Развитие правильного речевого дыхания
консультация по логопедии (младшая группа) на тему

Чикина Елена Анатольевна

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. 

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно-сосудистых заболеваний и т. д. 

Такие несовершенства речевого дыхания, как неумение рационально использовать выдох, речь на вдохе, неполное возобновление запаса воздуха и др., отрицательно влияющие на развитие речи детей, могут быть обусловлены неправильным воспитанием, недостаточным вниманием взрослых к речи детей. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechevogo_dykhaniya.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития

речевого дыхания

        Правильное речевое дыхание ребенка – база для развития речи. У дошкольников наблюдаются следующие несовершенства речевого дыхания:

  1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически слабых детей, а так же у робких, стеснительных.
  2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребенок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове и затем договаривает фразу шепотом. Нередко он из - за этого не договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
  3. Неумелое распределение дыхания по словам. Ребенок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой - (вдох) – дем гулять).
  4. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлебыванием».
  5. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, едва слышно.

     Для постановки многих звуков необходимо выработать сильную воздушную струю.

Недостатки детского дыхания преодолеваются с помощью специальных игр и упражнений. При этом во избежание головокружения продолжительность этих игр должна ограничиваться 3 – 5 минутами (дуем не больше 10 секунд, отдых, снова дуем).

Упражнения для развития

физиологического дыхания

и формирования направленной воздушной струи:

  •  «Загнать мяч в ворота» (выработка длительной, направленной воздушной струи).

Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.

  • «Кто дальше загонит мяч» (выработка плавной, непрерывной струи, идущей посередине языка).

Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Подуть длительно так, чтобы воздушная струя шла посередине языка, и сдуть ватку на противоположный край стола.

  • «Паровозик свистит» (выработка плавной, непрерывной струи).

Взять чистый пузырек и поднести его ко рту. Кончик языка слегка высунуть так, чтобы он касался только края горлышка. Выдыхать воздух плавно в пузырек. Должен получиться свист.

  • «Фокус», «Парашютик» (направление воздушной струи посередине языка).

Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.

  • «Охотник идет по болотам» (распределение воздушной струи по бокам).

Губы в улыбке, язычок между зубами. При выдохе шлепать ладошками по щекам: получается хлюпающий звук.

  • «Фасолевые гонки» (выработка сильной, непрерывной струи, идущей посередине языка).

Коробка из - под конфет оборудована, как дорожки для бегунов -«фасолинок», а начинают они бег при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей. Победит тот, кто быстрее доведет своего бегуна до финиша.

  • «Чья фигурка дальше улетит» (развитие длительного плавного выдоха и активизация мышц губ).

На столах лежат вырезанные из тонкой бумаги или салфеток фигурки птиц, бабочек, цветов, рыбок, снеговиков. Каждый ребенок садится напротив своей фигурки. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» одни дети дуют на фигурки, а остальные следят.

  • «Горох против орехов» (чередование длительного плавного и сильного выдоха).

Проводится матч на «футбольном поле» (коробка от конфет), «клюшки» - трубочки для коктейля. Выигрывает тот, кто быстрее задует своих «игроков» в ворота противника. «Игроки» (2 - 3 горошины и 2 - 3 ореха предварительно разбросаны по всему полю.

  • «Новогодние трубочки - шутки» (развитие длительного плавного и сильного выдоха).

Под воздействием выдыхаемого воздуха раскручивается бумажный язычок.

  • «Кораблик» (чередование сильного и длительного плавного выдоха).

Потребуются таз с водой и бумажные кораблики. Нужно имитировать слабый ветер, чтобы кораблик двигался плавно, и порывистый ветер. Можно дуть, вытянув губы трубочкой, но, не надувая щек, или сложив язык желобком.

  • «Мыльные пузыри» (развитие меткости выдыхаемой струи).

Победителем становится тот, кто выдует самый большой пузырь или у кого больше пузырей получится. Нужно точно дунуть в колечко, иначе пузырей не будет.

        Для развития дыхания полезны следующие игры:

  1. Сдувать снежинки, бумажки, пушинки со стола, с руки.
  2. Дуть на легкие шарики, карандаши и катать их по столу, всевозможные вертушки, бумажные фигурки и ватные шарики, подвешенные на нитке; сдувать тычинки созревших одуванчиков.
  3. Надувать надувные игрушки и воздушные шарики.
  4. Поддувать вверх пушинку, ватку, бумажку, мыльный пузырь.
  5. Играть на детских духовых музыкальных инструментах (дудочках, губных гармошках), петь.

     Эти игры и упражнения развивают дифференцированное дыхание, более длинный, ровный и плавный выдох.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие правильного речевого дыхания.

Формирование правильного речевого дыхания включает различные виды работы и типы занятий. Игровая форма занятия и наглядный материл необходим для поддержания интереса у детей при обучении....

Консультация " Развитие правильного речевого дыхания"

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной. Что же такое правильное речевое ...

Развитие правильного речевого дыхания и голоса

Консультация для родителей по формированию речевого  диафрагмального дыхания. Раскрывает этапы постановки диафрагмального дыхания и игровые упражнения....

Семинар-практикум «Развивающие игры и игровые упражнения для развития правильного речевого дыхания»

Всем известно, какую важную роль в жизни каждого человека играет дыхательный аппарат. Появление малыша начинается с первого вздоха и, следующего за этим вдохом, крика. Однако нельзя быть уверенным в т...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...