Проект "Там на неведомых дорожках"...Игры по сказкам А.С. Пушкина.
проект по логопедии (подготовительная группа)

Проект разработан педагогами высшей квалификационной категории ГБДОУ №17 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

учителем-логопедом Онеговой Т.Л.,  воспитателем Павловой И.О.

Цель проекта:

Расширение знаний, приобщение детей к богатству русской классической литературы посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина.

 Развитие познавательного интереса, социально-коммуникативных навыков, речевых навыков, творческих способностей детей в процессе знакомства с творчеством А.С. Пушкина и разрешения смоделированной проблемной ситуаций.

Создание игр по сказкам А.С. Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt_pushkin_a.s.docx57.83 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

  «ТАМ НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ…»

ИГРЫ ПО СКАЗКАМ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

Проект разработан педагогами высшей квалификационной категории

 ГБДОУ №17 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга

учителем-логопедом Онеговой Т.Л.,  воспитателем Павловой И.О.

Актуальность проекта:

«Пушкин - это наше все!». Аполлон Григорьев.

Художественное слово поэта вызывает глубокие чувства и эмоции. Напевность, ритмичность, лаконичность, выразительность,  музыкальность, красочность его стихов всегда находит отклик в душе, как взрослого, так и  ребенка. Его сказки прославляют вечные моральные, нравственные ценности. Поэт становится другом каждому читающему человеку,  и задача взрослых познакомить с ним ребенка как можно раньше, сделать его стихи, сказки, жизнь частью внутреннего мира растущего человека. Соприкоснуться с творчеством поэта и самому учиться творить!

Вид проекта: комплексный: практически - творческий,  игровой, познавательно-исследовательский.

Участники: педагоги, дети подготовительной и старшей группы,  родители.

Возраст детей:  6-7лет.

Срок реализации: январь-февраль-март 2014 года

Цель проекта:

Расширение знаний, приобщение детей к богатству русской классической литературы посредством знакомства с творчеством А.С. Пушкина.

 Развитие познавательного интереса, социально-коммуникативных навыков, речевых навыков, творческих способностей детей в процессе знакомства с творчеством А.С. Пушкина и разрешения смоделированной проблемной ситуаций.

Создание игр по сказкам А.С. Пушкина.

Задачи проекта:

- Содействие гармонизации отношений, психологического благополучия между взрослыми и детьми, между взрослыми, формировать навыки сотрудничества, коммуникативные навыки.

Дети:

-  Способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям;

- Расширить знания детей, продолжая знакомить их с творчеством великого русского поэта и писателя А. С. Пушкина;

-  Способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения. Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них;

 -  Обогащать и расширять словарный запас детей. Формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

-  Развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

-  Развивать элементы творчества, учить делится знаниями, использовать в творческих, практических видах деятельности.

- Развивать поисковую деятельность, инициатив, умение построения собственной познавательной деятельности, способность к прогнозированию;

 - Формировать проектно - исследовательские умения, навыки - выявлять проблему, самостоятельно искать нужное решение.

- Способствовать формированию социально - нравственных норм поведения.

Родители:

- Создание благоприятных условий в семье для развития ребёнка, с учётом, приобретённого им в детском саду опыта;

- Повышать  заинтересованность родителей, жизнью детского сада, активизировав их участие в проекте;

-  Развивать у родителей способности видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу.

Проблемная ситуация:

Каким образом дети подготовительной группы могут поделиться своими знаниями о жизни и творчестве А.С. Пушкина с младшими сверстниками. Какой подарок могут сделать, уходя в школу,  детям старшей группы.

Игровая мотивация: Как через игру рассказать о художественном творчестве А.С. Пушкина    другим  детям.  В «мастерской сказок» создать игры по сказкам А. С. Пушкина, творческие поделки, театр своими руками, познавательные  мини-книжки, буклеты и т.д.

Продукт детской деятельности:

 Дидактические игры, творческие работы – поделки, рисунки…

Организация проекта:

 Создание условий для самостоятельной, исследовательской, познавательной, продуктивной деятельности детей, вовлечение родителей в проектную деятельность.

Формы и методы реализации проекта: нод, индивидуальная, подгрупповая работа с детьми; организация бесед, совместной игровой деятельности, досугов, выставок, экскурсий, просмотр видеофильмов, организация творческих проектов, экспериментирование, исследование.

