Главные вкладки

    Практический материал для постановки и автоматизации звука "м".
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Тимофеева Людмила Владимировна

    Рарота со звуком "м".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА  (М).                    

    Речь является одной из важнейших функций человека. В последнее время всё больше появляется детей с нарушением более простых звуков , таких, как : М, Т, Н, Д.

                                       РАБОТА СО ЗВУКОМ «М»                                            

                                                  Артикуляция звука.

    Губы спокойно сомкнуты без напряжения, потом раскрываются мгновенным выходом воздуха. Расстояние между резцами и положением языка зависит от следующего за ним гласного. Голосовые складки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

                                                Постановка звука.

    Постановка звука идет по подражанию. Прижать одну руку ребенка к своей щеке, а другую к  щеке логопеда. Ребенок будет ощущать вибрацию на щеке  логопеда и воспроизводить её путём тактильного контроля через свою ладонь.

                   

              Упражнения для подготовки артикуляционного уклада.

    - Сомкнуть и разомкнуть губы. (5-6 раз.)

    -Сомкнуть и разомкнуть губы, выдыхая воздух через нос.(5-7раз).

    - «Помычать», выдыхая воздух через нос на бумажку, поднесённую к ноздрям.

    -Втянуть губы в рот и вытянуть трубочкой. (5-7 раз).

              Автоматизация звука «м» в прямых ,в обратных слогах, в интервокальной позиции и  в слогах со стечением согласных.

    1.м-м-м-а               ма-мо-му               му-мо-мы

       м-м-м-о               мо-мы-ма               мы-мэ-мо

       м-м-м-у               му-ма-мэ                мэ- мА- мы

    2. а-м-м-м              ам-ом-ум               ым-ом-ам

        о-м-м-м              ум-ом-ам               ом-ум-ым

    3.ама-омо-уму               ама-уму-омо

       омо-ама-ымы             уму-омо-ымы

       уму-эмэ-ымы              омо-ымы-ама

    4.сма-смо-сму-смы-смэ          кма-кмо-кму-кмы-кмэ          шма-шмо-шму-шмы

              Автоматизация звука «м» в прямых , обратных слогах, в интервокальной позиции, в слогах со стечением согласных.

    1.Мак, магазин, малина, Мальвина.

    Мыло, мышка, мысли, мычать.

    Молоко, молоток, мост, моток.

    Муха, мультик, музей, музыка, мухомор.

    2.Дом, том, шлем, шум, гном,

    лом, альбом, дам, вам, ком.

    3.Дымок, замок, помада, туман, кума, дума, комод, камыш, команда, лимон.

    4.Комбайн, лампа, лямка, компас, комната, сумка, камни, младенец, тумба, смородина.

                        ЗВУК «М» В СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ.

    МАКЕТ МОСТА,                          МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА

    МАЛЕНЬКИЙ ДОМ                    МАЛИНОВАЯ ПОМАДА

    МОДНОЕ МАНТО                       ПОМОЩЬ КОМАНДИРУ

    МОЛОТЬ МУКУ                           ШУМНЫЕ МАЛЫШИ.

                      ЗВУК «М» В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

    Мама моет Машу. У Маши мак. Маленький Миша идет в магазин. Маня любит малину. Мурка лакала молоко. У Мани малиновая помада. Мама моет раму. У Маши маска мышонка. У Мани маленький сом. Мурка поймала мышку. Мама моет томаты. Мышата любят молоко. Кошка ловит мышку.

    Мальчик машет флажком. Матрос надел форму. Мы едим малиновый джем. Малыш пьёт молоко .На тарелке малина и лимоны.

                        ЗВУК «М» В ЧИСТОГОВОРКАХ.

    Ма-ма-ма- мама дома. (дома я сама, много шума дома).

    Мо-мо-мо-оно ушло само. (едим эскимо, )

    Мы-мы-мы-в поход идем мы. (погуляли мы)

    Му-му-му- мышку кому?( засыпали муку).

                        СКОРОГОВОРКИ НА ЗВУК «М».

    -Клумба в маленьких бутонах,

    Мук помчался по газону.

    -Мама взяла мыло-

    Лицо дочурке помыла.

    -Мама дома мыла Рому.

    -Кот молоко лакал,

    А Боря булку в молоко макал.

                        ОТРАДАЙ ЗАГАДКИ И НАРИСУЙ ОТГАДКИ.

    1.Целый день летает,                                                 Голова на ножке,

    Всем надоедает.                                                          В голове горошки .(Мак.)

    Ночь наступает,                                                            Красная девица                                                                                            

                                                                                              сидит в темнице,                                                                                              

    Она замирает. (Муха.)                                                А коса на улице. (Морковь.)

                        ИГРА  НА ЗАКРЕПЛЕИЕ ЗВУКА.

    1. «Скажи наоборот»

    Назвать слова, противоположные по смыслу ( антонимы).

    Большой - (маленький)

    Много  – ( мало)

    Сухой – ( мокрый)

    1. « Магазин»

    В « Магазине» выложены игрушки. Дети покупают игрушки на звук «М» и четко их произносят.

    3Повтори стихотворение, чётко проговаривая звук «м».

    Мы ныряем не в реке –

    Мы ныряем в молоке.

    Молоко поля залило,

    Мостик, речку и кусты.

    Молоко дома покрыло,

    Мягко льётся с высоты.

    Мы теперь на самом дне,

    Мы в молочной глубине.

    Мы плывём не в океане,

    Мы плывём в густом тумане.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Постановка и автоматизация звука "К"

    Результаты логопедического обследования (диагностики) воспитанников образовательного учреждения показали увеличение числа детей с нарушениями заднеязычных звуков ([к], [г], [х] и парных мягких [к’], [...

    Конспект индивидуального занятия. Тема: "Постановка и автоматизация звука "л"

    Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на  деятельности и  поведении ребенка. Дети с речевыми  нарушениями начиная понимать свой недостаток становя...

    Постановка и автоматизация звука[к].

    Довольно часто начинающие логопеды испытывают трудность в постановке и автоматизации звука [к]. Подборка  данного материала поможет им в этой работе....

    Индивидуальные занятия для ребенка с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень).Постановка и автоматизация звука А. Конспект с использованием мячиков Су-джок

    Представленный конспект занятий составлялся по индивидуальному маршруту , разработанному для ребенка 6 лет с моторной алалией (ОНР, 1-2 уровень развития), учитывая сохранные функции речи. Занятия с та...

    картотека индивидуальных занятий по постановке и автоматизации звуков Тема: «Весело играем -звуки закрепляем».

    Представленная методическая разработка предназначена для дошкольников 5-7 лет. Основная цель данной методической разработки – коррекция звукопроизношения дошкольников, развитие фонематического с...