Методические рекомендации по применению сказки для развития связанной речи детей с ОНР
методическая разработка по логопедии по теме

Левякова Людмила Борисовна

Методические рекомендации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_microsoft_office_word.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по применению сказки для развития связной речи детей с ОНР

   Дошкольный возраст - это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознание себя, развитие познавательных способностей. На этом этапе формируется личность ребенка. Именно в этот период происходит овладение речью, осваиваются особые формы поведения, формируется мышление. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии, т.к. своевременно проводимая коррекционно-педагогическая работа имеет большое значение для предупреждения неуспеваемости детей в школе и их дальнейшей успешной адаптации в социуме.

Нарушения речи очень часто сочетаются с нарушениями моторики, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения. На начальном этапе обучения коррекционная работа направлена на развитие предпосылок к развитию речи: на формирование интереса к окружающему, развитию предметной деятельности, слухового внимания и восприятия, совершенствование фонематического слуха и активизации артикуляционного аппарата.

  Развитие речи у детей происходит во всех видах деятельности: в повседневной жизни, в процессе общения с взрослыми, а также на специальных занятиях по развитию речи. В процессе занятий формируется мышление у детей, создаются образы восприятия и представления об окружающей действительности, происходит усвоение слов, обозначающих свойство и качество предметов, усваиваются последовательность событий. Весь приобретенный социальный материал и эмоциональный опыт закрепляется в обобщающем слове, а сама речь получает адекватную содержательную основу.

  На специальных обучающих занятиях по развитию речи мы систематизируем и обобщаем речевой материал, освоенный детьми в процессе других видов деятельности, расширяем и уточняем словарь, активизируем связную речь.

  Кроме того, решаются специфические коррекционные задачи, а именно формируем основные функции речи: фиксирующую, сопровождающую, познавательную, регулирующую и коммуникативную, а также осуществляем работу по коррекции звукопроизношения у детей.

  В процессе развития речевой деятельности ребенка большое внимание уделяем индивидуальным занятиям, которые обычно направлены на формирование грамматически связной речи и коррекции звукопроизношения. Перед нами стоит задача помочь ребенку адаптироваться в социальной среде, т.е. научить его слышать, слушать, понимать, запоминать, воспроизводить, общаться, подготовиться к обучению в школе.

С этой целью, в своей педагогической практике мы широко используем сказки. Сказки формируют представление о прекрасном, учат чувствовать слово, наслаждаться им.  Сказки занимают в жизни ребенка важное место. Приобщение к ним одна из основных задач эстетического воспитания дошкольников. Сказки совершенствуют мышление ребенка, помогают овладеть речью – ключом к познанию окружающего мира вещей и человеческих отношений. 

Используя сказки при формировании речи у детей с ОНР, мы поставили перед собой следующие задачи:

- вызвать у детей интерес к сказкам;

- привить навыки слушать, слышать, воспринимать художественные тексты;

- помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре;

- научить сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.

Успешными формами работы в выполнении этих задач являются:

1.Слушание сказки детьми в записи (CD).

Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью языка. Малыши легче и быстрее запоминают такие образы, как петушок - золотой гребешок, мышка - норушка, лягушка - квакушка и т.д. Повторение песенок действующих лиц сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей и они начинают использовать их в играх.

2. Просмотр иллюстраций к сказке, мультфильма.

Формирует у дошкольника способность словесно передавать содержание не только простых, но и более сложных композиций; научит детей более осмысленному восприятию изображений различных движений, чтобы сформировать у них способность замечать отличительные признаки различных животных.

3. Имитация детьми движений и звукоподражаний животным - героям сказки.

Игры с игрушками-животными; заучивание потешек, стихов о животных. У младших детей возникает интерес к игрушкам- животным, способность развертывать с ними, хотя и не сложные по содержанию, но эмоциональные игры с имитацией движений и звукоподражания.

4. Показ настольного театра педагогом.

Восприятие детьми развивающего сюжета, запоминание последовательности событий.

5. Показ настольного театра педагогом совместно с детьми.

Возникновение у детей эмоционального и словесного общения в ходе совместной деятельности рука ребенка - рука педагога.

6. Показ настольного театра детьми.

Ребенок должен видеть не только предмет, но и действовать с ним. Развивается самостоятельность и речевая активность детей.

7. Пересказ сказки детьми по вопросам педагога с опорой на иллюстрации.

Воспроизведение сюжета сказки детьми по вопросам после предварительного пересказа педагогом с показом иллюстраций. Формирует умение действовать по плану, удерживать в памяти сюжет сказки.  

 8. Драматизация детьми сказки.

 Игра-драматизация помогает дошкольнику глубже понять идею сказки, почувствовать героев сказки, способствует выразительности речи и движений.

9. Показ кукольного театра педагогами. Помогает по-новому увидеть героев, эмоционально общаться с ними, соотносить полученные знания и эмоциональный опыт. Педагог дает образец связной речи: диалога и монолога.

10. Комментированное рисование по сказке.

