Консультация для родителей «Речевые игры для детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Голых Елена Александровна

 

Предлагаемые речевые игры для дошкольников научат детей сопоставлять, анализировать, ориентироваться в цветах, формах, характеризовать предметы и действия, подготовят к вдумчивому чтению. Играть в речевые игры можно когда угодно: на прогулке, в транспорте, дома, по дороге в магазин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Речевые игры для детей  дошкольного возраста»

Известно, что игра является приоритетным видом деятельности ребёнка-дошкольника. Ведь именно так он познаёт мир. И здесь важную роль играет домашнее образование, в частности, один из его разделов — развитие речи. С помощью игр, направленных на развитие речи, ребёнок приобретает навыки связной речи и речевого общения.

Предлагаемые речевые игры для дошкольников научат детей сопоставлять, анализировать, ориентироваться в цветах, формах, характеризовать предметы и действия, подготовят к вдумчивому чтению. Играть в речевые игры можно когда угодно: на прогулке, в транспорте, дома, по дороге в магазин.

«Кто какой»

Игра способствует развитию умения называть признаки и качества животных или людей, их действия. Важно, играя, учить обращать внимание на черты характера, повадки, а не только на внешний вид.

Итак, вы показываете ребёнку картинку, например, кошку. Затем вы предлагаете сказать, какая она, что может делать, какой у неё характер: кошечка белая, пушистая, быстрая, шустрая, сообразительная, любит молоко, ловит мышей, ласково мурлычет и так далее.

Аналогично обсуждаются и другие животные: мышонок серый, с длинным хвостиком, пугливый, любопытный; белочка пушистая, рыжая, маленькая, смелая, собирает грибы.

Можно таким образом описывать и людей, например родных, друзей. За старание награждайте ребёнка стикерами, которые можно наклеивать на подготовленный лист успеха.

«Игра-прогулка»

Можно любую прогулку (в городе или на даче) использовать для бесед и игр с ребёнком. Например, в парке называйте цвета листьев, цветов, веток. Старайтесь, чтобы ребёнок максимально точно называл цвет, включая оттенки (допустим, листья светло-зелёные, тёмно-зелёные, салатные, изумрудные, болотные, жёлто-зелёные). Увидев разные цветы (берите не больше двух-трёх видов), попробуйте описать какой-то цветок, пусть ребёнок отгадает его. Затем пусть малыш опишет одно из нескольких деревьев. А вы угадайте, о каком идёт речь.

Попросите ребёнка рассказать о характере деревьев. Попробуйте рассказать сами о том, что одно дерево весёлое, другое грустное. Пусть ребёнок отметит, что нет одинаковых деревьев.

«Объяснялка»

Эта игра расширяет речь ребёнка, позволяет осмыслить поведение своё и окружающих, даёт опыт социального взаимодействия. Кроме того, малыш осваивает форму монолога.

Позвольте ребёнку вжиться в роль взрослого и поделиться своими знаниями, дайте почувствовать себя ответственным. Представьте, что вы инопланетянин и прилетели на чужую планету. Попросите ребёнка назвать и объяснить значение некоторых предметов. Пусть малыш познакомит «инопланетянина» со своим миром.

«Цепочка слов»

Простая и очень полезная игра, пополняющая словарный запас. Можно играть вдвоём, а можно и всей семьёй, соблюдая очерёдность.

Вы говорите слово, например, конфета, а малыш должен назвать слово на букву «а» (последнюю букву названного слова): арбуз — зуб — бублик — кот — тарелка — апельсин и так далее.

Если вы заметили, что ребёнок затрудняется называть слова на какую-то букву, возьмите словарь, прочитайте с ним группу слов на эту букву, объясните значение непонятных. Такие игры отлично обогащают словарный запас.

«Звуки»

Эта игра способствует развитию фонематического слуха и готовит к обучению чтению.

Если ваш малыш знает буквы, то можно играть с ним в «звуки». Вы называете слово. Ребёнок говорит, с какого звука слово начинается, а каким заканчивается. Предложите произнести всё слово по звукам. Можно поменяться ролями. Пусть он сам даст вам задание и проверит его. Помните, что такая игра не должна длится долго, чтобы малышу не надоело.

«Одинаковые слова»

Эта игра знакомит детей с многозначными словами. Подготовьте для наглядности две кружки и два вырезанных кружка (кружки). Разберите с малышом, чем похожи предметы, а чем отличаются. Пусть увидит, где кружки, а где кружки. Рассмотрите рисунок ежа и ёлки, отметьте, что у них есть иголки. Покажите ручку малыша и ручку, которой мы пишем. Так можно дать

Не забывайте беседовать с ребёнком. Пусть он вам побольше рассказывает. Малыши любят рассматривать фотографии. Пусть они расскажут о вашем совместном отдыхе по фотографиям. Если вдруг начнет фантазировать, не прерывайте. Ребёнок развивается в любом случае, не зависящем от того, какие (реальные или вымышленные) события он воспроизводит.

Постарайтесь ограничивать время ребёнка у телевизора. Старайтесь смотреть передачи вместе, обсуждайте увиденное. Это хорошо развивает речевые навыки.

С детьми обязательно надо заниматься дома, потому что те знания, которые дети получают в дошкольный период, останутся в памяти навсегда. Это неоценимая помощь родителей в подготовке ребёнка к жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста"

Специалисты говорят о том,что речь ребенка к 4-5 годам  должна быть "чистой". Однако это мнение специалистов. Родители же на дефекты речи своего ребенка не обращают особого внимания. А ведь испра...

Консультация для родителей " Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста"

Данный материал был собран в помощь родителям ( законным представителям) воспитанников  МБДОУ " Д/с №6 "Малышка"  ГО ЗАТО Комаровский в рамках всеобуча для родителей на ...

Консультация для родителей «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»

Консультация предназначена для родителей,чьи дети достигли старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей"Речевое развитие ребёнка старшего дошкольного возраста"

В дошкольном детстве завершается долгий и сложный процесс овладения речью.Язык становиться средством общения и мышления.Старшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения.Серьёзно...

Консультация для родителей «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»

Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.Задачи:1. расширить знания родителей о возрастных речевых особенностях детей 6-го года жизни;2. формировать...

Консультация для родителей «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»

Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает ...

Консультация для родителей: "Речевые пальчиковые игры"

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, сти...