Презентация проекта, результаты: 

Предполагаемый   результат:

- Создание единого развивающего пространства  детей, педагогов и родителей.

- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков; психологического благополучия.

- Развитие интереса к творчеству А.С. Пушкина, к русской литературе;

- Развитие речи, совершенствование  звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;

- Развитие самостоятельности, творчества, умения делиться своими знаниями с другими детьми;

- Развитие эмоциональной отзывчивости; нравственных качеств.

Деятельность педагогов

Проведение игрового досуга с участием детей подготовительного, старшего возраста, их родителей по данной теме; разработка дидактических игр по сказкам А.С. Пушкина; представление проекта в детском саду, на районном конкурсе.

Деятельность детей – познавательная, социально – коммуникативная, речевая, творческая в совместной и самостоятельной деятельности.

Деятельность родителей – участие в создании творческих работ, в создании библиотеки произведений А.С. Пушкина, познавательных буклетов, мини-книжек, участие в досуге.

Планирование

  1. Организационный этап  (январь)

Мероприятия:

- Подбор методической, художественной литературы по творчеству А.С. Пушкина,

- Информация для родителей «Участвуем в проекте «Там на неведомых дорожках…»

- Приобретение необходимых материалов, книг, видео материалов, оборудования.

- Изготовление пособий, моделей, коллажей.

- Определение тематики бесед.

- Тематическое планирование.

- Сбор информации.

- Подбор музыкального репертуара,  упражнений на координацию речи с движениями.

- Разработка досугов, викторин, развлечений.

2. Реализация проекта (февраль – март)

Месяц

Непосредственно

образовательная

деятельность

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

Февраль

1 неделя

Беседа с детьми «День памяти А.С. Пушкина»

Беседа: «Какие сказки бывают?»

Викторина по сказкам А.С. Пушкина.

Принятие решения о создании «Мастерской сказок».

Создание игр, поделок  для детей старшего возраста «Играть вместе веселее».

Экскурсия выходного дня, посещение музея А.С. Пушкина в СПб»

Отгадай загадку, из какой сказки эти строки?

Просмотр видео фильмов по сказкам А.С. Пушкина.

Рассматривание книг-сказок А.С. Пушкина в иллюстрациях разных художников: Билибина, Серова…

Составление рассказов по эпизодам сказок.

Экспериментирование «Посадка дуба», сбор желудей, проращивание, посадка.

Лепка из пластилина, соленого теста героев сказок, предметов.

2 неделя

Беседа о творчестве А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке".

Беседа: «Какие книги бывают?»

Создание игры по сказке «Собери картинки».

Создание библиотеки произведений А.С. Пушкина.

Рисование «Золотая рыбка».

Составление рассказа по картинкам.

Что такое невод? (поделка)

Кто такая столбовая дворянка? царица?

3 неделя

Беседа о творчестве А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Беседа о няне Пушкина - Арине Родионовне.

Подбери пословицы и поговорки к сказкам А.С. Пушкина

Создание игры «7 цветов радуги».

Разучивание игр «Игры детей 19 века».

Просмотр видео фильмов по сказкам А.С. Пушкина.

Составление рассказа по картинкам.

Создание мини-книжек, буклетов по сказкам.

Сюжетно-ролевые игры.

4 неделя

Беседа о творчестве А.С. Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде».

Игры «Варим кашу».

Создание игры «Сказочные последовательности»,

«Кроссворды, ребусы».

Что такое полба?

Составление рассказа по картинкам.

Оригами: «Зайчонок», «Лошадь».

Март

1 неделя

Беседа о творчестве А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Обзор книг «Наша библиотека». «Удивительный мир сказок А.С. Пушкина»

Создание игры

 «4 лишний»,

 «Чья вещь?»,

«Лабиринт»,

«Сказочный пир»

(съедобное –несъедобное),

«Найди тень».

Поделка «Царевна-лебедь» (стеклярус и др.)

Составление рассказа по картинкам.

Театр кукол, ритмопластика.

«Как летают насекомые?»

(исследования)

2 неделя

Викторина «Сказка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок».

Создание игры

«Найди отличия»,

 «Сказочные чудеса»,

«Найди предмет»,

«Лукоморье сказок».

Поделки «Чудо в сказке», из бросового материала.

Отработка сценической речи по сказкам.

Конструирование «Корабль-парусник».

3 неделя

Праздник - игровой досуг «У лукоморья дуб зеленый»…

Создание презентации.