Ребенок отражает собственный и изобразительный опыт в слове, то есть рассказывает, что нарисовал.

11. Изготовление детьми пальчикового театра (на занятиях по конструированию).

О значении использования пальчиковых игр для развития речи написано много статей и работ, эти игры развивают все познавательные процессы, способствуют формированию коммуникативных навыков, коррекции речи.

12. Показ детьми пальчикового театра.

Использование предметов, в изготовлении которых дети сами принимают участие. Литературный материал воспринимается активнее, если персонаж «сидит» на пальчике. Дополнительно это зарядка для пальчиков, способствующая активизации речевого центра коры головного мозга.

13. Индивидуальные занятия по сказке на решение логических задач и развитие мышления.

Детям задаются вопросы, требующие неформального ответа на вопрос, а работы мысли. Например, «Кто пришел к теремку раньше, зайка или лягушка?», «Почему медведь не смог залезть в теремок?», «Какие похожие сказки ты знаешь?» («Рукавичка») и т.д.

Кроме того, используются игры-лабиринты: «Помоги мышке пройти к теремку», разрезные предметные и сюжетные картинки.

14. На индивидуальных занятиях заучивание текста сказки с одновременным движением руки.

15.Самостоятельная театрализованная деятельность детей с музыкальным сопровождением.

Воспитывается умение детей выдерживать последовательность изложения сказки, соблюдая очередность выхода персонажей, согласовывать свои действия с действием других детей, умение подсказать и помочь друг другу. Дети также играют не для себя, а для зрителей, стараясь передать мимику, жесты, выразительность персонажей - словом.

В своей практике мы строим занятия по сказкам на основе инсценировки и драматизации. Вот, например, игра-драматизация «Колобок». Сначала рассказываем сказку, рассматриваем иллюстрации, затем смотрим диафильм, разыгрываем сказку с помощью предметов-заместителей, затем выкладываем сюжетные картинки в определенной последовательности. Потом проводим занятие «Испеку я колобок» (с использованием теста), обыгрываем эту же ситуацию на прогулке, лепим колобок из песка. Проводим игры на имитацию движений животных - лисы, зайца, волка, медведя. Все это развивает и обогащает ребенка, помогает получать новую информацию, новые знания.

Также для развития речи мы советуем чаще прибегать к испытанному методу - придумыванию новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Например, сказку «Рукавичка» дети могут назвать так: «Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери», «Как дед потерял рукавичку» и т.д.

Формированию чуткости к слову будут способствовать следующие приемы в работе со сказками:

- найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;

- сочинить длинное и в тоже самое время смешное слово (к примеру, о лисе – длиннохвостая, пушистая).

- определить лишнее слово (например, из ряда слов: лиса, заяц, избушка, собака, петух - дошкольник определяет лишнее слово «избушка»).

Воспитателям, работающим с дошкольниками с ОНР, мы также предлагаем обратить внимание на некоторые методические задачи:

1. небходимо научить ребенка осмысленно отвечать на поставленный вопрос, не торопиться называть любое слово из предложенных;

2. в работе с детьми подбирать вопросы по принципу: «от простого к сложному»;

3. ставить перед детьми не только традиционные вопросы, но и вопросы на рассуждение, размышление: «А если бы людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем?»

Итак, следует отметить, что при такой целенаправленной работе дети лучше понимают смысл текста, различают особенности персонажей, происходит обогащение и активизация словарного запаса, формируются навыки связной речи. Наряду с этим развиваются фантазия, воображение, память, внимание, простое логическое мышление.

 Такая работа способствует также формированию у детей интереса к художественным произведениям и использованию их содержания в самостоятельной игре.

При этом следует подчеркнуть, что речь педагога при общении с детьми должна быть образцом для подражания, эмоционально насыщена, нетороплива и грамматически правильна. Только тогда это поможет всесторонне развить ребенка, совершенствовать его речь, развить умение ориентироваться в окружающем мире, понять смысл предлагаемых заданий, преодолевать трудности и творчески проявить себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность как средство развития связанной речи детей.

Театрализованная деятельность как средство развития связанной речи детей.«Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты,морали и нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного ...

Статья на тему Развитие связанной речи детей в семье

Статья на тему Развитие связанной речи детей в семье...

Консультация для родителей " Использование пальчиковых игр для развития связанной речи детей 3-4 лет"

Пальчиковые игры- это инсценировка каких либо рифмованных историй сказок при помощи пальце. Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулирует развитие речи, творческие способности, фантазию. Чем л...

Кроссенс- технология как средство развития связаной речи детей дошкольного возраста.

Пояснительная запискаВ связи с интенсивной технологизацией образовательного процесса передовые идеи обучения и воспитания облекаются в форму технологий. Одной из общепризнанных является технология раз...

Методическая разработка"Круги Луллия как инструмент развития связанной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ" .

Основной целью использования кругов Луллия для формирования у детей с ОВЗ навыков описательного рассказа является системная работа над формированием навыка по каждому элементу описания через графическ...