Главные вкладки

    Приемы педагогической коррекции внеречевых процессов у детей дошкольного возраста.
    консультация (логопедия) по теме

    Крот Юлия Юрьевна

    Приемы педагогической коррекции внеречевых процессов у детей дошкольного возраста.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Приемы педагогической коррекции внеречевых процессов у детей дошкольного возраста.

    1.Развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности.

    Развитие внимания, памяти, мыслительной деятельности ребенка дошкольного возраста – это важнейшая составная связь его общего психического развития. В свою очередь речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Устойчивое внимание играет важную роль в познании ребенком окружающей действительности и во всей его практической деятельности. Наиболее полно и отчетливо воспринимается ребенком то,что больше всего его затронуло эмоционально, что было ему интересно. В этом возрасте дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, фиксироваться на них. В этом случаи организующее начало принадлежит речи. В процессе корекционных занятий педагог должен приучать детей слушать, выполнять задания на основе словесной инструкции. Играя с ребенком, необходимо постоянно наблюдать, как долго он может сосредоточиться на определенном объекте, удержать в поле активного внимания одновременно несколько объектов, а также в какой ситуации у него проиходят переключение, распределение внимания, его потеря.

    Задания, включаемые в занятия, могут быть такими (игры на разватие внимания, мышления, памяти):

    1. “Какой игрушки не стало?”Названия игрушек проговариваются с детьми, затем одному ребенку предлагается закрыть глаза или повернуться спиной к столу. За это время одна игрушка убирается. Ребенок должен назвать, что убрали. Правильный ответ обязательно поощряется, например, цветными фишками или флажками, по количеству которых определяется победитель.
    2. На столе 2-4 игрушки предлагается ребенку рассмотреть и запомнить. Ребенок становится спиной к столу. Добавляется еще одна игрушка “Какая игрушка появилась?”
    3. “Классификация предметов” (Сгруппировать картинки по группам – одежда, посуда и т.д)
    4. Выкладываются на столе в определенном порядке несколько картинок. Затем называется ряд картинок, а ребенок должен запомнить названия этих картинок и выбрать из общего ряда.
    5. Ребенок должен внимательно прослушать названные слова, запомнить их, а потом повторить. Сначала дается 2 слова, потом 3. Постепенно количество слов нарастает. Круг предлагаемых слов зависит от уровня речевого развития ребенка. Например: стол, стул, кровать (мебель); яблоко, груша, морковка (овощи, фрукты)
    6. “Метод опосредованного запоминания” (разработан Л.С Выготским): произносится в слух ряд слов и предлагается ребенку к каждому слову подобрать подходящую по содержанию картинку и отложить ее в сторону. Например, к слову “молоко” отложить картинку, где изображена корова. Лексический материал: обед свет птица молоко сад одежда лошадь лес. Картинки: хлеб дерево лампа рубашка корова санки кровать земляника школа шкаф и т.д. Ребенку предлагается выбрать картинку к слову “обед” (хлеб)
    7. Заготавливаются таблички или плакаты со знакомыми для ребенка предметами. Ребенку предлагается зачеркнуть только все ёлочки или только все пирамидки. Задание постепенно усложняется – дается большее количество предметов. Детям более старшего возраста, знакомым с геометрическими фигурами, вместо изображения игрушек можно дать таблички с геометрическими фигурами.
    8. Игра “Кто самый внимательный?” Детям раздаются цветные фишки. Затем предлагается внимательно рассмотреть красивую куклу: какого цвета у нее волосы, глаза, бант, платье, туфли, воротничек и т.п. Куклу убирают. Затем взрослые называют одно слово волосы, а дети должны поднять фишку соответствующего цвета. При правильном ответе дается кружок – очко. Выигрывает тот, у кого больше всех очков.
    9. “Что лишнее?” Обобщаются 3 картинки, одна лишняя может быть предметом из далекой по смысловому значению группы, например: морковь, лук, капуста, самолет. Или лишняя картинка может быть из более близкой по смыслу группы: смородина, груша, клубника, малина.
    10.  Разрезные картинки. Работа с ними помогает выяснить:

    А) Как ребенок справляется с комбинированием

    Б) Как соотносит части и целое

    В) Действует ли он при составлении картинки методом проб и ошибок или же пытается выполнить мыслительную операцию.

                       2. Развитие видов восприятия

    Одной из первостепенных задач следует считать обогощение чувственного опыта ребенка, развитие всех видов восприятия: зрительного, тактильно-двигательного, вкусового, слухового, в частности, фонематического слуха и фонематического восприятия. Ознакомление с окружающим миром должно опираться на деятельность всех органов чувств. Большое значение для психического развития имеет закрепление чувственного опыта в слове, то есть формирование полноценных представлений о свойствах предметов. Нужно чтобы ребенок научился пользоваться своебразными чувственными мерками – сенсорными эталонами, только тогда возрастет точность восприятия, сформируется способность анализировать свойство предметов, сравнивать их, обобщать. Поэтому очень важно, чтобы ребенок не просто различал предметы по цвету, форме, величине, но и правильно называл эти свойства. Ребенок использует различные способы ориентировки. Сначала это практические пробы, примеривание, когда фиксируется успешные действия и отбрасываются ошибочные. Постепенно ребенок начинает пользоваться зрительным соотнесением, ему достаточно рассмотреть колечки пирамидки, чтобы собрать ее с учетом величины, он сразу находит прорезь нужной формы в “почтовом ящике”.