Выставка творческих поделок  «Там на неведомых дорожках ».

3. Заключительный. Результаты проекта:

- Создание игр по сказкам А.С. Пушкина «Там, на неведомых дорожках»…

- Организация выставки творческих работ детей и родителей.

- Совместное участие в подготовке и проведении игрового досуга «У лукоморья дуб зеленый…»,  по сказкам А.С. Пушкина.

- Презентация проекта и представление. Подведение итогов, поощрение участников проекта.

Итоги, опыт  совместной деятельности положительны для всех участников проекта.

 Продолжить проект, по изучению творчества и жизни А.С. Пушкина, по теме: «Пушкинские места в нашем городе: Санкт-Петербург, Стрельна, Петергоф, Пушкин…».

Приложения к проекту:

Приложение № 1.

Дидактические игры по сказкам, созданные педагогами,  детьми в совместной, индивидуальной  деятельности.

Приложение №2.

Творческие работы (поделки, рисунки детей)

Приложения № 3.

Презентация.

Приложение 1.

Дидактические игры по сказкам, созданные педагогами, детьми в совместной, индивидуальной  деятельности.

«ТАМ НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ…»

ИГРЫ ПО СКАЗКАМ АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА.

Цель:

-Воспитывать любовь к русскому творчеству, к творчеству А. С. Пушкина, формировать интерес  закреплять знания детей по сказкам А. С. Пушкина.

-Развивать речь, внимание, память посредством различных игр, загадок.

- Развивать у детей творческие способности, воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, выделять, понимать изобразительно-выразительные средства.

Задачи:

-Активизировать знания детей о сказках; чем они интересны и поучительны;

-Учить узнавать сказку по прочитанному эпизоду; по загадке, пословице;

-Учить вспоминать героев сказок, их имена, характеры, внешний вид;

-Вспоминать порядок появления героев в сказках;

-Развивать речь детей, активизировать словарный запас слов;

-Воспитывать любовь и уважение к русским писателям, любовь к книге, к чтению.

-Развитие коммуникативных навыков, самостоятельности на свободный выбор деятельности, самоорганизации; учить делиться знаниями.

-Эмоционально-личностное, социально-нравственное развитие.

-Формирование положительных взаимоотношений детей, сотрудничества детей и взрослых, создание комфортного психологического климата.

Описание:

Игры для детей 6-7 лет, которые развивают внимание, мышление, память, речь и т.д.

Дидактические игры:

  1. «Угадай сказку». «Расскажи сказку по картинкам».

Вариант№1 «Собери картинки к сказкам».

Вариант№2 «Назови правильно».

Вариант№3  «Найди правильно».

 Цель: Закреплять знания детей о сказках по картинкам, развивать умение вспомнить название сказки, обосновать свой выбор, воспитывать умение находить нужный эпизод среди других картинок, собирать сказку по карточкам от 4 до 6 карточек, развивать внимание, мышление, память, связную речь, развивать интерес к творчеству А.С. Пушкина. Закреплять умение детей узнавать ту или иную сказку, учить обосновывать свой выбор, называя основные эпизоды сказки, коротко рассказать, о чем эта сказка, развивать связную речь, вызывать интерес, сочувствие к героям сказки.

- Сказка о рыбаке и рыбке.

-Сказка о попе и работнике его Балде.

- Сказка о мертвой царевне и семи богатырях.

- Сказка о царе Салтане.

  1. «Отгадай загадки по сказкам».

Цель: Учимся отгадывать загадки. Развивать внимание, память, мышление. Вызывать интерес, сопереживание к героям сказки.

Вариант №1

-«Снова князь у моря ходит,

 С сине моря глаз не сводит;

 Глядь - поверх текучих вод

 Лебедь белая плывёт». (Сказка о царе Салтане.)

 -«Об оброке век мы не слыхали,

 Не было чертям такой печали». (Сказка о попе и работнике его Балде.)

-Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые… (Сказка о царе Салтане.)

-«Не дождался. К старухе воротился-

 Глядь: опять перед ним землянка;

 На пороге сидит его старуха,

 А перед нею разбитое корыто». (Сказка о рыбаке и рыбке.)

 -«Ветер, ветер! Ты могуч,

 Ты гоняешь стаи туч,

 Ты волнуешь сине море,

  Всюду веешь на просторе». (Сказке о мёртвой царевне.)

Вариант №2

« Из какой сказки эти строки».

