Статья:«Игры на развитие пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи»
статья по логопедии по теме

 

   Для ряда детей, имеющих речевую патологию, характерно отставание в развитии двигательной сферы. Страдает как общая моторика, ребенок неловок, не уверен несколько в себе, неточно выполняет движения, не соблюдает заданный темп недостаточно координирован- особенно это отчетливо проявляется на специальных занятиях с логопедом, когда предлагается выполнить задание по словесной инструкции, так и мелкая/ ребенок недостаточно свободно владеет пальцами рук/.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Игры на развитие пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи»

Учитель-логопед Таратонова Галина Петровна

Развитие движений пальцев рук.

   Для ряда детей, имеющих речевую патологию, характерно отставание в развитии двигательной сферы. Страдает как общая моторика, ребенок неловок, не уверен несколько в себе, неточно выполняет движения, не соблюдает заданный темп недостаточно координирован- особенно это отчетливо проявляется на специальных занятиях с логопедом, когда предлагается выполнить задание по словесной инструкции, так и мелкая/ ребенок недостаточно свободно владеет пальцами рук/.

   Не случайно, человек не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами. А ребенок, сосредоточенно пишущий, непроизвольно высовывает язык, помогая себе. Это говорит о взаимопонимании нервных связей. Развивая одно до более высокого уровня, мы невольно подтягиваем и развитие другое. Развивая мелкую моторику пальцев мы развиваем речь.

   Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

   В коре головного мозга зона речи и зона движений расположены рядом.

   Воздействуя на одну мы, по законам физиологии «разогреваем» и соседние. Поэтому очень важно уделять как можно больше внимания развитию мелкой моторики.

Воздействуя на руки мы воздействуем на мозг, речь.  

Дружба.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики /пальцы рук соединяются ритмично в замок 4 раза/ ;                                             Раз, два ,три, четыре, пять /поочередно касание одноименных пальцев, начиная с мизинца/;

Начинай считать опять.                                                                         Раз, два, три, четыре, пять;                                                                   Мы закончили  считать /руки вниз, встряхнуть кистями/.

В гости

В гости к пальчику большому / выставляются вверх большие пальцы обеих рук /;

Приходили прямо к дому:

Указательный и средний / поочередно называемые пальцы соединяются с большим на обеих руках одновременно/.

Безымянный и последний –

Сам мизинчик и последний –

Сам мизинчик – малышок / пальцы сжаты в кулак, вверх выставляются только мизинцы /

Постучался на порог - / кулачки стучат друг о друга /.

Вместе пальчики – друзья /ритмичное сжимание пальцев в кулаки /,

Друг без друга им нельзя.

                                                «Домик» 

Раз, два, три, четыре, пять /разжимание пальцев из кулака по одному, начиная с большого/.

Вышли пальчики гулять /ритмические разжимание всех пальцев одновременно/.

Раз, два, три, четыре, пять /сжимание по очереди широко расставленных пальцев в кулак, начиная с мизинца/.

«Прогулка»

При выполнении этого упражнения ребенок сидит за столом и ритмично, поочередно, скачками двигает по поверхности стола от себя к его противоположному краю прямые пальцы обеих рук/.

Пошли пальчики гулять /пальцы сжаты в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по столу/.

А вторые – догонять /ритмичные движения по столу указательных пальцев/.

Третьи пальчики – бегом, /движение средних пальцев в быстром темпе /,

А четвертые - пешком / медленное движение безымянных пальцев по поверхности стола /,

Пятый пальчик поскакал /ритмическое касание поверхности стола мизинцем /, /хлопок кулаками по поверхности стола /.

«Человечки»

Побежали вдоль реки /движение указательных и средних пальцев по поверхности стола от себя к краю /.

Дети  - наперегонки. /Повторять несколько раз /.

                                         

«Засолка капусты»

Мы капусту рубим / резкие движения прямыми кистями рук вниз вверх/,

Мы капусту мнем / движение кулаков к себе и от себя /,

Мы капусту солим / движение пальцев, имитирующие посыпание солью из щепотки/,

Мы капусту жмем /интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки/.

«Замок»

На двери весит замок /ритмичные быстрые соединения пальцев рук в «замок»

Кто открыть его бы мог? /повторение движений/

Потянули /пальцы сцеплены в «замок», руки потянуты в одну, потом другую сторону/,

Покрутили /движения кистями рук, со сцепленными пальцами от себя к себе/.

Постучали /пальцы сцеплены, основаниями ладоней постучать друг о друга/

И- открыли/пальцы расцепить; ладони в сторону/!

«Дом и ворота»

На поляне дом стоит/ «дом»/,

Ну , а вход в него закрыт/ «ворота»/.

Мы ворота открываем /ладони разворачиваются параллельно друг другу/,

В этот домик приглашаем / «дом»/

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне/ «цветок с закрытыми лепестками»/,

 Утром весенним раскрыл лепестки /развести пальцы рук/.

Всем лепесткам красоту и питание /ритмичные движения пальцами вместе и врозь/

Дружно дают под землей корешки/ «корни»/.

«В домике»

Стол стоит на толстой ножке / «стол»/

Рядом стульчик у окошка/ «стул»/

Два бочонка под столом / «бочонки» обеими руками/

Вот такой я видел дом / «дом»/.

         

Литература:

  1. Борисенко М. Г.  Наши пальчики играют. Развитие мелкой моторики. СПб: Паритет,2002.
  2. Косинова Е. М. Гимнастика для пальчиков. М: Олма-Прес,2002.
  3. Щербакова Т. Н. Игры с пальчиками. М: Карапуз,2001.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФИЗМИНУТОК ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАЛЬЦЕВОЙ МОТОРИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

В настоящее время  доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Физкультминутка, как элемент двигательной активности, предлагается детя...

Важность выполнения физкультминуток, способствующих развитию пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи на фронтальных занятиях.

Я хочу рассказать о важности выполнения физкультминуток на фронтальных занятиях, которые способствуют развитию пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи. В настоящее время рядом иссле...

Коррекционно-развивающие занятие для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи в старшей группе

Коррекционно-развивающие занятие для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи в старшей группе«Засолка капусты»Мы капусту рубим, (резкие движения прямыми кистями рук вниз и вв...

Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи

Подготовка детей к овладению графикой письма на логопедических занятиях Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым...

Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи

Важным фактором  успешности интеллектуального и психофизического развития ребенка является сформированная мелкая моторика. На всех этапах жизни ребенка движения рук очень важны. Самый благоприятн...

Развитие мелкой моторики у дошкольников с нарушением речи.

В настоящее время исследователями доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. А сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ у...

Приёмы развития мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи

Данная консультация будет полезна не только педагогическим работникам, но и родителям детей с нарушениями речи....