьесберегающих технологий «Цветик-семицветик» (подготовительная к школе)Опубликовано 11.08.2014 - 2...

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с использованием игровых технологий: «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

В статье представлен конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе с использованием игровых технологий на тему: «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»...

«Социо-игровая педагогическая технология», с использованием нетрадиционной методики « Игровой Парашют ».

Цель:1. Повышение профессионального мастерства педагогов.2. Ознакомление педагогов с технологией использования игрового парашюта. 3. Освоение и последующее активное применение технологии в практи...