-Жил старик со своею старухой…

-Жил был поп толоконный лоб…

-Ветер, ветер ты могуч…

-Царь с царицею простился, в путь дорогу снарядился…

-Ступай себе в синее море…

-Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее…

  1. «Из какой сказки эти пословицы?»

Цель: Развивать интерес к художественному и народному творчеству, к русской культуре, традициям, развивать память, мышление, речь, учить понимать и объяснять пословицы.

Вариант № 1

-«Не гонялся бы ты поп за дешевизной».

-«Попляши-ка под нашу балалайку».

-«Впредь тебе, невежда, наука: не садись не в свои сани».

-Но жена не рукавица, с белой ручки не стряхнёшь. Да за пояс не заткнешь».  

-Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».

Вариант № 2

« К какой сказке, ее героям подходят эти пословицы, поговорки?»

-Не рой другому яму - сам в нее попадешь.

-Остаться у разбитого корыта.

-Правда, дороже золота.

-Мягок, как воск.

-На лице медок, а в сердце ледок.

-Не учи щуку плавать – щука знает свою науку.

-Друзья познаются в беде.

-Птице – крылья, человеку – разум.

-Шило в мешке не утаишь.

-Посеешь ложь, не вырастишь рожь.

  1. «Подбери картинки к игровому полю «Лукоморье сказок».

Цель: Развивать внимание, мышление, логическое мышление. Формировать нравственные качества, уметь называть положительные, отрицательные поступки героев, оценивать их. Развивать пространственную ориентацию, закрепление предлогов, устанавливать последовательность, учить обобщать, сравнивать.

 Игровое поле с персонажами из сказок.

Вариант №1

«Из каких сказок А.С. Пушкина эти персонажи, предметы»

-Покажи, где Царевна-лебедь, Гвидон и т.д.

-Назови героев, которые совершают добрые поступки, хорошие дела.

-Кто из героев находится справа (слева, над, под, между) от…

-Что нарисовано в левом верхнем углу (левом нижнем, правом верхнем, правом нижнем)?

Вариант №2

«Угадай, найди из какой сказки?» (комар, белка, рыбка, шмель, яблоко, муха, корыто, лебедь, орешки, невод, заяц, зеркало, князь…).

 Назови: живое, неживое; насекомых, птиц, животных.

Вариант №3

«Какие чудеса происходят в «Сказке о царе Салтане»,

 Назови, выложи их последовательно: царевна-лебедь, чудо-город, белка, 33 богатыря.

  1. «Кто лишний? »   «Четвертый лишний».

 Цель: Развивать внимание, логическое мышление, находить лишнее, согласовывать числительные с другими частями речи, развивать связную речь, уметь объяснить свой выбор.

  1. «Найди отличия».

Цель: Научить находить сходства и различия, развивать внимание; мышление, связную речь, воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

Умение находить отличия, несоответствия.

  1. «Найди правильную тень».

Цель: Развитие зрительного внимания, мышления, внимания, развивать монологическую речь, объясняя правильность выбора.

Найти правильную тень от корабля царя Салтана; Золотого петушка.

  1. «Сказочный пир у Гвидона» (съедобное – несъедобное).

Цель: Развитие зрительного внимания, мышления, умение обобщать, называть продукты питания, предметы посуды, одежды, мебели; развивать умение обобщать, классифицировать.

 В гостях у князя Гвидона, скажи, что можно есть, а что нельзя. (ложки, салфетки, ваза…; пироги, рыба, фрукты…)

  1. «Зашумленные картинки»

Цель: Учить находить заданные силуэты. Закреплять знания детей по сказкам А.С. Пушкина. Развивать зрительное восприятие детей, внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук. Развивает творчество, воображение, сообразительность детей.

 Использовать различную технику для выделения найденных объектов штриховка, раскрашивание красками, фломастерами, карандашами; выделить объект с помощью песка или манной крупы (предварительно используя клей).

  1. « Лабиринт».

 Цель: Развитие внимания, умения ориентироваться на листе бумаги, закрепление элементов грамоты.

- Собери буквы, узнай, куда выплыла бочка с князем Гвидоном и его матушкой. (Остров.)

-Помоги собрать белочке орешки, узнай, кто правил славным островом Буян.

(Гвидон.)

  1. «Кроссворды, ребусы».

    Цель: Развитие  внимания, мышления, закрепление элементов грамоты.