    Формирование представления о цвете и форме – длительный процесс, поэтому определив исходный уровень сенсорного развития ребенка, педагог должен составить коррекционную программу, разбив ее на несколько этапов.

    1. Научить ребенка соотносить цвет или форму предмета с образцом – эталоном.Основная инструкция: “Дай такой же предмет”.
    2. Ребенок выполняет задание на идентификацию предмета, а взрослый комментирует его действия, постоянно называя цвет предметов, использует названия геометрических фигур (устойчивое закрепление эталонной системы в сознании ребенка).
    3. Педагог ставит перед ребенком задачу подобрать предмет определенного цвета или формы. Основной тип инструкции: “Дай красное колечко, покажи синюю полоску”. Слово способствует актуализации представлений о цвете и форме.
    4. Главной задачей является формирование умения словесно обозначать цвет и форму предметов. Важно, чтобы опыт восприятия соединился со словом, закрепился в слове. Закрепление знаний о цвете и форме должно осуществляться во всех видах деятельности, в том числе и на занятиях по развитию речи, где дети будут учиться изменению прилагательных в роде, числе, падеже, согласовывать их с существительными, сравнивать предметы по цвету и строить соответствующие предложения.
    5. Формирование умения группировать предметы по какому либо сенсорному признаку. Ребенку предлагаются задачи на классификацию по цвету или по форме, на исключение лишнего предмета, на сравнение двух предметов. Результаты мыслительной деятельности должны быть представлены в словесном отчете ребенка о выполненых действиях.
    6. Закрепление умения ребенка видеть цвет и форму предметов, передавать их в продуктивной деятельности. На занятиях по развитию речи становится возможным составление описательных рассказов. Ребенок достигает умения отгадывать загадки о предметах – узнавать их по описанию. Расширяется словарь признаков, ребенок самостоятельно называет основные, промежуточные цвета, их оттенки, форм предметов и их частей.

    Задания, соответствующие основным этапам работы по формированию эталонных представлений, могут быть такими:

    1. Выставляются парные игрушки – одна из пары на столе у педагога, другая на столе у ребенка. Ребенку предлагают: “Помоги игрушкам найти пару и дед мороз поведет их на ёлку”.
    2. На столе раскладывают одиннаковые по размеру, но контрастные по цвету пары варежек, носочков, ленточек, шнурков, располагаются они в беспорядке. “Помоги Маше-растеряше подобрать пару”.
    3. Берутся 4 набора крупных пластмассовых кубиков разного цвета. Ребенку предлагается постоить башню вместе с педагогом. “1 этаж мы построим из таких-то кубиков”. Ребенок подбирает кубики заданного цвета.
    4. Ребенку предъявляется карта с наклеенными разноцветными домиками, в которых вырезаны окошки. Затем дается комплект разноцветных квадратиков и предлагается закрыть окошки в домиках.
    5. Берутся квадраты из цветной бумаги и складываются пополам. На внутреннем белом нижнем листе рисуется мышка. Вырезанные квадраты раздаются ребенку. Организуется игра с мягкой игрушкой – кошкой. Ребенок должен спрятать мышку так, чтобы кошка не нашла вход в дом, то есть подобрать квадраты-дверки соответствующего цвета и закрыть ими прорези.
    6. На столе раскладывается набор овощей и фруктов, детям раздаются карточки разного цвета. Лежащие на столе фрукты и овощи рассматриваются: зеленые огурец, перец, фасоль; красные: яблоко и помидор; желтые: груша и репка, фиолетовый баклажан, коричневая картошка, оранжевая морковь. Затем стол накрывают салфеткой и ребенку предлагается назвать: “Что бывает такого цвета?”; в это время педагог показывает карточку. Если ребенок называет цвет правильно, в его корзину кладется названный овощь или фрукт. Потом задание меняется, а ребенок называет по памяти их цвет и показывает нужную карточку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    методическая тема - тема самообразования «Развитие и коррекция эмоционально-волевых процессов у детей дошкольного возраста с помощью художественных и творческих средств»

    Развитие ребенка  теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным обр...

    Программа коррекционно-педагогической направленности “Коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста”.

       Для успешной работы по разделу «Звукопроизношение» разработала  программу, где внедрила технологию поэтапного формирования звукопроизношения.В программе выделила следующ...

    Использование логоритмических технологий в процессе коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

    В статье приведены сведения о том, что использование логоритмики позволяет оптимизировать формы обучения и повысить качество образования....

    Методы и приемы (стратегии и тактики) коррекции агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

    Рекомендации по работе с агрессивными детьми дошкольного возраста....

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Как,   используя  методы обучения, которые должны способствовать развитию творческого характера мыслительной деятельности,   добиться развивающего эффекта обучения и воспитания?  Э...

    Взаимодействие родителей и учителя – логопеда как необходимое условие в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста

    Взаимодействие родителей и учителя – логопеда как необходимое условие в процессе профилактики и коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Семья – ближайшее и постоянное...

    Метод проектов как средство логопедической коррекции фонематических процессов у детей дошкольного возраста с ФФНР

    Современные исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии, атакже практический опыт логопедической работы, обучение детей с фонетико-фонематическим недо-развитием речи и правильно ...