   -Узнай героев, персонажей сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

У

П

С

А

Л

Т

А

Н

Р

К

Б

З

Ш

Т

К

А

Ч

И

Х

А

Ч

Г

В

И

Д

О

Н

Л

Е

Ф

П

О

Р

Т

Н

И

Х

А

М

Ц

З

Я

Й

Б

Е

Л

К

А

Ъ

Э

Щ

И

Л

Д

Л

Е

Б

Е

Д

Ь

Б

А

Б

А

Р

И

Х

А

В

Ы

Развивающие карточки к сказкам.

Карточки на развитие тактильных ощущений.

 Цели: Развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику. Находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы. Предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые - гладкие,  колючие – мягкие. Находить ассоциации тактильным ощущениям.

 Материал: карточки, оклеенные различными материалами

 (наждачной бумагой, бархатом, деревом, кожей, фольгой, вельветом, фланелью, мехом, пухом, пластмассой, скорлупой ореха  и т. д.)

Игры на развитие тактильных ощущений:  

«Волшебные карточки».

Учить детей различать  и находить предметы сказки соответствующие тактильным ощущениям, выкладывать их, объяснять свой выбор. Развивать внимание и восприятие.

«Угадай, что потрогал»

 Попросить ребенка закрыть глаза. Провести  по его руке одним из образцов, предложить открыть глаза и отгадать, чем вы провели по его коже. Вообрази, кто или что это может быть – сказочное.

 «Определи на ощупь»

 Цель: Определить различные качества поверхностей на ощупь.

Предложить ребенку на ощупь определить и назвать качества поверхности карточек: гладкая, шершавая, колючая, мягкая, теплая, холодная и т. д. Соотнести, назови качества предметов, героев из сказок А.С. Пушкина.

 «Гладкие и шершавые»

 Разложить на столе набор карточек. Ребенок закрывает глаза. Попросить его ощупать разложить карточки на две группы по признаку: гладкие и шершавые и т.д. Какие предметы из сказок соответствуют данным определениям.

 «Найди пару»

 Цель: Находить одинаковые по фактуре материалы на ощупь.

 Предложить ребенку с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых карточек, соотнести эти качества с героями сказок.

 «Волшебный мешочек»

 Цель: Находить  и определять материал на ощупь. Развивать памяти, мышления, внимания, речь. Положить в мешочек карточки. Предложить ребенку выбрать из мешочка картинку (предмет), не глядя, нащупать и назвать его. Можно заранее попросить найти определенную карточку на ощупь.  Дать характеристику материала, подобрать пример из сказки (про кого  можно сказать…)

«Найди пару»

Выбрать себе карточки, с окончанием музыки найти ребенка с такой же карточкой, разбиться на пары, объяснить выбор. Затем дети меняются карточками, игра повторяется; соотносят с персонажами сказок.

Карточки на развитие сенсорных представлений.

Закрепления знаний геометрических фигур. Закрепление названия цветов.

Цели: Закреплять сенсорные эталоны, закреплять знания детей о цвете, форме, величине. Группировать предметы по цвету, форме, подбирать противоположные цвета, сортировать цвета, фигуры, находить цвета, фигуры с опорой на образец.

Уметь находить, подбирать геометрические фигуры и цвета к персонажам сказки.

Закреплять согласование прилагательных с существительными в роде, падеже.

Формировать способность сравнивать, обобщать, классифицировать.

Выделять существенные признаки, свойства предметов.

Развивать память, логическое, образное мышление.

Материал: Карточки с геометрическими фигурами (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал).

Карточки с цветами (красный, синий, зеленый….).

Карточки на закрепление знаний об эмоциональных состояниях, настроениях героев.

Цели:  Учить распознавать эмоции и называть их, уметь передать эмоции мимикой лица.

Развивать умение соотносить пиктограмму с эмоциональным состоянием героев сказок. Развивать внимание, мышление, воображение, речь, слуховое и зрительное восприятие, моторику.

Воспитывать чувство товарищества, желание играть вместе, наблюдать.

Развивать эмоционально-волевую сферу личности ребенка. Проводить коррекцию эмоционально-личностной сферы детей.

Формировать адекватное отношение к героям сказок,  к самому себе и другим.

Развивать самопознание, произвольное внимание, контроль, укреплять саморегуляцию поведения и поступков.

Развивать умение передавать выразительными средствами эмоциональное содержание высказывания.

Материал: Карточки с различными эмоциональными состояниями: радость, грусть, удивление, злость, страх и т.д.

Карточки на развитие слухового внимания.

 Развитие фонематического восприятия, внимания, памяти, воображения, ритмического слуха, чувства ритма.

Развитие словаря, фразовой речи.

Развитие пространственной ориентировки.  

Развить  слуховое  внимание,  научить  быстро  и  точно  распознавать, реагировать  на  звуковые  сигналы.

Материал:  Трещотки, коробки с горохом, различной крупой, камушками; палочки, музыкальные инструменты.

Карточки на усвоение, закрепление знаний  о буквах, цифрах.

Цели: Закреплять элементы грамоты, знания детей о буквах и цифрах.

Развивать умение найти, назвать букву, цифру; умение соотнести ее с названием героя сказки, предмета, события.

Закрепление счета, порядковых, количественных числительных.

Учить согласовывать числительные с существительными, прилагательными, глаголами.

Закреплять прямой, обратный счет, закреплять понятие о количестве, развивать умение соотносить количество с цифрой.

Находить определенные последовательности по сюжетам сказок А.С. Пушкина, объяснять их.

Развивать фонематические представления, подбирать слова с заданным звуком, нахождение звука в названиях предметов по картинке.

Активизировать словарный запас, автоматизация отдельных звуков, их дифференциация. Развивать связную речь.

Развивать логическое мышление, сообразительность, умение концентрировать внимание, развивать творческие способности, фантазию детей.

Материал: Карточки с буквами, цифрами от 1-10.

Развивающие игры по карточкам

«Сказки Пушкина в буквах»

Закрепление элементов грамоты.

«Назовите персонажей сказоки» А.С. Пушкина подберите соответствующую букву, назовите, выложите, покажите 1 букву в слове.

«Назови предметы»…

С-Салтан, Старик, Старуха, Соколко; Т-ткачиха, П-повариха, Б-Бабариха, Г-Гвидон, Ц-Царевна-Лебедь, Царь, Р-Рыбка, …

«Сказки Пушкина в цифрах»

Закрепление знаний  счета, цифр, чисел.

Вспомните, какие числа  встречаются в сказках Пушкина.

«Что означают эти цифры в сказке»:4, 3,33,7 богатырей

 Сколько раз закидывал старик невод?

 Сколько раз и к кому обращался королевич Елисей из сказки Пушкина в поисках царевны?

Сколько сестёр-завистниц было у жены царя Салтана?

За сколько человек ел,  работал Балда в сказке Пушкина? (ест-за четверых, работает за семерых)

-За какую плату служил Балда попу?

-Сколько лет прожили старик со старухой у самого синего моря?

 (Ровно 30 лет и 3 года)

-Что просила старуха у рыбки? Сколько желаний было у старухи?

(Новое корыто, избу, "быть столбовою дворянкой", "быть вольною царицей", "быть владычицей морскою".) Сколько желаний было выполнено рыбкой.

-Сколько раз и в кого превращала Царевна Лебедь князя Гвидона?

 (В комара, муху, шмеля)

-Какие чудеса были на остове Буяне. Назови и сосчитай.

«Сказочные настроения»

Понимание эмоциональных состояний персонажей, событий:  умение передавать эмоции с помощью мимики, выразительных движений, подбор пиктограммы (выбери соответствующую пиктограмму)

 «Дайте характеристику поступкам, поведению героев», при помощи карточек-эмоций.

Понимание, умения передачи информации, с использованием вопросительной, повествовательной, восклицательной интонаций в высказываниях (скажи - ласково, нежно; попробуй передать, чтобы по голосу чувствовалось, что он сердит, недоволен и т.д.)

«Расскажи о настроении героев сказки», подбери пиктограмму

«Прикоснись к сказке».

 Восприятие сказки, посредством тактильных ощущений.

«Соотнеси поверхность тактильной карточки с определенным предметом, животным, эмоциональным состоянием».

Находить ассоциации тактильным ощущениям. Дать характеристику материала, подобрать пример из сказки (про кого, про что  можно сказать…)

«Подбери карточку к предметам, героям сказки» : Невод - сетка, рыбка - золотая, царевна-лебедь - пух, орешки - скорлупки,…

 Учить детей различать  и находить предметы сказки соответствующие тактильным ощущениям, выкладывать их, объяснять свой выбор. Развивать внимание и восприятие.

«Составь сказку с опорой на тактильные карточки и тактильные ощущения».

«Разноцветные сказки»

Закрепление названия цветов, их соотнесение.

«Какие цвета ты видишь в сказке» Пушкина.

Н-р: Черный-Чернавка, Мачеха; Красный – яблоко румяно, золотисто, круглое, солнце (к красну солнцу наконец обратился молодец); Желтый, золотой-золотая рыбка, петушок; месяц, (месяц - позолоченный дружок) звезды; Зеленый-дуб, Синее –море и т.д.

«Назови предметы по форме»

Закрепление геометрических форм, их соотнесение с предметами.

Форма - корыто-прямоугольник, яблоко-круглое, бочка, солнце; Треугольник - шлемы, шатер; Овал - щит; Квадрат-хрустальный дом, изба.

«Сказочные предметы». «Волшебный мешочек». У меня несколько предметов. Отгадайте, какие предметы кому принадлежали (из сказочного сундука дети угадывают, и достает предметы): Корыто,  Зеркальце,  Наливное яблочко,  Веревка,  Мешок,  Орех. (называя формы, материал, цвет)

«Звуки сказки» 

Развитие слухового внимания, восприятия.

Развитие слухового внимания, восприятия на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы, инструменты, найди такой звук в сказке.

«Какие звуки, ты слышишь в сказке, изобрази с помощью трещоток, звуковых коробочек»

Шум моря,  изменение состояния - буря, полет шмеля, ветер и т.д.

Слушание музыки, определение эпизода сказки по музыкальному фрагменту.

«Полет шмеля» Н.А. Римский-Корсаков,

«Бой с коршуном» П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро» финальная сцена,

«Полька «Попрыгунья» С. Свиридов (первое чудо «Белочка»),

«Море» опера «Садко» Н.А. Римский-Корсаков (второе чудо «Тридцать три богатыря»),

«Ноктюрн «Грезы любви» Ф. Лист (третье чудо «Превращение Царевны Лебеди»),

русская народная песня «Во саду ли, в огороде»,

песня «Ветер по морю гуляет» (музыка Г. Струве).

Звучит аудиозапись музыкальных картинок «Море», «Белка», «Царевна Лебедь», «Полет шмеля»,  «Гусли».

«Услышь звуки моря», подбери звуки, цвет к эпизоду сказки

 Вот пошел он к синему морю;

 Видит, море слегка разыгралось.

 Вот пошел он к синему морю,

 Помутилось синее море.

 Старичок отправился к морю,

 Почернело синее море.

 Вот идет он к синему морю,

 Видит, на море черная буря.

- Какие звуки издавал бесенок, разговаривая с Балдой?  (Замяукал он, как голодный котенок…)

-Обо что разбила мачеха волшебное зеркальце? (Об пол). Что слышим? (звон стекла).

«Угадай по запаху»

«Пир у Гвидона». Какие запахи ты чувствуешь?

Лимон, апельсин, ель (хвоя), ваниль, яблоко, мед, орех (мускат), корица, кофе-шоколад, можжевельник, мирра и т.д.

«Сказки на новый лад»

Играем в театр (импровизация)

СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК!

ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки. Развивающие игры по сказкам А. С. Пушкина "Карусель".

В этом мини-сборнике "Карусель" собраны развивающие игры, помогающие детям лучше понять и запомнить сказки великого русского поэта А.С. Пушкина.Эти игры способствуют приобщению детей к русской культур...

"Там, на неведомых дорожках..." Досуг по сказкам А.С.Пушкина

Задачи:1.Продолжать знакомство детей с творчеством А.С.Пушкина;2.В игровой форме повторить и закрепить у детей знания о содержании сказок А.С.Пушкина;3.Развивать речь, образное мышление, память;4...

Игровой спортивно развлекательный квест «Там на неведомых дорожках». По мотивам сказок Александра Сергеевича Пушкина.

Игровой спортивно развлекательный квест «Там на неведомых дорожках».По мотивам сказок Александра Сергеевича Пушкина.Возраст детей: Средний возраст (5-7лет)Образовательная(-ые) область(-и) ...

Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Ежегодно 6 июня, в день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, в России отмечается Пушкинский день, а во всем мире — Международный праздник русс...

Сценарий квест - игры по сказкам А.С.Пушкина "Там на неведомых дорожках..."

Цель: систематизировать знания детей о творчестве Пушкина посредством игры- квеста; прививать интерес детей к литературному чтению; формировать умение детей работать в команде....